конспект урока окружающего мира "Знакомство со съедобными и несъедобными грибами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
в документе представлен подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konspekt.docx | 690.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Урок окружающего мира в 3 классе
«Знакомство со съедобными и несъедобными грибами»
Тема:« Знакомство со съедобными и несъедобными грибами»
Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через знакомство с царством грибов.
Задачи:
образовательные:\
- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов
- актуализировать знания детей о грибах;
- сформулировать правила сбора грибов;
- создать условия для усвоения знаний о съедобных н несъедобных грибах
- различать части гриба;.
развивающие:
- содействовать формированию критического мышления;
- развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
- развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
- создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитательные:
- воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
- создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты
- научить узнавать и отличать съедобные грибы от несъедобных;
- знать правила сбора грибов.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать свое мнение;
Метапредметные:
Познавательные умения:
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение работать в группе
- формировать умение слушать и понимать других.
Предметные:
- умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия: открытие нового знания
Организация образовательного процесса
Оборудование:
- интерактивная доска;
- ноутбук учителя
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
Новый день предлагаю начать с улыбки.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2 Минутка развития речи Начнём урок с минутки развития речи
1. По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли
- Мы с друзьями в лес пошли,
Много там грибов нашли,
Белых, рыженьких, лисичек,
И волнушечек- сестричек.
Мухоморы нам кивали,
Мы в корзинки их не брали,
Нам такие не нужны,
Ядовитые они.
3 Актуализация знаний
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
все загадки разгадать-
надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.
А что такое природа?
Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками.
Какая бывает природа?
Живая и неживая.
Какие признаки живой природы вам известны?
Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает.
А знаете ли вы какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе, мы сейчас проверим, поиграв в игру «Живое»- «Неживое». Если объект относится к живой природе – хлопайте, если к неживой топайте.
(Сова, солнце, ручей, дуб, воздух, море, тигр, берёза, рысь, ястреб)
Давайте повторим признаки живой природы.
4 Изучение нового материала
А сегодня мы с вами поговорим ещё об одном объекте природы. А о каком вы мне скажете, отгадав загадку.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (гриб)
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о грибах)
О каких, узнаем из сценки.
Сценка «Разговор грибов»
Однажды красный мухомор
Расхвастался перед грибами:
- Ведь я один лишь украшаю бор,
И это все отлично знают сами.
Как я наряден, как умён!
А шапочка моя, ну, просто сон!
И тут лисичка отвечала:
- В твоём наряде проку мало!
Ты, батюшка, хорош на вид,
Но очень уж ты ядовит!
Как называются грибы, которые вели разговор? (мухомор и лисичка), а какие это грибы? Съедобные и несъедобные.
Прочитайте тему нашего урока (по бегущей строке)
Какие задачи поставим на урок?
- узнать что такое грибы?
- строение грибов
- какие грибы бывают?
- правила сбора грибов
Молодцы! Ребята, вы справились с этим заданием. Теперь вы знаете, о каких грибах мы сегодня поговорим.
Давайте сначала поговорим о съедобных грибах: где они растут, чем питаются, какую пользу приносят, как их правильно нужно собирать.
Всё это мы узнаем, заслушав сообщения своих одноклассников.
- Боровик
Лев – царь зверей, орёл – царь птиц, а белый гриб – боровик – царь гриб. Ножка у него толстая, светлая, плотная, шляпка бархатная. Этот гриб такой солидный, пузатенький, тяжеленький, сразу видно барин!
- Маслята.
Ножка у него не такая высокая, как у подберёзовика, сам он будто прижат к земле. Шляпка – коричневая, и главное – покрыта маслянистой плёнкой, к которой прилипают еловые иголки и прочий лесной мусор.
- Опята.
Жёлто-коричневой шапкой покрывают опята старый пень или ствол дерева. Опят всегда много – целая семейка. Ножки тоненькие, длинненькие, шапки аккуратненькие, кругленькие. Цветом грибочки с осенней листвой сливаются, глаз радуют, в корзинку просятся.
- Груздь – мякоть беловатая. На срезе выделяется сок, жгучий на вкус. Ножка короткая, внутри пустая. Шляпка напоминает воронку с завёрнутым краем.
- «Леди с вуалью», или бамбуковый гриб
Это гриб «Леди с вуалью», или бамбуковый гриб . Гриб использует «вуаль» для привлечения мух — разносчиков спор. Гриб используют в высокой китайской кухне, и в медицине.
6) Грибная лапша
Плодовые тела гриба округлые, сидячие, без ножки, белые. Мякоть у грибной лапши белая, мясистая, при высыхании слегка желтеющая
Используется в пищу напоминает вкус мяса креветок и в лечении пищевода, гастрита и повышает иммунитет. Внесен в Красную книгу
7)Ежовик коралловидный или дождевик игольчатый. Редкий вид. Внесен в Красную книгу встречается в лесах Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: Растет на пнях в смешанных и лиственных лесах. Встречается не часто. |
Гриб похож на хрупкий белоснежный коралл имеет упругую, мясистую, белую мякоть с приятным грибным ароматом. В Китае активно применяется для профилактики и лечения желудка, нервной и дыхательных систем, а также для повышения иммунитета
Вывод: что мы узнали о съедобных грибах?
Проблемный вопрос А когда и как появились грибы? (из истории)
Встречая в лесу гриб, мы сталкиваемся с опасностью и восхищением. Съедая гриб мы можем получить отравление, а можем насладится приятным вкусом грибов. Гриб это древнейший житель леса. Издавна люди охотились за грибами, а грибы прятались от людей под листьями опавшими с деревьев. Но ранее большая часть удачной грибной охоты, оборачивалась смертельным исходом для человека. Что такое грибы в целом? Грибы - группа организмов, растущая на всем континенте.
Грибов насчитывается около ста тысяч видов. Грибы состоят из очень тонких нитей. Как появились грибы на земле, долгое время оставалось загадкой. Их появление связывали с различными природными явлениями, такими как удар молнии, испарение росы и испарение сгнивших органических веществ.
Еще были версии, что грибы это дети богов, а другие говорили, что грибы это дети дьявола. Но, в конце концов, ученые вписали грибы в класс растений. Немного позже, эти же ученые определили, что грибы обладают характеристиками, характерными для животных. Затем их выделили в отдельное царство – царство грибов.
Учитель: грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они имеют большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу, так как грибы содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Многие грибы дружат с деревьями и кустарниками, под которыми селятся (подосиновики под осинами, подберёзовики – под берёзами, рыжики – под соснами и елками). Такая дружба выгодна и грибу и дереву. Гриб оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же отдаёт дереву питательные вещества, которые берёт из почвы.
Грибы быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки- эти грибы лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.
-Ребята, как вы думаете, из каких частей состоит гриб (ответы детей)
Шляпка – ножка – грибница (показ в презентации)
-Что такое грибница? – подземная часть гриба
-Для чего она нужна? – она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами
Вывод из каких частей состоит гриб?
А какую пользу приносят грибы нам расскажет - Егор.
Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь, охранять и собирать аккуратно
- Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.
- Грибами питаются многие животные
- Из некоторых грибов человек готовит еду
- Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.
- Есть грибы лекарства.
Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.
Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик).
На берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение.
Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.
А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов?
Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.
А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей. А сегодня мы познакомимся с растущими в лесу несъедобными грибами.
ФИЗМИНУТКА
Давайте поговорим о несъедобных грибах
1) Мухомор.
Наш друг Мухомор – гриб честный. Он своей окраской предупреждает: «Не ешь меня!» не вздумай пинать мухомор ногой! Это тебе мухомор ни к чему – а в лесу он очень даже нужен. Лоси им, например, лечатся от своих лосиных насморков. Красными мухоморами в давние времена лечили ревматизм, даже туберкулёз. Настойку из сушёных мухоморов употребляли при болях в мышцах и позвоночнике.
2)Бледная поганка.
Самый ядовитый гриб! Съешь даже маленький кусочек бледной поганки – прощайся с белым светом. Ножка у поганки тоненькая, под шляпкой – колечко из лохмотьев кожицы. Бледная поганка действительно бледная. Некоторые считают, что если грибы отваришь, а воду слить, то яд уйдёт. Нечего подобного.
3) Клавария бледно-бурая
Гриб имеет фиолетовое или сиреневое тело. Существует около 1200 видов грибов, которые отличаются цветом. Этот гриб растёт в основном в тропических лесах и считается несъедобным. Внесён в Красную книгу
4) Кровоточащий гриб или «зуб дьявола»
Он имеет горький вкус, поэтому несъедобен. Растет на земле в смешанных лесах.
Шляпка неровная, вдавленная, окрашена у молодых грибов в белые тона, постепенно приобретает красный или фиолетовый цвет.
Вывод: что вы узнали о несъедобных грибах?
5 Закрепление изученного
А сейчас я проверю, как вы усвоили, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
- Игра «Съедобное - несъедобное»
Я называю грибы, если гриб не является съедобным, то вы поднимаете зелёную карточку, а если несъедобный – красную карточку.
Маслёнок, груздь, Бледная поганка, подосиновик, боровик, подберёзовик, Мухомор, рыжик , волнушка, Ложный опёнок, шампиньон, опята.
Давайте подведём итог: назовите съедобные грибы, которые встретились в игре.
Прежде, чем мы с вами приступим к следующему заданию, давайте подготовим глазки.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
А сейчас мы с вами попробуем решить несколько задач о правильном сборе грибов.
Работать будете в группах (выступление детей) правила работы в группах
- Решение экологических задач
Задача № 1
Нашёл грибник один белый гриб, а разрыл вокруг весь мох и траву, выискивая
мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе?
Задача № 3.
Костя и Миша пошли в лес за грибами.
Миша набрал полную корзину мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша?
Вывод нужно бережно относиться к дарам природы и соблюдать правила:
- Не собирай неизвестные грибы
- Гриб срезай ножом
- Не пробуй грибы на вкус
- Придя домой ещё раз вместе со взрослыми пересмотри грибы.
6.Этап рефлексии
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше? - Что понравилось делать?
- Что было трудно?
На столе перед вами лежат сигнальные карточки.
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.
7. Домашнее задание
1 группа – сочинить сказку про несъедобный гриб
2 группа - написать рецепт приготовления блюда из грибов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."
Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочныйлес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными гриб...
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
Конспект урока окружающий мир 3 класс «В царстве грибов»
Конспект урока окружающий мир 3 класс по программе "Школа России"....
урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"
1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...
конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс
Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...
Конспект урока окружающего мира по теме: "В царстве грибов" 3 класс. УМК "Школа России"
Цель урока: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы. Формируемые УУД: Личностные: прививать навыки экологической культуры, формировать стабильный интерес ...