Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс)
План + презентация + конспект, по окр.миру
Тема:Что мы знаем о птицах?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План | 111.5 КБ |
Презентация | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Емельянова Ольга Евгеньевна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологическая карта изучения темы «Что мы знаем о птицах»
Тема | Что мы знаем о птицах |
Дидактическая задача: | Формировать представление о многообразии птиц, о значении природных условий для их жизни. |
Цели: | Образовательные: Уточнить знания обучающихся о многообразии птиц, о значении природных условий для их жизни. Совершенствовать умение узнавать птиц по их устному описанию. Способствовать развитию связной речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания. Воспитывать культуру поведения в природе, заботливое отношение к птицам. Формировать УУД: - Личностные: принять норму нравственного поведения в природе (социальная позиция школьника) . - Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свою мысль в устной речи; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать объекты и их образы; составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Иметь представления о многообразии птиц, о значении природных условий для их жизни. Уметь определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свою мысль в устной речи; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать объекты и их образы; составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД). |
Методы | Словесный (рассказ, проблемный диалог), деятельностный (практическая работа), наглядный. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. Ч.1. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с. ; дидактический материал «Познаём окружающий мир. Птицы» |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах. |
Схема конспекта урока
Педагог Емельянова Ольга Евгеньевна
Предмет Окружающий мир Класс 1
Тема урока Что мы знаем о птицах
Тип урока урок усвоения новых знаний
Этапы урока | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент (1 мин) Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности | А сейчас проверь, дружок, |
2. | Подготовка к активной познавательной деятельности (4 - 6 мин.) Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тематические рамки. | - Как замечательно наблюдать за птицами в небе, любоваться их полетом. Иногда мы мечтаем побывать на их месте, бывает, что мы летаем во сне… Чувство полёта – это удивительное чувство! Люди воспевают птиц в стихах, картинах, сказках. Сегодня мы с вами заглянем в чудесное, загадочное царство птиц! Наш урок я хотела бы начать с загадок. Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, Чернокрылый, красногрудый, не боится он простуды – По дереву – вниз головой! – Бежит в одежде голубой… Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет. Все время стучит, деревья долбит. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Люблю всем в лесу рассказать, где была. (сорока)
А зовут его… (скворец)
И прохожих пугает (сова)
Нос, как топор, хвост, как упор (дятел)
По дворам шныряет, крохи собирает (воробей) 6Он в мундире ярком, |
3. | 3.Формулирование темы урока, постановка цели (2 – 3 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | - О ком были наши загадки? (о птицах) -Кто-то уже догадался, какова будет тема нашего урока? (Птицы) - Где можно посмотреть и уточнить тему урока? (в учебнике) Тема: Что мы знаем о птицах. - Вы уже знаете что-то о птицах? (да) - Какую цель поставим перед собой на данном уроке? (обобщить и расширить свои знания о птицах) Наука, которая изучает жизнь птиц, называется орнитологией. А людей, которые занимаются изучением птиц, называют – орнитологами. На сегодняшнем уроке мы с вами будем начинающими орнитологами. Кого мы называем птицей? Птица – это живое существо, которое умеет летать. Но есть и такие, птицы, которые не летают. Чтобы точно определить, что перед нами птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает его от других. |
4. | 4.Поиск решения учебной задачи. Изучение нового материала. (7 - 9 мин) Цели: - организовать работу по формированию представлений о классе птиц, их многообразии. - уточнить и расширить представления о перелётных, осёдлых и кочующих птицах | - Рассмотрите рисунки. Чем похожи все птицы? Что у них общего? (у птиц есть 2 крыла, 2 лапки, клюв, тело покрыто перьями, размножаются яйцами) Учитель показывает разные перья. - Чем отличаются перья? (размером, формой, цветом) Одно перо мягкое, пушистое; другое - упругое, жёсткое. Попробуем подкинуть его. - Что заметили? ( Оно хорошо летит) -Почему? ( Не знаем или лёгкое). Учитель отрезает часть пера. - Какое перо внутри? (Пустое). Поэтому оно очень лёгкое. Учитель брызгает на перо водой. Что заметили? ( Капли воды скатываются). -Какова ещё одна роль перьев? ( Они защищают птиц от воды). - Зачем нужны мягкие перья птицам? ( Они защищают их от холода). Перья бывают очень разными по назначению, форме, окраске. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. ( Например, яркие перья павлина). - Птиц на земле около 9 тысяч видов. Только в России их насчитывают более 760 видов. Есть птицы очень большие, величиной около двух метров, есть и совсем маленькие, размером с бабочку или стрекозу. Весят такие птицы всего несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать очень высоко в небе, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи, третьи – в пустыни, или только в горах, четвёртые – на берегу моря или у других водоёмов. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», а есть те, которые едят только растительную пищу, чаще всего - это ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнёзда в ветвях деревьев и кустов или на земле. Невозможно, конечно, знать всех птиц, но мы обязаны знать тех, которые живут рядом с нами. -Перечислите тех птиц, которые живут с нами. - Все ли птицы летают? Какая птица не летает? (петух, пингвин) - Какой вывод сделаем? (признак «летает» - «не летает» не является определяющим для птиц) - Все перечисленные вами ранее признаки отличают птиц от других представителей животного мира. - Но каждая птица уникальна. Птицы отличаются друг от друга расцветкой оперениям, размерами, местом своего обитания и т.д. -Давайте обратимся к учебнику с.72, рассмотрим рисунки. Назовите птиц. - Разделите птиц на две группы: перелётные и осёдлые. (работайте в парах) - Давайте проверим вашу работу /слайд 9/ - Почему же птицы улетают от нас? Разве им у нас было плохо? (ответы детей) - Многие птицы улетают от нас на зиму. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Это в основном те птицы, которые питаются насекомыми. Насекомых не стало, птицам нечего есть и улетают птицы в поисках пищи. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Какие же птицы остаются с нами зимовать? (Ответы детей) - Какая птица не относится ни к одной из этих групп? (снегирь) - Обратимся к учебнику с. 73. Прочитайте небольшую статью о снегире (один ученик читает, другие следят). Какое новое слово вам встретилось? (кочующая птица). Что это значит? (зимой снегирь перебирается поближе к жилью людей). - Сделаем вывод: птицы делятся на перелётных, осёдлых и кочующих. Отгадайте загадки: 1) Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя? ( Снегирь) Слайд . Чтение текста учащимися (с. 73). Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. 2) Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? … (воробей). Слайд . Чтение текста учащимися (с.74) Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю. 3) На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица: В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется... (синица) Слайд . Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии». Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц. 4) Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ... (Сорока). Слайд Сорока – ловкая подвижная, суетливая птица. 2) Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? … (воробей). Слайд . Игра “Кто лишний?” – Скворец, ворона, ласточка, жаворонок, соловей. (Лишняя ворона, так как это оседлая птица, а все остальные перелетные.) Чтение рассказа “Воробьи” в учебнике на стр. 74. – Ребята, почему воробью понравилось в метро? А воробей – это дикая или домашняя птица? г. Барановичи. Беларусь. г. Ульм. Германия. г. Токио Физминутка-игра «Прилетели птицы» Правила игры: Учитель называет птиц и насекомых. Если называет птицу, надо помахать руками, изображая её; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчёлы, снегири… Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи… Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, кузнечики… Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, галки, воробьи, вороны, снегири, дятлы… |
5.Закрепление учебного материала, выполнение упражнений (10 - 15 мин) Цель: - организовать работу над вопросом нравственного поведения человека в природе | - Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку: В её конуре такой же морозище, Как на дворе. о больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь, очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? (ответы детей на вопрос - Как можно помочь птицам в зимнее время?) -Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода. Сценка «Глухарь и сорока» (2 ученика) Глухарь. Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала? Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью – на светлой опушке. Глухарь. А теперь куда? Сорока. В деревню, милок, в деревню. Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу? Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого. Глухарь. Чем же в деревне-то хорошо? Сорока. Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, на помойке объедков найду. Я птица не гордая! - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. - Так чем же человек может помочь зимующим птицам? (ответы детей: сделать кормушки и подкармливать птиц) /слайд10/ - Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Рассматривание кормушек, изготовленных детьми) . Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. -Ребята, а чем можно кормить птиц? Слайды Семена арбуза, тыквы, подсолнечника (не жареные) едят все птички. Овёс, пшено едят воробьи и синицы. Ягоды рябины любят снегири и свиристели. Сало (несолёное) – хорошая подкормка для птиц в мороз, особенно его любят синицы. - Я вам раздам таблички, чтобы вы знали, какие птицы что любят. А вы вместе с родителями их прочитаете и будете грамотно кормить птиц. А птицы скажут вам… (хором) спасибо! Стихотворение (читает заранее подготовленный ученик). Слайд 17. Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их не счесть Видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. Приучайте птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. - Обратимся к учебнику с 76. Прочитаем рассказ-загадку «Кто обедал в птичьей столовой?» (читает один ученик, остальные следят) - Назовите, кто обедал в птичьей столовой. Найдите этих птиц на рисунке. Физминутка. Скоком-боком, боком-скоком Ходит галка мимо окон Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. | |
6. | 7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 - 5 мин.) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности. | - Подведём итог урока. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Где эти знания вам могут пригодиться? - Кто из вас решил для себя, что зимой нужно подкармливать птиц и будет выполнять это? - На следующем уроке мы продолжим разговор о птицах. Если кого-то из вас желает подготовить небольшой рассказ об одной из птиц, то вы можете сделать это. На следующем уроке мы послушаем ваши рассказы. Слайд . Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладони. Я посадил птицу в клетку, и она погибла… И тогда я понял, что прикоснуться К красоте можно только сердцем! - А что значит «прикоснуться сердцем»? Природу, всё, что нас окружает нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет бесконечной и счастливой. За хорошую работу на уроке вы получаете картинку - раскраску. Слайд . - Для того, чтобы определить понравился вам сегодняшний урок или нет, выполните задание. ??? У вас на столах лежат смайлики им нужно дорисовать ротик. Если вам было интересно, комфортно на уроке – дорисуйте улыбку; если что-то не получалось, переживали, волновались – нарисуйте прямую черту; если было страшно, не интересно, трудно – уголки рта опущены. - Молодцы, спасибо за урок. |
Семена для птиц | ||
подсолнечника (все птицы) | овса (овсянки, синицы) | арбуза (синицы, поползни) |
пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы) | тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи) | кедровых орешков (поползни, дятлы) |
рябины, калины (снегири, свиристели) | льна (все птицы) | клевера (щеглы, чечётки, воробьи, синицы) |
Семена для птиц | ||
подсолнечника (все птицы) | овса (овсянки, синицы) | арбуза (синицы, поползни) |
пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы) | тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи) | кедровых орешков (поползни, дятлы) |
рябины, калины (снегири, свиристели) | льна (все птицы) | клевера (щеглы, чечётки, воробьи, синицы) |
Подписи к слайдам:
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладони. Я посадил птицу в клетку, и она погибла… И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем! 08.04.19 http://www.deti-66.ru/
08.04.19 http://www.deti-66.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...