Метод проектов
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира во 2 классе "Защита проекта "Зимние месяцы" | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема урока: «Защита проекта «Зимние месяцы».
Панферова Галина Михайловна
Цели: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки зимней природы; жизнь растительного и животного мира зимой;
развивать внимание, любознательность, мышление, (учить анализировать, сравнивать, делать выводы);
развивать личностные качества (доброту, ответственность); воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: выставка книг, диски с музыкой П.И.Чайковского «Времена года», картины, рисунки детей.
Ход урока.
І. Организационный момент, сообщение целей урока.
Приветствие класса. Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! У нас сегодня необычный урок, где много гостей. Давайте поприветствуем их. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.
- Ребята, послушайте загадку, и вы догадаетесь, о чем пойдет речь на уроке.
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)
- На этом уроке мы узнаем, какие тайны и чудеса таит в себе наша сибирская зимушка-зима. Тема нашего урока «Защита проекта «Зимние месяцы».
Сегодня мы будем говорить обо всём, что знаем о зиме.
- Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыла снегом дома и деревья, замостила лужи, озера, реки. Зима – одно из самых любимых в народе времен года. Это время покоя и отдыха. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкой, гостьей, матушкой.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П.А.Вяземский
В ней все: обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, природа околдована чарами зимы, зимние забавы детей и даже взрослых.
- Какие вы знаете зимние месяцы? (ответы детей). Правильно. Вот и начнем мы с вами защиту нашего проекта с первого зимнего месяца декабря.
ІІ. Основная часть.
(1-я группа)
- 1-й ученик: Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
2-й ученик:
Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «децем» - что значит десять, так как он был десятым месяцем года. После календарной реформы Юлия Цезаря декабрь стал двенадцатым месяцем.
3-й ученик:
Этот месяц в народе называют «студень»: на всю зиму землю студит. Имя «хмурень», пора хмурого серого неба и ранних сумерек, «просинец» - когда выпадают ясные денечки и в разрывах облаков вдруг показывается ярко-синее небо. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет – лютует, потому и «лютовей» или «лютень».
4-й ученик:
А еще декабрь величают «ветрозвон» и «ветрозим», «заморозь» - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. В декабре замерзают реки, поэтому он еще «ледостав». В этом месяце год кончается, зима начинается. Декабрь – полночь года, самый темный месяц, шапка зимы, канун новогодья.
1-й ученик: В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привез.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила!
(С. Маршак.)
2-й ученик:
Пословицы и поговорки:
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает.
Декабрь сердит, на весь год землю студит.
В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.
3-й ученик
Загадки декабря
Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Зима)
В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд)
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
Вырос лес, белый весь. Пешком в него не войти, на коне не въехать.
(Морозный узор на стекле)
4-й ученик:
Народные приметы:
Если в декабре большие сугробы – это к урожаю.
Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
Дым столбом - к морозу.
Зимой тепло – летом холодно.
1-й ученик:
Наши наблюдения:
Самый сильный мороз был 22 декабря – 37 градусов.
Самый тёплый день 1 декабря – 0 градусов.
Было 10 солнечных дней. Средняя температура декабря -20 градусов мороза.
22 декабря – самый короткий день, который длился 7 часов.
Может быть, какие-то вопросы будут выступающим или дополнение о месяце декабре?
- Послушаем о следующем зимнем месяце.
(2-я группа)
- 1-й ученик: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
2-й ученик:
Первый месяц года – январь – назван так римлянами в честь двуликого бога Януса. И январь с двумя лицами – солнце и мороз. Название месяца – «просинец», от слова «просинь» – прояснение после долгого периода пасмурных дней. Да и лед на реках синеет из-за того, что становится толстым. Январь точно рассекает зиму пополам, и за это его называли «сечень».
3-й ученик:
Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще. В январе мы наблюдаем настоящую сибирскую сказочную зиму.
4-й ученик:
Дохнуло холодами на лес. Спят, укутавшись в сугробы, ёлочки, утонули по колено в снегу тонкие осинки и березки. Мороз им не страшен. А вот большим деревьям холоднее, потрескивают от мороза, стонут на весь лес от стужи. Спрятались звери. Редко кого встретишь на лесной тропе. Только голод выгонит лесных жителей из укрытий.
5-й ученик:
В кронах тайги не страшно зимой только двум птицам клесту и кедровке. У клеста корма много на еловых ветках - урожай шишек. А кедровка побеспокоилась о пропитании заранее – заложила на хранение несколько кладовых с орехами. Самый счастливый в тайге – косолапый мишка. Не знает он забот всю зиму, посапывает себе в тёплой берлоге. Живет лес в январе нелегкой жизнью.
1-й ученик:
Пословицы и поговорки:
Месяц январь – зимы государь.
Январь – ломонос: береги свой нос.
В январе и горшок на печи замерзает.
Январь подкладывает дров в печку.
2-й ученик:
Зимние загадки:
Все лето стояли. Зимы ожидали. Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)
Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)
Льётся речка – мы лежим, лед на речке мы бежим. (Коньки)
Я – вода и по воде плаваю. (Льдина)
3-й ученик:
Народные приметы:
Если январь холодный, июль будет сухой, жаркий, не жди грибов до осени.
Коли в январе март, бойся в марте января.
Морозы на последней неделе января обещают холодное лето.
Сух январь – крестьянин богат.
4-й ученик:
Наши наблюдения:
Самый морозный день был 8 января – 45 градусов мороза.
Самый теплый день был 12 января – 10 градусов мороза.
В январе было 25 солнечных дней. Средняя температура в январе – 30 градусов мороза.
Долгота дня 22 января - 8 часов 2 минуты, день стал длиннее на час с лишним.
Будут ли вопросы или дополнения о месяце январе?
- Послушаем о последнем зимнем месяце.
(3-я группа)
- 1-й ученик: По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
2-й ученик:
Февраль – «межень» по-народному. За то, что он вроде календарной межи между зимой и весной. Ещё называют его «лютень» (из-за больших морозов), «бокогрей» (солнышко пригревает). А все-таки видно, что весна близко: день на два с половиной часа прибавился. И, главное, воздух уже весенний, ароматный.
3-й ученик:
Февраль – финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится в лесу меж голых берез и осин. А в безветрие все осыпано инеем. Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днём в затишье начинает пригревать солнце.
4-й ученик:
Месяц февраль – частых метелей. Называли его «вьюговой» или «снежень».
Дни в феврале, как правило, яркие, солнечные, но холодные. Изменчив, капризен февраль. То оттепель с плюсовой отметкой на термометре, то мороз под 20 градусов.
5-й ученик: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
1-й ученик:
Пословицы и поговорки:
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
У февраля два друга – метель и вьюга.
Февраль – месяц лютый, спрашивает: как обутый?
Хоть февраль злится, но весну чует.
2-й ученик:
Зимние загадки:
Бел, а не сахар, ног нет, а идёт. (Снег)
Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга. Метель)
Не огонь, а жжётся. (Мороз)
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)
3-й ученик:
Народные приметы:
Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
Февраль холодный и сухой – август жаркий.
Воробьи дружно чирикают – к теплу.
Зима снежная – лето дождливое.
4-й ученик:
В конце зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. На фермах появляются телята. Люди готовятся к весеннему севу, проводят задержание снега, вывозят навоз на поля. В лесу они занимаются заготовкой древесины.
5-ученик:
Наши наблюдения:
Самый морозный день был 9 февраля – 40 градусов мороза.
Самый теплый день был 18 февраля – 0 градусов.
В феврале было 25 солнечных дней. Средняя температура в феврале – 29 градусов мороза.
Долгота дня 22 февраля 10 часов 10 минут, день стал длиннее на 2 часа с лишним.
Учитель: Мы с вами проследили, как можно с помощью стихов, рассказов, которые пишут поэты, писатели; с помощью красок, которыми пишут художники картины, передать чувства, эмоции, любовь к родной природе. Певцы могут с помощью песен, а композиторы – с помощью музыки.
Композитор П.И.Чайковский написал «Времена года», где каждый месяц имеет свою окраску.
Послушаем музыку – декабрь, январь, февраль. Постарайтесь определить её смысл. Что вы представляли, когда слушали музыку? Какое настроение у вас, когда вы слышите эту музыку?
ІІІ. Заключение.
Ученик: Проведя наблюдения за явлениями природы зимой, можно сделать следующие выводы:
- При наблюдении за явлениями природы в разные зимние месяцы, мы видели изменения в природе, так как и предполагали.
Декабрь – полночь года, месяц долгих ночей, коротких дней и
морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина.
Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг, а самое главное воздух уже
весенний.
- В отношении древних к природе есть близкое нам и по сей день. Это старинные праздники: святки (колядки), масленица, пасха. О том, как празднуют эти праздники, мы написали в нашей книге.
Ученик: В результате нашего проекта получился продукт – книга, которая называется «Зимние месяцы». Мы её подарим ребятам старшей группы детского сада
Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы сегодня освоили метод проекта, вы уже знаете, что такое проект, как создать проект. Вы стали опытнее, умеете работать в коллективе, распределять работу. Желаю успехов в освоении метода проекта!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...
Метод проекта в условиях ФГОС. Проект "Я люблю свою маму"
Проект ко Дню матери. Краткосрочный проект для детей школьного возраста «Я люблю свою маму»...
Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"
Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....