Окружающий мир. Петр Первый"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Храбан Лилия Григорьевна

Урок построен в 3 этапа: 1-детство Петра, 2-отрочество, 3-Петр-преобразователь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

на тему

«Петр Великий». 4 класс

Цель:

 Сформировать представления у учащихся о времени правления ПетраI,

             его реформах.

Задачи:

  1. Вызвать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны
  2. Систематизировать и углубить знания по теме;
  3. Развивать познавательные способности и монологическую речь;
  4. Развивать умение работать с дополнительной литературой;
  5. Развивать умение обобщать и делать выводы;
  6. Воспитывать на примере жизнедеятельности ПетраI любовь к Родине;

Оборудование:

  1. ПК;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Презентация;
  4. Карточки;
  5. Выставка книг о ПетреI

Ход урока

I. Организационный момент.

 И снова урок истории –
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!

II. Подведение к проблеме.

- Прочитайте строчки А.С.Пушкина.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Догадались о ком идет речь?

- Обоснуйте свой ответ.

- Прослушайте еще одно стихотворение А.С.Пушкина.

- О каком городе он написал?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

III. Формулирование проблемы учащимися (тема урока)

- Найдите связь между С-Петербургом и ПетромI.

- Сформулируйте тему урока.

IV.Мотивация.

– Итак, вы поняли, что тема нашего урока “Петр Первый”. Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”. А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

(работа в группах)

  1. Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?
  2. Хотелось бы узнать о детстве Петра.
  3. Каким правителем был Петр Первый?
  4. Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

– В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы

V. Работа по теме.

- Наш урок мы разделим на 3 этапа – ранние годы Петра, юность и поговорим о Петре, как о преобразователе. 

1.- Уже изначально появление Петра было таинственным. Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

     И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

     Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

- О том, какое детство было у Петра, вы узнаете, поработав в парах.

У вас на партах лежат карточка. Ваша задача: прочитать и ответить на вопрос - что же интересного или необычного вы узнали из жизни маленького Петра.

Карточка

     По заведенному обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. Покои царевича заполнялись игрушками. Среди них были лук и стрелы, пушки и барабаны, музыкальные инструменты. Маленький царевич с увлечением играл на клавикордах с медными струнами, дудках и трубе. Их то и дело носили в Оружейную палату на починку. Живой и подвижный ребенок то струны в клавикордах портил, то ломал дудку. Для игр к Петру приставляли сверстников из детей бояр.

     К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. И теперь в мастерскую Оружейной палаты то и дело приносили на починку прорванные барабаны, сломанные луки и потешные пистолеты.

     У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой.

     Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. Первым учителем  был скромный и знающий Никита Зотов. Обучался Петр по персональному букварю, который заказал его отец лучшему писцу.

     Петру исполнилось 10 лет. В Преображенском на берегу реки Яузы царевич построил потешный городок. Это была крепость с башнями, окопами, бастионами, которую он назвал Пресбург. В крепости были жилые помещения для Петра и потешных солдат, амбары для хранения пушек и оружия.

     Очень увлекало Петра военное дело. Детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение. Из-за смерти отца Петр в годы обучения не получил тех знаний, которые обычно имели царевичи. Его образование было скромным.

- На какие этапы вы бы разделили раннее детство Петра?

- Что интересного вы узнали о Петре в возрасте до 5 лет?

- Чем интересен возраст Петра от 5 до 7 лет?

- Что изменилось  в воспитании Петра с 7 лет?

- Откройте уч: стр.94  прочитайте 2 абзац.

- Царем Петр стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

2. - Итак, плавно переходим к юности Петра.

     Мы уже знаем, что на набережной реки Яузы была построена «потешная крепость» Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

     Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» - в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная армия.

3. - Поподробнее поговорим о Петре  в более зрелом возрасте.

(выступление 1 ученика)

      Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.

     Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить и корабли научился.

(2 ученик)

     Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. 20 октября 1696 года Боярская Дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: “Морским судам быть”. Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А “дедушка русского флота” – неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.

- Откройте уч: стр.97 и прочитайте о создании собственного морского флота.

(3 ученик)

     Петр Первый любил говорить: “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.

     В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли.

Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. “Делу время, потехе – час”, – напоминал Петр окружающим.

(4 ученик) Строительство города на Неве

     После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает “святого Петра крепость”. Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.

     В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью – Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре – на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее – с середины прошлого века – ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.

     В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки – зрелище бывало просто сказочное.

- Спасибо ребятам, которые помогли в проведении урока.

- на стр. 95 – 96 в учебнике вы найдете ответ на вопрос: какие изменения произошли еще с приходом на престол Петра Великого?-

  1. 1 января – Новый год
  2. Первая печатная газета
  3. Первый музей
  4. Первая публичная библиотека
  5. Появление морского флота
  6. Открытие новых заводов
  7. Возникли новые города

VI. Подведение итогов.

– Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?

–Что о детстве Петра вы запомнили?

– Каким правителем был Петр Первый?

– Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

VII.  Информация о домашнем задании

– Выберите вариант задания для домашней работы.

1 вариант: изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с.94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.

2 вариант: изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с.94-100, выполнить задание на с.100 учебника: составь рассказ о строительстве Санкт – Петербурга от лица одного из предложенных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме: "Петр Первый - необычный царь"

Цельурока: знакомство детей с личностью Петра Первого, его реформами и вкладом в развитие России....

Презентация к уроку окружающего мира "Петр Первый"

Презентация к уроку окружающего мира "Петр Первый с применением метода "Кроссенс"....

Патриотическое воспитание младших школьников через личность Петра Первого на уроке окружающего мира в 4 классе

К 350-летию со дня Рождения Петра Великого мною был проведен урок окружающего мира, на котором я на примере личности Петра Первого,  раскрывая его качества, рассказывая о его преобразованиях и их...

Презентация к уроку окружающего мира "Петр Первый"

Материал для работы на уроке окружающего мира в 4 классе....

Дидактические материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме «Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту» (УМК «Планета знаний»)

Здесь представлены задания учащимся 4 класса для осуществления групповой работы на уроке окружающего мира по теме "Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке ...