Окружающий мир. Петр Первый.
план-конспект урока по окружающему миру по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_petr1.rar15.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сосьвинская СОШ

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

Окружающий мир

4 класс

Учитель: Штакина

Василиса Владиславовна

2012 год

"Петр Великий"

Цель урока: Дать представление о деятельности Петра I, познакомить с преобразованиями, произошедшими в России с приходом к власти Петра.

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу и его истории.

Оборудование: листочки, презентация, проектор, экран, учебники, таблички с датами

Ход и содержание урока

  1. Организационный момент

Позвенел опять звонок

Начинается урок

Петр Первый зовет к себе

В град прекрасный на Неве

  1. Повторение пройденного материала

Тест (слайды 2-6)

  1. С кем сражались ополченцы в начале 17 века:
  1. С монголо-татарами
  2. С поляками
  3. С немцами
  1. Торговый человек Кузьма Минин был родом из города:
  1. Москвы
  2. Ярославля
  3. Нижнего Новгорода
  1. Памятник Минину и Пожарскому стоит:
  1. В Нижнем Новгороде
  2. В Кремле
  3. На Красной площади
  1. Землепроходцами называли:
  1. Покорителей новых земель
  2. Шахтеров
  3. Людей, ходящих по земле
  1. Какой город находится не в Сибири:
  1. Якутск
  2. Кострома
  3. Охотск

  1. Сообщение темы урока

Итак, кто в начале урока меня внимательно слушал, кто зовет нас сегодня в гости?

        (слайд 7)

- Кто это?

Петр Великий – первый Российский император. Сегодня мы будем говорить о времени правления этого великого человека

  1. Работа по теме урока

- А что вы уже знаете о Петре Первом?

        (заслушать рассказы детей)

Петр Первый стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Россия в то время переживала трудные времена в своей истории: она очень сильно отставала в развитии от стран Европы. В России  почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

 

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы и фабрики. Для решения этих проблем нужны были образованные люди. «Я – ученик и нуждаюсь в учителях» - эти слова вырезал Петр Первый на своей личной печати. (слайд2) Это было девизом царя на протяжении всей его жизни. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. Прожил царь Петр 53 года и очень многое сделал для своего государства.

У всех на партах есть листочки. В них вы попробуете в ходе урока записать, что в России изменилось или появилось при Петре.

Откройте учебники на стр. 94. Прочитаем два абзаца статьи «Петр Великий».

(слайд8) стр 128-129)

Со временем потешные полки стали первыми полками русской гвардии. Проявляя небывалую смелость и мужество, Петр того же требовал и от других. Преображенский и Семеновский потешные полки должны были неукоснительно соблюдать дисциплину и выполнять все приказания царя. За провинности солдат строго наказывали.

При Петре Первом в России появилась регулярная армия. Из крестьян и горожан в армию брали рекрутов-новобранцев. Такой солдат служил долгие годы. От службы его избавляли тяжелые ранения, старость или смерть. Такая армия была хорошо обучена.

Благодаря этой армии Петру Первому удалось выиграть сражение со Шведами под Полтавой в 1709 году. Но, чтобы полностью разбить шведов требовался морской флот. Война продолжалась еще 12 лет.

Создание флота в нашей стране - это тоже заслуга Петра Великого. Под его руководством в стране стали строить корабли и фрегаты. Как у Петра началась «морская болезнь»?

Прочитайте об этом на стр.97.

Для того чтобы руководить таким строительством, требовалось знание многих наук. Образования, полученного у себя дома молодому царю не хватало. Свое обучение пытливый царь продолжал в Европе.

Прочитаем текст об этом на стр.94.

Дать объяснение слов: верфь, навигация

Кем трудился Петр на верфях Голландии и Англии? (плотником).

В Голландии Петр поступил учеником к корабельному мастеру и договорился, что тот учит его строить корабли от начала до конца. Одевался молодой царь, как простой рабочий. Он ходил в красной байковой куртке, белых шароварах из холста и широкополой шляпе. Звали его в Голландии Петром Михайловым. Четыре месяца Петр не выпускал топора из своих рук. Домой царь вернулся с документом, в котором говорилось, что Петр Михайлов «был прилежным и разумным плотником».

Александр Сергеевич Пушкин сказал о Петре так:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Получив корабли, российский флот смог выиграть Северную войну со шведами. В результате страна получила выход в Балтийское море и стала морской державой.

Многое не нравилось энергичному царю в обычаях его предков. Приехав из-за границы, он начал обрезать боярам бороды и укорачивать длинные, до земли, одежды, в которых неудобно было работать (сл11)

Посмотрите, как выглядела одежда, которую вводил Петр Первый. (слайд12) (слайд13)

 - Какие преобразования вы уже записали? (ответы детей)

 - Прочитайте текст на стр.95 «Царь преобразователь» и запишите, что еще появилось или изменилось при Петре?

Физминутка

Кто знает, когда раньше на Руси отмечали Новый год?

Именно со времен Петра Первого мы отмечаем его 1 января и отсчитываем годы от Рождества Христова. Повелел царь отмечать праздники весело, с танцами.

На общественных собраниях он заставил появляться бояр с женами и детьми, чего раньше никогда не было. Знатная молодежь должна была уметь танцевать, изучать иностранные языки, изучать правила поведения дома и в обществе.

В петровские времена грамотных людей и специалистов требовалось много. Поэтому молодых дворян посылали учиться за границу, а также вызывали преподавателей из-за границы в Россию. В Петербурге и Москве открылись навигацкие, артиллерийские и инженерные школы. На Урале – горные училища. Создаются «цифирные школы», в которых, главным образом, учатся читать и изучают арифметику и геометрию. Кто не знал арифметики и не умел читать, тот не смел жениться.

В 1725 году в Петербурге открылась первая Российская Академия наук.

Петр Первый хотел, чтобы в России были свои кораблестроители, инженеры и ученые. Он создал «Школу математических и навигатских наук», Артиллерийскую, Инженерную и Медицинскую школы.

Много еще чего появилось при Петре Первом в России. Не раз можно услышать слово «первый», узнав об этом царе.

Так, например, при нем был создан первый в стране музей. Вспомните ли вы, как он назывался?

В Петербурге на берегу Невы специально для музея было построено новое здание. В центре его возвышалась башня, в которой находился огромный глобус с изображением звездного неба. Этот музей назвали Кунсткамерой. В ней находились вещи, собранные и привезенные в Петербург самим царем: оружие, инструменты, посуда, чучела птиц и зверей, письменные документы – грамоты, старинные книги и многое другое. Коллекция все время пополнялась.

Первая газета была также выпущена при Петре Первом. Она была маленькая, шрифт – мелкий, бумага – серая, листы – без полей. Назвали ее «Ведомости». В газете сообщалось о различных новостях из жизни России.

И, конечно же, говоря о Петре, нельзя не вспомнить о строительстве городов.

- Какие города были построены при Петре Первом?

После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую мы называем сейчас Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Название было дано не в честь Петра Первого, город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Назвали город на европейский манер, потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России.

В первую очередь была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – это вторая крепость на берегу Невы. Кронштадт – еще одна крепость.

Город строили тысячи и тысячи людей, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может работать, то другие и подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

Вслед за государем в Петербург стали переселяться вельможи, купцы, промышленные люди.

Город на Неве стал столицей России.

Прочитайте статью на стр.98-100 Град Петра.

Послушайте, как об этом городе говорил А.С. Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря, сменив другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей многогранной деятельности Петра Первого превратилась в великую державу.

В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

 

  1. Закрепление изученного

  1. Какое прозвище получил Петр Первый в истории России?
  2. Во сколько лет был провозглашен Петр царем?
  3. Какое любимое увлечение было у маленького царя?
  4. Как называли его полк?
  5. Из кого набирался этот полк?
  6. Что дала Петру эта игра?
  7. Чем отличался Петр от европейских государей того времени?
  8. Что нового появилось при Петре Первом?
  9. Когда был заложен город на Неве?
  10. С чего началось строительство города?
  11. Назовите главную улицу?

  1. Итог урока

Самоанализ урока.

Урок мир вокруг нас. 4 класс.

Количество учащихся по списку – 14 детей.

На уроке присутствовали – 14 детей.

Тема урока: Пётр Великий.

Урок изучения нового материала. 15 урок в теме: «Страницы истории»

Цель урока: Познакомить учащихся со значением личности Петра Первого в истории России

Задачи урока:

  1. Дать представление о деятельности Петра I, познакомить с преобразованиями, произошедшими в России с приходом к власти Петра.
  2. Развивать речь учащихся, пополнение словарного запаса
  3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу и его истории.

Свой урок я начала с четверостишия, где уже прозвучала тема нашего урока.

Затем было повторение пройденной темы в виде теста.

После сообщения темы урока, началась работа над новым материалом. На этом этапе я использовала следующие формы работы: рассказ учителя, конспектирование нового материала, работа с учебником, беседа.

На протяжении всего урока я использовала презентацию, чтобы усилить внимание и развить интерес к истории нашей страны.

Опрос детей на этапе подведения итогов показал, поставленной цели я достигла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Петр Первый"

Урок построен в 3 этапа: 1-детство Петра, 2-отрочество, 3-Петр-преобразователь...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме: "Петр Первый - необычный царь"

Цельурока: знакомство детей с личностью Петра Первого, его реформами и вкладом в развитие России....

Презентация к уроку окружающего мира "Петр Первый"

Презентация к уроку окружающего мира "Петр Первый с применением метода "Кроссенс"....

Патриотическое воспитание младших школьников через личность Петра Первого на уроке окружающего мира в 4 классе

К 350-летию со дня Рождения Петра Великого мною был проведен урок окружающего мира, на котором я на примере личности Петра Первого,  раскрывая его качества, рассказывая о его преобразованиях и их...

Презентация к уроку окружающего мира "Петр Первый"

Материал для работы на уроке окружающего мира в 4 классе....

Дидактические материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме «Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту» (УМК «Планета знаний»)

Здесь представлены задания учащимся 4 класса для осуществления групповой работы на уроке окружающего мира по теме "Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке ...