Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи.Основная задача деятельности на этом этапе- организация такого образовательного пространства, при котором идеи гуманнойпедагогики пронизывают и охватыают его полностью, вбирая в себя классно-урочную и внеклассную работу.
Качество современного образования определяется не только получением ребенком объема знаний.Необходимо научить ребенка наблюдать,сравнивать,выполнять творческие задания,формировать в их сознании целостную картину мира.
В этой связи астрономия является одним из таких средств,мощным средством формирования мировоззрения ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождающая
человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и
Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов,
интеллекта, его неповторимости.
Ш.А. Амонашвили
«Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии»
Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.
Суть её заключается в том, чтобы всеми образовательными средствами способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств.
Родился ребёнок в семье – произошло чудо. Он пришёл со своей миссией, энергией и способностями. И задача родителей и учителей – открыть ребенку главную цель его жизни – Духовное преображение. Очень важно, как мы будем воспитывать его. Поможем ли раскрыть суть в себе, укажем ли путь к этой сути, поддержим ли его устремления.
Конечно же, это и первоочередная задача школы.
Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи. Основная задача нашей деятельности на данном этапе - организация такого образовательного пространства, при котором идеи гуманной педагогики пронизывают и охватывают его полностью, вбирая в себя классно-урочную и внеклассную воспитательную работу.
Качество современного образования определяется не только получением ребенком объема знаний, формированием у него необходимых познавательных, личностных, качеств, коммуникативных, регулятивных качеств. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, сформировать в их сознании целостную картину мира.
В этой связи астрономия является одним из таких средств, мощным средством формирования мировоззрения ребенка. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Астрономия раскрывает для ребенка широкие горизонты для познания и исследования.
Красота и величие Космоса позволяют осознать детям свое место в окружающем мире, связать свое рождение и развитие с общим процессом развития материи во Вселенной. Формирование естественно - научной картины мира способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, любознательности, коммуникабельности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствует развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.
Формирование познавательной активности у детей прослеживается в разных формах деятельности: в играх, экспериментировании, наблюдениях за объектами и явлениями, в конструировании, просмотре видеоряда, рисовании и др.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Ш. Амонашвили, Занков, Леонтьев, Выготский и др.).
Все это побудило к введению пропедевтического курса по астрономии в начальной щколе. Курс ведется во втором классе как внеурочная деятельность. Преимущество введения курса - в группе дети разного уровня развития, разной успеваемости, специального отбора не велось, ребята сами выбрали этот курс. посещают занятия с желанием.
Актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста высок интерес к астрономии и космонавтике.
Место учебного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа для школьников 2-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 2-4 классах.
Общая характеристика курса «Путешествие по Солнечной системе.»
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие и развитие способностей детей.
Данный курс дополняет и расширяет знания учащихся об окружающем мире и играет пропедевтическую задачу - готовит их к изучению в среднем звене таких дисциплин как физика, химия, география.
Курс построен таким образом, что он наиболее тесно приближен к жизненному опыту ребенка, его жизненным наблюдениям, строится на любознательности и интересе ребенка.
Данный курс решает следущие задачи:
расширять представление детей о многообразии космоса;
развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, память, конструктивные способности.
• формировать представления об астрономии как науке, изучающей
Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с
космосом;
• формировать общее представление о Вселенной;
• формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его
признаках (форма, размер, польза для всего живого);
• познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении)
звезд, их названий и человека;
• познакомить с понятиями "созвездия", названиями некоторых из них
(Большая Медведица, Малая Медведица);
дать информацию о Млечном пути;
• формировать представление о планетах Солнечной системы;
• формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о
фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне;
• познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;
• развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность,
системное мышление в практической деятельности;
• развивать интерес к самостоятельной практической деятельности, учить
делать умозаключения
• развивать воображение дошкольника;
• содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга
по отношению к своей планете.
Основными видами деятельности при изучении данного курса являются:
- теоретические занятия (беседы, работа с презентациями, видео, работа с энциклопедиями и др. книгами о космосе),
- практические и лабораторные работы (работа по карте, работа с глобусом, работа с ….)
- наблюдения в природе (самостоятельные, с родителями, с учителем)
- творческие занятия (раскрашивание, рисование, лепка, конструирование)
- подготовка индивидуального и группового проекта о космосе (с помощью учителя и родителей).
Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.
Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, модели Солнечной системы, компьютера, видеоаппаратуры и видеозаписей.
Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов, рисунки, а также изготовление наглядных пособий.
Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, созвездий, записей своихнаблюдений.
В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий системно-деятельностного подхода.
На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.
При освоении данного курса идет постоянное формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
Для формирования ИКТ-компетентности младших школьников в рамках учебного курса «Путешествие по Солнечной системе» запланированы:
- Участие в школьной конференции (выступление с групповым проектом «Загадочный космос»),
- Участие в школьном конкурсе рисунков ко дню космонавтики.
Содержание курса:
1. Введение. Стартуем на космическом корабле.
2. Солнечная система.
3. Мое Солнышко.( Первоначальное представление о форме и размере Солнца. Безопасное наблюдение Солнца.)
4. Двигаемся за Солнышком.( Ребята анализируют и исследуют, что происходит при движении Солнца. Определение положения Солнца в течение дня.)
5. Наблюдаем за необыкновенными явлениями. (Взрывы на Солнце, солнечные пятна. Солнечные вспышки. Полярные сияния.)
6. Игра «Строение Солнца». (Закрепление полученных знаний о Солнце.)
7. Считаем планеты: Проворный Меркурий, жутковатая красавица Венера, Марс – красная планета, большущие планеты, не похожие на Землю, планеты- крошки. (Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Практическая работа «Построение модели планеты.»)
8. Самая удивительная планета Солнечной системы.( Проектная работа.)
9. Полет вокруг Земли. (Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планеты, похожие на Землю и непохожие на нее. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.)
10. Полет на Луну. (Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне -расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура. Движение Луны. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.)
11. А где же Солнышко? (Солнечные и Лунные затмения.)
12. Проектная работа «Модель солнечной системы.» (Построение модели солнечной системы. Закрепление полученных знаний о строении солнечной системы.)
13. Как устроена ракета? (Устройство ракеты. Практическая работа - делаем ракету (поделка из бумаги-оригами.)
14. Малые тела Солнечной системы. (Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. «Послушные» и «страшные» астероиды.)
15. Камни, которые упали с неба.( Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.)
16. Метеоритный дождь.( Тунгусская тайна. Озорные метеориты.)
17. Хвостатые светила.( Представление о кометах. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Комета Галлея.)
18. Вселенная. Изучаем происхождение Вселенной.
19. Открытие нашей Галактики. Млечный путь. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
20. Полет к звездам. (Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица.)
21.Зодиакальные созвездия. (Знакомство с Зодиакальными созвездиями.)
22. Карта звездного неба.
23. Как найти Полярную звезду? (Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта.)
24. Готовим проекты. Проектная деятельность.
Как проходят занятия, какой деятельностью заняты дети?
- Изготовление ракеты. Техника оригами. Аппликация. Объемная поделка.
- Почему всё живое любит Солнце (Беседа) Мультфильм «Я на солнышке сижу...».
- Делаем модель Солнечной системы из пластилина.
- Презентация о планетах. Минипроекты - сообщения детей о планетах.
- Работа «Мой дом». Прослеживаем цепочку Вселенная-галактика Млечный путь – Солнечная система – планета Земля- континент Евразия – страна Россия – Иркутская область – г.Байкальск. Вселенная – какая она. Рисуем Вселенную.
- Работа с глобусом. Работа с теллурием.
- Фотоподборка «Земля из космоса».
- Музыкальные произведения «Земля в иллюминаторе», А.Рыбников «Млечный путь», А.Рыбников «Песня о звездах» и др.
- Драматизация. Модель всех планет + Солнце. Давайте покажем, как движутся планеты вокруг Солнца.
- Игра «Назови планету», отгадываем загадки. Отгадываем ребусы.
- При изучении созвездий - рисуем Большую Медведицу в тетради. (просмотр мультфильма про Умку). Делаем модель созвездия из пластилина.
- Конкурс рисунков. «Космос моими глазами».
- Просмотр презентаций на астроном. темы на протяжении всего курса
- Экскурсия в планетарий в Иркутск. (запланирована).
- Просмотр видеофильма «3д» (запланирован).
Литература:
1.Вишневский Я. Марцелинка в поисках самого главного. –С.Петербург: Изд.дом Азбука-классика»,2009
2.Волцит П.М. Астрономия. Тетрадь научная. – Москва: Издательство АСТ,2018
3.Левитан Е.П. Звездные сказки. – Москва: Агенство «Суфлер»,2012
4.Максютов Т.Я. Космические приключения капельки. – СПб: Издательство «Антология»,2017
5.Новелли Л.История Земли, рассказанная ею самой. – СПб: Питер,2017
6.Себе-Панек М.В. Почему ракета летает? – Москва: Издательство АСТ,2015
7.Траини А. Солнце надевает пижаму.- М.: Карьера Пресс,2015
8.Как устроен мир. Все на свете о планете. Книга с заданиями и наклейками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые фрагменты занятий первых дней ребенка в школе согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в учебный процесс начального и основного общего образования
Я – учитель 1-го класса школы №1996. Меня, как и многих учителей волнует проблема адаптации первоклассников. Ведь от того, как дети адаптируются к новой жизненной ситуации, зависят их здоровье, учебна...
Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования
Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...
«Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»
Выступление на педагогическом совете по теме "Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...
Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии
Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи. Основная задача на данном этапе - организация образовательного пространства , при котором идеи гуманной педагогики охватыв...
Статья "Развитие личности ребенка - смысл и цель образования"
В данной статье рассматривается важная проблема, ка учить современных школьников...
Значимость иноязычного образования в начальной школе и его основные цели.
Значимость иноязычного образования в начальной школе и его основные цели....