Статья "Развитие личности ребенка - смысл и цель образования"
статья
В данной статье рассматривается важная проблема, ка учить современных школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссэ: «Развитие личности – смысл и цель современного образования»
Нурмухаметова Е.А.
МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»
«Ученикам, чтобы преуспеть,
надо догонять тех, кто впереди,
и не ждать тех, кто позади».
Аристотель
Ребенок и современный мир. Сколько разнообразных, противоречивых и быстроменяющихся жизненных ситуаций вскоре предстоит решать этим детям – моим сегодняшним ученикам. В процессе педагогической деятельности у меня часто возникали вопросы: как помочь ученику преодолеть трудности, как развить его способности с учетом индивидуальных возможностей, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье? Как организовать обучение так, чтобы оно было согласовано с уровнем развития каждого ученика? Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических условий развития обладает индивидуальными особенностями. Все дети индивидуальны в своем развитии, и именно этот принцип позволяет каждому достичь своего максимального уровня, почувствовать себя уверенным, значимым в этом мире
На современном этапе происходит трансформация знаниевой парадигмы обучения в деятельностную. Таким образом, я вижу цель своей профессиональной деятельности не только в формировании предметных знаний, умений и навыков, но и, в большей степени, формировании и развитии деятельностных способностей каждого ученика. А это значит, что в моем классе не может быть несчастных, неуспевающих учеников – каждый ребенок ценен сам по себе, идивидуален и уникален.
Помните слова детской песенки: | Точка, точка, запятая… Вышла рожица смешная… Как он будет жить на свете? Мы за это не в ответе, Мы его нарисовали – Только и всего… |
Художнику не может быть безразлична судьба своего творения. А ведь педагог – тот же художник. Только у художника, складываются на века застывшие картины, а у педагога каждый штрих ложится на живую, трепетную душу ребенка. И творение педагога живет своей независимой жизнью. И не только удачи педагога, но и его ошибки отразятся на судьбе маленького человечка. Поэтому педагог будет всегда в ответе за судьбу своего творения. Так чему же мы должны научить наших детей?
Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. А еще в младшей школе мы должны сформировать у детей навыки. Это навыки чисто учебной деятельности, и специфические психологические качества внимания, памяти, личностного общения.
Я перечислила не все необходимые качества. Но, даже остановившись на этом, можно догадаться, что мы хотим видеть в нашем ученике, да и вообще в человеке. Я нарисовала образ ученика, в котором заключена личность, которую и стремится раскрыть любой педагог. Другими словами мы должны сформировать УУД. Говоря в самом широком смысле слова, мы должны научить детей учиться.
Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых: «Развитие личности – смысл и цель современного образования» (из концепции ФГОС), В новых Федеральных образовательных стандартах прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
При организации учебного процесса у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо помнить о том, что цель обучения – развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознанное отношение ребенка к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Поскольку ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Целью действий ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме и т.д.
Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками. Это значит, что будут развиваться и КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
Использование дифференцированного подхода помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому дает возможность познать радость труда – найти правильный путь решения задачи, используя дифференцированную помощь с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Таким образом, систематически проводимая на уроках дифференцированная работа с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка позволяет справляться с решением учебных задач всем учащимся.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Изучив новый УМК стандартов второго поколения, пришла к выводу, что материал учебников, в частности по русскому языку и литературному чтению позволяет учителю применять различные способы дифференциации. В учебниках номера заданий, относящихся к разным уровням сложности, обозначены различными значками. На протяжении всего периода обучения использую рубрики «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Вспомни материал, изученный ранее». В дополнение к учебникам изданы тетради. В них находится избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объёму учебного материала.
УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития, дает возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.). Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.
В УМК «Начальная школа XXI века» в рабочей тетради для 1 класса «Учимся думать и фантазировать» (Гаврилина С.В.) даны задания на развитие психологических качеств: внимания, воображения, памяти, мышления. Задания даны по степени сложности, что помогает организовать групповую дифференцированную работу.
На контрольных уроках применение дифференцированного подхода предполагает программа «Начальная школа XXI века». Шесть вариантов разного уровня трудности, разработанных Рудницкой В.Н дают возможность выбрать каждому один из вариантов. Тексты задач печатаю на карточках. Для тех, кто испытывает затруднения в выполнении заданий, в помощь даю карточки — консультанты с планом решения задач или с их краткими записями. Оценка за работу, выполненную без ошибок с помощью карточки – консультанта, снижается до «3». Кроме того, всегда есть дополнительно 2 -3 задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору после завершения основного объёма работы. Дифференцированный подход обеспечил возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты. Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.
Таким образом, значительно меняется роль учителя в учебном процессе: он не только сообщает новую информацию, но и обучает приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное.
Учитель фактически работает в двух режимах:
1) обучает новому;
2) индивидуально работает.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
Остановимся на внутриклассной дифференциации.
Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
Технология организации внутриклассной дифференциации включает:
определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
проведение диагностики по выбранному критерию;
распределение детей по группам с учетом диагностики;
выбор способов дифференциации;
разработку разноуровневых заданий;
реализацию дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
диагностический контроль за результатами работы, в соответствии с которым может изменять состав групп и характер дифференцированных заданий.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться с заданием самостоятельно.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок и с высоким качеством.
для разноуровневого обучения используют:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Каждый из этих этапов по-своему сложен.
Русский язык
Выполнение дифференцированных заданий доступно уже первоклассникам на этапе обучения грамоте. Например: на доске рассыпаны буквы – а, о, c, у, и, ы. Задание для групп:
1.- составьте слоги к схеме согласный + гласный.
2. - составьте слоги к схемам согласный + гласный, гласный + согласный
3. - составьте слоги, добавьте их так, чтобы получились слова.
При работе с предложением можно дать следующие разноуровневые задания:
У дома рос дуб.
1. - составьте схему к предложению.
2. - составьте схему, добавьте одно или два слова в этом предложении.
3. - составьте схему, придумайте своё предложение к этой схеме.
Открытие правила
Математика
Группа № 1 | Группа № 2 | Группа № 3 | |
Решите задачу. «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?» | Решите задачу двумя способами. «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?» | Решит задачу. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами. «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?» |
У каждого ученика на парте лежит карточка с заданием трёх уровней. Класс не делится на группы. Все ученики в одинаковых условиях. Учитель даёт задание прочитать задачу первого уровня. Если ребёнок понял, как решать задачу он поднимает карточку зелёного цвета, если затрудняется поднимает карточку красного цвета. Учеников, у которых возникло затруднение я приглашаю за отдельный стол, где находятся карточки помощницы или работаю с ними индивидуально.
Провожу блиц-уроки, где учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.
Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.
Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
В качестве репродуктивных заданий я предлагаю учащимся выполнить упражнение в учебнике, вставить пропущенные слова в предложении, букву в слове и т.д.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. На уроках русского языка, например, я предлагаю подобрать рифмы, при работе над лексическим значением слова- выбрать подходящие по эмоциональной окраске слова, синонимы, закончить рассказ, объяснить использование многозначного слова в предложении.
Дифференцированную работу я организую различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаю репродуктивные задания. Например, подобрать проверочные слова, объяснить написание орфограммы, а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости – творческие задания.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- выполнение заданий по отработанному алгоритму
- к базовому заданию добавляются дополнительные – группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера.
Дифференциация заданий по объёму учебного материала
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2 и 3 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Дифференциация работы по степени самостоятельности
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычную работу я организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3 группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2 группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки провожу фронтально.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь.
Эту помощь учитель может оказать с помощью карточек-помощниц. Рассмотрим особенности работы с карточками – помощницами.
Карточки с видами помощи:
- краткая запись, модель, схема;
- план решения;
- начало решения или частично-выполненное решение
- алгоритм решения задачи.
На уроке организую самостоятельную работу учащихся по карточкам. Работа строится таким образом, чтобы каждый выбрал задание в соответствии со своими возможностями. При выполнении заданий отмечаю отличие заданий по трудности – лёгкости. Цвет карточек.
Заключение
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение помогает выявить и максимально развить задатки и способности каждого учащегося. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений, навыков. Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития
В итоге такой деятельности ученики научены самостоятельно добывать знания, у них развито логическое мышление. Дифференцированный подход в обучении позволяет учить всех, но по-разному. Это означает, что, осваивая основной курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие - в соответствии со своими склонностями, достигают более высоких рубежей. Дифференцированный подход является основным путём индивидуализации обучения. Индивидуальная работа с учащимися - трудоёмкое, но, в конце концов, результативное занятие.
Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:
учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
поднялся уровень преподавания в начальной школе;
дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
Главный результат моего труда с применением дифференцированного подхода – это дети, которые с удовольствием идут на урок, чувствуют себя уверенно, потому что задания соответствуют личным психологическим особенностям и уровню развития ребенка.
В ходе своей работы стремлюсь к тому, чтобы ребенок сам сделал шаг вперед (перешёл на более высокий уровень выполнения заданий), и обязательно делаю сравнение настоящих достижений учащихся с тем, как он работал вчера, неделю назад.
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность ученика коррекционной школы – цель образовательной политики
Тема педагогического совета глобальна и многогранна. Она вечна и всегда будет актуальна. Это тема ряда наук – психологии, физиологии, педагогики, а также философии. Ее значимость для педагогов важна н...
Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.
Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников. Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям...
Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.
Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Проблема социализации является актуальной в настоящий момент....
Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии
Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи.Основная задача деятельности на этом этапе- организация такого образовательного пространства, при котором идеи гуманн...
Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии
Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи. Основная задача на данном этапе - организация образовательного пространства , при котором идеи гуманной педагогики охватыв...
Работа с текстом как средство воспитания личности ребенка на начальной ступени общего образования
Одна из основных функций текста - воспитывающая. Осущетсвление данной функции способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов единства обучения и воспитания. Развивать в детях ум в п...