Урок окружающего мира "Экологическая безопасность", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" подготовлен по УМК "Школа России". В уроке использованы технология системно-деятельностного подхода, технология раскпрепощенного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologicheskaya_bezopasnost.docx31.51 КБ
Файл probnoe_deystvie.docx360.73 КБ
Файл rabota_v_gruppe.docx632.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: «Экологическая безопасность»

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

УМК (авторы): УМК «Школа России», авторы: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

Тип урока: ОНЗ, урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить детей с понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»; расширить знания обучающихся о защите организма от поступления загрязняющих веществ; научить выполнять правила личной экологической безопасности.

Планируемые результаты:

Личностные (личностные УУД):

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении экологических задач;
  • формировать  личностное отношение к экологической проблеме.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

                Развивать умение ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

  • расширять кругозор, прививать умение  совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  • продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметные (знания, умения, представления):

  • формировать  теоретическое и практическое представление об экологической безопасности как о виде безопасности человека;
  •  познакомить со способами попадания в организм вредные вещества из окружающей среды, а также некоторыми способы защиты от вредных веществ;
  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Педагогические технологии: ИКТ, технология сотрудничества, технология  системно - деятельностного подхода, элементы здоровьеразвивающей технологии В.Ф.Базарного , проблемно-диалогическое обучение.

Методы обучения: наглядный, словесный, самостоятельная работа

Средства обучения: учебник «Окружающий мир», 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

-Сядьте ровно, настройтесь на урок. Дыхание спокойное. Закройте глазки.

На экране появляются фотографии города Благовещенска.

 -Посмотрите на экран. Какое настроение у вас вызывают эти фотографии? Почему?

- Давайте сохраним этот настрой на весь урок.

-Наш урок пройдет в виде путешествия. У каждого из вас есть маршрутный лист с пунктами наших остановок. Качество своей работы будете оценивать на каждой остановке.

1 мин

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 - Перед поездкой предлагаю группе экспертов поработать самостоятельно с отдельным заданием у «кафедры». Возьмите конверт красного цвета и попробуйте выполнить здание. После выполнения, положите карточки на стол учителя.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

-Что вы знаете о слове «Безопасность»?

- Давайте вспомним, что для нас может быть опасным и где эти опасности мы можем в жизни встретить? Заполните схему (работа в паре). «ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

-Посмотрите вокруг себя и найдите картинки с опасностями.

Дети подходят и снимают картинки, называя опасность.

Один человек выходит к доске и составляет схему «наша безопасность».

- Молодцы, всё верно рассказали. У нас получилась такая схема.

- А как вы думаете, все ли виды безопасности мы назвали?

 - Посмотрите на сенсорные кресты, исследуйте картинки и разделите их на 2 группы.

-По какому признаку вы разделили картинки?

-Посмотрите на картинки слева. Что вы на них видите? (экологические катастрофы).

– Отчего загрязняется окружающая среда?

– Почему природа не справляется с мусором, который оставляет человек?

-Какое слово объединяет эти картинки?    

-Подберите противоположное по смыслу однокоренное слово ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ СЛОВЛО «БЕЗОПАСНОСТЬ»

А как называется наука о нашем общем для всех людей доме – планете «Земля»?

- Где можно найти точное определение этого понятия?

 - Давайте найдем определение в детской энциклопедии.

Один ученик выходи к столику, находит определение и зачитывает вслух. Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и окружающей средой.

НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЮ ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ЭКОЛОГИЯ»

- Значит мы свами будем говорить сегодня об экологии.

- А как вы думаете, может ли быть экология опасной для человека? Почему?

 - Если для человека опасна дорога, он придумывает правила безопасного поведения на дороге. Значит, что нам делать, если опасной может быть окружающая природа?

- Образуйте от слова «экология» прилагательное и свяжите его со вторым словом. Сформулируйте тему урока.  

ЗАПОЛНЯЕМ ПОСЛЕДНИЙ ЛЕПЕСТОК

-Ребята, в маршрутном листе оцените свою работу на данной остановке .

- Знаем ли мы, что такое «экологическая безопасность»?

 - Спросим наших экспертов.

ОДИН ЭКСПЕРТ ЧИТАЕТ ПОЛУЧИВШЕЕСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

2. Организует работу в парах над выполнением пробного действия.

- В определении звучит -   ...защита от вредного воздействия окружающей среды…»   У вас на карточках жёлтого цвета  -  схема.

Только пункты схемы пусты.

Я предлагаю сейчас поработать в парах - вместе подумать и попробовать  записать - откуда из окружающей нас среды попадают к нам в организм вредные вещества.

(карточки для пробного действия).

- Ребята, что у вас получилось?

Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества?

- Поднимите руки те, кто уверен в правильности выполнения задания.

- А кто не уверен?

- Почему не уверены?

3 мин

- Это защита от опасности.

- При пожаре, аварии на дороге,  взрыве  газа,  при ударе молнии. Могут укусить дикие животные.

Человек может отравиться ядовитыми растениями и грибами.

1.Красивые виды природы 2. Виды проблем в природе.

От мусора, от человека

(опасность)

(безопасность)

4 мин

- Экология.

В словаре, энциклопедии, учебнике.

То, что изображено на картинках вредно для природы, значит вредно и для человека, значит экология может быть опасна.

Значит надо придумать правила безопасного поведения в окружающем мире.

Формулируют тему.

нет

Работают в парах, пытаясь заполнить схему.

3.Постановка учебной задачи

-Поработаем в группах и определим цели нашего урока. На столах лежат зелёные конверты. По заданиям инструкции выберите картинки.

1 группа – предметы живой природы. (Лес, яблоня)

2 группа – предметы неживой природы. (Река, почва)

3группа – предметы деятельности человека. (Автомобиль ,велосипед)

-Если вы правильно выполнили инструкцию, узнаете цели урока, записанные с обратной стороны картинки. Прочитайте их.

(Дети читают цели урока)

2 мин

Как загрязняется окружающая среда?

Как попадают в организм человека вредные вещества?

-Как защититься от вредного воздействия окр.среды?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, какая  будет цель урока? Что должны узнать?

- Узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды и как от них защититься.

Реализация построенного проекта.

ФИЗМИНУТКА

-Мы подготовились и можем отправляться в поездку. На каком экологически чистом виде транспорта мы можем путешествовать? Третья группа?

-Да, мы будем путешествовать на велосипеде.

Беремся за руль, крутим педали (имитация езды на велосипеде сидя за партой) .

Вторая остановка «Экоспасатели»

А сейчас ответьте на мои вопросы.

Что легче — намусорить или убраться?    Сломать или починить? Загрязнить или очистить?

 - Конечно, каждый из вас понимает, что легче навредить, чем исправить. И даже приятное место можно превратить в неприятное. А вот, сделать наоборот, гораздо сложнее.

Сейчас я вас кое с кем познакомлю.

- Это экоспасатели. Вот что они о себе говорят:

ОДИН УЧЕНИК БЕРЕТ КОНВЕРТ И ЧИТАЕТ: «Мы — экоспасатели. Мы хотим, чтобы повсюду было больше красивых и чистых мест. Мы уверены, что тогда люди будут лучше себя чувствовать.  Со стороны наши действия некоторым людям могут казаться сверхспособностями, но на самом деле это под силу каждому. Если вам нравится наша идея, мы можем поделиться с вами нашими секретами».

 - Ну что, ребята? Попробуем стать экоспасателями?

Вы согласны! Отлично, приступим прямо к делу.

Вспомните картинки с экологическими катастрофами (поворот головы)− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

-Кто в этом виноват? (В этом виноват человек)

-Оказывает ли это влияние на самого человека?

 - Добро пожаловать за экомонитор. Он помогает экоспасателям узнать, в чем проблема, и найти способ ее решения.

 - Смотрите, на нем появилось изображение. Эти люди выглядят усталыми, грустными и немного нездоровыми. Экоспасатели, что произошло? Запускаем программу для обработки данных, и…

Экомонитор показывает, что воздух загрязнен. Это плохо влияет на здоровье людей.  

Так вот что загрязняет воздух в городе! Электростанции и транспорт.

Как быть? Мы же не перестанем совсем пользоваться транспортом и электричеством? Да, не перестанем. Но экоспасатели утверждают, что мы можем делать это так, чтобы воздух загрязнялся как можно меньше.

 

- Как вы думаете? Какие способы передвижения подходят жителям города, которые заботятся о том, чтобы воздух был чище?

 

 - А что делать с энергией? Во всех зданиях горит свет и работают электроприборы. Это значит, что где-то на электростанции сжигают природный газ, уголь или мазут, чтобы получить энергию, а из труб выходит дым, загрязняющий воздух. Оказывается, жители города расходуют очень много энергии впустую.

Например, свет и электроприборы часто оставляют включенными в помещениях, где никого нет. Вот тут-то и пригодятся секреты экоспасателей.

Совсем не трудно отключить удлинитель с электроприборами, уходя из дома, и выключить свет, выходя из помещения. Обычные лампочки можно заменить на светодиодные: они дают столько же света, а вот энергии потребляют во много раз меньше. Электроприборами тоже можно пользоваться разумно. Например, зачем наливать и нагревать полный чайник воды, если нужна всего одна чашка чая? Можно налить воды столько, сколько нужно. Так она и закипит быстрее, и энергия не будет потрачена впустую.

- А еще природа подарила нам зеленых помощников, которые замечательно очищают воздух от многих загрязнений. Деревья, кустарники, цветы и комнатные растения забирают из воздуха вредные газы и частички пыли, выделяют вещества, которые уничтожают бактерий, и создают красоту и хорошее настроение. ЗНАЧИТ?

Ну что же, экоспасатели были правы: никаких сверхспособностей не нужно, чтобы воздух в городе стал чище и люди лучше себя чувствовали. Достаточно разумно использовать транспорт, беречь электроэнергию и заботиться о растениях. ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ

- Давайте поиграем, чтобы лучше запомнить эти секреты. Я буду называть разные слова. Услышав слово «велосипед», нужно взяться за руль и крутить педали, изображая езду на велосипеде. Услышав слово «свет», нужно щелкнуть пальцами (или хлопнуть в ладоши, если ребятам трудно щелкать пальцами), изображая выключение ненужного света и электроприборов. Услышав слово «растение», нужно поднять руки вверх и покачать ими, как будто это веточки и листочки растений, очищающих воздух.

Учитель в произвольном порядке называет слова, дети их изображают. Постепенно скорость перечисления слов ускоряется.      

 

- Мы запомнили, что нужно делать, чтобы воздух стал чище. Может, у экоспасателей есть еще секреты, которыми они поделятся с нами?

- Давайте вернемся к экомонитору и посмотрим, что еще важно для благополучия жителей города. Этот водоем выглядит не очень чистым. Кажется, его обитатели недовольны происходящим…Почему?

 Ребята, а вы знаете, откуда в кране берется вода?

 - Но если она грязная, пригодна ли она для питья?

Ее очищают и с помощью мощных насосов отправляют по трубам к нам в дома. Для чего вы используете воду?

 

Ребята отвечают.

 

- Мы используем много воды и не всегда можем как следует ее очистить после использования. Загрязненная вода поступает обратно в водоемы, из которых нам придется

брать ее снова, но очищать ее становится труднее. Так же, как электричество, люди часто тратят воду впустую.

 

- Давайте проведем небольшой эксперимент. Представьте: вы только что проснулись и отправились в ванную чистить зубы. Открываем кран (учитель изображает все действия, дети повторяют), берем зубную щетку, выдавливаем на нее немного пасты и начинаем чистить зубы.

-Чистим тщательно, вверх-вниз, вот так. (Учитель изображает и комментирует процесс чистки зубов, до 1 мин.) И с внутренней стороны тоже. Теперь полощем рот, чтобы смыть остатки пасты. Отлично! Мы почистили зубы, а теперь узнаем, что произошло за это время с водой.

 

- За одну минуту из крана вылилось 10 литров воды. Это целое ведро. Вода лилась абсолютно чистая. Пока мы чистили зубы, мы ее не использовали. Так совершенно чистая вода отправилась в канализацию и смешалась с грязной. Это и означает использовать воду впустую. Ребята, у вас есть идеи, как можно этого избежать? Ребята отвечают.

Теперь мы знаем секреты экоспасателей о том, как сделать воздух и воду в городе чистыми. ВЫВЕШИАВЮ НА ДОСКУ

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

-Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух и воду?».

– А как влияет природа на жизнь человека?

-Сейчас мы сделаем небольшую остановку.

Садимся на велосипед и продолжаем путешествие. Крутим педали. Следующая остановка «Цепь загрязнения».

-А почему мы здесь остановились?

- Мы с вами много говорили о том, как очищать воду.

  Сейчас понаблюдаем, к чему может привести загрязнение воды.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло? (мужчина ловил рыбу на загрязнённом водоёме, затем приготовил и съел её, после чего попал в больницу)

– Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (Цепь.)

– Почему её назвали цепь? (Последовательно передаётся от одного к другому.)

-Итак, ребята, мы с вами узнали новый термин – цепь загрязнения.  

- Как должен поступать человек, чтобы не заболеть? ЕСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ

- Вернёмся к схеме, над которой работали в начале урока. Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества?

- Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания

-Ребята, вы отлично поработали на этой остановке .Оцените свою работу в маршрутном листе.

-Продолжим наше путешествие. Взялись за руль, крутим педали.

-Вы озвучивали правило – Не пить воду из-под крана. Почему?

-Как в домашних условиях получить чистую воду? (очистить с помощью фильтра)

-Рассмотрим фильтр. Из каких деталей он состоит? Резервуар, кувшин, крышка, фильтр

-Теперь отправляемся подышать чистым воздухом в лес. Сели на велосипед, поехали.

-У нас проблема. Мы попали в лес, а попить нам нечего. Рядом течет река, но воду из нее пить нельзя. Как быть? Ваши предложения.(Предложения детей)

-Сделаем фильтр. ГРУППА ЭКСПЕРЕМЕНТАТОРОВ

(Учитель ИЛИ ДЕТИ деляют фильтр по плану.)

  1. Возьми большую пластиковую бутылку.
  2. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.
  3. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков(или древесного угля), накрой салфеткой.
  4. Вылей на салфетку воду из источника.

-Можно ли сразу пить эту воду?(Ответы детей).

-Да, ребята, эту воду сразу пить нельзя, еще нужно, чтобы она немного отстоялась.

17 мин

(Показ нескольких картинок с экологическими катастрофами) 

общественным транспортом, велосипедами, самокатами или ходили пешком.  

Мы можем сажать растения в помещениях и на улице и заботиться о них, а они позаботятся о нас и помогут сделать воздух чище.

Вода грязная

Воду люди берут из рек, озер или из подземных источников.

Закрывать кран

Надо ЕЩЕ узнать, как загрязняющие вещества попадают в организм человека.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Мы продолжаем нашу поездку. Беремся за руль, крутим педали. Как называется наша следующая остановка? «Экологическая служба»

-Может ли человек быть здоровым в загрязненной окружающей среде?

Я  приглашаю вас стать участниками Экологической службы.

-Сейчас вы составите  правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их, сберечь свое здоровье.

-Возьмите конверты с синим кружком. Выберите только те правила, которые подойдут к вашему контрольному листу .

-Приклейте выбранные правила на контрольный лист (клеящим карандашом)

Проверка. –Прикрепите свои правила к доске. Докажите, что вы выбрали их правильно.

Вывод: теперь у нас есть своя памятка с правилами экологической безопасности.

В листе достижений не забудьте оценить свои успехи.

- как вы думаете, где мы можем применить полученные результаты: правила экологической безопасности, цепи загрязнения, рассказ и показ опыта по очистке воды?

5  мин

Оформить уголок экологической безопасности, рассказать об этом своим родственникам, друзьям, знакомым.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует закрепление материала.

-Теперь нам надо закрепить полученные знания. Сл.остановка «Самостоятельная работа» (по выбору):

1. Продолжи цепь загрязнения:

Автомобиль - ………..- ………-  человек.

2. Устройство бытового фильтра.  Вам надо убрать лишние слова.

( рычаг, крышка, термометр, резервуар, картридж)

3.  Соотнеси понятие и определение.

- Проверьте выполненное задание по образцу на экране и оцените свою работу. Если всё правильно выполнено так, как на образце, можете поставить себе отметку «5».

Если допустили ошибки,  дома обязательно повторите эти определения в учебнике.

Проверка. Самооценка.

5 мин

7.Обобщение

и систематизация знаний

- Представьте, что мы отправились на ярмарку. Но не простую, а экологическую. Любому продавцу  нужно привлечь к своему товару покупателей. Послушайте, что они кричат. Подумайте, купите товар или мимо пройдёте. Почему?

1. – Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной воде!

 2. – А моя большая рыба плавала по тёплому маленьком пруду. Её там столько, что можно руками ловить!

3. - Я в лес не ходила, ноги не била, у дороги грибы находила.

4. – А мои грибочки из берёзового лесочка!

5.- Мои красивые яблочки привезены из других стран. Целый год могут храниться.

6. – Я свои яблочки собрала в деревне у бабушки! ( После каждого зазыва продавца разбираем и объясняем, купим товар или нет.)

- Ребята, я надеюсь, вам понравился наш сегодняшний урок, и вы будете использовать секреты экоспасателей каждый день, чтобы наш город становился лучше и все его жители отлично себя чувствовали!  

ЧТОБЫ наш город оставался таким же чистым как мы видели на фотографиях,  мы должны научить жить экологично – т.е.заботится о своем здоровье и окружающей среде.

5 мин

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Домашнее задание

(по выбору)

 ВЕРНЕМСЯ К ЦЕЛЯМ, КОТОРЫЕ МЫ СТАВИЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА.

«Что такое экологическая безопасность?

Как загрязняется окружающая среда?

Как попадают в организм человека вредные вещества?

-Как защититься от вредного воздействия окр.среды?

- Может быть вы узнали что-то еще?

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

Посмотрите на свой маршрутрный лист , о цените работу за весь урок.  ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 1.Дома попробуйте записать на отдельном листе решение вопроса- Что лично каждый из вас РЕШИЛ сделать, чтобы изменить существующую ситуацию с загрязнением окружающей среды.

2. Нарисовать знаки экологической безопасности.

Эк.безопасность – это защита от вредного воздействия окр.среды.

Соблюдать правила экологической безопасности.

Цепь загрязнения, фильтр и т.п.



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу ЧЕЛОВЕК КАРТИНКА ДЛЯ ДЕТЕЙКартинки по запросу ЧЕЛОВЕК КАРТИНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ



Предварительный просмотр:

Похожее изображение

Картинки по запросу эмблема экология теугольник

        

        

Похожее изображение

Картинки по запросу эмблема экология теугольник

Картинки по запросу врач картинки для детей

Картинки по запросу эмблема экология теугольник

        

Картинки по запросу эмблема экология теугольник

        

        

Похожее изображение

Картинки по запросу эмблема экология теугольник

Похожее изображение

Картинки по запросу эмблема экология теугольник

        

Картинки по запросу врач картинки для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....

Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....

Урок окружающего мира 3 класс "Наша безопасность. Огонь, вода и газ."

Урок направлен на то, чтобы дети получили больше знаний о том, как выглядят опасности и почему возникают....