«Рыбки».
- Перед тем, как вы получите задания для работы в парах, давайте вспомним правила работы: 1. Разговариваем вежливо. 2. Называем друг друга по имени. 3. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 4. Внимательно слушаем. 5. Чётко высказываем своё мнение. 6. Соблюдаем порядок на парте. 7. Уважаем мнение товарища. - Откройте учебник на с.31. Рассмотрите рисунок. Проследите по рисунку, как происходит загрязнение. Как вы поняли слова: «Загрязняющие вещества движутся по цепочке». ( Цепь загрязнения.) - Приведите примеры других цепей загрязнения. ( Ответы детей). Детям у доски раздаются картинки. - Расположите картинки в нужном порядке, установив цепь загрязнения. ( Дорога – грибы – человек - больница. Завод – овощи - человек – больница). (Ответы детей). - Прочитайте материал на с.32. - Какими путями загрязнённые вещества попадают в организм человека?
- Сейчас поработаем в группах. Разделимся на 3 группы: 1. Исследователи воздуха. 2. Исследователи воды. 3. Исследователи продуктов. Займите свои места. На парте лежат карточки с планом действия. Изучите их и выполните все задания. Договоритесь, кто какую работу будет выполнять. ( Читают все, обсуждают все, кто-то приклеивает, кто-то читает готовую памятку). План для исследователей воздуха. - Прочитайте материал учебника на с.33-34.
2. Составьте памятку: «Как защититься от загрязнённого воздуха». План для исследователей воды. - Прочитайте материал учебника на с. 34.
- Составьте памятку: «Как защититься от загрязнённой воды».
План для исследователей продуктов питания. - Прочитайте материал учебника на с. 35.
- Составьте памятку: «Как защититься от загрязнённых продуктов питания».
Раздаточный материал: - Не находись рядом с автомобилем с работающим двигателем. - Не находись рядом с курящими людьми. - Не ходи рядом с дорогой, где движется транспорт. - Разводи комнатные растения. - Сажай деревья и кустарники. - Не купайся в загрязнённых водоёмах. - Пей только кипячёную воду. - Очищай воду в домашних условиях с помощью фильтра. - Не ходи под дождём без зонта или головного убора. - Не пей воду из водоёмов. - Перед едой мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой. - Не собирай грибы и ягоды вблизи дорог и свалок. - Не ешьте продукты с истёкшим сроком годности. - Перед покупкой требуйте у продавца сертификат качества- не ешьте рыбу, выловленную из грязного водоёма.
После выступления группы «Исследователи воздуха» учитель говорит: - Воздух испытывает серьёзную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. 1 автомобиль в год выбрасывает чуть больше 1 тонны (1000кг) выхлопных газов, которые содержат 200 видов вредных веществ.
После выступления группы «Исследователи воды» Лена объяснит нам, как можно очистить воду с помощью самодельного фильтра. - Возьмём чистый стакан, воронку. В воронку положим 4 слоя бинта, между ними можно положить немного ваты. Сверху – несколько таблеток активированного угля. Берём стакан с загрязненной водой, наливаем через воронку.
- Делаем вывод: В стакан льётся очищенная вода.
- Но эту воду пить нельзя, мы очистили её от грязи, а не от вредных примесей. Для этого нужен бытовой фильтр. (Показ) - Кто пользуется таким дома? - Из чего состоит фильтр? (Резервуар, крышка, картридж) (Показ: наливаем воду…) - Воду можно очищать ещё с помощью серебра, кипячения, заморозки: В кастрюлю наливают воду, ставят в морозилку, когда вода начинает замерзать, снимают верхний слой льда – это очищенная вода. Остальную воду выливают.)
( Все правила перемешаны, дети выбирают нужные, приклеивают на отдельный лист). Каждая группа читает получившуюся памятку. Другие группы слушают и проверяют, исправляют ошибки. Дети возвращаются за свои парты.
- Представьте, что мы отправились на ярмарку. Но не простую, а экологическую. Любому продавцу нужно привлечь к своему товару покупателей. Послушайте, что они кричат. Подумайте, купите товар или мимо пройдёте. Почему? 1. – Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной воде! 2. – А моя большая рыба плавала по тёплому маленьком пруду. Ёе там столько, что можно руками ловить! 3. - Я в лес не ходила, ноги не била, у дороги грибы находила. 4. – А мои грибочки из берёзового лесочка! 5.- Мои красивые яблочки привезены из других стран. Целый год могут храниться. 6. – Я свои яблочки собрала в деревне у бабушки! ( После каждого зазыва продавца разбираем и объясняем, купим товар или нет.)
На столе карточка с заданием. Соедините начало предложения в левом столбике с его окончанием во втором столбике. 1. 1. Источники загрязнения окружающей среды – это … 2. Три пути попадания вредных веществ в организм человека – это … 3. Экологическая безопасность – это…
4. Бытовой фильтр – это …
5. Цепь загрязнения – это …
6. Главная причина загрязнения окружающей среды – это…
| А) продукты питания, воздух и вода.
Б) прибор для очистки воды в бытовых условиях.
В) путь, по которому движутся загрязнённые вещества. Г) защита от вредных воздействий загрязнённой окружающей среды. Д) фабрики, заводы, транспорт.
Е) человек. |
(По цепочке дети читают правильные ответы, остальные – проверяют, исправляют ошибки.) (Проверить результат).
- Человек должен не только уметь защищать себя от вредных воздействий окружающей среды, но и сам не становиться источником загрязнения природы.
Стихотворение читает ученик:
Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить, Должна быть чистою Земля И небо чистым быть. Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те старанья, что Земле Приходится терпеть. Надолго ль хватит нам воды, Коль растворён в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов, Где топоры стучат? Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек – Всю Землю Можешь только ты – Разумный человек!
- Вспомним, какой теме был посвящён урок? - С какими новыми терминами и понятиями познакомились на уроке? - Какую цель ставили в начале урока? - Поднимите руку те, кто считает, что урок цели достиг?
- Каждый ученик снимает с доски кружок нужного цвета. Зелёный – Я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Жёлтый - Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился. Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь. ПОДОЙТИ К ДЕТЯМ! Сказать: - Положи руку себе на голову и, поглаживая, скажи: - Я – молодец! Ничего страшного! У меня всё получится!!!
Прочитать с.31- 36. Сделать задания № 1- 4 на с. 17-19.
РЕЗЕРВ: (Ответы детей.) Заполняем таблицу (метод составления листов опорных знаний). Отвечаем на вопросы, пользуясь карточками. 1. Что является источником загрязнения окружающей среды? (Фабрики, транспорт, дома) Прикрепляем на нижний ряд. 2. Куда попадают вредные вещества? ( Воздух, вода, почва) Прикрепляем на второй ряд. 3. Что вместе образуют воздух, вода и почва? (Окружающую среду) Прикрепляем на средний ряд. 4. Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды и почвы – в растения, организмы животных, затем в продукты питания, которыми питается человек). Прикрепляем на верхний ряд.
Вывод: Загрязнённые вещества движутся по цепочке. Это «Цепи загрязнения».
|