Урок по окружающему миру .Тема "Африка"2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.2 класс.
Тема «Африка»
Цель урока. Сформировать умение распознавать и понимать связи особенностей географических объектов с их расположением.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Оборудование: проектор, карты ,картинки и карточки с надписями с элементами мира Африки, индивидуальные таблицы, А.А.Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс,с. 62-64 , видео «Путешествие по Африке»(http://www.youtube.com/watch?v=7sXZfN3e7Yc)
Ход урока:
I.Орг.момент
-И снова в путешествие нам надо отправляться,
А в этом путешествии на вас я буду полагаться
На вашу эрудицию я буду опираться
- Для чего люди отправляются в путешествие? Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного.
- А вы любите путешествовать? Сегодня мы продолжим вместе с вами увлекательное путешествие по нашей замечательной планете.
- С какой целью мы путешествуем на уроке окружающего мира? (Узнать что-то новое)
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? (“Что я не знаю?”, “Сам найду способ”)
II.Постановка проблемы.
-У вас на столах лежат разрезные карточки .попробуйте сейчас вместе составить из них общую картинку.
-Что у вас получилось?
(банан, арбуз, ананас, финиковая пальма.)
-Что общего у этих предметов.
Что их объединяет?
-Как вы думаете, где родина этих растений?
(Африка)
III.Актуализация знаний
-Что такое Африка?(материк, часть света)
-Что вы еще знаете про Африку(находится в жарком поясе освещенности, там есть пустыня…)
-Давайте поиграем в игру, посвященной Африке «Верите ли вы?
-Я предоставлю вашему вниманию несколько утверждений, а вы ответите ,верите ли вы им, то есть истинно оно или ложно.
1.Верите ли вы, что Африка-самый жаркий материк.
2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья.?
3….что в Африке есть снег.
-Посмотрите, утверждения были для всех одинаковые ,а ответы разные?
-Почему?
(Мы мало знаем об Африке)
-А почему вы отвечали именно так, а не иначе?
-А где еще можно получить информацию об Африке?
-Итак, отправляясь в путешествие по материку Африка ,что бы вы хотели еще исследовать ,кроме тех вопросов ,которые возникли у вас в ходе игры?
-Вы путешествовали по материкам ,что можно узнать о них?
1.Климат.
2.Животный и растительный мир.
3.Географические объекты.
4 .Страны и народы.
(На доске прикрепляются карточки с соответствующими надписями)
-Теперь мы готовы к путешествию, пора собирать чемоданы
-Давайте встанем и покажем ,что мы на себя наденем?
(Физминутка)
IV.Организация работы с кейсами.
-Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Предлагаю проводить исследование в группе, ведь нужную информацию добывать в одиночку сложно. У вас на столах лежат карты Африки ,но они все разные.
Посмотрите, обсудите, о чем может рассказать ваша карта
1 группа.
(Политическая карта расскажет о странах и народах.)
-Значит. тема вашего исследования будет « Страны и народы Африки».
2 группа.
(Физическая карта расскажет нам о географических объектах)
-Значит ваше исследование будет посвящено этому вопросу
3 группа.
(Карта природных зон поможет нам рассказать о климате.)
4 группа.
(Карты с изображением природных зон и изображением животных расскажет о животных, обитающих в Африке в зависимости от природной зоны.)
В помощь в вашем исследовании, кроме таких источников информации, как карта, вам в помощь предоставлен текст из учебника ,информация из детской энциклопедии, художественных произведений,
-Работу начнем с текста. Каждый из вас постарается вычитать из него ту информацию, которая соответствует вашей теме. Давайте еще раз повторим темы исследования каждой группы . После чтения и обсуждении найденного вместе поработайте с картой .Итогом вашей работы будет совместное заполнение таблицы. Затем вы озвучите свои выступления.Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
Кейсы:
Кейс № 1.
Источник №1: Учебник А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс, с. 62-64 .
Источник №2: Страны и народы Африки.
В Африке насчитывается около 55 государств (больше только в Евразии), это Египет, Эфиопия и другие. Египет – пустынная страна. Знаменит Египет пирамидами. Самый крупный город Африки — Каир. Численность населения Африки составляет около 1 миллиарда человек. Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной и европеоидной. Чернокожие африканцы разных национальностей: пигмеи - низкорослые охотники джунглей, масаи – высокие, длинноногие (спортсмены). Основное занятие населения: разводят скот, верблюдов.
Источник № 3:
Т. Александрова
В Кении,в саванном крае,
Где зимы и снега нет,
Племена живут масаев,
Также,как и сотни лет.
Тростником дома покрыты,
Все из глины,в них темно.
Лавки шкурами накрыты,
Дырка в крыше - их окно!
В домике очаг не гаснет,
На котором варят суп,
Только из воды и мяса,
Без картошки и без круп.
В заповеднике законы-
Убивать зверей нельзя!
Буйвол,носорог,слоненок -
Для людей они друзья!
Каждый из масаев - воин,
И пастух,и следопыт.
И копье носить достоин,
А в ушах - серьга висит!
Для гостей масаи рады
Песню спеть или сплясать.
Но важней коровье стадо
Львам на мясо не отдать!
Мы в гостинице не спали,
Слушая рычанье львов.
Все масаев вспоминали:
Защитили ли коров?
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-afriku.htm
Источник №4:
Политическая карта Африки.
Кейс№ 2.
Источник №1: Учебник А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс,
с. 62-64 .
Источник № 2:
Географические объекты Африки
В Африке расположена самая длинная река в мире — Нил. Вблизи истоков Нила находится самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро. Это единственное место, где можно увидеть снег. Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира. Огромный водопад Виктория. На материке Африка много пустынь. На севере расположена крупнейшая на Земле пустыня Сахара, на юге — пустыня Калахари. Днем в пустыне Сахара поверхность земли нагревается так, что можно на камнях жарить яичницу. Дождей в пустыне не бывает. В пустынях Азии и Африки кочевники ездят и перевозят свои вещи на верблюдах. Верблюды могут легко прожить несколько дней без воды и еды. Еду в виде жира они запасают в горбах. Поэтому верблюдов часто называют «Корабли пустыни».
http://www.world-globe.ru/regions/africa/geography/
Источник № 3:
Физическая карта Африки
Источник № 4.
- Африка является вторым по размерам континентом, который следует после Евразии.
- название Африка, как полагают некоторые ученые, происходит от имени племени, которое раньше жило на севере материка, и называлась афригами.
- в Африке находится самая длинная река в мире – Нил, ее протяженность составляет 6 671 километр.
Африка очень известна своими богатыми месторождениями золота и алмазов. Половина добываемого золота и алмазов в мире приходится именно на этот континент.
- в Африке есть озеро Малави, в котором водиться больше всего видов рыб.
дней.
- в Африке практически пропало озеро Чад, которое было 4 по величине. За последние 38 лет оно стало на 95% меньше.
http://povtoriashki.ru/dlya_detey/inerestnie_fakti/strani/afrika/
Кейс № 3.
Источник №1: : Учебник А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс, с. 62-64 .
Источник № 2: Географическое положение материка и климат
Материк Африка второй по величине в мире (после Евразии). Отделяется от Евразии Суэцким каналом. На западе Африка омывается Атлантическим океаном, на севере -Средиземным морем, на востоке - Индийским океаном и Красным морем. Лежит Африка в северном и южном полушарии, так как пересекается экватором в центре. Африка — самый жаркий материк планеты. Вся территория Африки находится в жарких климатических поясах. Именно в Африке находится самое жаркое место на Земле, и была зафиксирована самая высокая температура на Земле (+58,4 °C). Смены времен года не бывает, там всегда жарко, даже зимой.
http://znanija.com/task/1689756
Источник № 3:Карта природных зон Африки.
Источник № 4: Африка самый крупный после Евразии континент, через который проходят жаркие климатические пояса, а также континент пересекает линия экватора. Поэтому климат в Африке жаркий и засушливый, что ведет к образованию пустынь.
Именно Африка по большей своей части является самым жарким континентом на планете, где в Эфиопии, поселение Даллол была зарегистрирована самая высокая температура воздуха +58,4 °C. В Африке есть крупные пустыни: Сахара в Северной части и Калахари в Южной.
http://сезоны-года.рф/Африка.html
Кейс№ 4:
Источник №1: Учебник А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс,
с. 62-64 .
Источник № 2: Животный мир Африки
Мир животных разнообразен. Африку населяют разнообразные млекопитающие: антилопы, карликовый бегемот, мартышки, лемуры, шимпанзе, гориллы. Нигде в мире нет такого обилия крупных животных, как в Африке. Слоны, бегемоты, львы, жирафы, леопарды, гепарды, антилопы, зебры, африканский страус живут в Африке. Только в Африке (и нигде в мире!) встречается Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь у животных и человека.
Растительный мир тоже разнообразен. Растут разные пальмы, есть полынь, оливковые и фруктовые деревья. В тропической Африке вдоль берегов рек и озер растет папирус. Наибольшую известность папирусу принесла, придуманная древними египтянами, технология изготовления из него своеобразной бумаги. Тропическая Африка
является родиной кофе. Кофе – невысокое деревце, очень привлекательное, у него крупные блестящие кожистые темно-зеленые листья, цветы очень ароматные, белые или кремовые. Созревшие плоды темно-бордового цвета величиной с вишню. Внутри них находятся семена, называемые «кофейными зернами». В странах, где возделывается кофе, дети с большим удовольствием едят эти ягоды. В пустынях растений мало, можно встретить верблюжью колючку.
http://fb.ru/article/31798/jivotnyie-i-rasteniya-afriki
Источник № 3:Карта природных зон Африки с изображением животных.
Учебник А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 2 класс, с.106
Источник №4:
Мне вчера купила мама
Очень вкусных два банана
И сказала, что они
К нам из Африки пришли.
- Африка - далёкий край, -
Объяснил мне попугай, -
Где кокосы и бананы,
И шалуньи-обезьяны,
Те, что в Африке живут,
Их без разрешения рвут.
Там в лесах - гориллы,
В реках - крокодилы.
Леопард, гиппопотам
Обитают тоже там.
В африканских странах
Водятся в саваннах
Зебры, антилопы гну,
Птицы: страус, марабу.
В Африке пустыни - знай,
Где пески из края в край.
И верблюды, если нужно,
По пескам шагают дружно
Солнце светит ярко.
В Африке так жарко!
Там живут мои друзья.
Жаль, что встретиться нельзя.
Жалко стало мне немножко
Попугая, птицу Гошку.
http://www.aforizmov.net/stihi/tags/afrika/
V.Работа в группах
Учитель выполняет роль консультанта.
VI. Проверка самостоятельной работы. Презентация выступлений.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось.
-Какая тема исследования была у вас?
(Работы учащихся, выполненные в таблице выставляются на доске в соответствии с названием тем)
-Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы .Проведем небольшую пресс-конференцию. Вы будете сотрудниками туристической фирмы, которая занимается рекламой путевок в таинственную и многоликую Африку. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли журналистов , которые мало знают об Африке. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы представителям фирмы.
-Какой вывод можно сделать о материке Африка ?
Для ответа воспользуйтесь информацией ,представленной на доске.
-Узнали ли мы о том, что хотели?
Я предлагаю сравнить выводы, сделанные на уроке с выводом ученых.
Просмотр видео.
(http://www.youtube.com/watch?v=7sXZfN3e7Yc)
VIII.Итог урока. Рефлексия.
-А сейчас давайте вернемся к нашей игре. «Верите или нет» .Как теперь будут звучать ваши ответы ?
1.Верите ли вы, что Африка- самый жаркий материк.
2…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?
3….что в Африке есть снег.
-Посмотрите, теперь ответы у вас совпали. Что помогло вам в исследовании (Информация из учебника ,энциклопедии , карт, художественных произведений и сети интернет)
-А сейчас я прошу найти картинки-раскраски с пальмочками и раскрасить листья в зеленый цвет тем, кто доволен работой на уроке ,
в желтый , у кого не все сегодня получилось,
в красный , кто ничего не понял совсем.
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы, преграды, которые встретятся у вас на пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...