Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс. Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс. Школа России. | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.»
«Рассмотрено» на заседании ШМО……. ________________ Протокол №___ от «27» 08. 2018 г | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______________________ /Е.И.Сороковикова/ «___» ___________2018 г
| «Утверждаю» Директор школы _____________ /А.П.Сороковикова/ Приказ №______ «___» _________2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 4 класса
МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова Ю.П.»
на 2018-2019 учебный год
Разработала:
Плотникова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
первой категории
Тунка
2018
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия"
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Учебный план МБОУ «Тункинская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год
- Положения о рабочей программе МБОУ «Тункинская СОШ»
- Авторской программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2014г.),
Учебно-методический комплект
Учебник: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь к учебнику: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2017.
Тесты. А.А. Плешаков. Просвещение.4 класс.2017.
Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения окружающего мира в 4 классе из расчёта 2 часа в неделю.
Региональный компонент: «Родной край – часть большой страны» -15 часов.
В соответствии с этим реализуется программа окружающего мира в объеме 68 часов.
Цели:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания увствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- узнает название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся ; родного города (села);
- узнает государственную символику России;
- узнает государственные праздники;
- узнает основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- узнает общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- узнает правила сохранения и укрепления здоровья;
- узнает основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных);
- узнает особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России,
- узнает некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентироваться на местности с помощью компаса;
- определять температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- уходу за растениями (животными);
- выполнению изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценивать воздействие человека на природу, выполнению правил поведения в природе и участию в ее охране;
- удовлетворять познавательные интересов, поиску дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать особую роли России в мировой истории, национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознанию целостности окружающего мира, основам экологической грамотности, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- доступным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Окружающий мир» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов, обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления выпускников начальной школы к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
- Содержание учебного предмета
Земля и человечество (9 ч.)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч.)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (13 ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч.)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч.)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (9 ч.)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы, лабораторные работы, самостоятельные работы и т.д. |
1 | Земля и человечество | 9 ч. | Пр/р-1, Т.-1 |
2 | Природа России | 10 ч. | Пр/р-2, П/р-1, Т.-1 |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 ч. | Эк.-3, Пр/р-1, Т.-1 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 ч. | Т. -1 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 ч. | Пр/р-1, Т.-1 |
6 | Современная Россия | 9 ч. | Д/р-1 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата провед. по плану | Дата фактич. провед. | Примечание |
1 четверть – 16 ч | |||||
Земля и человечество (9 часов) | |||||
1 | Мир глазами астронома. Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда. | 1 | 03.09 | ||
2 | Планеты Солнечной системы. Естественные спутники планет. Причины смены дня и ночи и времён года. Практическая работа «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 | 06.09 | Практическая работа | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия. Звёзды. Плеяды. | 1 | 10.09 | ||
4 | Мир глазами географа. Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса. | 1 | 13.09 | ||
5 | Мир глазами историка. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. | 1 | 17.09 | ||
6 | Когда и где. Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта. | 1 | 20.09 | ||
7 | Мир глазами эколога. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. | 1 | 24.09 | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). | 1 | 27.09 | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга. Тест | 1 | 01.10 | Тест. | |
Природа России (10 часов) | |||||
10 | Равнины и горы России. Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России». Рельеф родного края. | 1 | 04.10 | Практическая работа. | |
11 | Моря, озера и реки России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте море, озёр и рек России».Реки Тункинского района. | 1 | 08.10 | Практическая работа. | |
12 | Природные зоны России. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Практическая работа « Поиск и показ на карте природных зон России» | 1 | 11.10 | Практическая работа | |
13 | Зона арктических пустынь, ее местонахождение. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь. | 1 | 15.10 | ||
14 | Тундра. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи.. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. | 1 | 18.10 | ||
15 | Леса России. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. | 1 | 22.10 | ||
16 | Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесенные в Красную книгу России. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | 25.10 | Проверочная работа | |
2 четверть – 16 ч. | |||||
17 | Зона степей, местоположение, природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных. | 1 | 05.11 | ||
18 | Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли». | 1 | 08.11 | ||
19 | У Чёрного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Тест. | 1 | 12.11 | Тест. | |
Родной край – часть большой страны (15 часов) | |||||
20 | Наш край. Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. | 1 | 15.11 | ||
21 | Родной край – часть большой страны. Экскурсия «Земная поверхность родного края» | 1 | 19.11 | ||
22 | Поверхность нашего края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края. | 1 | 22.11 | ||
23 | Природное сообщество «Водоём». Экскурсия «Водоёмы родного края» | 1 | 26.11 | ||
24 | Водные богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде. | 1 | 29.11 | ||
25 | Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств. Практическая работа «Определение свойств полезных ископаемых родного края» | 1 | 03.12 | Практическая работа. | |
26 | Земля – кормилица. Разнообразие почв России, наиболее распространенные типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. | 1 | 06.12 | ||
27 | Растения и животные леса. Экскурсия «Смешанные леса родного края». | 1 | 10.12 | ||
28 | Жизнь леса. Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. | 1 | 13.12 | ||
29 | Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. | 1 | 17.12 | ||
30 | Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоема. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана. | 1 | 20.12 | ||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Тест. | 1 | 24.12 | Тест. | |
32 | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов. | 27.12 | |||
3 четверть- -20 ч. | |||||
33 | Растениеводство в нашем крае. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | 1 | 14.01 | ||
34 | Животноводство в нашем крае. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. | 1 | 17.01 | ||
Страницы всемирной истории (5 часов) | |||||
35 | Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство. | 1 | 21.01 | ||
36 | Мир древности: далекий и близкий. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. | 1 | 24.01 | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков. Средние века в истории Европы. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Изобретение книгопечатания. | 1 | 28.01 | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники. | 1 | 31.01 | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследования Арктики и Антарктики. Освоение космоса. Первая и вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Тест. | 1 | 04.02 | Тест. | |
Страницы истории России (20 часов) | |||||
40 | Жизнь древних славян. Расселение восточных славян. Древне славянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен. | 1 | 07.02 | ||
41 | Во времена Древней Руси. Основание Новгорода и Киева. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Крещение Древней Руси. | 1 | 11.02 | ||
42 | Страна городов. Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы. | 1 | 14.02 | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги. | 1 | 18.02 | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине 12 века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский. | 1 | 21.02 | ||
45 | Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце 13 – начале 14 века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | 1 | 25.02 | ||
46 | Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. | 1 | 28.02 | ||
47 | Иван Третий. Падение монгольского ига. Возникновение единого независимого Российского государства. Иван Грозный – первый российский царь. Начало освоения Сибири. | 1 | 04.03 | ||
48 | Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина. | 1 | 07.03 | ||
49 | Патриоты России. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. | 1 | 11.03 | ||
50 | Петр Великий. Организация «Потешных полков». Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр 1 – первый российский император. | 1 | 14.03 | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М.В. Ломоносова. энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. | 1 | 18.03 | ||
52 | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра 1. Развитие просвещения. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям. | 1 | 21.03 | ||
4 четверть – 16ч. | |||||
53 | Отечественная война 1812 года. Вторжение в Россию армии Наполеона. Бородинская битва. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над Наполеоном. | 1 | 01.04 | ||
54 | Страницы истории 19 века. Декабристы, основные идеи движения. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Практическая работа | 1 | 04.04 | Практическая работа | |
55 | Россия вступает в 20 век. Николай 11 – последний император России. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Проверочная работа | 1 | 08.04 | ||
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов. Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов. | 1 | 11.04 | ||
57 | Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. | 1 | 15.04 | ||
58 | Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы. | 1 | 18.04 | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Перестройка. Распад СССР. Тест. | 1 | 22.04 | Тест. | |
Современная Россия (9 часов) | |||||
60 | Основной закон России и права человека. Конституция – основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. | 1 | 25.04 | ||
61 | Мы – граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, Правительство. | 1 | 29.04 | ||
62 | Славные символы России. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам – уважение к родной стране. | 1 | 02.05 | ||
63 | Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны. | 1 | 06.05 | ||
64 | Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. | 1 | 13.05 | ||
65 | Народы России, особенности их традиционной культуры. | 1 | 16.05 | ||
66 | Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в истории и культуру России. | 1 | 20.05 | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за год. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Диагностическая работа по итогам второго полугодия | 1 | 23.05 | Проверочная работа | |
68 | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов. | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование 1,2 класс "Школа России", ФГОС
планирование с УУД...
Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России
Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России...
Календарно - тематическое планирование для 1 класса "Школа России" ФГОС
Календарно - тематическое планирование для 1 класса...
календарно-тематическое планирование изо 4 класс школа россии
календарно-тематиское планирование ИЗО 4 класс программа Школа России...
Календарно- тематическое планирование "Окружающий мир" ( УМК "Школа России")
КТП по окружающему миру составлена в соответствии с авторской программой...
Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович
Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...
Программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием для 3 класса Школа России
Программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием, с УУД по каждому уроку для 3 класса Школа России...