Технологическая карта урока ОМ в 3 классе по теме: "Растения весной. Раннецветущие растения".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
Цель: дать представление о том, как изменяется жизнь растений с приходом весны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя Ломакина Е.С. Класс: 3 Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Растения весной. Раннецветущие растения.
Цель урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
Дать представление о том, как изменяется жизнь растений с приходом весны.
Задачи урока:
Образовательные: формировать у учащихся представления об изменениях, происходящих в неживой природе и в жизни растений весной; уточнить и расширить знания учащихся о раннецветущих деревьях и первоцветах;
активизировать познавательную деятельности, повысить качество усвоения воспринятого материала через межпредметную связь с уроком чтения.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие; контролировать правильное произношение звуков в словах, фразах, соблюдение орфоэпических норм и словесного ударения; формировать ритмико-интонационную сторону речи; корректировать и развивать связную устную речь (диалогическую и монологическую) через выполнение заданий учителя на уроке; мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей); личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Воспитательные: содействовать воспитанию чувства доброты, желание бережно относиться к природе;
воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик; самостоятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид используемых на уроке ИКТ: презентация, составленная учителем, музыкальная физкультминутка «Дождик» в виде презентации на ПК.
Основные виды деятельности:
Наблюдать. Называть. Различать.
Оборудование:
интерактивная доска для показа слайдов; словарь на наборном полотне, разноуровневые карточки для самостоятельной работы; части дерева из картона, таблички-опоры.
Словарь: минеральные соли, живой сок, сокодвижение, луковица, клубень.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные, метапредметные) | ||
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Речевая работа. (4 мин) |
- Поздоровайтесь. - Какое у вас настроение? - Все готовы к уроку? - Предлагаю поиграть. Подойдите ко мне. Игра называется «Четвёртый лишний».
- Задание: Я называю слова. Вы повторяете за мной. Называете лишнее и объясняете: почему. - Кто справится с заданием – садится на своё место. - Задание понятно?
-В каждом слове будут дежурные звуки? Какие? Произнесем: - Будем следить за правильным произношением этих звуков в словах. Жук, шмель, мушка, лягушка. Журавль, чиж, кукушка, стриж. Дождик, лужа, солнышко, снежок. Медвежонок, ужонок, ежонок, жеребёнок. Шишка, ландыш, подснежник, ромашка. - Что мы делали? |
- Здравствуйте. - Отличное, хорошее… - …
Ж………Ш………
Лягушка. Остальные – насекомые. Чиж. Остальные – перелётные птицы. Солнышко. Всё остальное – вода. Ужонок. Остальные – детёныши животных. Шишка. Остальные – цветы. -Мы играли. Мы хорошо говорили звуки Ж-Ш в словах. Мы думали… | Коммуникативные: распознавать слухо-зрительно вопросы и отвечать на них; оформлять свои мысли в устной форме, обосновывать своё мнение. Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место к уроку. Познавательные: Строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно - следственные связи. | ||
II. Работа за экраном. (1-2 мин) |
-____, слушай. Какой сейчас урок? - ____, слушай. Какой этот урок по счёту? - ____, слушай. Что нам пригодится для успешной работы на уроке? - Удачи! За работу! |
- Сейчас урок природоведения. - Третий урок. - Знания, внимательность, жизненный опыт, хорошее настроение, радость… | Коммуникативные: слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и своих жизненных речевых ситуаций. | ||
III. Актуализация знаний. Работа над ритмико-интонационной стороной речи (5мин) |
- Какое время года наступило? -Назовите весенние месяцы. - Будем работать над интонацией. - Послушайте. - Скажем вместе. Весна пришла? Весна пришла. Весна пришла! - ___, скажи ты. - Что мы делали? - Вспомним, какие изменения происходят в неживой природе весной. - Как изменилась температура воздуха? - Что происходит весной на реках? - Как называется весенний разлив рек? - Какие меры предосторожности надо помнить, бывая весной на водоемах? - С приходом весны происходят изменения и в живой природе. -Что относится к живой природе? |
- Наступила весна. - Март, апрель, май.
- Мы работали над интонацией.
- Стало теплее. - Весной на реке начинается ледоход. - Половодье. - Весной нельзя выходить на лед, т.к он становится очень тонким. Человек может провалиться под лед. - К живой природе относятся человек, животные, растения. | Коммуникативные: понимать вопросы и отвечать на них. Предметные: знать названия времени года; весенних месяцев, весенних явлений. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||
IV. Совместное целеполагание (2 мин) |
- Что это? (Cлайд) - Назовите группы растений? -Как вы думаете, какая будет тема урока? - Правильно. Тема нашего урока «Растения весной». - Прочитайте вместе. - Какую цель мы поставим перед собой? - Что мы делали? |
- Это растения. - Деревья, кустарники, травы. - Растения весной.
- Узнать, как изменяется жизнь растений с приходом весны. - Отвечали на вопросы, определили тему и цель урока. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | ||
V. Открытие новых знаний (12 мин) |
1. Конструктивная игра «Собери дерево» - Давайте вспомним, из каких частей состоят растения (на примере дерева). Что мы делали? 2. Проблемная ситуация. - Ребята, а вы знаете, чем питаются растения? - Ваши предположения.
3. Рассказ – диалог об изменениях, происходящих весной с деревьями и кустарниками. (Слайды) - Проверим. Весной солнышко посылает на землю больше тепла. Что происходит с растениями? Растения просыпаются от зимнего сна. Нагревается кора, стебли. Снег тает. В почве появляется много чего? воды. Она растворяет минеральные соли(Таблички выставляются на наборное полотно по ходу рассказа). .Корни начинают всасывать растворы и по стволу подавать их в ветки. Ветки должны подать их куда? в листья. А листьев нет. Откуда они появятся? …из почек. Правильно. Из них появляются маленькие зелёные листочки. Листья — это фабрика питательных веществ для всего растения. В листочках начинает образовываться живой материал для роста растений. Живой сок расходится по веткам, стволу к корням. В коре находятся пути, по которым питательные вещества из листьев разносятся по всему дереву. Растение начинает расти. Весной сок деревьев сладкий, вкусный, особенно у берёзы и клёна. В дереве начинается сокодвижение. - Итак, чем питаются растения?
4. Музыкальная минутка ( Слайд) – Какие осадки чаще бывают весной? - Приглашаю на танец с дождиком. - Что мы делали?
- Кто знает: какие деревья и кустарники зацветают до появления зелёных листьев? - ____ приготовил для вас рассказ о первых цветах. - Послушайте и ответьте на вопросы: - О каких цветах говорится в рассказе? - Зачем растениям цветы? 6. Рассказ-диалог о травянистых растениях. (Слайд) - Как вы думаете, где запасают питательные вещества травянистые растения? У травянистых растений нет ствола, поэтому они запасают питательные вещества в корнях. Корни у них толстые в виде луковицы или клубня (это подземная часть стебля, зимующая в земле). Растения, которые весной зацветают первыми, называются первоцветы или раннецветущие. -Назовём эти растения (Слайд) - Что мы делали? |
Учащиеся выходят по одному к доске. Учитель называет за экраном для учащихся с ИА и слухозрительно для учащихся с КИ одну из частей дерева. Ученик находит и прикрепляет магнитом её к доске. - Мы собирали дерево. - ... - … - Растения питаются растворами минеральных солей. Выполнение движений сопряжено с героями музыкальной презентации. - Весной чаще всего идут дожди. - Мы танцевали. - Ольха, ива, осина, орешник, берёза. Краткий пересказ рассказа Н.Павловой «Первые цветы» подготовленным учеником. (Слайд) - В рассказе говорится о цветах орешника. - Из (опыленного) цветочка появляются плоды.
- Пролеска, примула, галантус (подснежник), зимовник. - Мы слушали. Мы отвечали на вопросы. Мы называли растения. | Личностные: ценить и принимать базовые ценности «природа», «красота». Регулятивные: понимать учебную задачу, следовать ей. Познавательные: осуществлять наблюдение за объектом под руководством учителя. Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; читать, понимать и пересказывать текст художественного произведения. Предметные: знать изменения, которые происходят в жизни растений весной; знать названия раннецветущих растений; наблюдать за изменениями в жизни растений весной. | ||
VI. Первичное закрепление. Самостоятельная дифференцированная работа (4 мин) (3 уровня сложности) |
- Проверим, как вы усвоили новую тему. Будем работать самостоятельно. Я приготовила тесты разной сложности. - Кто хочет выполнить сложное задание? - Кому задание средней сложности? - Кому легкое задание? - Что мы делали? |
- Мы работали самостоятельно. | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения. | ||
VII. Проверка (2 мин) |
Учитель раздает эталоны правильно выполненного теста. - Проверьте, правильность выполненного задания. Поставьте себе оценку. |
| Регулятивные: оценка правильности выполнения своего задания; корректировать выполнение задания. | ||
VIII. Работа с учебником (4 мин)
|
- Откройте учебники на странице 136. Прочитайте текст. - Будем отвечать на вопросы: (Слайд) - Зачем люди повреждают деревья? - Что может произойти с раненым деревом? - Как можно помочь раненому дереву? - Ребята, какую пользу приносят нам растения? - Растения очень много дают человеку. Поэтому мы должны заботиться о наших зелёных помощниках. - Как мы можем позаботиться о растениях? - Что мы делали? |
- Люди повреждают ствол дерева, (например, берёзы) чтобы собрать берёзовый сок – он очень питательный и вкусный. - Сок будет долго капать на землю. Дерево ослабеет и может погибнуть. - Надо замазать повреждённое место глиной или пластилином. - Растения обеспечивают нас свежим воздухом, лечат нас, украшают нашу жизнь, дают нам пищу, ткани, древесину. - Сохранять леса, не рвать редкие растения, озеленять территорию вокруг своих домов… - Работали с учебником. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: читать про себя текст учебника | ||
IX.Рефлексия (3 мин) |
Наш урок подходит к концу. Мы с вами много сделали. Молодцы. Какое настроение у вас в конце урока? У нас на доске деревце. Давайте его оживим! Зелёные листочки – все понял, урок очень понравился. Цветочки – урок понравился, были трудности. Почки – ничего не понял. - Красивое дерево получилось! |
| Личностные: оценивать собственное отношение к уроку. Регулятивные: оценка выполнения заданий по данным параметрам. | ||
X Итог урока (1 мин) | - Я надеюсь, что на уроке вы узнали много нового и интересного. - Какие новые слова запомнили? |
- Минеральные соли, живой сок, сокодвижение, луковица, клубень. | Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | ||
XI. Домашнее задание (1 мин) |
(Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность). - Подготовьте творческую работу «Мой любимый первоцвет» (сочинение, презентация, сообщение…) - Урок окончен. |
| |||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весна пришла? Весна пришла. Весна пришла!
Деревья Кусты Травы
Тема: Растения весной
Что происходит с природой весной? Весной Солнце дает больше тепла и света. Тает снег. В почве появляется много воды, с растворёнными в ней минеральными солями. Вода и минеральные соли
Что происходит с растениями весной? Корни деревьев и кустарников всасывают растворы. По стволам они поднимаются в ветки. А куда дальше поднимается раствор? Что происходит с почками?
Сокодвижение Почки набухают, лопаются, появляются листочки. В листьях на свету образуется питательные вещества для роста растений. Они расходятся по коре, по веткам, стволу к корням. Растение начинает расти. Часть питательных веществ откладывается в запас до следующей весны.
Музыкальная минутка
Какие деревья и кустарники зацветают до появления зелёных листьев? ИВА ОРЕШНИК БЕРЁЗА ОСИНА ОЛЬХА
Первые цветы. Автор: Нина Павлова ОРЕШНИК
Травянистые растения У травянистых растений нет ствола. Они запасают питательные вещества в корнях, стеблях, листьях. У пролески стебель толстый в виде луковицы. Луковица – подземная часть стебля, зимующая в земле.
Первоцветы – это растения, которые весной зацветают первыми. ФИАЛКИ ГАЛАНТУС ГУСИНЫЙ ЛУК ПРИМУЛА МАТЬ –и- МАЧЕХА
Работа с учебником Прочитайте текст учебника на странице 136. Ответьте на вопрос: Зачем люди повреждают деревья?
Зачем люди повреждают деревья? Люди повреждают ствол дерева, например берёзы, чтобы собрать берёзовый сок – он очень питательный и вкусный.
Что может произойти с раненым деревом? Сок будет долго капать на землю. Дерево ослабеет и может погибнуть . Как можно помочь раненному дереву? Надо замазать повреждённое место глиной или пластилином .
Итог урока: Весной Солнце поднимается всё выше, даёт больше тепла и света. В деревьях начинается сокодвижение. Оно пробуждает почки, из которых появляются цветы и листья. В листьях на свету в тепле образуются питательные вещества , растение начинает расти.
РЕФЛЕКСИЯ
СПАСИБО ЗА УРОК !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».
Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Растения-производители»
Место урока. Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участники круговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев. Урок «...
Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" в 4 классе УМК "Школа России.
ТКУ литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу"....
Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» (УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «В гости к Весне» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе. За...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Весна! Весна! И все ей радо!»
quot;Весна! Весна! И все ей радо!" Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение"...
Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе на тему: «Растения весной»
Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе школа VII вида на тему: «Растения весной»...