Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. Программа Школа России. 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okr._mir.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
в условиях ФГОС второго поколения 2 класс
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса "Окружающий мир" для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова "Окружающий мир. 1-4 классы", являющейся составной частью системы УМК "Школа России" (автор А.А. Плешаков). В программе отображены общая характеристика курса, содержание и планируемые результаты освоения учебного предмета, формы и график проведения контрольно-измерительных работ. Представлено развернутое календарно-тематическое планирование по предмету.
Изучение курса "Окружающий мир" в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Программа направлена на реализацию средствами предмета "Окружающий мир" основных задач образовательной области "Естествознание и обществознание".
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика программы
Отбор содержания курса "Окружающий мир" осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием. которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе путем раскрытия разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества. теснейшей взаимозависимости людей большое значение имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдение за явление природы и общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы. обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Для достижения планируемых результатов очень большое значение имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя,
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей),
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса "Окружающий мир":
- Природа как из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, технологии индивидуальной проектной деятельности, критического мышления, здоровьесбережения, личностно ориентированного обучения, информационные технологии, проблемно-диалогического обучения и т.д.
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: текущий контроль - в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ; тематический контроль "Проверим себя и оценим свои достижения" по окончании каждого раздела; проектные работы.
Содержание программы
Где мы живем (4ч) Родная страна. Флаг, герб, гимн России. Семья народов России. Что мы называем родным краем (район, область и т.д.). Город и село. Наш дом. Природа и рукотворный мир. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к миру.
Проект. "Родной город (село)".
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Где мы живем".
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Заглянем в кладовые Земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. В гости к осени. сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений ( по усмотрению учителя). Будь природе другом! Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей. вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т.д.) Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия. В гости к осени. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями.
Проект. "Красная книга, или Возьмем под защиту".
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Природа".
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики; их взаимосвязь. Деньги. Из чего что сделано. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д. ( по усмотрению учителя ). Как построить дом. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села ( по усмотрению учителя ). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.д. ( по выбору учителя ). Все профессии важны. Профессии людей, занятыз на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования ( по усмотрению учителя ). В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия. В гости к зиме. Зимние изменения в природе.
Проект. "Профессии".
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Жизнь города и села".
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. ( по усмотрению учителя ). Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения ( в том числе для пешеходов и пассажиров транспортных средств ). Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т.д. ). Пожар! Противопожарная безопасность. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Опасные незнакомцы. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т.д.
Практические работы. Составление своего режима дня. Отработка действий при сигнале "Внимание всем!" Отработка правил перехода улицы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Здоровье и безопасность".
Общение (7 ч)
Наша дружная семья. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости ( дома, в школе, на улице ). Этикет телефонного разговора. Ты и твои друзья. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Мы - зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах ( кинотеатре, транспорте и т.д. ).
Практическая работа. Отработка основных правил этикета.
Проект. "Родословная"
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение".
Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Водные богатства. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки ( исток, устье, русло ); притоки. В гости к весне. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Путешествие по Москве. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. ( по усмотрению учителя ). Путешествие по планете. Карта мира. Путешествие по материкам. Материки и океаны. Страны мира, Впереди лето.
Экскурсия. В гости к весне. Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Проекты. "Города России", "Страны мира".
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Путешествия".
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Экскурсии | Практические работы | Проверочные работы (Тесты) | Проекты |
1 | Где мы живем | 4 | - | - | 1 | 1 |
2 | Природа | 20 | 1 | 3 | 1 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | - | 1 | 1 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | - | 3 | 1 | - |
5 | Общение | 7 | - | 1 | 1 | 1 |
6 | Путешествия | 18 | 1 | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 3 | 9 | 5 | 6 |
Примечание: В течение учебного года - 3 диагностические работы (входная, промежуточная и итоговая)
График проведения контрольно-измерительных работ
№ урока | Дата | Форма проверки | Тема проверки | Тип контроля |
2 | Проект №1 | Родной город | Текущий | |
4 | Тест №1 | Где мы живем | Текущий | |
8 | Входная диагностическая работа | Проверка знаний по предмету за 1 класс | Итоговый | |
23 | Проект №2 | Красная книга или возьмем под защиту | Текущий | |
24 | Тест №2 | Природа | Текущий | |
30 | Проект №3 | Профессии | Текущий | |
32 | Промежуточная диагностическая работа | Проверка знаний за 1 полугодие | Итоговый | |
34 | Тест №3 | Жизнь города и села | Текущий | |
43 | Тест №4 | Здоровье и безопасность | Текущий | |
45 | Проект №4 | Родословная | Текущий | |
50 | Тест №5 | Общение | Текущий | |
59 | Проект №5 | Города России | Текущий | |
65 67 | Проект №6 Итоговая диагностическая работа | Страны мира Проверка знаний за год | Текущий Итоговый |
Место предмета
На изучение курса "Окружающий мир" во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов ( 34 учебные недели ).
Планируемые результаты изучения курса по итогам 2 класса
Личностные результаты:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания "Я" как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- доброжелательное отношение к друг другу как к носителям разных этических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выраженной в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу "Окружающий мир", к школе;
- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе - организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
- познавательные мотивы учебной деятельности;
- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка. созерцания звездного неба. изменений в природе в разные времена года;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например. березе и пр.) в культуре разных народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- умение сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- умение планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- умение планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- умение фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- умение оценивать правильность выполнения заданий, используя "Странички для самопроверки" и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- умение контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
- умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- умение сравнивать объекты по заданным критериям ( по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- умение осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, при подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- умение моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные:
- умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- умение формулировать ответы на вопросы;
- умение слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не прерывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- умение высказывать мотивированное суждение по теме урока ( на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- умение поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты: "Извини, пожалуйста", "Прости, я не хотел тебя обидеть", "Спасибо за замечание, я его обязательно учту" и др.;
- умение понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- умение составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты:
- умение называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
- умение называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- умение определять стороны горизонта;
- умение находить на глобусе океаны и материки;
- умение перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
- умение перечислять времена года в правильной последовательности;
- умение измерять температуру;
- умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- умение находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
- умение называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- умение называть вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
- умение перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- умение отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
- умение определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
- умение различать перелетных и зимующих птиц;
- умение приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
- умение соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
- умение перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- умение определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря);
- умение находить на звездном небе зимой "ковши" Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- умение называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
- умение характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
- умение называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- умение находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Материально - дидактическое обеспечение
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо). ФГОСы второго поколения
Рабочая программа составлена с краткой пояснительной запиской в соответствии с требованиями к тематическому планированию Федерального компонента государственного стандарта начального образования...
Общие подходы к системе оценки в условиях ФГОС второго поколения
Система оценки зннаий учащихся при переходе на новые стандарты образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Хочу всё знать" в условиях ФГОС второго поколения.
Программа кружка "Хочу всё знать" относится к общеинтеллектуальному направлению. Рассчитана на 1 год обучения, 72 учебных часа, учеников 3-4 классов....
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Говори грамотно и красиво" в условиях ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 40 часов, на учеников 1 класса....
Рабочая программа дополнительного образования кружка кукольного театра "Петрушка" в условиях ФГОС второго поколения.
Представленная программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет, срок освоения 1 год, 2 часа в неделю (72 часа)...