Технологическая карта урока "Воздух и его охрана"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Получение обучающимися знаний в ходе проведения и наблюдения опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_i_ego_ohrana.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Воздух и его охрана |
Педагогическая цель | Получение обучающимися знаний в ходе проведения и наблюдения опытов. |
Тип урока | Предметный |
Планируемые результаты (предметные) | Провести вместе с учащимися опыты; закрепить знания учащихся о воздухе, о его свойствах. |
Личностные результаты | Проявляют бережное отношение к окружающей природе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | -Образовательная: формирование умений проводить опыты, обсуждать полученные результаты и формулировать выводы; -Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, настойчивости при выполнении опыта; -Развивающая: развитие творческих навыков, умение мыслить и рассуждать. |
Методы и формы обучения | Формы: индивидуальные, фронтальная; методы: словесный, наглядный, практический. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Воздух, свойства воздуха, охрана воздуха. |
Образовательные ресурсы | Учебник “Окружающий мир” 3 класс, А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point, колба с трубкой, стакан с водой, горелка, тряпка, куплет песни. |
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. |
2) Эмоциональный настрой учащихся 3) Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Прозвенел долгожданный звонок. Незнайка вновь встречи с Вами ждёт. Вопросы приготовил он для Вас. Чтоб дружно поработал весь класс. Он желает Вам удачи! За работу, в добрый час! - Проверим готовность к уроку, на столах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
II. Постановка и решение проблемной ситуации. Цель: овладение учащимися в процессе деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. |
2) Отгадывание загадки 3) Создание проблемной ситуации 4) Решение проблемной ситуации | - Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (С друзьями) - Он полностью с Вами согласен. (Звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной») - Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок? - Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока. (Слайд 1) «Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус. Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (Воздушный шар) - Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. - А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — откроется тема сегодняшнего урока. (Слайд 2) - Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберем предметы, созданные руками человека (Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк). - На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (Живой и неживой природы) - Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе? - По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово. - Какое слово получилось? (Воздух) (Слайд 3) «Воздух» - К какой природе относится воздух? (К неживой) | Задает вопросы учащимся, загадывает загадку учащимся, ставит учебную задачу. | Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку, убирают лишние предметы, классифицируют предметы, по первым буквам составляют слово. |
III. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий) |
| - Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха. - Слово "воздух" происходит от слова "вдыхать". Воздух - это то, чем мы дышим. - Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы: (Слайд 4) 1. Что такое воздух? 2. Какими свойствами обладает воздух? 3. Как человек использует воздух? 4. Нужно ли воздух охранять? | Актуализирует опорные знания и умения. | Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
IV.Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. |
2) 1 опыт. Прозрачность воздуха 3) 2 опыт. Цвет воздуха 4) 3 опыт. Запах воздуха. 5) Наблюдение опыта «Нагревание воздуха» 6) Наблюдение опыта «Охлаждение воздуха» 7) Беседа о свойствах воздуха 8) Работа в рабочей тетради Физминутка Цель: профилактика переутомления учащихся. 9) Беседа о важности воздуха 10) Рассказ учителя об охране воздуха | - Ребята, сколько много вопросов вы поставили перед собой. А как же нам ответить на них? Где и как мы будем искать ответы на наши вопросы? (Можно спросить у взрослых, прочитать в учебнике, поискать в интернете, сходить в библиотеку) - Абсолютно верно! А ещё, ребята, мы с вами попробуем немаловажные сведения получить из схем, таблиц. Посмотрите, пожалуйста, на схему, обсудите в паре и расскажите, что вы узнали о воздухе из схемы? (5 слайд) - Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входят углекислый и другие газы (1%), кислород (21%), азот (78%). - Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста. А какие ступени познания мира нам помогают в исследовании окружающего мира? - Восприятие, память, мышление, воображение, наблюдение. - Благодаря этим ступеням мы продолжим работать над изучением. - Ребята, возьмите учебник, скажите прозрачен ли он? Посмотрите на дверь, прозрачна ли она? Видны ли через эти предметы другие? А почему мы видим дверь, учебник, доску, парту? Обсудите и выскажите свои предположения. - Мы знаем, что воздух везде. Сейчас воздух и в классе. Но мы его не видим, мы через него видим предметы, которые находятся в классной комнате. А значит воздух прозрачен. - Ребята, посмотрите на стены. Какого они цвета? Доска какого цвета? Шкаф? Комнатные растения? Воздух? - Так как воздух прозрачен, то и цвета он не имеет. - Ребята, поднимите руку, кто из вас был в парикмахерской, в столовой, в поликлинике? Представьте, что вам с закрытыми глазами предложили узнать, где вы находитесь? Возможно ли это? Как? Обсудите и выскажите свои предположения. - Определить, где мы можем находиться можно по запаху. Мы знаем, что частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. Благодаря этому мы ощущаем запахи. Но чистый воздух запаха не имеет. -Давайте выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Узнаем это с помощью опытов. -Для этого я возьму колбу с трубкой и опущу трубку в воду. Видим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Теперь нагрею колбу. Из нее стали выходить пузырьки воздуха. Вывод: при нагревании воздух расширяется. -Чтобы узнать, что происходит с воздухом при охлаждении, положу на колбу холодную тряпочку. Видите, как вода поднимается в трубке? Воздух словно уступает воде часть своего места. Вывод: при охлаждении воздух сжимается. - Итак, ребята, мы с вами выдвинули несколько предположений о свойствах воздуха. (7 слайд) - Давайте откроем учебник на странице 46 и прочитаем текст, который предлагают нам авторы и сравним наши выводы. (Наши предположения верны). - Откройте рабочую тетрадь на странице 18 и зафиксируйте результаты исследований, выполнив упражнение 2. - В упражнении 3, нарисуйте, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. Подсказку вы можете найти на 47 странице учебника. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, На опушке зайка ждет. Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ. - Ребята, почему воздух называют важнейшей ценностью природы? (Благодаря воздуху мы дышим, видим и даже слышим. - Какой воздух нужен для дыхания?) - Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. - Как вы думаете, отвечает ли этому требованию воздух, которым дышим мы? - Человек может прожить без воды 5 – 7 суток, без пищи – больше. А вот без воздуха – всего 5 – 7 минут. - С появлением крупных заводов возникла необходимость сохранения чистого воздуха. Содержание в нем пыли, вредных веществ вызывает различные заболевания у людей и животных. Ядовитая пыль, попадая в лёгкие человека, приводят к ухудшению здоровья. Многие предприятия постоянно загрязняют воздух. | Дает целевую установку – узнать информацию о составе воздуха по слайду. Задает вопросы, оценивает ответы учащихся Задает вопросы, оценивает ответы учащихся Задает вопросы, оценивает ответы учащихся, обобщает ответы Проводит опыт с использованием колбы и горелки. Проводит опыт с использованием колбы и тряпочки. Задет вопросы, предлагает познакомиться с информацией о свойствах воздуха в учебнике. Ставит перед учащимися учебную задачу – выполнить задания в рабочей тетради. Показывает образец физминутки. Задает вопросы учащимся. Рассказывает учащимся о воздухоочистительных сооружениях | Работают с таблицей, отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Наблюдают за проведением опыта учителем. Наблюдают за проведением опыта учителем, отвечают на вопросы. Читают в учебнике и информацию о свойствах воздуха. Принимают учебную задачу, выполняют задания в тетради. Выполняют упражнения по образцу учителя. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Внимательно слушают учителя, задают вопросы. |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | 1) Тест | Тест по теме «Воздух и его охрана». 1.Какие вещества входят в состав воздуха? а) водород, медь, цинк; 2.Какой газ воздуха необходим для дыхания? а) азот; 3. Какими свойствами обладает воздух? а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха. 4.Как нужно охранять воздух от загрязнения? а) Остановить все фабрики и заводы. Прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник. - Кому удалось выполнить задание полностью? – Какие были недочёты? | Предлагает учащимся выполнить тест, следит за выполнением заданий. | Выполняют тест |
VI. Подведение итогов Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1) Обобщающая беседа | Итак, давайте ещё раз вспомним, что нового мы узнали о воздухе? - Воздух – это смесь газов. - Прозрачен. - Бесцветен. - Не имеет запаха. - При нагревании воздух расширяется. - При охлаждении воздух сжимается. - Ребята, а где и как человек может применить свои знания о воздухе? (Ветряные мельницы, дирижабли, воздушные шары, летательные аппараты и многое другое) -Молодцы, ребята! Мы помогли открыть Незнайке и его другу Воздушному шарику секреты воздуха. - Оценки за работу на уроке получают…………. | Задает вопросы по изученному материалу | Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют усвоение изученного материала |
VII. Рефлексия. Цель: формировать у учащихся способность к рефлексии. | 1) Прием «Дополни высказывание» | Продолжите фразу. Сегодня на уроке: Я узнал (а) … Я научился… Испытывал(а) затруднения при…. | Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Получают информацию о реальных результатах учения. |
VIII. Домашнее задание. Цель: сообщить задание, разъяснить методику его выполнения. | 1.Сообщение домашнего задания | - Запишите домашнее задание. Учебник стр. 46 – 50, рабочая тетрадь стр.19-20, № 4,5. -Урок окончен. До свидания. | Объясняет домашнее задание. Прощается с учащимися | Слушают домашнее задание. Прощаются с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока природоведения в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Охрана природы"
Урок природоведения для учащихся 4 класса ЗПР школы глухих....
Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.
Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....
Технологическая карта по предмету окружающий мир 3 класс "Охрана животных"
Технологическая карта по предмету окружающий мир 3 класс "Охрана животных"...
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему:"Охрана растений" 3 класс
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Воздух и его охрана" 3 класс
Тема: «Воздух и его охрана.»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием &laq...
Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...
Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...