Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО содержит в себе национально-региональный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 146.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______ от ________ 2017 года ____________ /__Н.Г.Беляева __/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от ________ 2017 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2017 года ____________ /_Т.А.Смолина__/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Окружающий мир
на 2017-18 учебный год
КЛАСС: 1
Составитель: Слепнева Елена Евдокимовна
Квалификация: учитель нач.классов
первой категории
Малый Куналей, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
- Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
- Примерной программы начального общего образования (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) авторов Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой (М.: Вита-Пресс, 2011).
Данная программа предназначена для организации процесса обучения окружающему миру в 1 классе МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться, создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер: объединяет в равной мере природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания, даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук для целостного и системного видения в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир»- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формировать у школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях;
- формировать личный опыт общения ребенка с природой и людьми.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, способствует созданию условий для полноценного развития личности, её познавательных и созидательных возможностей, отражает пути реализации учебного материала: распределяет учебные часы по разделам курса, уточняет виды учебной деятельности, определяет количество контрольных работ для учащихся,
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания.
Особенность курса «Окружающий мир» в том, что он формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром, а также решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом — природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.
Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основная учебная задача курса — открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, или подзадач,(способы планирования эксперимента, косвенного измерения величин, представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр.), позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование.
Важнейшей линией курса является развитие оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Для реализации рабочей программы выбрана система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, в которой развитие личности школьников рассматривается в качестве основной непосредственной цели обучения. Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему – такова исходная задача развивающего обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) авторов Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой (М.: Вита-Пресс, 2011). Авторская программа полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и примерной программы по окружающему миру и утверждёна Министерством образования РФ. Она сопровождается соответствующим учебно-дидактическим комплексом, рекомендованным Министерством образования РФ, и программно-методическим обеспечением. Их использование при обучении позволяет оптимально организовать изучение предмета на основе системно-деятельностного подхода, развить и сохранить у учащихся интерес к программному материалу, обеспечить успешное усвоение Федерального компонента государственных образовательных стандартов по окружающему миру.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» включен в обязательную предметную область, которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:
Предметная область | Учебный предмет | Основные задачи реализации содержания |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе -66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах - по 2ч в неделю (по 34 учебные недели в каждом классе) и по 68 ч – в год. На рнк выделяется 10% учебного материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
К окончанию начального обучения предполагается достижение следующихрезультатов:
личностные | метапредметные | предметные | ||
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; -·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; •выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; •адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; •положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; •установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; •осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; •эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
Раздел «Человек и природа» Выпускник научится: • различать (узнавать) изученные объекты и явления живойи неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основевнешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественно-научные тексты с целью поискаи извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,объяснений, создания собственных устных или письменныхвысказываний; • использовать различные справочные издания (словарь поестествознанию, определитель растений и животных на основеиллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) дляобъяснения явлений или выявления свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использоватьих для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природныеобъекты, на здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания остроении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать ценность природы и необходимость нестиответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья,осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в природе,оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Раздел «Человек и общество» Выпускник научится: • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родногокрая; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «лентевремени»; • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; • оценивать характер взаимоотношений людей в различныхсоциальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. К окончанию 1 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
• умение описывать разные состояния погоды и обозначать их символами; • знание основных этапов развития птицы, насекомого (на примере бабочки, мухи, комара), лягушки; • знание названий трёх агрегатных состояний воды («лёд – вода в твердом состоянии», «вода в жидком состоянии», «пар – невидимая вода в газообразном состоянии») и процессов перехода между состояниями (испарение, конденсация («образование капель»), замерзание, таяние); • умение обнаружить воду в разных состояниях (в природе, показать изображения на фотографиях, рисунках); • знание названий времен года и умение восстановить правильную их последовательность; • умение привести примеры сезонных изменений в природе и сезонных занятий человека; • умение привести примеры природных процессов, в которых участвует вода (процессы растворения, выноса осадков, роста сосульки, поглощения воды животными и растениями и пр.); • знание правил культурного и безопасного поведения на улицах; • умение различить следы кошки и следы собаки; следы воробья и голубя; вороны и утки; зайца и лисы; • умение восстанавливать простую последовательность событий (раньше, позже) по оставшимся от них следам; • умение найти у себя пульс и сосчитать число ударов сердца за минуту; • умение сосчитать число своих вдохов-выдохов в минуту; • умение различить у себя напряженную и расслабленную мышцу; • умение описывать состояние погоды с помощью значков и расшифровать подобную запись; • знание отличительных признаков живого (в отличие от неживого): дыхание, питание, движение, рост, развитие. • различение процессов роста и развития. |
•способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; -принимать и сохранять учебную задачу; •учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •планировать свои действия в соответствии с по-ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; •учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); •оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; •адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; •вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать пред-ложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов реше-ния задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; •самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.) -способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; -способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты. ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ·осуществлять синтез как составление целого из частей; ·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - принимать и сохранять учебную задачу; -различать способ и результат действия; -умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - устанавливать аналогии; -проводить сравнение по заданным критериям; -·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·устанавливать аналогии; ·владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; •создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; •осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; •осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; •произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. | ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: ·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | ||
Чтение. Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного. У выпускника будут сформированы: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); - понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность для формирования: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации. У выпускника будут сформированы: - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность для формирования: - делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Оценка информации. У выпускника будут сформированы: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Выпускник получит возможность для формирования: - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. У выпускника будут сформированы умения: -использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; -выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); -организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. У выпускника будут сформированы умения: -владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; -сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться: -использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации У выпускника будут сформированы умения: -редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста; -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; -заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность для формирования: -искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; -составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);. -грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; -критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений У выпускника будут сформированы: -создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; -создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; -готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; -размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; -пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: -представлять данные; Планирование деятельности, управление и организация У выпускника будут сформированы умения: -создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; -определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; -планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: -проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; -моделировать объекты и процессы реального мира. |
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной авторской программе содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».
1 класс
Блок | Тема | Содержание |
Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств | Природа – 3ч | Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия). Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон. |
Дикорастущие и культурные растения - 6ч | Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей. | |
Дикие и одомашненные животные - 4ч | Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей. | |
Признаки рассматриваемых объектов - 3ч | Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание). | |
Органы чувств человека и животных -5ч | Органы чувств человека и животных. Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей. | |
Объект как совокупность признаков (деревья) – 3ч | Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. Деревья в городе (селе). | |
Объект как совокупность признаков (животные) – 2ч | Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. | |
Разнообразие грибов -3ч | Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов. | |
Насекомые 2ч | Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом. | |
Постройки людей -2ч | Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села). | |
Окружающие люди -1ч | Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества. | |
Изделия человека – 2ч | Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта). | |
Объект как совокупность признаков -4ч | Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт. | |
Человек во времени | Состояния объектов –3ч | Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены. Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник – книга, которую нужно беречь. |
Процесс как смена состояний объекта – 26ч | Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения спички. Состояния воды: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе.Процесс падения капли. Сезонные изменения в природе. Названия времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе. Жизнь улицы. Последовательность событий. Следы животных в городе (селе). Последовательность событий. Развитие животных. Работа тела человека. Процессы, происходящие с неживыми объектами и живыми существами. Живое и неживое. |
Календарно-тематический план
Окружающий мир.1 класс
№ п/п | Дата 1а | Тема урока | Практическая часть | Содержание | ФГОС Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | примечание | ||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||||||||
ПРИРОДА (3ч) | Природа – то, что нас окружает, но не создано руками человека. Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон. | Представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выделяемых свойств, о смене состояний объектов во времени; | осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома; | Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные Строить речевые высказывания, ориентироваться на разнообразие способов познания. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Работа в группах (знакомство с первыми правилами групповой работы). Различение объектов, предложенных для рассмотрения в групппе, по признакам, называние признаков объекта словами, группировка (классификация) на естественное и искусственное. Знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения несогласия (общеклассная дискуссия). Получение опыта наблюдения и описания разнообразных изделий (стекло, бумага, вязаные и меховые изделия, продукты питания, др.). Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. Моделирование и оценивние различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение форм поведения, допустимых и недопустимых в школе и других общественных местах. | ||||||||||||||
1 | Что нас окружает? | ||||||||||||||||||
2 | Искусственное и естественное. | Практическая работа 1 «Искусственное и естественное». Практическая работа 2 «Изделия человека». | |||||||||||||||||
3 | Стартовая работа | ||||||||||||||||||
Дикорастущие и культурные растения (6 ч) | |||||||||||||||||||
4 | Дикорастущие и культурные растения. | Практическая работа 3 «Работа с гербарными образцами». | Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей.разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Дикорастущие и культурные растения родного края | Называть окружающие предметы и их взаимосвязи. Знать 3-4 видов деревьев, 1-2 вида травянистых растений. Различать части растения, отображать их на рисунке. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Классификация растений на культурные и дикорастущие. Получение опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий (фрукты, овощи, семена). Работа в группах – создание плакатов «Растения леса и луга, поля и огорода». Различение трав, деревьев и кустарников. Рисование травянистого цветкового растения простым карандашом (с указанием - обведением цветными линиями разных частей растения). | ||||||||||||
5 | Части цветкового растения. | Практическая работа 4 «Создание модели растения из пластилина». | |||||||||||||||||
6 | Группы растений | Практическая работа 5 «Части растений.» | |||||||||||||||||
7 | Разнообразие растений. | Практическая работа 6 «Работа с гербарием» | |||||||||||||||||
8 | Роль растений в природе и жизни человека | ||||||||||||||||||
9 | Дикорастущие и культурные растения Бурятии. НРК | Практическая работа 7 «Работа с гербарием» | |||||||||||||||||
Дикие и одомашненные животные (4 ч) | Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей. Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека. Знать 3- 4 породы собак. Иметь представление о безопасном поведении при обращении с животными. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выделяемых свойств, о смене состояний объектов во времени; уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам; | установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), задавать вопросы. | Классификация животных на диких и одомашненных. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам. Работа с информационными источниками (первое знакомство с разными способами получения ответов на вопросы – спрашивание, поиск в справочниках для детей, на карте материков с изображениями животных, запрос в сети Интернет – демонстрация учителя) Классификация групп собак по их хозяйственному значению (охотничьи, компаньоны, ездовые, служебные, пастушьи). Описание собак по признакам. Отнесение пород к одной из выделенных групп. Моделирование своего поведения при контакте с животными. | ||||||||||||||
10 | Дикие и домашние животные | Практическая работа 8 «Домашние животные и их дикие родственники» | |||||||||||||||||
11 | Роль животных в жизни людей. | ||||||||||||||||||
12 | Породы собак. | ||||||||||||||||||
13 | Безопасное поведение с домашними и дикими животными. Животные Бурятии. НРК | ||||||||||||||||||
Признаки рассматриваемых объектов (3 ч) | Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание). | Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Знать органы чувств человека и их функции. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Различение объектов по признакам, описание природных объектов и изделий - называние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений. | ||||||||||||||
14 | Признаки объектов. | ||||||||||||||||||
15 | Органы чувств их работа. | Практическая работа 9 «Наши органы чувств» | |||||||||||||||||
16 | Комплексная работа | ||||||||||||||||||
Органы чувств человека и животных (2 ч) | Органы чувств человека и животных. Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Слабовидящие и слабослышащие люди. Их трудности, помощь им других людей. | Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). Знать органы чувств человека и их функции. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха. Игры «в лягушек и мух», «орлов и мышек» - действенная интерпретация услышанного (преобразование полученных знаний в правила игры). Децентрация (попытка встать на точку зрения другого) - посмотреть на мир «глазами» животных, слабовидящих и слабослышащих людей. | ||||||||||||||
17 | Органы чувств животных | Практическая работа 10 «Органы чувств животных». | |||||||||||||||||
18 | Необычные люди | ||||||||||||||||||
Объект как совокупность признаков (деревья) (3 ч) | Совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. Деревья в городе (селе). Знать 3- 4 поды деревьев. | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. уметь различать 3-4 вида деревьев по их листьям | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Практическая работа по описанию признаков лаврового листа. Практическая работа по описанию листьев, коры, внешнего вида разных деревьев. Разичение видов деревьев, растущих в городе (селе) – 4-5 видов по выбору учителя, например: сосна, береза, тополь, ель, липа. Рисование засушенных листьев (обведение по контуру, штриховка по наложенному сверху листу бумаги - жилкование), внешней формы деревьев (треугольная, шарообразная крона и т.д.). | ||||||||||||||
19 | Характеристика объектов. | Практическая работа 11 «Анализ признаков наблюдаемых объектов». | |||||||||||||||||
20 | Природные и искусственные объекты. | Практическая работа 12 «Комнатные растения». | |||||||||||||||||
21 | Листья деревьев. | Практическая работа 13 «Лавровый лист» Практическая работа 14 «Лиственные и хвойные деревья» | |||||||||||||||||
Объект как совокупность признаков (животные) (2 ч) | Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты. | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Уметь различать 3-4 породы собак Знать правила безопасного поведения с собаками. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Парная работа с конструктором собак – составление портрета собаки по ее описанию (понимание необходимости планирования описания). Планирование описания. Описание по плану домашних животных (или увиденных на улице). | ||||||||||||||
22 | Группы животных. Животные Бурятии. НРК | ||||||||||||||||||
23 | План наблюдения (животные) | Практическая работа 15 «Собери собаку» (конструктор) | |||||||||||||||||
Разнообразие грибов (3 ч) | Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов. | Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам; знание названий 3-4 съедобных и ядовитых грибов. | Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, установку на здоровый образ жизни. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные Использовать знаково-символические средства, строить речевые высказывания. Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планирование описания. Описание предложенных учителем плодовых тел грибов и их изображений в учебнике, на цветных таблицах (съедобные грибы, трутовики) по плану. Группировка (классификация) грибов на съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые. Различение мухомора и бледной поганки по указанным признакам от других похожих грибов. Отнесение плодовых тел грибов, предложенных учителем, к разным классификационным группам. Совместное составление «Правил сбора грибов» (учитель дополняет и корректирует) | ||||||||||||||
24 | Разнообразие грибов | ||||||||||||||||||
25 | Виды грибов | Практическая работа 16 «Виды грибов» | |||||||||||||||||
26 | Правила сбора грибов | ||||||||||||||||||
Насекомые (2 ч) | Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом. Группы живых организмов. Отличительные признаки насекомых. | Знать названий 3-4 разных насекомых. Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Уметь сравнивать объекты по выраженности одного из признаков | Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, установку на безопасный образ жизни, умение следовать инструкциям | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Различение насекомых и других мелких животных (по отличительным признакам – 6 ног и насечки на покрове). Работа с лупой. Рассматривание коллекций насекомых. Планирование описания. Описание по плану. Группировка (классификация). | ||||||||||||||
27 | Насекомые | ||||||||||||||||||
28 | Многообразие насекомых | Практическая работа 17 «Насекомые» (составление плана наблюдения). | |||||||||||||||||
Постройки людей (2 ч) | Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города. Знать и уметь назвать примечательные здания годного города. | Знать 3- 4 здания родного города. Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Уметь сравнивать объекты по выраженности одного из признаков | Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, основы гражданской идентичности личности форме осознания «Я» как гражданина России. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Формировать собственное мнение и позицию. | Характерные признаки зданий. Описание здания по плану. Составление загадки-описания для родителей. | ||||||||||||||
29 | Постройки людей Юрта НРК | ||||||||||||||||||
30 | Здания и их признаки. | Практическая работа 18 «Описание здания по плану» | |||||||||||||||||
Окружающие люди (1 ч) | |||||||||||||||||||
31 | Профессии людей | Практическая работа 19 «Признаки профессий». | Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. Знать 3 – 4 разных профессии. | Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Обсуждение стихотворений, посвященных разным профессиям (например, С.Маршака, Дж.Родари, Б.Житкова). Рассматривание разных инструментов, принесенных учителем (например, классный журнал, компьютерная мышь, микроскоп, рубанок, швабра, набор специй и пр.) определение их профессиональной принадлежности. | ||||||||||||
Изделия человека (2 ч) | Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта). | Уметь сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение рядов); уметь делить объекты на две-три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные живые и неживые, старинные и современ-ные и т.д.); | Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Определение связи свойств бумаги с ее функциями. Групповая работа: «Коллекция видов бумаги» Построение рядов: Из образцов бумаги по разным свойствам. Рассмотрение образцов посуды. Классификация посуды на старинную и современную, по функции (для приготовления пищи и для употребления пищи), по материалу (стеклянная, металлическая, деревянная). | ||||||||||||||
32 | Виды бумаги. Классификация. | Практическая работа 20 «Виды бумаги». | |||||||||||||||||
33 | Комплексная работа | ||||||||||||||||||
Объект как совокупность признаков (4 ч) | Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания. Разнообразие зверей и птиц. Знание 3-4 названий птиц и зверей, особенности внешнего строения. | Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам, сравнивать объекты по выраженности одного из признаков постро ение и чтение рядов) | Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, установку на безопасный образ жизни, умение следовать инструкциям Формировать чувство прекрасного . | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Работа с лупой – рас-смотрение скорлупы ку-риного яйца (прочность – защита, поры – для дыхания будущего цып-лёнка). Сравнение птичь их яиц и птичьих клю-вов по разнымпризна-кам. Построение рядов по выраженности признака. Характеристика объекта (указание выраженности признака – например, «крупнее, чем..., но мельче, чем...») по его месту в ряду. Обсуждение приспособ-ленности птиц к разным условиям (цвет яиц, вид гнезда, вид клюва и его работа, вид лап и их работа). Выявление принципа, положенного в основу ряда, на основе анализа признаков членов ряда (по ряду, предложенно-му учителем или груп-пой учеников). Сравнение хвостов зве-рей по разнымпризна-кам(работа с цифро-выми ресурсами по построению рядов). Сравнение изображений хвостов и изделий, при-несенных учителем (ме-тёлка, лопатка, прово-лока и пр.), построение гипотез о функциях хвостов. Обсуждение приспособленности жи-вотных к разным усло-виям (лазанье по дере-вьям, быстрое передви-жение по открытым пространствам, плавание и пр.). Построение рядов по выраженности признаков. Характеристика хвоста (указание выраженности признака – например, «более пушистый,чем..., но менее пушистый, чем...») по его месту в ряду. Выявление прин-ципа, положенного в ос-нову ряда, на основе анализа признаков членов ряда ( по ряду, предло-женному учителем или группой учеников). Выявление принципа, положенного в основу ряда. Анализ признаков членов ряда. | ||||||||||||||
34 | Развитие птиц. | Практическая работа 21 «Развитие птиц. Яйца птиц» | |||||||||||||||||
35 | Звери | Практическая работа 22 «Хвосты зверей» (составление рядов). | |||||||||||||||||
36 | Разнообразие птиц и зверей. | Практическая работа 23 «Клювы и лапы» (составление рядов). | |||||||||||||||||
37 | Птицы и звери Бурятии. НРК | ||||||||||||||||||
Состояния объектов (3 ч) | Состояния объектов. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность. Разные состояния природы: погода и ее перемены. Разные состояния вещей (изделия человека). Учебник – книга, которую надо беречь. | Уметь характеризовать состояния объекта (изменения состояния). Уметь характеризовать объекты по наблюдаемым признакам, | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Описание разных состояний вещи (изделия). Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний. Рефлексия собственного состояния. Различение состояний других людей. Обсуждение возможности проявления своего состояния (правила поведения в общественных местах). Анализ выражения своего состояния животными – сравнение выражений эмоций обезьяной и человеком (общее и различное). Способы проявлений эмоций собакой. Обсуждение правил поведения на улице при встрече с неизвестной собакой. Практическая работа – изготовление обложки для книги, подклеивание старого переплёта и пр. | ||||||||||||||
38 | Состояния объектов | ||||||||||||||||||
39 | Разные состояния человека | Практическая работа 24 «Выражение лица» | |||||||||||||||||
40 | Разные состояния вещей. | Практическая работа 25 «Продлим жизнь книге». | |||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта (способ схематической записи процесса) (2 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения спички. | Уметь характеризовать состояния объекта (изменения состояния). | Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Открытие способа схематической записи процесса. Моделирование способа поведения в случае пожара. | ||||||||||||||
41 | Процесс как смена состояний. | ||||||||||||||||||
42 | Процесс горения спички | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: вода в природе (4 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Состояния воды: твердое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Вода в природе. Процесс падения капли. Знать принцип круговорота воды в природе. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени | Ориентироваться на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены). Уметь следовать инструкции. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с постав-ленной задачей, различать себя и результат своей работы. Познавательные Различать способы получения ответов на вопросы. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные Учиться выпол-нять различные роли в группе. | Наблюдение за таянием снега, испарением воды. Выдвижение гипотез о том, как «поймать исчезнувшую» (превратившуюся в пар) воду (на демонстрационных опытах). Практическая работа по изучению падения капли. Анализ стихотворений. Отгадывание загадок. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. | ||||||||||||||
43 | Состояния воды | ||||||||||||||||||
44 | Изменение состояния воды при разных условиях | Практическая работа 26 «Состояния воды» | |||||||||||||||||
45 | Вода в природе | Практическая работа 27 «Наблюдение за падением капли» | |||||||||||||||||
46 | Вода – друг и враг Байкал - жемчужина России. НРК | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: сезонные изменения в природе (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Сезонные изменения в природе. Название времен года. Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени. Уметь описывать ход процесса, характеризуя наблюдаемые изменения. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, различать себя и результат своей работы. Познавательные Различать способы получения ответов на вопросы. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. | Работа со схемами (оценка схем смены сезонов). Работа с информационными источниками (поиск стихотворений и рассказов о временах года). Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. Работа с цифровым ресурсом «Одень человечка по погоде» | ||||||||||||||
47 | Времена года | ||||||||||||||||||
48 | Сезонные изменения в природе | ||||||||||||||||||
49 | Явления природы | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: разрушение и рост (кристаллизация) в неживой природе (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени. Уметь описывать ход процесса, характеризуя наблюдаемые изменения. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, различать себя и результат своей работы. Познавательные Различать способы получения ответов на вопросы. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе. | Анализ схем образования наносов рекой. Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. Лепка форм кристаллов. Практическая работа по выращиванию кристаллов. | ||||||||||||||
50 | Удивительная вода | ||||||||||||||||||
51 | Кристаллы в природе. | Практическая работа 28 «Рост кристаллов». | |||||||||||||||||
52 | Жидкие кристаллы. Проверочная работа | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта (жизнь улицы, виды транспорта) (4ч) | Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный, водный транспорт. | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Знать виды транспорта. | Осознавать и принимать базовые человеческие ценности, первоначальные нравственные представления. Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности. | Регулятивные: Учитывать выде-ленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Группировка транспортных средств по признакам (разные классификации видов транспорта). Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным). | ||||||||||||||
53 | Жизнь улицы | Практическая работа 29 «Внимание: улица!» | |||||||||||||||||
54 | Виды транспорта | ||||||||||||||||||
55 | Транспорт в городе. Столица республики Бурятия. НРК | ||||||||||||||||||
56 | Правила дорожного движения | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: последовательность событий (2 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Следы животных в городе | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Знать и уметь различать следы животных. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности. Ориентироваться на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены). Уметь следовать инструкции. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Различение следов животных по характерным признакам. Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. Моделирование характера движения по следам. | ||||||||||||||
57 | Последовательность событий. | ||||||||||||||||||
58 | Следы животных | Практическая работа 30 «Следы птиц и зверей». | |||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: развитие животных (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Последовательность событий. Развитие животных. | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Знать и уметь различать схемы развития животных и насекомых | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Составление схемы по тексту. Работа с информационными источниками (спрашивание, поиск в справочниках). Краткий пересказ информационного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. | ||||||||||||||
59 | Развитие насекомых | ||||||||||||||||||
60 | Контрольная работа за год | ||||||||||||||||||
61 | Развитие животных | ||||||||||||||||||
Процесс как смена состояний объекта: работа тела человека (3 ч) | Процесс как смена состояний объекта. Работа тела человека. | Уметь описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. Уметь характеризовать состояния объекта | Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей | Регулятивные: Учитывать выде-ленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходи-мой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Практические работы по самонаблюдению (вдох-выдох, сгибание-разгибание руки, работа сердца). Схематическая запись процесса. Чтение схематических записей процессов. | ||||||||||||||
62 | Дыхательная система человека | Практическая работа 31 «Дыхание». | |||||||||||||||||
63 | Мышечная система человека | Практическая работа 32 «Работа мышц» | |||||||||||||||||
64 | Работа сердца | Практическая работа 33 «Работа сердца. Подсчет пульса» | |||||||||||||||||
Живое и неживое (2 ч) | Процессы, происходящие с неживыми и живыми существами. Живое и неживое. | Иметь представление об объектах окружающего мира как о системе наблюдаемых признаков и выделяемых свойств, о смене состояний объектов во времени. Уметь опи-сывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояния объекта, а также характеризуя наблюдаемые изменения. | Формировать ориентацию на понимание успеха в учебной деятельности. Ориентироваться на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены). Уметь следовать инструкции | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные Формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Сравнение процессов, происходящих с неживыми объектами (изученными на уроках – образование наносов, рост сосулек и кристаллов, разрушение) и живыми существами (рост, развитие, дыхание, питание, размножение, движение). Классификация объектов, принесеннных учителем, на живые и неживые. | ||||||||||||||
65 | Процессы в природе | Практическая работа 34 «Живое и неживое». | |||||||||||||||||
66 | Что я знаю, умею? (Урок-рефлексия). |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя | Примечание |
1. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. 1 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Вита – Пресс, 2001. 2.А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Клевцова, А.С.Малышева. Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе: Пособие для учителя 1 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. | |
Для учеников | |
1.Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир: Учебник для 1 класса.– М.: Вита – Пресс, 2012. 2. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь.– М.: Вита – Пресс, 2012. 3. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. 1 класс. Проверочные работы. - М.: Вита – Пресс, 2012. | Пособие предназначено для самооценки, оценки и диагностики уровня усвоения учебного материала. Проверочные работы позволяют оценить ход достижения планируемых образовательных результатов с целью организации при необходимости дополнительной коррекционной работы. |
Список литературы
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) // Первое сентября. – 2012. - №19. – С. .
- Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы/ Сост. А.Б. Воронцов. Образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2013. – 386с.
Окружающий мир (Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева). Программа. – С. 329-372
- Электронный инновационный методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"
В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...
Рабочая программа по русскому языку. 1- 4 класс по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.
Рабочая программа по русскому языку. 1-4 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Данная рабочая программа составлена на основе программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русскому языку С...
Рабочая программа к предмету Окружающий мир 3 класс. (УМК система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)
Рабочая программа к предмету Окружающий мир 3 ласса. Авторы учебника Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва...
Рабочая программа по математике 4 класс по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального ...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова..Программа составлена в соответствии с требования ФГОС НОО....