Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова..Программа составлена в соответствии с требования ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_2a.docx | 107.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район»
Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол заседания ШМО №______ от ________ 2018 года ____________ /Н.Г.Беляева/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Протокол заседания методсовета №______ от ________ 2018 года ____________ /Л.И.Некипелова/ | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ директора ОО №______ от _____________ 2018 года ____________ /_Т.А.Смолина__/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
на 2018 -19 учебный год
КЛАСС: 2 А
Составитель: Слепнева Елена Евдокимовна
Квалификация: учитель нач.классов
первой категории
Малый Куналей, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена для учащихся 2А класса Мало-Куналейской средней общеобразовательной школы на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОСТ) № 373 от 06.10.2009 г.
- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению во 2 классе 2014 г.
- Учебно-методический комплект автора Е.И.Матвеевой: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, допущенный Министерством образования РФ, Методический комментарий к учебнику 2 класса – М.: Вита-Пресс, 2015 г., Рабочая тетрадь по литературному чтению – М.: Вита-Пресс, 2016 г.
Литературное чтение является базовым гуманитарным учебным курсом в начальной школе, направленным на решение не только предметных задач, но и на общие для всех предметов задачи развития ребенка. Это касается прежде всего духовно-нравственного воспитания и формирования универсальных учебных способностей. Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение:
1) образовательных задач: развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения; развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста; открытие и освоение учениками позиций читателя и автора; формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач: развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса; развитие коммуникативных способностей; развитие речи;
3) воспитательных задач: формирование культуры творческого восприятия литературного произведения; воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни. Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты.
Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты: – открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
– овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
– совершенствование навыка синтагматического чтения; – применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).
Реализовать поставленные задачи учителю поможет специально созданный для этого учебно-методический комплект, включающий:
1) учебники: «Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?» – 1 класс; «Литературное чтение. Каким бывает слово?» – 1 книга 2-го класса; «Литературное чтение. Слово в сказке» – 2 книга 2-го класса; «Литературное чтение. Мир, созданный автором» – 1 книга 3-го класса; «Литературное чтение. Секреты рождения образа» – 2 книга 3-го класса; «Литературное чтение. Детства чудная страна» – 1 книга 4-го класса; «Литературное чтение. «Все мы – родом из детства» – 1 книга 4-го класса;
2) методическое пособия «Обучение литературному чтению» (для каждого класса);
3) рабочие тетради (для каждого класса);
4) проверочные работы (для каждого класса).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
- учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
- представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;
-принимают разные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;
- принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
- различают эмоции и чувства персонажа, присутствующиев художественном произведении;
- различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
- проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
- правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
- в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
- выбирают заглавие к тексту объемом около 150 слов из нескольких предложений;
- имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
- имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно – популярных;
- в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;
- оценивают текстодноклассника по предложенным учителем критериям;
- могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника;
- подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
- могут соотнести разные способы создания художественного образа.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
- имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
- имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
- определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
- имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
- составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
- критически оценивают свое интонирование и чтение ( и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);
- соотнося классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских и зарубежных сказок;
- раскрывают смысл предложенных учебником пословиц,соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
- пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;
- создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;
- выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебникомпроизведений « по ролям».
Виды речевой и читательской деятельности
К концу 2 класса ученик научится:
- Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации;
- Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- Читать (вслух) выразительно доступные для ученика 2 класса прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- Использовать виды чтения: ознакомительные, поисковое, выборочное;
- Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл; определять главную мысль и героев произведения, тему и подтемы; основные события и устанавливать их последовательность; подбирать заголовок, соответствующий содержанию; отвечать на вопросы и отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
- Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить на части, озаглавливать их, составлять простой план); устанавливать взаимосвязь между событиями , поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста;
- Использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать простые выводы), пояснить прямое и переносное значение слова;
- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного пересказа;
- Участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета),опираясь на текст или собственный опыт.
Учащиеся к концу 2 класса получат возможность научиться:
- Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- Предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- Определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
- Отмечать изменения своего эмоционального состоянияв процессе чтения литературного произведения;
- Делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Круг детского чтения
К концу 2 класса ученик научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующему возрасту словарями и справочной литературой.
Учащиеся к концу 2 класса получат возможность научиться:
- Ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомствас выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- Определять предпочитаемый круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- Работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
К концу 2 класса ученик научится:
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два- три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Учащиеся к концу 2 класса получат возможность научиться:
- Сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
- Создать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)
Творческая деятельность
К концу 2 класса ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- Создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- Реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Учащиеся к концу 2 класса получат возможность научиться:
- Творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- Создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- Создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение –развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя)
- Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно- познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находитьтексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно- популярном – иих сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его Мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по Контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста - подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно- энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм^ рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),или на основе личного опыта.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Книга 1.Каким бывает слово. | 15 |
2 | Волшебные превращения слова. | 25 |
3 | Волшебники - слова | 23 |
4 | Книга 2. «Слово в сказке». Введение в мир сказочного слова | 3 |
5 | Слово о русской народной сказке | 17 |
6 | Притчевое слово в сказке | 8 |
7 | Мир природы в авторских сказках | 6 |
8 | Герой в авторских сказках о животных | 7 |
9 | Герой в авторских сказках о волшебстве | 11 |
10 | Сказка в стихах | 10 |
11 | Когда рождается сказочник | 11 |
Всего | 136 |
- Календарно-тематическое планирование
Часы | Содержательная линия (перечень разделов) Планирование УУД | № урока по теме | Темы уроков | Основные виды учебной деятельности | Страницы учебника, рабочей тетради. | Коррекция даты проведения урока | ||
№ п/п | Кол-во часов по главе, теме | По плану | Фактически | |||||
1 | 15ч | Раздел 1 Каким бывает слово | 1. | Введение в тему. | Моделирование типа речи «рассуждение» на примере дидактического текста. Чтение произведения в жанре послания. Применение способа «синтагматического чтения» на тексте в жанре послание. | Стр.6-7 | ||
2 | 2 | Поэтические послания А.С. Пушкина | Чтение произведения в жанре послания. Применение способа «синтагматического чтения» на тексте в жанре послание. | Стр.8-9 | ||||
3 | Л.:*учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; *могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; П.: *имеют представление о пословице, басне, сказке; *раскрывают смысл предложенных учебником пословиц; *пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 3 | Смысл и звучание слова. А.А.Тарковский о слове | Наблюдение за развитием авторской позиции в лирическом стихотворении о значении слова. Освоение способов анализа. Парная и групповая работа по составлению партитуры лирического произведения. Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Стр. 11-12 | |||
4 | 4. | Дж. Родари об умении пользоваться словом. | Наблюдение за развитием авторской позиции в лирическом стихотворении о значении слова. Освоение способов анализа. Парная и групповая работа по составлению партитуры лирического произведения. Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Стр. 13-14. | ||||
5 | 5. | Слово в пословице. Как понять смысл мудрого изречения? Как объяснить его другому человеку? НРК. Бурятские пословицы и поговорки | Анализ дидактических текстов о роли слова в жизни человека. Вычленение основной мысли, определение темы. Составление партитуры для чтения пословицы. | Стр. 16-17 | ||||
6 | 6. | В. В. Суслов «Как работает слово» Роль слова вода в разных высказываниях | Анализ дидактических текстов о роли слова в жизни человека. Вычленение основной мысли, определение темы. Составление партитуры для чтения пословицы. | Стр.19. | ||||
7 | 7. | Определение темы рассказа Е.А. Пермяка «Пастух и скрипка». Выделение слов - признаков для описания скрипки в рассказе. Настроение рассказа. | Составление модели типа речи «рассуждение» . Наблюдение за текстами в жанре пословицы, рассказа, притчи, лирического и шуточного стихотворений, притчи – сказки. Анализ произведений. Сочинение - рассуждение «Объяснение смысла пословицы о слове». Сочинение прогнозирование авторской истории. Презентация сочинений. | Стр. 24-25 | ||||
8 | 8. | Выделение слов - признаков для описания. | Стр.21. | |||||
9 | 9. | Талант человека. Как не погубить талант? НРК. Таланты Бурятии | Стр.26. | |||||
10 | 10. | Рассказ В.В.Голявкина «Притча о талантах» (по А.Меню.) | Стр. 27-28. | |||||
11 | 11 | Читатель и автор. Лирическое стихотворение А.А.Ахматовой« Тайны ремесла». Интонация стихотворения. | Моделирование жанра притчи. Парная, групповая работа, связанная с прогнозированием, интерпретацией притч. | Стр. 30-32 | ||||
12 | 12 | Притча – сказка Ф.К. Сологуба «Глаза». Прямое и переносное значение слова. | Стр. 33-34 | |||||
13 | 13 | Описание природы в прозе и поэзии М. М. Пришвин «Летний дождь». В.В. Набоков «Дождь пролетел». Итоговая работа | Анализ дидактических текстов о художественном образе. Составление чтецкой партитуры. Сравнительный анализ прозаического и поэтического произведений. Моделирование развёрнутого ответа на вопрос. Сочинение – прогнозирование: «О чём шептал каждому из нас хозяин лесов?» Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Стр. 36-37. | ||||
14 | 14 | Сочинение «О чём шептал « каждому из нас» хозяин лесов?» (По рассказу М.М. Пришвина.) | РТ | |||||
15 | 15 | Волшебные звуки слова. Описание музыкальной шкатулки в сказке В.Ф.Одоевского «Городок» | Стр. 38-40 | |||||
16 | 25ч | Раздел 2 Волшебные превращения слова | 1 | Волшебные превращения слова. | Анализ дидактического текста о поведении человека, его речи, умении спорить. Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни, лингвистической сказки. Моделирование развёрнутого ответа на вопрос об основном смысле произведения. Сочинение-погнозирование шуточного стихотворения. Чтение произведений по ролям. Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Работа с орфографическим, толковым словарями и сносками в учебнике. | Стр.52 | ||
17 | Л.:*учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; *могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; П.: *имеют представление о пословице, басне, сказке; *раскрывают смысл предложенных учебником пословиц; *пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2. | Спор в юмористическом, игровом стихотворении. Способы его изображения | Стр.54. | ||||
18 | 3. | Инсценирование по стихотворению. Распределение ролей. | Стр.56 | |||||
19 | 4. | Трудно ли быть грамотным? Зачем это нужно? | Стр.59 | |||||
20 | 5. | Ю.Тимянский «Рассказ Школьного портфеля.» | Стр. 60-61 | |||||
21 | 6. | Ю. Тувим «Слова колечки» | Стр.62 | |||||
22 | 7. | Обобщение. | Стр.61 | |||||
23 | 8. | Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово- поучение в этих жанрах. Русская народная сказка «Заяц- хвастун», Басня И.А.Крылова «Кукушка и петух» | Анализ дидактических текстов об умении вести себя культурно в различных жизненных ситуациях. Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни, лингвистической сказки. Моделирование развёрнутого ответа на вопрос об особенностях речевого поведения. Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического стихотворения. Чтение произведений по ролям. Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Дискуссия о речевом поведении персонажа. | Стр.65. | ||||
24 | 9 | Инсценирование басни | Стр.68 | |||||
25 | 10. | Проверочная работа №4 «Юмористическое стихотворение» | РТ | |||||
26 | 11 | Зачем читать лингвистические сказки? О чём в них можно узнать? | Стр.70. | |||||
27 | 12 | И.М. Подгоевская «Ударение» Различие смыслового и слогового ударения | Стр.71. Стр.72 | |||||
28 | 13 | Необычные слова. | Стр.74. | |||||
29 | 14 | Особенности изображения героев в стихотворении С.Черного «Воробей» | Стр.75 | |||||
30 | 15 | Сказка В.И. Белова «Как воробья ворона обидела» | Стр.77 80. | |||||
31 | 16 | Необычные герои. Неживые предметы – герои произведений. Я.Л. Аким «Что говорят двери» | Стр.82. | |||||
32 | 17 | Н. Демыкина «Капризный день» | Стр.83. | |||||
33 | 18 | Создание мультфильма | РТ | |||||
34 | 19 | «Вежливые» и «подарочные» стихи | Стр.85. | |||||
35 | 20 | О.Е. Григорьев «Гостеприимство». И. Шевчук «Подарок». | Стр.86. | |||||
36 | 21 | «Вежливые» слова в произведении | Стр.88. | |||||
37 | 22 | О.И. Высотская «Мягкий знак». | Стр.89. | |||||
38 | 23 | Э.Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий Знаки». | Стр.91. | |||||
39 | 24 | Зачем человеку язык? Каким бывает язык? Применение способа синтагматического чтения при чтении стихов. | Построение небольшого монологического высказывания: «Роль языка в жизни человека». | Стр.93. | ||||
40 | 25 | Притча об Эзопе. Ошибка в речи. Можно ли человеку ошибаться? Дж. Родари «Страна без ошибок». | Стр.95. | |||||
41 | 24ч | Раздел 3 Волшебники слова. | 1. | Волшебники - слова НРК. Бурятские сказки о животных | Анализ дидактических текстов о роли читателя. Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни, авторской сказки, притчи рассказа, колыбельной, миниатюры Моделирование жанра миниатюры. Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Рассказ притчи близко к тексту с последующим оцениванием. Сочинение – рассуждение: «О чём мечтал кораблик». Презентация сочинений. Оценивание. Парная и групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам, их поведению. Сочинение –рассуждение: «Какое доброе дело придумали Ёжик и Медвежонок?» | Стр. 118 | ||
42 | Л.:*учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; *могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; П.: *имеют представление о пословице, басне, сказке; *раскрывают смысл предложенных учебником пословиц; *пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2 | Секрет, который лежит на дне чернильницы. Дж. Родари «Чем писать?» | Стр. 120. | ||||
43 | 3. | Л.Н. Толстой «Веник» | Стр. 122 | |||||
44 | 4. | Леонардо да Винчи «Гусеница.» | Стр. 123 | |||||
45 | 5. | В чем секреты интонации? И. Мазнин «Давайте дружить». | Стр. 125. | |||||
46 | 6. | Н.Н. Матвеева «Кораблик». | Стр. 127. | |||||
47 | 7. | Сочинение «О чём мечтал кораблик?» | РТ | |||||
48 | 8. | Ю.И. Коваль «Бабочка.» | Стр. 130 | |||||
49 | 9 | М.Д. Яснов «А если я ему не нравлюсь» | Стр. 131 | |||||
50 | 10. | «Житейская» история в небольшом рассказе. Е.А. Пермяк «Как Маша стала большой», Э.Ю.Шим «Жук на ниточке» | Стр. 132 | |||||
51 | 11 | Способы передачи настроения героев | РТ | |||||
52 | 12 | «Ночные произведения» В.С. Шефнер «Колыбельная». | Стр. 132 | |||||
53 | 13 | Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». | Стр. 133. | |||||
54 | 14 | Сочинение – продолжение о Медвежонке и Ёжике | РТ | |||||
55 | 15 | Образ героя. Авторское воплощение. Г.М. Кружков «Утро – веселый маляр» | Сочинение-миниатюра «Что мне известно о слове». Интерпретация в выразительном чтении текстов разных жанров. | Стр. 136. | ||||
56 | 16 | Инсценирование по стихотворению | Стр. 137. | |||||
57 | 17 | Автор – художник, автор – волшебник. М. М. Пришвин «Слово – звезда». | Стр. 138. | |||||
58 | 18 | Сочинение - миниатюра «Что мне известно о слове?». | Раб.т. | |||||
59 | 19 | В чем талант читателя? Секреты чудесного текста о радуге. Э.Ю. Шим «Цветной венок». | Анализ дидактических текстов о роли читателя. Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни, авторской сказки, притчи рассказа, колыбельной, миниатюры Моделирование жанра миниатюры. Выразительное чтение по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Стр 142. | ||||
60 | 20 | Незабываемый случай. В.И. Белов «Радуга». ВА. Бахаревский «Хозяева лета». | Стр. 145. | |||||
61 | 21 22 | Сочинение «Случай - воспоминание» Незабываемый случай. Составление диафильма. | Раб.т. | |||||
62 | 23 | Итоговая полугодовая проверочная работа (с.20) | Пров. Раб. | |||||
63 | 24 | В.Д.Берестов «Аист и соловей.» | Стр. 112. | |||||
64 | 3ч | Книга 2 «Слово в сказке». Введение в мир сказочных героев | 1 | И.С.Соколов-Микитов «Звезды» | Комплексная работа с текстом обращением к учащимся автора учебника | Стр.5 | ||
65 | 2 | В.Д. Берестов «Недаром дети любят сказку». НРК. Бурятские народные сказки | Анализ дидактического текста, чтение миниатюры в соответствии с критериями выразительного чтения. Определение критериев чтения. Сопоставление «партитуры» чтения. Наблюдение за разными сказками, различия и сходство их по разным признакам. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тесте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке, подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение за сюжетом. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Выявление трудностей во время чтения русской народной сказки и их преодоление. Сочинение – прогнозирование сказки – притчи. Сопоставление Классификация признаков русской народной сказки. Определение вида сказки. Сравнительный анализ РНС: волшебных, бытовых, о животных. Инсценирование сказок. | Стр.7. | ||||
66 | 3. | Знаешь ли ты сказку? В.А. Черченко «Как рождается сказка?» | Стр.8. | |||||
67 | 17ч | Раздел 1 Слово в русской народной сказке | 1. | Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь». | Стр.13. | |||
68 | Л.:*учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; *могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; П.: *имеют представление о пословице, басне, сказке; *раскрывают смысл предложенных учебником пословиц; *пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2. | Диалог героев. Чтение сказки по ролям «Мужик и медведь». | Стр.14 | ||||
69 | 3. | Пересказ сказки «Мужик и медведь» | Стр.15 | |||||
70 | 4. | «Приключение» главного героя. «Кулик» | Стр.20 | |||||
71 | 5. | Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Кулик». | Стр.22. | |||||
72 | 6. | Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик» | Стр.23-24 | |||||
73 | 7. | Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна» | Стр.28 | |||||
74 | 8. | Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. «Несмеяна - царевна». | 29-30 | |||||
75 | 9. | Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна» | Стр.32 | |||||
76 | 10. | Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа «Несмеяна - царевна» | Стр.33. | |||||
77 | 11 | Сказка о животных. Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля». НРК. Бурятская сказка «Два барана и лиса» | Анализ дидактического текста, чтение миниатюры в соответствии с критериями выразительного чтения. Определение критериев чтения. Сопоставление «партитуры» чтения. Наблюдение за разными сказками, различия и сходство их по разным признакам. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тесте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке, подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение за сюжетом. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Выявление трудностей во время чтения русской народной сказки и их преодоление. Классификация признаков русской народной сказки. Определение вида сказки. Сравнительный анализ РНС: волшебных, бытовых, о животных. Инсценирование сказок. | Стр.34-35. | ||||
78 | 12 | Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля» | Стр.39. | |||||
79 | 13 | Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля». | Р.т. | |||||
80 | 14 | Главные герои сказки. Характер героев «Солдатская загадка» | Стр.40. | |||||
81 | 15 | Передача настроения и характера героя в его речи.«Солдатская загадка». | Стр.42. | |||||
82 | 16 | Урок рефлексии | РТ | |||||
83 | 17 | Проверочная работа №6 | ТКР | |||||
84 | Раздел 2 Притчевое слово в сказках. | 1 | Притча. Сказка – притча. Обращение автора к читателю. Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце» | Наблюдение за разными сказками – притчами, различие и сходство их по разным признакам. Моделирования развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке – притче. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке – притче. Наблюдение за сюжетом и поведением персонажей. Моделирование характеристики персонажа. Выразительное чтение сказки – притчи с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сочинение – прогнозирование сказки – притчи. Сопоставление сказки бытовой и сказки-притчи. | Стр.47-. | |||
85 | Л.: *учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *роявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонации конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; *имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; *в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; П.: *имеют представление о поэтической сказке; *имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; *определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; *имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; *наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской); *соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; *в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2. | Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце» | Стр.48. | ||||
86 | 3. | Скрытый смысл. Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце» | Р.т. | |||||
87 | 4. | Скрытый смысл. Поучение в сказке –притче К.Д.Ушинский «Два плуга» | Стр.4 Стр.50. | |||||
88 | 5. | Поучение в сказке –притче К.Д.Ушинский «Два плуга» | Р.т. | |||||
89 | 6. | Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце» | Стр.51-52 | |||||
90 91 | 7,8 | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!» | ||||||
92 | 6ч | Раздел 3 Мир природы в авторской сказке | 1. | Мир природы в авторских сказках. К.Д. Ушинский. «Проказы старухи – зимы» НРК. Бурятская сказка «Ангарские бусы» | Наблюдение за авторскими сказками о природе, различие и сходство их по разным признакам. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в авторской сказке. Парная и групповая работа по составлению плана к авторской сказке. Наблюдение за сюжетом и поведением персонажей. Моделирование характеристики персонажа. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста – описания по модели. Наблюдение за стилем автора – сказочника. Сочинение отзыва – впечатления о персонаже | Стр. 60-61 | ||
93 | Л.: *учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *роявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонации конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; *имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; *в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; П.: *имеют представление о поэтической сказке; *имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; *определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; *имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; *наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской); *соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; *в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2. | М.Лесна-Раунио «Кто рисует так искусно» | Стр. 64-65 | ||||
94 | 3. | Л.А. Чарская «Зимняя сказка» Особенности произведения. НРК. Бурятская сказка «Снег и заяц» | Стр. 66-67 | |||||
95 | 4. | О.О.Дриз «Как родилась Зима». Особенности произведения. | Стр. 68 | |||||
96 | 5. | Урок рефлексии | РТ | |||||
97 | 6. | Диагностика чтения | РТ | |||||
98 | 7ч | Раздел 4 Герои авторских сказок о животных | 1. | В.И. Даль «Ворона». | Наблюдение за авторскими сказками о животных, различие и сходство их по разным признакам (содержание и форма). Наблюдение за повествованием в сказке, подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение за изображением героя – животного, поступками персонажей. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Создание текста – рассуждения и текста, приближённого к художественному. Презентация работы. Дискуссия по презентации. | Стр. 89-90 | ||
99 | Л.:*учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; *могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; П.: *имеют представление о пословице, басне, сказке; *раскрывают смысл предложенных учебником пословиц; *пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2 | Инсценирование сказки | Стр.91. | ||||
100 | 3. | Н.Д. Телешов «Покровитель мышей». | Стр. 93-94 | |||||
101 | 4. | Рассказывание сказки перед слушателями. НРК. Бурятская сказка «Верблюд и мышь». | Стр.96. | |||||
102 | 5. | А.Н. Толстой «Картина». Герой в сказке о животных. Д.И. Хармс «Про собаку Бубубу». Особенности авторских сказок о животных | Стр.98. | |||||
103 | 6. | Сочинение современной сказки о животных. Инсценирование. | РТ | |||||
104 | 7. | Урок рефлексии | РТ | |||||
105 | 11ч | Раздел 5. Герои в авторских сказках о волшебстве | 1. | Н.К.Абрамцева «Чудеса да и только!» Юмор в сказках о животных. НРК. Бурятская сказка «Лиса и козел»» | Наблюдение за авторскими сказками о волшебстве. Моделирование развёрнутого ответа по теме: «Характеристика персонажа». Парная и групповая работа по составлению плана к сказке. Наблюдение за сюжетом и поступками персонажей. Рассказывание отрывков сказки с последующим оцениванием. Сочинение – развёрнутый ответ на вопрос. | Стр.105-107. | ||
106 | Л.: *учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *роявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонации конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; *имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; *в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; П.: *имеют представление о поэтической сказке; *имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; *определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; *имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; *наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской); *соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; *в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2. | Юмор в сказках о животных. НРК. Бурятская сказка «Глупый осел и хитрая лиса» | РТ | ||||
107 | 3. | Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы» | РТ | |||||
108 | 4. | Т.И. Александрова «Кузька». Герой сказки и его речь. | Стр.111-113 | |||||
109 | 5. | Иллюстрирование сказки. Создание портрета Кузьки. | Стр.115 | |||||
110 | 6. | Сказочные события. Структура сказки. О.О.Дриз «Как родилась Зима» | РТ | |||||
111 | 7. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» | Стр.77 | |||||
112 | 8. | Построение небольшого монологического высказывания «Мои впечатления о произведении» | РТ | |||||
113 | 9. | Русская народная сказка «Гуси-лебеди.» | Стр.78-81 | |||||
114 | 10. | Русская народная сказка «Добрый поп.» | Стр.82-84 | |||||
115 | 11 | Урок – рефлексия.Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения. Выставка книг-сказок. | РТ | |||||
116 | 10ч | Раздел 6. Сказки в стихах | 1. | Форма сказки: прозаическая, поэтическая. С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | Наблюдение за авторскими сказками в стихах. Парная и групповая работа по составлению чтецкой партитуры к сказке. Наблюдение за сюжетом и поступками персонажей. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. | Стр. 85 | ||
117 | Л.: *учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь; *различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *роявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонации конца предложения в соответствии с пунктуацией; *в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного; *имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; *в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; П.: *имеют представление о поэтической сказке; *имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; *определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; *имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя; *наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской); *соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; *в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2. | Образ главного героя, его речь. С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | Стр. 86 | ||||
118 | 3. | Речь героев. Чтение сказки по ролям. | Стр. 125 | |||||
119 | 4. | Речь героя. Разговорная речь (устаревшие слова и выражения). П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | Стр. 126- 130. | |||||
120 | 5. | Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям. П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | Стр. 132. | |||||
121 | 6. | Сочинение (продолжение). П.П.Ершов «Конек-Горбунок | РТ | |||||
122 | 7. | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Д.Н..Мамин–Сибиряк «Сказка про Козявочку». | Стр. 135- 140. | |||||
123 | 8. | Иллюстрирование сказки. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Козявочку» НРК. Бурятская сказка «Человек-медведь» | РТ | |||||
124 | 9. | Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения Н.К.Абрамцева «Лужица» | Стр. 142- 144. | |||||
125 | 10 | Особенности произведения. Е.А. Пермяк «Пастух и скрипка.» | Стр. 145- 146. | |||||
126 | Раздел 7 Когда рождается сказочник | 1. | Замысел автора. Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка» | Сочинение – прогнозирование финала сказки. Выразительно чтение и интерпретация сказки, написанной мамой и дочкой. Работа с рубрикой «Проверь себя!». Выбор интересных вопросов и подготовка ответов. | Стр. 155. | |||
127 | Л.:*представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве; *принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним; *различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений; *проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре. М.: *правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией; *имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы; *в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию; *оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям; *могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника; *могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи). П.: *имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче; *имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; *критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; *соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок; *пересказывают фрагмент произведения близко к тексту; *выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям». | 2. | Форма сказки. Чтение сказки (по фрагментам). А.Черепанова «Бесконечная сказка» | Стр. 156. | ||||
128 | 3. | Чтение сказки (по фрагментам) вместе со взрослыми | Стр. 157. | |||||
129 | 4. | Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору. НРК. Бурятские сказки по выбору | РТ | |||||
130 | 5. | Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» | Стр. 157. | |||||
131 | 6. | «Читай,удивляйся, размышляй». | Стр. 158. | |||||
132 | 7. | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй». НРК Поэтические страницы бурятских поэтов | Стр. 160. | |||||
133 | 8. | Проверочная работа №7 | РТ | |||||
134 | 9. | Знакомство с книгой и библиотекой. НРК. Экскурсия в сельскую библиотеку | Стр. 162. | |||||
135 136 | 10, 11 | Сочинение «Самое удивительное произведение». | ||||||
Итого | 136 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Для учащихся:
- Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учебник для 2 класса.— М.: «Вита-Пресс», 2013.
- Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс (1—4). — М.: «Вита-Пресс», 2016.
- Матвеева Е.И. Контрольные работы по литературному чтению. 2 класс (1—4). — М.: «Вита-Пресс», 2016.
Для учителя:
I. Печатные пособия.
1. Сборник примерных программ для начальной школы под редакцией А.Б. Воронцова. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
2. Матвеева Е.И. Рабочая программа по литературному чтению в начальной школе. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
3. Матвеева Е.И. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
4. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению в начальной школе». 2 класс. Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Урок литературного чтения: (из опыта работы).
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
6. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе: (из опыта работы). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
7. Матвеева Е.И. Рабочие тетради по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015
8. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам, 2012 г.
9. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2012 г.
10. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2014 г.
II. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
III. Наглядные пособия.
Рисунки, таблицы, схемы, изготовленные учителем.
VI. Информационно – техническое обеспечение
- Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
- «Времена года». Русская поэзия для детей. DVD диск
- Интернет ресурсы:
- Презентации.
Контрольно-измерительные материалы:
- Контрольно-измерительные материалы Крылова О.Н. Итоговая аттестация. Литературное чтение. 2класс, 2015.
- Матвеева Е.И. Контрольные работы по литературному чтению. 2 класс (1—4). — М.: «Вита-Пресс», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...
Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...
Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...
Рабочая программа по математике для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены ФГОС....
Рабочая программа по математике для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены ФГОС....