Глина и песок
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Елена Александровна Гаврилюк

Урок окружающего мира 3 класс.             

 

Тема урока:                                                     

«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»

Цель урока:

  1. Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;
  2. Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;
  3. Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;
  4. Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.

Оборудование урока:

  • проектор, экран;
  • образцы песка и глины (у каждого ребенка);
  • лупы, тарелочки, стаканчики с водой;
  • приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;
  • цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;
  • опорные таблицы.

 

 

 

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

 

II. Актуализация знаний.

Учитель:

-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:

 

 

1)у   у

г

о

л

ь

 

2)м

а

л

а

х

и

т

 

 

и

 

н

 

3)г

р

а

н

и

т

 

 

 

 

                          

 

 

п

 

         

4)н

е

ф

т

ь

 

с

 

5)т

о

р

ф

 

6)и

з

в

е

с

т

н

я

к

 

            

 

 

  1. П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;
  2. П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;
  3. Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;
  4. маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;
  5. П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;
  6. П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.

- Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)

 

III. Объяснение нового материала.    

- Тема урока: Песок и глина.

(слайд №1)

     - Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.

- Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):

1) Образование в природе;

2) Выявление основных свойств и их сравнение;

3) Добыча и охрана песка и глины;

4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;

5) Практическое использование в жизни.

 

А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

 

-    Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник -  их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как  ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

        Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха;

        дождь и снег;

        вода и ветер;

        растения.

        Вот так с их помощью, постепенно разрушаются  крепкие горы.

 

(слайд №3)

 

-   Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

      Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю  вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

(слайд №4)

 

      Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

 

IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

 

-  У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

 

 

 

 

Песок

 

                    

                     Глина

 

Желтый, иногда серый, белый, бурый.

 

Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.

 

 

 

   (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

 

 

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

 

-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

 

 

Песок

 

  

   Глина

 

Не прозрачен.

 

Не прозрачна.

 

 

 

 

   # Рассмотрите под лупой,  из чего состоит песок, глина.

 

 

 

 

Песок

 

  

Глина

 

Из  отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой.

 

Из мелких частичек(похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.

 

 

  

# Чем отличаются частицы?

 

 

 

 

Песок

 

 

                   Глина

 

Частицы не скреплены, следовательно сыпучий.

 

Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но...

 

 

Слегка смочите глину и помните ее.

Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.

 

-Какое свойство вы обнаружили?

  

 

  

Глина

 

Размокает в воде, образуя пластическое тесто.

Вязкая.

 

 

- В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.

 

 

# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?     

 

 

Песок

 

  

Глина

 

Запах сырости.

 

 

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

 

 

Песок

 

  

                     Глина

 

Тяжелее воды, тонут.

 

 

 

- Попробуем определить, способны  ли песок и глина пропускать воду.

                                           Учитель показывает опыт.

 

- Какой вывод можно сделать?

 

 

Песок

 

  

Глина

 

Хорошо пропускает воду.

 

Плохо пропускает воду.

 

 

 

В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.

 

Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)       

Взаимопроверка.

-Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)

 

V. Продолжение работы по теме урока.

А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.

                                        (слайд №5)

Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.

 

 

 

Б) Использование в народном хозяйстве.     

(слайд №6)

-      Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера  глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.

А помните, как украшали стены,  печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать)

 

                                               Глина .

                                            (слайд №7)

- основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.

- глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)

                                            (слайд №8)

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.

                                             (слайд №9)

                                       

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

                                             (слайд  №10)

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?

 

 

                    Песок – основной материал для получения стекла.

                                         (слайд №11)

   - 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

 

# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

 

VI. Работа над проектом.

                                (слайд №12)

А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)

-  Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.

-  Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.

(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).

 -Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать -  сажать

отростки хлорофитума.

            (Под руководством учителя учащиеся высаживают  растения)

 

Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.

-Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.

VII. Рефлексия.

-    Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

-Оценить свою работу , показав знак достижений.

 

VIII. Итог урока.

 

- Что нового узнали о песке и глине?

- Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

 

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о песке и глине.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Проверь себя!

Основные свойства песка и глины.

 

         

п

 

 

е

 

 

 

с

 

 

 

о

 

 

 

к

Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет

 

г

 

 

л

 

 

и

 

 

 

н

 

 

 

а

 

Бывает белый, серый, желтый и др.

 

Из отдельных, не скрепленных крупинок

Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой.

Прозрачные

Непрозрачные

Матовые

Имеет запах сырости

Не имеет никакого запаха

Тяжелее воды

Легче воды

Во влажном состоянии –вязкая, пластичная

В сухом состоянии- сыпучий

Хорошо пропускает воду

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 3 класс.        

Тема урока:                                                     

«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»

Цель урока: 

  1. Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;
  2. Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;
  3. Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;
  4. Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.

Оборудование урока:

  • проектор, экран;
  • образцы песка и глины (у каждого ребенка);
  • лупы, тарелочки, стаканчики с водой;
  • приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;
  • цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;
  • опорные таблицы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:

1)у        у

г

о

л

ь

        2)м

а

л

а

х

и

т

и

н

        3)г

р

а

н

и

т

        

п

        

4)н

е

ф

т

ь

с

5)т

о

р

ф

        6)и

з

в

е

с

т

н

я

к


  1. П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;
  2. П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;
  3. Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;
  4. маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;
  5. П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;
  6. П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.

- Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)

III. Объяснение нового материала.        

- Тема урока: Песок и глина.

(слайд №1)

     - Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.

- Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):

1) Образование в природе;

2) Выявление основных свойств и их сравнение;

3) Добыча и охрана песка и глины;

4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;

5) Практическое использование в жизни.

А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

-    Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник -  их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как  ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

        Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха;

        дождь и снег;

        вода и ветер;

        растения.

        Вот так с их помощью, постепенно разрушаются  крепкие горы.

(слайд №3)

-   Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

      Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю  вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

(слайд №4)

      Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

-  У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

Песок

        

        Глина

Желтый, иногда серый, белый, бурый.

Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.

        (Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

Песок

        

        Глина

Не прозрачен.

Не прозрачна.

        # Рассмотрите под лупой,  из чего состоит песок, глина.

Песок

        

Глина

Из  отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой.

Из мелких частичек(похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.

        

# Чем отличаются частицы?

Песок

        Глина

Частицы не скреплены, следовательно сыпучий.

Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но...

Слегка смочите глину и помните ее.

Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.

-Какое свойство вы обнаружили?

        

        

Глина

Размокает в воде, образуя пластическое тесто.

Вязкая.

- В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.

# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?        

Песок

        

Глина

Запах сырости.

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Песок

        

                Глина

Тяжелее воды, тонут.

- Попробуем определить, способны  ли песок и глина пропускать воду.

                                           Учитель показывает опыт.

- Какой вывод можно сделать?

Песок

        

Глина

Хорошо пропускает воду.

Плохо пропускает воду.

В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.

Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)        

Взаимопроверка.

-Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)

V. Продолжение работы по теме урока.

А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.

                                        (слайд №5)

Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.

Б) Использование в народном хозяйстве.        

(слайд №6)

-      Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера  глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.

А помните, как украшали стены,  печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать)

                                               Глина .

                                            (слайд №7)

- основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.

- глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)

                                            (слайд №8)

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.

                                             (слайд №9)

                                       

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

                                             (слайд  №10)

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?

                    Песок – основной материал для получения стекла.

           (слайд №11)

   - 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

VI. Работа над проектом.

        (слайд №12)

А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)

-  Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.

-  Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.

(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).

 -Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать -  сажать

отростки хлорофитума.

            (Под руководством учителя учащиеся высаживают  растения)

Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.

-Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.

VII. Рефлексия.

-    Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

-Оценить свою работу , показав знак достижений.

VIII. Итог урока.

- Что нового узнали о песке и глине?

- Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о песке и глине.         

                                                             

Проверь себя!

Основные свойства песка и глины.

         

п

е

с

о

к

Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет

г

л

и

н

а

Бывает белый, серый, желтый и др.

Из отдельных, не скрепленных крупинок

Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой.

Прозрачные

Непрозрачные

Матовые

Имеет запах сырости

Не имеет никакого запаха

Тяжелее воды

Легче воды

Во влажном состоянии –вязкая, пластичная

В сухом состоянии- сыпучий

Хорошо пропускает воду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

ПЕСОК. ГЛИНА. ГРАНИТ. ИЗВЕСТНЯК.

Лабораторно-практическая, исследовательская работа. Групповая форма работы....

Конспект урока "Песок и глина"

Конспект урока в 4 классе по предмету Окружающий мир....

урок окр мира по теме: "Полезные ископаемые. Песок и глина."

Урок для 3 класса по программе "Планета знаний" с использованием мобильного класс с применением сингапурских структур...

Познание мира Тема: «Песок. Глина. Соль.

Познание мираТема: «Песок. Глина. Соль.Цель:Расширить знания учащихся о песке, глине и соли;Задачи:Формировать умение собирать и систематизировать информацию;Обогащать знания о поваренной соли, о необ...

урок по познанию мира в 3 классе на тему "Глина, песок, соль "

Конспект урока по познанию мира на тему "Песок, глина, соль" в 3 классе + раздаточный материал. Урок - исследование на изучение нового материала....