Глина и песок
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира 3 класс.
Тема урока:
«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»
Цель урока:
- Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;
- Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;
- Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;
- Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.
Оборудование урока:
- проектор, экран;
- образцы песка и глины (у каждого ребенка);
- лупы, тарелочки, стаканчики с водой;
- приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;
- цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;
- опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.
-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:
| 1)у у | г | о | л | ь |
|
2)м | а | л | а | х | и | т |
|
| и |
| |||
н |
| |||||
3)г | р | а | н | и | т |
|
| п |
| |||||||||
| 4)н | е | ф | т | ь | ||||||
| с |
| |||||||||
5)т | о | р | ф |
| |||||||
6)и | з | в | е | с | т | н | я | к |
| ||
- П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;
- П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;
- Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;
- маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;
- П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;
- П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.
- Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)
III. Объяснение нового материала.
- Тема урока: Песок и глина.
(слайд №1)
- Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.
- Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):
1) Образование в природе;
2) Выявление основных свойств и их сравнение;
3) Добыча и охрана песка и глины;
4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;
5) Практическое использование в жизни.
А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.
- Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник - их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.
(слайд №2)
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:
это- высокая и низкая температура воздуха;
дождь и снег;
вода и ветер;
растения.
Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.
(слайд №3)
- Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.
Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.
(слайд №4)
Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.
IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Их сравнение.
- У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.
# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)
Песок
|
Глина |
Желтый, иногда серый, белый, бурый. |
Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.
|
(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)
# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)
-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
Песок
|
Глина |
Не прозрачен. |
Не прозрачна.
|
# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина.
Песок
|
Глина |
Из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой. |
Из мелких частичек(похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.
|
# Чем отличаются частицы?
Песок
|
Глина |
Частицы не скреплены, следовательно сыпучий. |
Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но...
|
Слегка смочите глину и помните ее.
Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.
-Какое свойство вы обнаружили?
Глина |
Размокает в воде, образуя пластическое тесто. Вязкая.
|
- В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.
# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
Песок
|
Глина |
Запах сырости.
|
# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?
Песок
|
Глина |
Тяжелее воды, тонут.
|
- Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.
Учитель показывает опыт.
- Какой вывод можно сделать?
Песок
|
Глина |
Хорошо пропускает воду. |
Плохо пропускает воду.
|
В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.
Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)
Взаимопроверка.
-Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)
V. Продолжение работы по теме урока.
А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.
(слайд №5)
Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.
Б) Использование в народном хозяйстве.
(слайд №6)
- Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.
Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.
А помните, как украшали стены, печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать)
Глина .
(слайд №7)
- основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.
- глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)
(слайд №8)
-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.
(слайд №9)
-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.
(слайд №10)
-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?
Песок – основной материал для получения стекла.
(слайд №11)
- 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.
# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий
# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.
VI. Работа над проектом.
(слайд №12)
А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)
- Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.
- Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.
(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).
-Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать - сажать
отростки хлорофитума.
(Под руководством учителя учащиеся высаживают растения)
Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.
-Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.
VII. Рефлексия.
- Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?
-Оценить свою работу , показав знак достижений.
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали о песке и глине?
- Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?
IX. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о песке и глине.
Проверь себя!
Основные свойства песка и глины.
п
е
с
о
к | Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет |
г
л
и
н
а |
Бывает белый, серый, желтый и др. | ||
Из отдельных, не скрепленных крупинок | ||
Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой. | ||
Прозрачные | ||
Непрозрачные | ||
Матовые | ||
Имеет запах сырости | ||
Не имеет никакого запаха | ||
Тяжелее воды | ||
Легче воды | ||
Во влажном состоянии –вязкая, пластичная | ||
В сухом состоянии- сыпучий | ||
Хорошо пропускает воду | ||
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok_i_glina._sravnenie_svoystv_prakticheskoe_zanyatie-proekt.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 3 класс.
Тема урока:
«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»
Цель урока:
- Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;
- Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;
- Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;
- Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.
Оборудование урока:
- проектор, экран;
- образцы песка и глины (у каждого ребенка);
- лупы, тарелочки, стаканчики с водой;
- приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;
- цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;
- опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.
-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:
1)у у | г | о | л | ь | ||
2)м | а | л | а | х | и | т |
и | ||||||
н | ||||||
3)г | р | а | н | и | т |
п | |||||||||||
| 4)н | е | ф | т | ь | ||||||
с | |||||||||||
5)т | о | р | ф | ||||||||
6)и | з | в | е | с | т | н | я | к |
- П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;
- П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;
- Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;
- маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;
- П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;
- П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.
- Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)
III. Объяснение нового материала.
- Тема урока: Песок и глина.
(слайд №1)
- Сегодня мы подробно познакомимся , пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.
- Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):
1) Образование в природе;
2) Выявление основных свойств и их сравнение;
3) Добыча и охрана песка и глины;
4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;
5) Практическое использование в жизни.
А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.
- Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник - их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются , живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.
(слайд №2)
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:
это- высокая и низкая температура воздуха;
дождь и снег;
вода и ветер;
растения.
Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.
(слайд №3)
- Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.
Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.
(слайд №4)
Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.
IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Их сравнение.
- У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.
# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)
Песок |
Глина |
Желтый, иногда серый, белый, бурый. | Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая. |
(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)
# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)
-Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
Песок |
Глина |
Не прозрачен. | Не прозрачна. |
# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина.
Песок |
Глина |
Из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой. | Из мелких частичек(похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой. |
# Чем отличаются частицы?
Песок | Глина |
Частицы не скреплены, следовательно сыпучий. | Частицы сильно скреплены между собой, следовательно нельзя пересыпать, но... |
Слегка смочите глину и помните ее.
Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.
-Какое свойство вы обнаружили?
Глина |
Размокает в воде, образуя пластическое тесто. Вязкая. |
- В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью , с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.
# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
Песок |
Глина |
Запах сырости. |
# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?
Песок |
Глина |
Тяжелее воды, тонут. |
- Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.
Учитель показывает опыт.
- Какой вывод можно сделать?
Песок |
Глина |
Хорошо пропускает воду. | Плохо пропускает воду. |
В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.
Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)
Взаимопроверка.
-Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)
V. Продолжение работы по теме урока.
А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.
(слайд №5)
Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.
Б) Использование в народном хозяйстве.
(слайд №6)
- Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.
Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.
А помните, как украшали стены, печи бояре и князья? Они использовали изразцы. ( показать)
Глина .
(слайд №7)
- основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.
- глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)
(слайд №8)
-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.
(слайд №9)
-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.
(слайд №10)
-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?
Песок – основной материал для получения стекла.
(слайд №11)
- 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.
# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий
# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.
VI. Работа над проектом.
(слайд №12)
А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)
- Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.
- Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.
(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).
-Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать - сажать
отростки хлорофитума.
(Под руководством учителя учащиеся высаживают растения)
Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.
-Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.
VII. Рефлексия.
- Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?
-Оценить свою работу , показав знак достижений.
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали о песке и глине?
- Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?
IX. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о песке и глине.
Проверь себя!
Основные свойства песка и глины.
п е с о к | Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет | г л и н а |
Бывает белый, серый, желтый и др. | ||
Из отдельных, не скрепленных крупинок | ||
Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой. | ||
Прозрачные | ||
Непрозрачные | ||
Матовые | ||
Имеет запах сырости | ||
Не имеет никакого запаха | ||
Тяжелее воды | ||
Легче воды | ||
Во влажном состоянии –вязкая, пластичная | ||
В сухом состоянии- сыпучий | ||
Хорошо пропускает воду | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
ПЕСОК. ГЛИНА. ГРАНИТ. ИЗВЕСТНЯК.
Лабораторно-практическая, исследовательская работа. Групповая форма работы....
Конспект урока "Песок и глина"
Конспект урока в 4 классе по предмету Окружающий мир....
урок окр мира по теме: "Полезные ископаемые. Песок и глина."
Урок для 3 класса по программе "Планета знаний" с использованием мобильного класс с применением сингапурских структур...
Познание мира Тема: «Песок. Глина. Соль.
Познание мираТема: «Песок. Глина. Соль.Цель:Расширить знания учащихся о песке, глине и соли;Задачи:Формировать умение собирать и систематизировать информацию;Обогащать знания о поваренной соли, о необ...
урок по познанию мира в 3 классе на тему "Глина, песок, соль "
Конспект урока по познанию мира на тему "Песок, глина, соль" в 3 классе + раздаточный материал. Урок - исследование на изучение нового материала....