ПЕСОК. ГЛИНА. ГРАНИТ. ИЗВЕСТНЯК.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Чернова Наталья Григорьевна

Лабораторно-практическая, исследовательская работа. Групповая форма работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока. 83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ VIII вида № 869

Конспект урока по развитию речи

в 4-б классе

ПЕСОК. ГЛИНА. ГРАНИТ. ИЗВЕСТНЯК.  

Учитель: Чернова Н.Г.

2012г.


Цель: познакомить с горными породами: песок, глина, гранит, известняк.

Задачи:  

Образовательные:

- формировать представление о важной части неживой природы- горных породах на основе практической работы;

- расширять представления о происхождении полезных ископаемых;

- формировать навыки пользования лупой;

- тренировать запись под диктовку, списывание, разучивание с голоса учителя.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать произвольное внимание, кратковременную и долговременную память;

- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

Корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;

- корригировать и развивать установление логических и причинно-следственных связей.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде;

- воспитывать интерес к занятиям, прилежание.

Здоровье сберегающие:

- планировать подачу материала с учётом повышенной утомляемости детей;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- следить за посадкой, проводить световую рефлексию, пальчиковую и динамическую гимнастику.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут ученики в ходе урока:

Усвоить, что горные породы являются полезными ископаемыми. Исследовать свойства песка, глины, гранита. Выявить взаимосвязь между песком, глиной и гранитом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование:

- компьютер, панель, проектор

- мультимедийная презентация «Заглянем в кладовые Земли»

- образцы песка, глины, гранита, мела, жемчуга, ракушечника.

- лупы

- рабочая тетрадь


Ход занятия

        Этапы урока

виды работы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Индивидуальная работа

1.Организация начала занятия.

беседа

Приветствие гостей

Проводит вступительную беседу:

- Ребята! Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке ?

- что мы называем горными породами ?

- как вы думаете, к живой или неживой природе относятся горные породы ?

- кто помнит, как называют людей, которые ищут горные породы?

- сегодня на уроке мы все – геологи. Значит, чем мы будем заниматься?

- мы будем не только искать, но и изучать свойства горных пород. Итак, заглянем в кладовые Земли. В дорогу!

Слайд 1.

Отвечают на вопросы учителя:

- горные породы

- вещества, они залегают на поверхности и в глубине земли.

- к неживой

- геологи

- искать горные породы

Повторение материала, изученного на предыдущем уроке

2.Подготовка ребенка к усвоению новых знаний  и повторение изученного.

Рассказ учителя

- Твёрдая оболочка Земли – земная кора – состоит из множества горных пород и минералов. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие горные породы мы будем сегодня изучать.

Слайд 2.- загадки про известняк, песок, глину, гранит

Слушают учителя

Отгадывают загадки

Коррекция мышления

беседа

- дайте общее название этим предметам. Что это?

- эти необходимые людям горные породы можно назвать по-другому

Слайд 3

- как вы думаете, почему их называют «ПОЛЕЗНЫЕ»?

Запись на доске слова Полезные

- как вы думаете, почему их называют «ИСКОПАЕМЫЕ»?

Запись на доске слова ископаемые

- Это горные породы

- от них польза людям, они нужны нам

- их выкопали из земли, их копали лопатами

Коррекция мышления

3.Изучение нового материала.

Работа с учебником

- запишите в тетрадь дату и  тему урока

- давайте проверим нашу догадку и прочитаем в учебнике параграф о том, что называется полезными ископаемыми.

- мы подтвердили нашу догадку?

Определение полезных ископаемых

- Запись в тетрадях даты и темы урока

(коментирование)

- выборочное чтение

- запись в тетрадях под диктовку учителя определения полезных ископаемых

( с последующей проверкой)

Развитие навыков осмысленного чтения, умения работать с текстом

Практическая работа с природным материалом

(часть 1)

-  всем знакомы с детства песок и глина. Каждый хоть раз играл с песком и глиной.

Давайте сегодня изучим свойства знакомых вам полезных ископаемых.

(Правила работы с лупой)

- из чего состоит песок?

- какого он цвета?

- песок имеет запах?

Рассматривают песок через лупу, отвечают на вопросы учителя.

Развитие наблюдательности, аналитической деятельности

А теперь рассмотрим через лупу глину (ребятам предлагаются образцы глины трёх видов).

- из чего состоит глина?

- глина пахнет?

- какого она цвета?

Аналогичная работа с глиной

- глина бывает серая, голубая

Развитие наблюдательности, аналитической деятельности

Работа с выставкой детских работ

- у нас в классе есть детские работы(показ с презентацией) – эту фигурку сделал Гумеч… А вот эту сделал Плеских.. А эту поделку выполнил Мозговой…Иванова и Таиров).

- давайте спросим у ребят, из чего они лепили эти фигурки: из песка или из глины?

- какие же свойства глины помогли вам слепить эти фигурки?

Выберите на доске подходящие слова.

Рассматривают поделки из глины

Выбирают из предложенных свойств, свойства глины:

Рыхлая, вязкая, пластичная, сыпучая, жароустойчивая

Нахождение связи между полученными знаниями и явлениями жизни

физминутка

Давайте встанем и представим, что мы – кусочки глины.

Дети «лепят» человечка, используя разные движения: наклоны, приседания, вращения головой и т.п.

4.Первичная проверка усвоения знаний.

(часть 1)

Работа в тетрадях

А теперь все человечки сядут за парты и мы запишем в тетради наши выводы и наблюдения.

- Песок - … (дети диктуют по одному свойству) сыпучий, светлый, без запаха.

Глина –(прочитайте вслух и спишите с карточек на доске) вязкая, пластичная, жароустойчивая.

Коррекция устной и письменной речи, обогащение активного и пассивного словаря

Таиров Д., Гумеч А. – работают с опорной карточкой

Изучение нового материала

продолжение

Практическая работа

(часть 2)

Рассказ учителя

Слайд 4.

- сейчас вы познакомитесь с гранитом (раздать детям кусочки гранита).

- рассмотрите гранит. Попробуйте разломить кусочек. У кого получилось? Никто не смог сломать. Я вам скажу по секрету, что даже я не могу сломать гранит. Как вы думаете, почему?

- кто запомнил, откуда на Земле появился гранит?

- посмотрите на кусочек гранита через лупу. Что вы увидели? Из чего состоит гранит?

Аналогичная работа с гранитом

- гранит прочный

- из мелких зёрнышек, кусочков.

Развитие наблюдательности, аналитической деятельности

-«Гранит» от латинского слова «гранум», что в переводе значит «зерно», он зернистый (карточка на доску). Прочитайте это слово, запишите в тетрадь.

- Гранит- … (дети диктуют по одному слову) зернистый, прочный, цветной

Слайд 5- извержение вулкана

- а кто хочет узнать, как образуется гранит?

- Посмотрите, это-вулкан. Гранит образуется внутри Земли, где очент высокая температура. Когда происходит извержение вулкана, гранит выходит на поверхность в жидком виде и потом застывает. Поэтому гранит называют вулканической породой, от слова «вулкан» (показать на карточке).

- хотите узнать тайну? А вы знаете, ребята, гранит есть только на нашей планете, его нет на других планетах солнечной системы. Геологи говорят «Гранит- визитная карточка земли». А мы на уроке – геологи. Давайте скажем хором «Гранит-визитная карточка земли».

- ребята, я вам рассказала, откуда берётся гранит. А как вы думаете, откуда берутся песок и глина?

Развитие общих представлений, слухо-речевого и зрительного восприятия

Работа учащихся в группах;

Проблемное обучение

Учитель предлагает учащимся обсудить вопрос и сделать выводы.

- Вывод: песок и глина образуются при разрушении гранита. Это остатки давно разрушенных гранитных гор.

Учащиеся высказывают свои предположения: из сломанных камней, из остатков старых гор)

5. Подведение итогов.

беседа

- давайте вспомним, чем мы занимались на уроке и какие  выводы мы можем сделать?

- как вы думаете, вы можете воспользоваться своими записями в тетрадях, чтобы озвучить свои выводы?

- а кто запомнил, откуда на земле появляется гранит?

- мы рассматривали и изучали свойства песка, гранита, глины.

Перечисляют свойства полезных ископаемых (с опорой на записи в тетради)

- ответы детей

Коррекция памяти, речи

6. Информа-ция о домашнем задании  

- ваше домашнее задание: подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых, которые мы рассматривали на уроке. Перечислите их ещё раз (песок, глина, гранит).

7. Рефлексия, выставление оценок.

- молодцы, ребята! Вы довольны вашей работой на уроке? Посоветуйтесь и оцените работу своей группы.

- я тоже наблюдала, как вы работаете в группах. По моему мнению работали активно…

- «5» получают …

«4» получают …, потому что …

Но вы тоже молодцы!

- на следующем уроке мы послушаем ваши сообщения и поговорим об использовании полезных ископаемых.

Каждая группа даёт себе оценку:

- мы старались, выполняли все задания. У нас пятёрки

- мы внимательно слушали учителя, отвечали на вопросы правильно. У нас пятёрки

- мы дружно работали вместе, думали над вопросами. Нам тоже пятёрки за урок.

8. Практическая (творческая) работа (доп. Задание)

Работа с лупой

- Я хочу наградить вас одним интересным заданием.

(группам раздаются мрамор, ракушечник и жемчужные бусы)

- вы рассматриваете предмет, который получила ваша группа с помощью лупы или невооружённым взглядом, и думаете, что объединяет эти предметы. Обратите внимание на их цвет, вспомните, про какое полезное ископаемое мы отгадывали загадку?

- мел является родственником этих предметов.

Поменяйтесь по часовой стрелке этими предметами.

- про мел, он белый

вывод- все предметы относятся к известнякам.

Коррекция логического мышления, расширение знаний о природных искпаемых.

 


САМОАНАЛИЗ

  1. Оргмомент – настрой учащихся на работу, организация внимания.
  2. Вступительная беседа. Метод – рассказ.

Введение в тему.

  1. Проблемное обучение (применение ИКТ)
  2. Практическая работа. Метод – практическая работа, групповая форма обучения.
  3. Физминутка – витагенные технологии
  4. Работа в тетрадях. Метод-упражнения. Личностно-ориентированное обучение (работа по карточкам- Таиров, Гумеч)
  5.  Знакомство с новым материалом - лабораторно-практическая работа. Метод – рассказ, демонстрация, объяснение, самостоятельная работа, проблемное обучение
  6. Рефлексия деятельности на уроке. Метод – упражнения.  

  Межпредметные связи с чтением, русским языком.

На предыдущем уроке была проведена беседа, я рассказала, что горы разрушаются (работа в зоне ближайшего развития детей).

Мы должны равняться на новые стандарты обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока "Песок и глина"

Конспект урока в 4 классе по предмету Окружающий мир....

урок окр мира по теме: "Полезные ископаемые. Песок и глина."

Урок для 3 класса по программе "Планета знаний" с использованием мобильного класс с применением сингапурских структур...

Познание мира Тема: «Песок. Глина. Соль.

Познание мираТема: «Песок. Глина. Соль.Цель:Расширить знания учащихся о песке, глине и соли;Задачи:Формировать умение собирать и систематизировать информацию;Обогащать знания о поваренной соли, о необ...