ПЕСОК. ГЛИНА. ГРАНИТ. ИЗВЕСТНЯК.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Лабораторно-практическая, исследовательская работа. Групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ VIII вида № 869
Конспект урока по развитию речи
в 4-б классе
ПЕСОК. ГЛИНА. ГРАНИТ. ИЗВЕСТНЯК.
Учитель: Чернова Н.Г.
2012г.
Цель: познакомить с горными породами: песок, глина, гранит, известняк.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о важной части неживой природы- горных породах на основе практической работы;
- расширять представления о происхождении полезных ископаемых;
- формировать навыки пользования лупой;
- тренировать запись под диктовку, списывание, разучивание с голоса учителя.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произвольное внимание, кратковременную и долговременную память;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
Корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;
- корригировать и развивать установление логических и причинно-следственных связей.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде;
- воспитывать интерес к занятиям, прилежание.
Здоровье сберегающие:
- планировать подачу материала с учётом повышенной утомляемости детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- следить за посадкой, проводить световую рефлексию, пальчиковую и динамическую гимнастику.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут ученики в ходе урока:
Усвоить, что горные породы являются полезными ископаемыми. Исследовать свойства песка, глины, гранита. Выявить взаимосвязь между песком, глиной и гранитом.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
- компьютер, панель, проектор
- мультимедийная презентация «Заглянем в кладовые Земли»
- образцы песка, глины, гранита, мела, жемчуга, ракушечника.
- лупы
- рабочая тетрадь
Ход занятия
Этапы урока | виды работы | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий | Индивидуальная работа |
1.Организация начала занятия. | беседа | Приветствие гостей Проводит вступительную беседу: - Ребята! Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке ? - что мы называем горными породами ? - как вы думаете, к живой или неживой природе относятся горные породы ? - кто помнит, как называют людей, которые ищут горные породы? - сегодня на уроке мы все – геологи. Значит, чем мы будем заниматься? - мы будем не только искать, но и изучать свойства горных пород. Итак, заглянем в кладовые Земли. В дорогу! Слайд 1. | Отвечают на вопросы учителя: - горные породы - вещества, они залегают на поверхности и в глубине земли. - к неживой - геологи - искать горные породы | Повторение материала, изученного на предыдущем уроке | |
2.Подготовка ребенка к усвоению новых знаний и повторение изученного. | Рассказ учителя | - Твёрдая оболочка Земли – земная кора – состоит из множества горных пород и минералов. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие горные породы мы будем сегодня изучать. Слайд 2.- загадки про известняк, песок, глину, гранит | Слушают учителя Отгадывают загадки | Коррекция мышления | |
беседа | - дайте общее название этим предметам. Что это? - эти необходимые людям горные породы можно назвать по-другому Слайд 3 - как вы думаете, почему их называют «ПОЛЕЗНЫЕ»? Запись на доске слова Полезные - как вы думаете, почему их называют «ИСКОПАЕМЫЕ»? Запись на доске слова ископаемые | - Это горные породы - от них польза людям, они нужны нам - их выкопали из земли, их копали лопатами | Коррекция мышления | ||
3.Изучение нового материала. | Работа с учебником | - запишите в тетрадь дату и тему урока - давайте проверим нашу догадку и прочитаем в учебнике параграф о том, что называется полезными ископаемыми. - мы подтвердили нашу догадку? Определение полезных ископаемых | - Запись в тетрадях даты и темы урока (коментирование) - выборочное чтение - запись в тетрадях под диктовку учителя определения полезных ископаемых ( с последующей проверкой) | Развитие навыков осмысленного чтения, умения работать с текстом | |
Практическая работа с природным материалом (часть 1) | - всем знакомы с детства песок и глина. Каждый хоть раз играл с песком и глиной. Давайте сегодня изучим свойства знакомых вам полезных ископаемых. (Правила работы с лупой) - из чего состоит песок? - какого он цвета? - песок имеет запах? | Рассматривают песок через лупу, отвечают на вопросы учителя. | Развитие наблюдательности, аналитической деятельности | ||
А теперь рассмотрим через лупу глину (ребятам предлагаются образцы глины трёх видов). - из чего состоит глина? - глина пахнет? - какого она цвета? | Аналогичная работа с глиной - глина бывает серая, голубая | Развитие наблюдательности, аналитической деятельности | |||
Работа с выставкой детских работ | - у нас в классе есть детские работы(показ с презентацией) – эту фигурку сделал Гумеч… А вот эту сделал Плеских.. А эту поделку выполнил Мозговой…Иванова и Таиров). - давайте спросим у ребят, из чего они лепили эти фигурки: из песка или из глины? - какие же свойства глины помогли вам слепить эти фигурки? Выберите на доске подходящие слова. | Рассматривают поделки из глины Выбирают из предложенных свойств, свойства глины: Рыхлая, вязкая, пластичная, сыпучая, жароустойчивая | Нахождение связи между полученными знаниями и явлениями жизни | ||
физминутка | Давайте встанем и представим, что мы – кусочки глины. | Дети «лепят» человечка, используя разные движения: наклоны, приседания, вращения головой и т.п. | |||
4.Первичная проверка усвоения знаний. (часть 1) | Работа в тетрадях | А теперь все человечки сядут за парты и мы запишем в тетради наши выводы и наблюдения. - Песок - … (дети диктуют по одному свойству) сыпучий, светлый, без запаха. Глина –(прочитайте вслух и спишите с карточек на доске) вязкая, пластичная, жароустойчивая. | Коррекция устной и письменной речи, обогащение активного и пассивного словаря | Таиров Д., Гумеч А. – работают с опорной карточкой | |
Изучение нового материала продолжение | Практическая работа (часть 2) Рассказ учителя | Слайд 4. - сейчас вы познакомитесь с гранитом (раздать детям кусочки гранита). - рассмотрите гранит. Попробуйте разломить кусочек. У кого получилось? Никто не смог сломать. Я вам скажу по секрету, что даже я не могу сломать гранит. Как вы думаете, почему? - кто запомнил, откуда на Земле появился гранит? - посмотрите на кусочек гранита через лупу. Что вы увидели? Из чего состоит гранит? | Аналогичная работа с гранитом - гранит прочный - из мелких зёрнышек, кусочков. | Развитие наблюдательности, аналитической деятельности | |
-«Гранит» от латинского слова «гранум», что в переводе значит «зерно», он зернистый (карточка на доску). Прочитайте это слово, запишите в тетрадь. - Гранит- … (дети диктуют по одному слову) зернистый, прочный, цветной Слайд 5- извержение вулкана - а кто хочет узнать, как образуется гранит? - Посмотрите, это-вулкан. Гранит образуется внутри Земли, где очент высокая температура. Когда происходит извержение вулкана, гранит выходит на поверхность в жидком виде и потом застывает. Поэтому гранит называют вулканической породой, от слова «вулкан» (показать на карточке). - хотите узнать тайну? А вы знаете, ребята, гранит есть только на нашей планете, его нет на других планетах солнечной системы. Геологи говорят «Гранит- визитная карточка земли». А мы на уроке – геологи. Давайте скажем хором «Гранит-визитная карточка земли». - ребята, я вам рассказала, откуда берётся гранит. А как вы думаете, откуда берутся песок и глина? | Развитие общих представлений, слухо-речевого и зрительного восприятия | ||||
Работа учащихся в группах; Проблемное обучение | Учитель предлагает учащимся обсудить вопрос и сделать выводы. - Вывод: песок и глина образуются при разрушении гранита. Это остатки давно разрушенных гранитных гор. | Учащиеся высказывают свои предположения: из сломанных камней, из остатков старых гор) | |||
5. Подведение итогов. | беседа | - давайте вспомним, чем мы занимались на уроке и какие выводы мы можем сделать? - как вы думаете, вы можете воспользоваться своими записями в тетрадях, чтобы озвучить свои выводы? - а кто запомнил, откуда на земле появляется гранит? | - мы рассматривали и изучали свойства песка, гранита, глины. Перечисляют свойства полезных ископаемых (с опорой на записи в тетради) - ответы детей | Коррекция памяти, речи | |
6. Информа-ция о домашнем задании | - ваше домашнее задание: подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых, которые мы рассматривали на уроке. Перечислите их ещё раз (песок, глина, гранит). | ||||
7. Рефлексия, выставление оценок. | - молодцы, ребята! Вы довольны вашей работой на уроке? Посоветуйтесь и оцените работу своей группы. - я тоже наблюдала, как вы работаете в группах. По моему мнению работали активно… - «5» получают … «4» получают …, потому что … Но вы тоже молодцы! - на следующем уроке мы послушаем ваши сообщения и поговорим об использовании полезных ископаемых. | Каждая группа даёт себе оценку: - мы старались, выполняли все задания. У нас пятёрки - мы внимательно слушали учителя, отвечали на вопросы правильно. У нас пятёрки - мы дружно работали вместе, думали над вопросами. Нам тоже пятёрки за урок. | |||
8. Практическая (творческая) работа (доп. Задание) | Работа с лупой | - Я хочу наградить вас одним интересным заданием. (группам раздаются мрамор, ракушечник и жемчужные бусы) - вы рассматриваете предмет, который получила ваша группа с помощью лупы или невооружённым взглядом, и думаете, что объединяет эти предметы. Обратите внимание на их цвет, вспомните, про какое полезное ископаемое мы отгадывали загадку? - мел является родственником этих предметов. Поменяйтесь по часовой стрелке этими предметами. | - про мел, он белый вывод- все предметы относятся к известнякам. | Коррекция логического мышления, расширение знаний о природных искпаемых. |
САМОАНАЛИЗ
- Оргмомент – настрой учащихся на работу, организация внимания.
- Вступительная беседа. Метод – рассказ.
Введение в тему.
- Проблемное обучение (применение ИКТ)
- Практическая работа. Метод – практическая работа, групповая форма обучения.
- Физминутка – витагенные технологии
- Работа в тетрадях. Метод-упражнения. Личностно-ориентированное обучение (работа по карточкам- Таиров, Гумеч)
- Знакомство с новым материалом - лабораторно-практическая работа. Метод – рассказ, демонстрация, объяснение, самостоятельная работа, проблемное обучение
- Рефлексия деятельности на уроке. Метод – упражнения.
Межпредметные связи с чтением, русским языком.
На предыдущем уроке была проведена беседа, я рассказала, что горы разрушаются (работа в зоне ближайшего развития детей).
Мы должны равняться на новые стандарты обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока "Песок и глина"
Конспект урока в 4 классе по предмету Окружающий мир....
урок окр мира по теме: "Полезные ископаемые. Песок и глина."
Урок для 3 класса по программе "Планета знаний" с использованием мобильного класс с применением сингапурских структур...
Познание мира Тема: «Песок. Глина. Соль.
Познание мираТема: «Песок. Глина. Соль.Цель:Расширить знания учащихся о песке, глине и соли;Задачи:Формировать умение собирать и систематизировать информацию;Обогащать знания о поваренной соли, о необ...
презентация к уроку по познанию мира в 3 классе на тему "Песок, глина, соль"
в помощь учителю...