Конспект урока "Песок и глина"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Валентина Владимировна Казанцева

Конспект урока в 4 классе по предмету Окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.12.14_pesok_i_glina.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Истринского муниципального  района

Директор: Ахмадуллина Надежда Николаевн

Школьный,  открытый урок

по  ознакомлению с окружающим миром, 4а класс

учебно-исследовательский проект.

 «Песок и глина»

Применяемые технологии:

-проблемного обучения                    

- групповая технология  

   -технология здоровьесбережения

Выполнила:                                                                                                                 учитель начальных классов                                                                                                                                                  МОУ «Ивановская СОШ»                                                                                      Казанцева В. В., высшая  категория

1.12.2014 г.

Цели урока:

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики, листы  бумаги, стёклышки

Этапы деятельности:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге -          Настя
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.
 (Глина)

                                                          Он очень нужен детворе,
                                                         Он на дорожках во дворе,
                                                         Он и на стройке, и на пляже,
                                                          И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)    Вика

  1. Постановка проблемы исследования.

                 Экологическая сказка по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Арина

Песок: Рита

Глина: Виолетта

«Песок и глина. Что важнее?»1 часть

Автор: Заспорили однажды Песок и Глина: Кто из них важнее?

Песок: Я рыхлый и сыпучий и человеку без меня  не прожить. Из  меня  делают стекло. А стекло человек использует и у себя в доме, и в машинах, и в медицине, и в космосе. По песку легко ходить босиком, а ещё лучше загорать на солнышке. Это и приятно и полезно.

Глина: Я важнее Песка. Из  меня  делают кирпичи и посуду. Без  меня человеку было бы очень трудно.

Автор: Долго спорили Песок и Глина. Услышал их спор Человек. Задумался.                                                

Учитель:- Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

- Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины.

Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

http://festival.1september.ru/articles/533049/img1.gif

  1. Научная  исследовательская  работа.

Презентация /моя/ Слайды  1-9                                                                            Деление на группы. Распределение ролей.

- Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

                ПЕСОК                                             ГЛИНА

  • 1 группа. " Наблюдатели. Песок";  " Наблюдатели. Глина".
  • 2 группа. " Экспериментаторы. Песок"; " Экспериментаторы. Глина".
  • 3 группа. " Испытатели. Песок"; " Испытатели. Глина".  

Группы  «Песок» и «Глина» работают самостоятельно:

читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. Но таблицу заполняют совместными усилиями. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы.

1 группа. " Наблюдатели. Песок".

Опыт 1. Рассмотрите песок через лупу. Сделайте вывод, из чего состоит песок.

Опыт 2. Определите:

-  размеры крупинок, цвет.

Высыпьте  песок  из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать?

Потрите  песком по стеклу. Царапает ли песок стекло?

Сделайте вывод:

- песок сыпучий?

- легко ли пересыпается песок?

В таблице  совместно  докладчики отметят правильные ответы

1 группа. " Наблюдатели. Глина".

Опыт 1. Рассмотрите  глину через лупу. Сделайте вывод, из чего состоит глина.

Опыт 2. Определите:

-  размеры крупинок, цвет.

Высыпьте  глину  из стакана на лист бумаги.  Легко ли это было сделать?

Потрите  глиной по стеклу. Царапает ли глина стекло?

Сделайте выводы:

-глина сыпучая?

-легко ли пересыпается глина?

п\п

Что делали.

Что наблюдали.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

Песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

Глина струйку не образует.

 Глина  не обладает сыпучестью.

2 группа. "Экспериментаторы. Песок".

Задание 1. 

-Придайте сырому песку  форму шарика.

-Определите, сохраняет форму  песок?

Сделайте вывод:

-песок вязкий?

2 группа. " Экспериментаторы. Глина".

Задание 1. 

-Придайте  мокрой глине форму шарика.

 Определите, глина сохраняет форму?

Сделайте  вывод:

Глина вязкая?

№ п\п

Что делали

Что наблюдали

 Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

Из песка и глины сделать шарики.

Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать  шарик. Из песка - сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу.

3 группа. " Испытатели. Песок".        

Опыт 1. 

-В  стеклянный стакан вставьте  стеклянную воронку.

-В воронку поместите фильтр из комочков ваты.

- На фильтр воронки положите влажный песок.

Сделайте вывод, как  песок  пропускает воду.

 3 группа. "Испытатели. Глина".

Опыт 1. 

-В  стеклянный стакан вставьте  стеклянную воронку.

-В воронку поместите фильтр из комочков ваты.

- На фильтр воронки положите влажную глину.

Сделайте вывод, как  глина   пропускает воду.

№п\п

Что делали

Что наблюдали

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина.

В воронку положить вату, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду.

Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Вывод: раньше появились капли из воронки с песком.

Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной.

Песок хорошо пропускает воду. Глина – хуже.

Задание 2. Из влажной глины  вылепите  чашку и налейте в неё воды. Проверьте, пропускает ли эта чашка воду. Сделайте вывод о том,  пропускают ли изделия из глины  воду.

На доске начерчена таблица. Её надо заполнить.

Основные свойства

Песок

Глина

Сыпучесть

+

-

Вязкость

-

+

Водопроницаемость

+

-

Как только команды заканчивают работу представители заполняют ее.

Когда все три команды заполнят, - ФИЗМИНУТКА

                      Подвижная игра «Песок и глина»

Учитель — Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

После 2х повторов команды меняются местами.

После физминутки- проверка  результатов

  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы. Класс  заполняет сводную таблицу  в  тетрадях.

Моя презентация Слайды

Группа 1. Слайды 11,12

Группа 2. Слайд 13

Группа 3. Слайд 14

  1. Использование полученных выводов.

- Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
  1. Использование песка и глины.

1.Презентация Рита.

2. Презентация Виолетта.

3. Учебник

-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?

Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод.

4. Работа с тетрадью на печатной основе _____________________

5. Презентация моя. Это интересно. Слайды

  1. Закрепление изученного. 

- Что объединяет  песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)

                                   

                           Сценка «Песок и глина» 2 часть

Автор: Человек смешал Песок и Глину и построил дом. Дом получился очень прочным. Этот дом не боялся ни дождя, ни ветра.                                                      Так Человек помирил Песок и Глину. Они поняли, что одинаково важны для человека.

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

2. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

4. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

  1. Итог урока. Самооценка.
  2. Домашнее  задание.

Прочитать статьи по теме Полезные ископаемые: песок и глина на стр. … учебника, ответить на вопросы после них.

Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....

Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"

Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"...

Сценарий открытия выставки глиняных игрушек "Чудеса из глины"

Воспитанники объединения "Декоративно-прикладное творчество" подготовили выставку из глиняных игрушек. Чтобы выставка не прошла скучно - устроили праздник: каждую оформленную композицию представляли а...

Конспект урока технологии "Лепка из глины. Улитка "

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ Тема: Лепка из пластилина.Изделие: Улитка.Цели деятельности учителя: повторение приемов раскатывания, сплющивания, скатывания  пластилина, правил  работы по алго...

Конспект урока технологии "Лепка птиц из глины" 3 класс

Цели деятельности учителя: расширение  знаний о технике лепки; освоение новых терминов: «глина», «декоративный», «расплющить», закрепление приемов лепки вытяги...

Конспект урока по технологии «лепка птиц из глины» (3 класс )

Конспект урока по технологии Тема:  лепка птиц из глиныИзделие: «Птица».Цели деятельности учителя: расширение  знаний о технике лепки; освоение новых терминов: «глина...

конспект занятия по теме «Свойства песка и глины» в подготовительной группе

конспект занятия в подготовительной группе на тему  свойства глины и песка...