Конспект урока "Песок и глина"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока в 4 классе по предмету Окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.12.14_pesok_i_glina.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Истринского муниципального района
Директор: Ахмадуллина Надежда Николаевн
Школьный, открытый урок
по ознакомлению с окружающим миром, 4а класс
учебно-исследовательский проект.
«Песок и глина»
Применяемые технологии:
-проблемного обучения
- групповая технология
-технология здоровьесбережения
Выполнила: учитель начальных классов МОУ «Ивановская СОШ» Казанцева В. В., высшая категория
1.12.2014 г.
Цели урока:
- Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
- Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
- Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики, листы бумаги, стёклышки
Этапы деятельности:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.
Дети отгадывают загадки.
Если встретишь на дороге - Настя
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Вика
- Постановка проблемы исследования.
Экологическая сказка по теме «Полезные ископаемые»
Автор: Арина
Песок: Рита
Глина: Виолетта
«Песок и глина. Что важнее?»1 часть
Автор: Заспорили однажды Песок и Глина: Кто из них важнее?
Песок: Я рыхлый и сыпучий и человеку без меня не прожить. Из меня делают стекло. А стекло человек использует и у себя в доме, и в машинах, и в медицине, и в космосе. По песку легко ходить босиком, а ещё лучше загорать на солнышке. Это и приятно и полезно.
Глина: Я важнее Песка. Из меня делают кирпичи и посуду. Без меня человеку было бы очень трудно.
Автор: Долго спорили Песок и Глина. Услышал их спор Человек. Задумался.
Учитель:- Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
- Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины.
Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?
Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.
- Научная исследовательская работа.
Презентация /моя/ Слайды 1-9 Деление на группы. Распределение ролей.
- Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.
ПЕСОК ГЛИНА
- 1 группа. " Наблюдатели. Песок"; " Наблюдатели. Глина".
- 2 группа. " Экспериментаторы. Песок"; " Экспериментаторы. Глина".
- 3 группа. " Испытатели. Песок"; " Испытатели. Глина".
Группы «Песок» и «Глина» работают самостоятельно:
читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. Но таблицу заполняют совместными усилиями. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы.
1 группа. " Наблюдатели. Песок".
Опыт 1. Рассмотрите песок через лупу. Сделайте вывод, из чего состоит песок.
Опыт 2. Определите:
- размеры крупинок, цвет.
Высыпьте песок из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать?
Потрите песком по стеклу. Царапает ли песок стекло?
Сделайте вывод:
- песок сыпучий?
- легко ли пересыпается песок?
В таблице совместно докладчики отметят правильные ответы
1 группа. " Наблюдатели. Глина".
Опыт 1. Рассмотрите глину через лупу. Сделайте вывод, из чего состоит глина.
Опыт 2. Определите:
- размеры крупинок, цвет.
Высыпьте глину из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать?
Потрите глиной по стеклу. Царапает ли глина стекло?
Сделайте выводы:
-глина сыпучая?
-легко ли пересыпается глина?
№ п\п | Что делали. | Что наблюдали. |
Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина. | Песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий. Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью. |
2 группа. "Экспериментаторы. Песок".
Задание 1.
-Придайте сырому песку форму шарика.
-Определите, сохраняет форму песок?
Сделайте вывод:
-песок вязкий?
2 группа. " Экспериментаторы. Глина".
Задание 1.
-Придайте мокрой глине форму шарика.
Определите, глина сохраняет форму?
Сделайте вывод:
Глина вязкая?
№ п\п | Что делали | Что наблюдали |
Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины. Из песка и глины сделать шарики. | Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать шарик. Из песка - сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу. |
3 группа. " Испытатели. Песок".
Опыт 1.
-В стеклянный стакан вставьте стеклянную воронку.
-В воронку поместите фильтр из комочков ваты.
- На фильтр воронки положите влажный песок.
Сделайте вывод, как песок пропускает воду.
3 группа. "Испытатели. Глина".
Опыт 1.
-В стеклянный стакан вставьте стеклянную воронку.
-В воронку поместите фильтр из комочков ваты.
- На фильтр воронки положите влажную глину.
Сделайте вывод, как глина пропускает воду.
№п\п | Что делали | Что наблюдали |
Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить вату, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой. | Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина – хуже. |
Задание 2. Из влажной глины вылепите чашку и налейте в неё воды. Проверьте, пропускает ли эта чашка воду. Сделайте вывод о том, пропускают ли изделия из глины воду.
На доске начерчена таблица. Её надо заполнить.
Основные свойства | Песок | Глина |
Сыпучесть | + | - |
Вязкость | - | + |
Водопроницаемость | + | - |
Как только команды заканчивают работу представители заполняют ее.
Когда все три команды заполнят, - ФИЗМИНУТКА
Подвижная игра «Песок и глина»
Учитель — Игра требует внимания и умения действовать в команде.
Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.
После 2х повторов команды меняются местами.
После физминутки- проверка результатов
- Представление результатов. Формулирование выводов.
Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы. Класс заполняет сводную таблицу в тетрадях.
Моя презентация Слайды
Группа 1. Слайды 11,12
Группа 2. Слайд 13
Группа 3. Слайд 14
- Использование полученных выводов.
- Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:
- Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
- Использование песка и глины.
1.Презентация Рита.
2. Презентация Виолетта.
3. Учебник
-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?
Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод.
4. Работа с тетрадью на печатной основе _____________________
5. Презентация моя. Это интересно. Слайды
- Закрепление изученного.
- Что объединяет песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)
Сценка «Песок и глина» 2 часть
Автор: Человек смешал Песок и Глину и построил дом. Дом получился очень прочным. Этот дом не боялся ни дождя, ни ветра. Так Человек помирил Песок и Глину. Они поняли, что одинаково важны для человека.
Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):
1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?
2. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?
3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?
4. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?
- Итог урока. Самооценка.
- Домашнее задание.
Прочитать статьи по теме Полезные ископаемые: песок и глина на стр. … учебника, ответить на вопросы после них.
Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....
Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"
Презентация к уроку технологии в начальных классах "Мастерим из глины"...
Сценарий открытия выставки глиняных игрушек "Чудеса из глины"
Воспитанники объединения "Декоративно-прикладное творчество" подготовили выставку из глиняных игрушек. Чтобы выставка не прошла скучно - устроили праздник: каждую оформленную композицию представляли а...
Конспект урока технологии "Лепка из глины. Улитка "
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ Тема: Лепка из пластилина.Изделие: Улитка.Цели деятельности учителя: повторение приемов раскатывания, сплющивания, скатывания пластилина, правил работы по алго...
Конспект урока технологии "Лепка птиц из глины" 3 класс
Цели деятельности учителя: расширение знаний о технике лепки; освоение новых терминов: «глина», «декоративный», «расплющить», закрепление приемов лепки вытяги...
Конспект урока по технологии «лепка птиц из глины» (3 класс )
Конспект урока по технологии Тема: лепка птиц из глиныИзделие: «Птица».Цели деятельности учителя: расширение знаний о технике лепки; освоение новых терминов: «глина...
конспект занятия по теме «Свойства песка и глины» в подготовительной группе
конспект занятия в подготовительной группе на тему свойства глины и песка...