Технологическая карта урока-викторины "Путешествие по лесной тропинке" 4 класс, окружающий мир
материал по окружающему миру (4 класс)
Урок-викторина . Закрепление знаний. Цель урока: Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога: Милованова Фяридя Хусаиновна | |||||
Предмет/ класс: окружающий мир/ 4 класс. Урок –викторина "Путешествие по лесной тропинке" | |||||
Тема урока | Путешествие по лесной тропинке | ||||
Цель урока | Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество». | ||||
Задачи | Образовательные: Создать условия для формирования понятия «Природное сообщество леса», познакомить с растительным и животным миром леса. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение Развивающие: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях. Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать. Развивать воображение, речь. Воспитательные: Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. | ||||
Тип занятия | Закрепление знаний | ||||
Оборудование | Мультимедийный проектор , экран, компьютер, презентация к уроку, толковый словарь русского языка, рисунки ярусы леса
| ||||
Методы и формы работы | Частично-поисковый; Индивидуальная, фронтальная, групповая. | ||||
Межпредметные связи | Литературное чтение | ||||
Технологии достижения | Проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная | ||||
Планируемый результат | |||||
Предметныеумения: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Метапредметные умения: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Личностные умения:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | |||
Универсальные учебные действия (УУД ): Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе закрепления темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | |||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения. | Настраиваются на урок. | |||
Актуализация знаний, мотивация | Стихотворение о лесе. ( Читает ученик ) Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться- И видно всё до дна: Течёт вода – водица Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябины, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если я устану- Присяду на пенёк. Лес очень любит пеших- Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною И сердце не болит, Когда над головою Как вечность лес шумит. | ||||
Определение темы урока. Постановка цели урока. | О чём будем говорить на уроке? Какова тема? А цель какая? Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в путь по лесной тропинке. Узнаем, что у леса есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и составляет природное сообщество. Слайд 1 | Отвечают на вопрос | |||
Включение в систему знаний и повторение Изучение нового материала Физминутка | 1. Знакомство с «лесными этажами». Лес- это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к его жизни, к его красоте не будут успешными ни охрана, ни воспроизводство богатства, которые хранятся в нём.Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья! Слайд 2 Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.) Итак, отправимся в путешествие. Торопливая тропинка Держит путь издалека Вьется по лесу тропинка, Словно нитка из клубка Викторина. Конкурс 1. «РОМАШКА» (За каждый правильный ответ- 1 балл. -Мы на цветочной поляне. Каждой команде отрывать по лепестку, внимательно прочитать вопрос и ответить на него. (Вопросы записаны на лепестках ромашки, команды поочерёдно отрывают лепестки и отвечают на вопросы. ) ( приложение: конверт 1.) -Ребята! Все эти вопросы о чём? ( О лесе) -Давайте мы с вами мысленно отправимся в лес и посмотрим, как и в каком порядке расположились в лесу деревья. Конкурс 2. «Наблюдательный» (За каждый правильный ответ – 1 балл) 1) Какие растения в лесу самые высокие? Слайд 3 2) Назовите, какие деревья растут в наших лесах? Слайд 4 3) Какие леса в нашей местности? Слайд 5 4) На что похож наш лес? Слайд 6 (Каждый ответ сопровождается рисунком. Конверт 2) Этажи- это ярусы. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Давайте все вместе рассмотрим каждый этаж – ярус. - Что растёт под деревьями? (Кусты) Кусты – это следующий ярус. Он ниже яруса деревьев. - Что растёт под кустами? (Трава, цветы, мох.) Это ребята, самый нижний ярус. ЗАПОМНИТЕ! В лесу есть молодые деревца. Их называют – подрос. Мы их не относим ни к какому ярусу. Это будущий лес. Конкурс 3. «Загадка» (Каждой команде загадываются загадки. Правильный ответ - 1балл.) 1.Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …. Слайды 7,8 2.Она живёт в большом лесу, Все знают хитрую куму, А про её проказы Есть сказки и рассказы. Слайды 9,10 3.Днём спит, Ночью летает И прохожих пугает. Слайды 11,12 4.дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. Слайды 13,14 5.Посеред деревьев Кузнецы куют. Слайды 15,16 6.Ни зверь, Ни птица, А нос как спица, Летит – кричит, Сядет - молчит. Кто его убьёт, Свою кровь прольёт. Слайды 17,18 -Где живут все эти животные? (В лесу) Вывод Весь лес – от верхушки деревьев до земли – заселён животными. Конкурс 3. «Грибник» Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу. Выбраться сможет та команда, которая ответит на мои вопросы. За правильный ответ команда получит 1- балл. 1. Ложные опята, бледная поганка – съедобные или несъедобные грибы. Слайд 19 2. Рыжик, лисичка - … Слайд 20, 21. 3. Может ли гриб вырасти на дереве? Слайд 22 4. Животные едят несъедобные грибы? Слайд 23 5. Какой гриб в народе называют «царём грибов». Слайд 24 6 Какой гриб можно найти в берёзовой роще. Слайд 25 Как вы думаете, ребята, нужны лесу грибы? ( Нужны) А какую роль в жизни леса играют грибы мы узнаем из учебника. (Чтение текста. Стр 72.) Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня обобщали. ( Ответы детей) Вывод. В природе всё взаимосвязано. Всё живое образует сообщество. Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи. Стоим на тропинке, по которой нужно пройти. Конкурс 5. « Лесная тропа» На доске висит большая таблица. В овалах – вопросы и два предполагаемых ответа. Нужно правильно выбрать ответ, обратить внимание на выделенные буквы. Стрелочка с этой буквой поведёт вас в нужном направлении. Зашифровано предложение: «Берегите лес от пожара». Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от безумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет планета. Я узнал, что у меня Есть огромная семья, И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок, Это всё моё, родное, Это Родина моя – Всех люблю на свете я. 7. Итоги викторины. Дадим слово жюри. Подведение итогов. | Дети выполняют действия Работают в группах | |||
Подведение итогов урока | - Наше путешествие подошло к концу. - Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? - Что нового узнали на уроке? - Чем понравилось заниматься на уроке? - Что особенно получилось? - Над чем ещё нужно поработать? - Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не покупай для бабочки сачка. Люби цветы, леса, простор полей - Не обижай ни птахи, ни сверчка, Все, что зовется Родиной твоей. |
| |||
Домашнее задание | К следующему уроку вы должны хорошо знать: 1. Название организмов, составляющих природное сообщество - лес; 2. Ярусы леса. Должны уметь: 1. Различать растения и животных лесной зоны. 2. Устанавливать взаимосвязь в природе. 3. Всегда бережно относиться к окружающему миру. - Дома вам надо будет подготовить сообщение, о каком- либо растении или о животном нашего края. | Записывают домашнее задание. | |||
Рефлексия деятельности | Ребята, какое настроение у вас оставил урок, сравните его с полетом бабочки. У меня очень хорошее настроение и моя бабочка взлетела высоко. А куда взлетят ваши бабочки? Спасибо за работу! | Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. |
Литература
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2015г.
Поглазова О.Т.Методические рекомендации по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – Ассоциация 21 век 2014г.
Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014г.
Поглазова О.Т. Окружающий мир 4 класс. Ассоциация 21 век 2014г.
Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.; Просвещение, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Письменность" 4 класс Окружающий мир УМК "21 век"
В данной работе представлена разработка урока по теме "Письменность" 4 класс...
Технологическая карта урока "Грибы", УМК "Перспектива", 2 класс, Окружающий мир.
Технологическая карта соответствует ФГОС. На уроке применяется технология развития критического мышления...
Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Пожар» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: окружающий мирКласс: 2а...
Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")
ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...
Технологическая карта урока интенсивности умственной деятельности учащихся по окружающему миру. Тема урока: Как живут животные Класс: 1 (первый)
Тип урока: открытие нового знанияЦели по содержанию:обучающие: познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;способствовать развитию связной речи, оперативной ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...
Окружающий мир. Технологическая карта урока "В мире птиц" 1 класс (ЗПР)
Технологическая карта урока окружающего мира "В мире птиц"...