Вторая жизнь дерева
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект учебного заниятия по окружающему миру. Гармония.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 47.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 1 Г
УМК: «Гармония»
Учитель: Корнилова Анна Вячеславовна
Предмет: окружающий мир.
Урок № 1/8; раздел: «Творения людей вокруг тебя»
Тема урока: «Вторая жизнь дерева»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Цель: создать условия для получения обучающимися первоначальных знаний о том, как человек использует древесину в своей жизни.
Задачи:
- Узнать о использовании человеком древесины в своей жизни; закрепить ранее полученные знания о деревьях и их видах;
- развивать умение выражать в речи свои мысли и действия; строить высказывания, развивать самостоятельность;
- учить оценивать как школьники – первоклассники могут заботиться о деревьях и участвовать в сохранении природы нашей планеты;
-формировать бережное отношение к природе.
Используемые технологии:
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технология проблемно-диалогического обучения;
- Технология индивидуального обучения;
- Технология рефлексии.
Формирование УУД:
Личностные действия:
1) развивитие умения выказывать своё отношение к сложившейся ситуации и выражать свои эмоции;
2) развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
4) формирование бережного отношение к природе, в частности, к деревьям.
Регулятивные действия:
1) прогнозирование предстоящей работы (составление плана, постановка целей);
2) развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с информацией;
3) оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
4) самостоятельная коррекция собственной деятельности;
5) осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные действия:
1) развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
3) развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
4) развитие умения обобщать и классифицировать предметы по признакам;
5) формирование умения выявлять проблемы и осуществлять поиск её решения.
Коммуникативные действия:
1) развитие умения слушать и понимать других;
2) развитие умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3) развитие умения оформлять свои мысли в устной форме;
4) развитие умения выполнить учебное задание в сотрудничестве с партнером, в группе.
5) развитие умения вести диалог.
Оборудование и материалы:
-Учебник, презентация, видеоматериал, лист достижений для каждого ученика, раздаточный материал, импровизированный музей деревянного творчества.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент (1 минута)
- Актуализация знаний (3 минуты)
- Целеполагание (4 минуты)
- Физ. минутка (2 минуты)
- Работа по теме урока (5 минут)
- Совместное открытие новых знаний (15 минут)
7 Применение нового знания в практике (6 минут)
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 минут)
Аннотация к уроку
Общие сведения:
Ф.И.О. учителя – Корнилова Анна Вячеславовна
Образование – среднее профессиональное
Педагогический стаж – 2 года
Должность – учитель начальных классов
Место работы – МОАУ «СОШ №2»
Дата проведения урока: 24.04.2017
Аннотация к уроку
Данная работа представляет собой конспект открытого урока по окружающему миру в 1 «Г» классе по УМК "Гармония".
Тема урока: вторая жизнь дерева.
Цель: создать условия для получения обучающимися первоначальных знаний о том, как человек использует древесину в своей жизни.
Урок окружающего мира соответствует требованиям ФГОС, используются информационно-коммуникативные технологии (презентация, видео), здоровьесберегающие технологии (2 физ.минутки, ограничение времени работы с компьютером- 10 минут, смена вида деятельности), так же применяется технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает открытие. Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. На данном уроке учитель не сообщает тему, а только помогает ученикам сформулировать её самостоятельно, отвечая на наводящие вопросы, отгадывая загадки, расшифровывая слова, актуализируя ранее полученные знания.
Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности. Здесь учитель направляет школьников частично находить информацию самостоятельно (работа со словарем, справочным материалом, рисунками учебника), отбирать самую важную для решения обнаруженной проблемы. Обучающиеся учатся самостоятельно планировать вопросы, которые необходимо раскрыть на уроке (задание № 4), а также учатся придерживаться построенного плана на протяжении всего урока.
На уроке используются различные формы работы - фронтальная, групповая (обсуждение задания по учебнику), работа в паре (выбор и раскрашивание деревянных предметов), самостоятельная (задание на листе достижений - определение названия деревьев, которым принадлежат изображенные листья).
На уроке применяется технология индивидуального обучения - для учащихся, быстрее остальных справляющихся с заданием, предусмотрены индивидуальные карточки повышенной сложности (приложение 3).
Активно применяется графический прием рефлексивной технологии: ученики самостоятельно оценивают свою активность по каждому заданию на уроке (закрашивая определенное количество листочков на листе достижений (приложение 1)), в конце урока они делают общий вывод о успешности своей работы (по количеству закрашенных листочков), демонстрируемую размером дерева, прикрепленного на доску, таким образом можно оценить в целом результативность деятельности всего класса.
Ход урока
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Ι. Организационный момент Психологический настрой. Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи Покажите свое настроение: хорошее- раскрашиваем солнце, плохое –тучку. | Приветствуют учителя, оценивают свое настроение, раскрашивая солнце или тучу | Личностные Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов. Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
ΙΙ. Актуализация знаний Цель: актуализировать ранее полученные знания | –Отгадайте загадки.
Ножками упёрся в пол. Скатертью накрыли белой Крепкий и надёжный... (Стол)
Натюрморт или пейзаж Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный…(Карандаш) 3. Это тесный—тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер! Не шути с сестричками, Тоненькими ... (Спичками) - Подумайте, что объединяет эти предметы. - Назови названия других предметов, сделанных из этого же материала. - Послушайте загадку. Нам в дождь и в зной Поможет друг Зеленый и хороший Протянет к нам десятки рук И тысячи ладошек. Догадались, о чем идет речь в загадке? | Отгадывают загадки Анализируют, отвечают: Они сделаны из древесины Вспоминают, называют предметы, сделанные из дерева Отгадывают загадку | Коммуникативные Формируем умение слушать и понимать других Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные Формируем умение осуществлять работу на уроке согласно требованиям (не выкрикивать с места, давать развернутый ответ на поставленный вопрос и т.д.) Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания Формируем умение строить логические цепи рассуждать |
III Определение темы, плата и целей урока Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | -О чем будем говорить на уроке? -Вы верно мыслите, но для точного определения темы урока расшифруйте первые два слова (слайд2) ЯАРОТВ ЗИНЬЖ ДЕРЕВА - Тема нашего урока ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДЕРЕВА. -Кто сам сформулировал тему урока, закрась три листочка, кому потребовалась подсказка- два листочка, кто выполнил только при помощи класса-одни. -Что мы уже знаем о деревьях? -Что хочется узнать о дереве ещё? -Чему будем учиться на этом уроке?
Выберите из этих тем, то что будем изучать сегодня, расположите по порядку Сохранить дерево В саду и в огороде Вторая жизнь дерева Разные деревья Что выросло в поле Деревья великаны Жизнь дерева ПЛАН 1) разные деревья 2) жизнь дерева 3) вторая жизнь дерева 4) сохранить дерево Оцените как вам удалось самостоятельно выполнить задание- раскрасьте от 0 до 3 листочков
- Какие цели поставим на урок? - А как вы понимаете выражение «вторая жизнь дерева»? - Как вы думаете, как связаны слова ДЕРЕВО и ЖИЗНЬ | Анализируют, высказывают свои предположения Разгадывают зашифрованные слова Оценивают свою работу, закрашивают листочки Вспоминают, отвечают Высказывают свои предположения Планируют деятельность на урок, распологают пункты плана. Оценивают свою работу, закрашивают листочки Формулируют цели Высказывают свои предположения -деревья обеспечивают людей кислородом, дают питание, дрова, красоту и д.р. | Познавательные Формируем самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование темы. Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу Формируем умение составлять план и последовательность действий и оценивать свою работу Личностные Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
IV Работа по теме урока Цель: подготовить к изучению нового материала, демонстрация ранее полученных знаний, применение их на практике. | -Какие группы растений вам знакомы? Игра « С какого дерева упал лист» Подпиши в карте урока, с какого дерева лист (слайд 3). Каким одним словом можно назвать эти деревья? (лиственные) Лист какого дерева в группе лишний и почему? ( Рябины, сложный лист.) Проверка (слайд 4). Выполнили первый пункт плана? Закрасьте такое количество листочков, сколько названий деревьев вы подписали верно. - Какой следующий пункт плана ? На листке достижений в № 6 подчеркните к какой природе отностится дерево -Почему отнесли дерево к живой природе? (слайд 5) - Закрасьте два листочка, кто сам верно выполнил задание, кто воспользовался помощью- один. | -Хвойные, лиственные, дикорастущие и культурные. Выполняют задание в карточках -Да Оценивают свою работу, закрашивают листочек. Работают с планом урока, отвечают: -Жизнь дерева -Дерево – живой организм , т.к. рождается, дышит и питается, развивается, оставляет потомство и умирает. Оценивают свою работу | Коммуникативные Формируем умение слушать и понимать других Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные Формируем умение работать самостоятельно Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Познавательные Формируем умение работать с ранее полученной информацией по теме Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания |
V Физминутка Цель: смена вида деятельности. | Ветер дышит нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше. -Сейчас я вам предлагаю поиграть и отдохнуть. - представьте что вы деревья, покажите корни, А теперь ветки, а где у дерева ствол, покачаемся как на ветру. А у какого дерево самая большая крона? Молодцы, присаживайтесь. | Выполняют разминку Выполняют действия по условию | Личностные УУД Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. Регулятивные УУД - умение соотносить свои действия с действиями учителя; -умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: -умение слышать. |
VΙ. Совместное открытие новых знаний Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу | Как может закончиться жизнь дерева? -Чтобы ответить на этот вопрос соберите в парах картинку из кусочков. -Пока вы собираете, один ученик найдет ответ в словаре -Что получилось на картинке? -А что ты прочитал(а) в словаре? (слайд 6,7,8) -Можем ли мы с вами помочь деревьям? -Кто-нибудь знает как уберечь лес от пожара? (слайд 9) -Оцените свой ответ на этот вопрос, закрасив от 1 до 3 литочков. - О чём следует продолжить разговор? - Прочтите в плане. - Что то знаете об этом? -О чём хотите узнать? Обсудите в группе, как человек использует дерево в своей деятельности ( стр. 80 учебника) Послушаем что нам расскажут ребята. -Обязательно ли эти вещи делать из дерева? -Какие изделия можно было бы сделать из другого материала? -Но почему изделия из дерева нравятся людям больше? Оцени свой ответ и работу по учебнику, закрасив от 1 до 3 листочков в № 8 на листке достижений Чему учат рисунки на стр. 81 учебника (слайд 10). - Как называется использованная бумага. - Расскажите по рисункам, как можно вторично использовать бумагу. -Посмотрим на видео как именно из старой бумаги получают новую. | - собирают в парах картинку «лесной пожар» -«Бурелом, естественная гибель деревьев, хотя деря могут жить и по 100 – 200 и более лет, пожар, вырубка леса для нужд человека» -Бурелом это естественная гибель дерева, помочь не можем, но можем, не оставлять мусор и непотушенный костер на природе, не ветки или пух. Оценивают свои ответы -Вторая жизнь дерева Высказывают свои предположения Работают в группах по 4 человека выступают подготовленные ученики с рассказом о ценности некоторых деревьев, остальные слушают. Высказывают свои предположения Оценивают свою работу -использованную бумагу можно использовать повторно, её не нужно выбрасывать, а отнести в пункт сдачи макулатуры Смотрят видео | Коммуникативные Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника Формируем умение слушать и понимать других Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания Формируем умение строить логические цепи рассуждений |
Физминутка для глаз | Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза) | Выполняют разминку для глаз | Личностные УУД Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. Регулятивные УУД - умение соотносить свои действия с действиями учителя; -умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: -умение слышать. |
VII. Применение нового знания в практике решения задач Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний, воспитывать бережное отношение к природе. | - Найдите, те предметы, которые изготовлены из древесины. Раскрасьте их. Доп. задание: дорисуйте свои варианты изделий из дерева Оцени, как тебе удалось выполнить работу в паре. - Перед вами лежит лист бумаги. На нем одинаковые деревья. Представьте, что вам необходимо вырезать одно дерево. Какое дерево вы будете вырезать? Почему? -Можем ли использовать бумагу второй раз? -Что еще мы могли бы сделать, для того чтобы сберечь деревья? | Выполняют задание в паре Оценивают свою работу на листке достижений в №9 Вырезают самостоятельно дерево, объясняют свой выбор. - Бумагу необходимо экономить, тем самым сохраним деревья Отвечают на вопрос Не ломать деревья, сажать новые. | Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника Регулятивные Формируем начальные формы рефлексии Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные Формируем умение работать с новой информацией по теме Формировать умения структурировать знания, выбирать необходимые для решения задач |
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | - О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? - Мы об этом еще поговорим на следующем уроке? - Что для вас показалось трудным? - Кто и что вам помогало справиться с заданиями? - Кто доволен своей работой на уроке, на карте урока у солнышка нарисует улыбку. -Кто не совсем доволен своей работой на уроке подрисует под тучкой дождик. - Сколько закрашенных листочков у вас получилось? -У кого до 8-прикрепите на доску маленькое дерево, у кого от 8 до 16- среднее, у кого больше 16- самое большое. -Посмотрите какой прекрасный лес нам удалось сегодня вырастить! На этом мы свой урок заканчиваем. -Вы молодцы! - Спасибо за работу на уроке - Приглашаю всех на выставку «Вторая жизнь дерева»! | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, сопоставляют цели и достигнутый результат. Подсчитывают количество закрашенных листочков, прикрепляют соответствующее дерево на доску. | Личностные Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Коммуникативные Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли Регулятивные Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Формируем начальные формы рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир.Урок по теме "Вторая жизнь дерева" УМК "Гармония".
Конспект интегрированного урока по окружающему миру + математика, УМК "Гармония"Тема урока "Вторая жизнь дерева" .Урок сопровождается презентацией и является составной частью межпред...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Вторая жизнь предмета. Поделки из бросового материала"
Данный мастер-класс предназначен для педагогов и родителей. ...
В гости к зиме. Жизнь дерева зимой
Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....
«Вторая жизнь дерева»
Учебная дисциплина: окружающий мир ...
Презентация "Вторая жизнь дерева. Поющие деревья. На фабрике музыкальных инструментов".
Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых муз...
Проект "Подари жизнь дереву"
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут о...
Урок по Окружающему миру. Тема: «Осень, жизнь деревьев.»
1 класс. Окружающий мир. Тема: " Осень, жизнь деревьев" . Закрепляются понятия периодов ранней, золотой и поздней осени. Применяется дидактическая игра "Оденься на прогулку". Расши...