Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Данная раборчая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса для УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление Администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей начальных классов Председатель_____________ Протокол №______________ от «____»____________2018г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________ «____»_________2018г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Приказ № ____________ от «___» _________2018 г. |
. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
окружающий мир
1 класс
Начальное общее образование,
базовый уровень
Составители;
ЛяховаО.В.., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
р.п. Благовещенка
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, примерной ООП НОО, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школы №2», авторской программы образовательных учреждений, учебниками Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011г., Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011г., положения о рабочей программе МБОУ БСОШ №2.
Согласно учебному плану на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 66ч (33 учебные недели).
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля
- тест
- диагностическая работа
- контрольное упражнение
- проверочная работа
- взаимоконтроль
- самоконтроль
При реализации программы могут использоваться следующие формы организации учебного процесса:
комбинированный урок,
урок новых знаний,
урок-коммуникация,
урок - исследование,
урок-практикум,
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
- активные методы обучения;
- игровая технология;
- исследовательская технология обучения;
- технология развития критического мышления;
- метод проектов;
- технология мастерских;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающая технология
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые.
Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Значение труда в жизни человека и общества.
Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка. Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме.
Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Экологическая безопасность.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей- нравственный долг каждого человека.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем уроков. | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
По плану | По факту | ||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 | |||
Раздел «Что и кто?» | 20 | ||||
2 | Что такое Родина? | 1 | |||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |||
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | |||
6 | Что у нас над головой? | 1 | |||
7 | Что у нас под ногами? | 1 | |||
8 | Что общего у разных растений? | 1 | |||
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | |||
10 | Что растёт на клумбе? | 1 | |||
11 | Что это за листья? | 1 | |||
12 | Что такое хвоинки? | 1 | |||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | |||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | |||
15 | Кто такие птицы? | 1 | |||
16 | Кто такие звери? | 1 | |||
17 | Что окружает нас дома? | 1 | |||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | |||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | |||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | |||
«Как, откуда и куда?» | 12 | ||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | |||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | |||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |||
25 | Как путешествует письмо? | 1 | |||
26 | Куда текут реки? | 1 | |||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | |||
28 | Как живут растения? | 1 | |||
29 | Как живут животные? | 1 | |||
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | |||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |||
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | |||
Раздел «Где и когда?» | 11 | ||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | |||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |||
36 | Когда придёт суббота? | 1 | |||
37 | Когда наступит лето? | 1 | |||
38 | Где живут белые медведи? | 1 | |||
39 | Где живут слоны? | 1 | |||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | |||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | |||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | |||
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | |||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | |||
Раздел «Почему и зачем?» | 22 | ||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | |||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | |||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | |||
48 | Почему звенит звонок? | 1 | |||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | |||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | |||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | |||
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | |||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 | |||
Итого | 66 |
Материально-техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011г.
Учебники:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011г.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011г.
Рабочие тетради:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011г.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011г.
Тесты:
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2010г.
Печатные пособия:
Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
Технические средства обучения и оборудования кабинета:
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...