Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
обще-интеллектуального направления
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Составила
Учитель химии/биологии
Сташ Зарема Ю.
Пояснительная записка
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей республики.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы . Количество часов в год: 2-3 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Учебно-тематический план (2 –й класс) | |||||||
Теория | Практика | Дата план | Дата факт | ||||
1 | Вода – источник жизни | 7 | 3 | ||||
1 | Что такое Экология? | 1 | |||||
2 | Вода в моём доме и в природе. Стихи, рассказы о воде и природе | 1 | |||||
3 | Экскурсия к водоёму | 1 | |||||
4 | Весна в нашем селе | 1 | |||||
5 | Экскурсия в лес | 1 | |||||
6 | Вода в жизни растений | 1 | |||||
7 | Вода в жизни животного мира | 1 | |||||
8 | Вода и здоровье человека | 1 | |||||
9 | Личная гигиена | 1 | |||||
10 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | |||||
11-12 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | 2 | |||||
2 | Солнце и свет в нашей жизни | 7 | 3 | ||||
13 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 | |||||
14 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |||||
15 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | |||||
16 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | |||||
17 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | |||||
18 | Электрический свет и тепло в моём доме | 1 | |||||
19 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | |||||
20 | Телевизор в моём доме | 1 | |||||
21 | Сколько стоят свет и тепло | 1 | |||||
22 | Итоговое занятие | 1 | |||||
3 | Воздух и здоровье | 1 | 1 | ||||
23 | Воздух и здоровье человека | 1 | |||||
24 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | |||||
4 | Мой край | 3 | 2 | ||||
25 | Растительный мир области | 1 | |||||
26 | Животный мир области | 1 | |||||
27 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | |||||
28 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | |||||
5 | Весенние работы | 5 | |||||
29-30 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 | |||||
31-34 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 4 | |||||
35 | Итоговое занятие | 1 | |||||
Итого: 35 часов |
Учебно – тематический план (3-й класс)
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика | Дата план | Дата факт |
1 | 1 | Введение. Республика Адыгея на карте России | 1 | |||
2 | Растительность республики Адыгея | 6 | 11 | |||
2-3 | Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры. | 1 | 1 | |||
4 | Экскурсия «Где растут деревья». Изготовление скворечников, кормушек | 1 | ||||
5-6 | Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. | 2 | ||||
7-8 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | 1 | 1 | |||
9-11 | Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав аула | 1 | 2 | |||
12 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | 1 | ||||
13 | Комнатные растения. Разведение и уход за ними. | 1 | ||||
14 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 1 | ||||
15-16 | Защита проектов «Редкие растения края» | 2 | ||||
17 | Заповедники и заказники республики Адыгея . Создание экознаков. | 1 | ||||
18 | Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. | 1 | ||||
3 | Насекомые нашей области | 4 | 4 | |||
19 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | 1 | ||||
20 | Насекомые – вредители | 1 | ||||
21-22 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | 1 | 1 | |||
23-24 | Насекомые республики Адыгея. Готовим экспонаты насекомых из их чучел | 2 | ||||
25 | Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков | 1 | ||||
26 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | 1 | ||||
4 | Рыбы, обитающие в республике Адыгея | 5 | 3 | |||
27 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 1 | ||||
28 | Рыбы, обитающие в реках республики Адыгея | 1 | ||||
29 | Прудовые хозяйства республики Адыгея | 1 | ||||
30 | Аквариумные рыбы. | 1 | ||||
31 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | 1 | ||||
32 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | 1 | ||||
33-35 | Защита экологических проектов | 3 |
Итого: 35часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"
Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...
Программа по внеурочной деятельности "Эколог и я" для учащихся 3 класса
Данная программа разработана для учащихся 3 класса начальной школы с учетом требований ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экология и человек »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «Экология и человек »...