Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кучерова Наталья Анатольевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1-й класс

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  • учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс /,
  • для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки, микроскопы
  • 2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Заморашки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, световое табло, экран
  • компьютер, мультимедиа проектор, презентация, мультфильм «Над нами не каплет»

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.

Предметные задачи урока:

- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;

- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;

- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

Метапредметные задачи урока:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Личностные задачи урока:

-воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

- воспитывать умение сотрудничать.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- прослеживать по схеме-модели путь воды;

- обсуждать необходимость экономии воды;

- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

- проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу выполнять ее;

- владеть информацией о том, как в дом приходит вода и куда она уходит;

- следовать инструкции проведения опыта;

- фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме;

Ход урока:

I. Оргмомент 

     Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

     - О чём это стихотворение?

- А что такое природа? - Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?

-А чтобы разгадать все загадки природы,  нужно быть каким?

II. Целеполагание и мотивация.   

     - Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.

1.Меня пьют, меня льют.

  Всем нужна я,

  Кто я такая?

 2.– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Слайд 1)

 - Уточним тему урока.  Посмотрите на слайд, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.

- Что вы сами знаете по теме урока?

- Всё ли нам известно?

- Хотите узнать больше?

Слайд 2. Перечислить учебные задачи.

- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает  нам  узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?

  - Итак, что мы будем делать на уроке?

III. Актуализация опорных знаний. 

- Посмотрите на глобус.

- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус) 

-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)

 -Почему?

-Да, вода занимает большую часть земного шара.  Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?  

Приглашаю двух учащихся к столу, для исследования

-Давайте попробуем воду на вкус. (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).

-Какой была вода в ваших стаканах? 

-Где содержится солёная вода? ).

-Откуда  вы это знаете?

- А как называется вода,  которая  была во втором стакане?

-Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?  

- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?

IV. Первичное усвоение материала (блок первый).

-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома по схеме - модели.

Слайд 3.Путь воды

V. Осознание и осмысление учебного материала  (блок первый)

1..- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом?

- Куда сначала поступает речная вода?

- Покажите станцию очистки.

- Почему речная вода попадает на станцию очистки?

 - Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет!

Я предлагаю это сделать. Сейчас я подключу микроскоп к экрану и то, что в него видно-могут увидеть все.

-Плавают, шевелятся, какие-то странные существа – микробы. Целый зоопарк. Микробы  опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.

- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая?

-Куда мы используем воду в доме?

- Какой станет использованная вода?)

- Куда поступает использованная вода?  

- Покажите путь использованной воды.

-Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?

- Куда  потом поступает очищенная вода?

- Покажите.

2. Работа в парах.

 –А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.

- Возьмите конверт №1. Покажите путь воды от реки до вашей квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.  

 

  Проверка знаний. 

Слайд 4

Прием «Ловушка». (На экране картинки расположены неверно)

 - У кого так? Какая картинка у вас первая? (показывают у доски) 

 -Вторая? (показывают у доски)  

- Третья? (показывают у доски) Учитель передвигает картинки

 -Ваши действия оценит Мудрая Черепаха? (Выплывает Мудрая Черепаха и оценивает работу детей.)

3.    -В ваш дом поступает очищенная вода, а вытекает использованная вода, т.е. … (грязная)

 <Электронное приложением к учебнику «Мир вокруг нас» Задание №1. >

-Докажите почему вы выбрали иллюстрацию под №3?

-Найдите на с. 61учебника рисунок   очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.

-Отложите учебники и объясните, почему не выбрали 1 и 2 картинки?

Давайте сделаем вывод  Использованную, грязную воду нельзя сливать в … …

потому что ней содержится многоПоэтому грязная вода должна пройти  ….

-На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам  найти ответ?

VI. Физминутка

Рыбки плавали,  ныряли

В чистой голубой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в воде.

VII. Первичное усвоение материала (блок второй).

     Опыты по очистке и загрязнению воды.

1.  Заморашка ( появляется рисунок)

Пока мы отдыхали,  к нам пожаловала необычная героиня. В какой вода ей нравится жить? -Это Заморашка.

-Прочитайте послание(на слайде появляется послание)

- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?

-Давайте вспомним, что предлагала вам провести Мудрая Черепаха?

2. Опыты по загрязнению и  очистке воды

-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.

 Нам предстоит провести опыты.  Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать).  При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь.  Остальные  должны  наблюдать и делать выводы.

  1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -…  

  2 ряд - 2группа. Главный исследователь -…  

  3 ряд - 3 группа. Главный исследователь -

- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.

 Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой).

-Какая вода  должна быть в стаканчике сначала?

-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.

 –Что вы пронаблюдали?

Вывод   (Вода стала грязной)

1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)

2 группа, чем вы загрязнили? (песком)

3 группа, чем вы загрязнили? (остатками  растений)

И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по -  разному.

Продолжаем исследование и проведем 2 опыт

         Эксперимент мы проведем,

         Воду чистую найдем.

-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.

-Посмотрите, что получилось.

Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).

-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.

- Сравним очищенную воду?

-У всех ли одинаково очистилась вода?

Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

- Многие из  вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?

-Можно ли пить такую воду?

-Что нужно сделать?

3.–Чему вы научились вместе с  Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)

VIII . Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)

- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды?

- Как мы можем сохранить воду чистой?

IX. Первичное закрепление учебного материала.

1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?  

-Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?

- Как нужно относиться к  воде?

2. Парная работа

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №2. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит,  поднимают вместе руки вверх домиком.   «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.

X. Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?

-А давайте прочитаем какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( слайд с выводом)

-Сравните выводы. Что вы можете сказать.

-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на  вопросы.

Рефлексия по смайликам.

- У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.

-Если вы на все вопросы ответили правильно. Молодцы! ( Жёлтый)

-Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!

(Зелёный)

 - Не ответили на вопросы. Придётся начать снова! (Красный)

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Создаёт положительный, деловой   настрой на урок через улыбку и стихотворение.

Улыбкой приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

2. Целеполагание

и мотивация

Используя загадку, подводит учащихся к определению темы урока.

Определяют тему урока.

Предлагает уточнить тему урока по учебнику и определить задачи урока.

Ставят учебные задачи, осознают предстоящую деятельность.

3. Актуализация опорных знаний

Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Вода»

(подводящий диалог, опыт).

Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность.

4.Первичное усвоение материала (блок первый)

Используя презентацию к уроку,   создает условия для открытия детьми нового знания.

По схеме- модели прослеживают путь воды.

5. Осознание и осмысление учебного материала

(блок первый)

Организует работу по осмыслению нового знания:

-через схему - модель;

Отвечают на вопросы учителя, наблюдают, работают  со схемой-моделью.

Организует учебное сотрудничество.

Использует прием «Ловушка» для проверки знаний (диск, задание №3).

Работая в парах, показывают путь воды от реки до квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.   Проводят проверку (диск, задание №3).

Организует работу по учебнику и электронному приложению (диск, задание №2.)  

Рассматривают рисунок очистных сооружений, Объясняют свой выбор на поставленный вопрос. 

Работает над осознанием учащимися учебной задачи. 

Возвращаются к задачам урока, делают вывод.

Создает условия для сохранения здоровья учащихся.

Выполняют упражнения для снятия напряжения и усталости.

6.Первичное усвоение материала (блок второй)

Используя нового героя, подводит учащихся к следующей учебной задаче.

Уточняют учебные задачи, осознают предстоящую деятельность.

Организует учебное исследование через проведение опытов.

Разбиваются на группы, проводят опыты по загрязнению и очистке воды, делают выводы.

7. Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)

Организует работу по осмыслению нового знания через эвристическую беседу.

Делают вывод о важности очистки воды.

8. Первичное закрепление учебного материала

Используя мультфильм «Над нами не каплет», создает условия для закрепления учебного материала.

Смотрят мультфильм, дают оценку поведения героев, делают выводы.

9. Итог урока. Рефлексия.

Предлагает вернуться к задачам урока, сравнить свои выводы с выводами учебника.  Создает условия для самооценки деятельности на уроке.

Сопоставляют  выводы. 

Оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...