Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1_klass_okruzhayushchiy_mir_kucherova_n.a_26.11.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 1-й класс
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
- учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс /,
- для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки, микроскопы
- 2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Заморашки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, световое табло, экран
- компьютер, мультимедиа проектор, презентация, мультфильм «Над нами не каплет»
Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.
Предметные задачи урока:
- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Метапредметные задачи урока:
- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные задачи урока:
-воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;
- воспитывать умение сотрудничать.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- прослеживать по схеме-модели путь воды;
- обсуждать необходимость экономии воды;
- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
- проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу выполнять ее;
- владеть информацией о том, как в дом приходит вода и куда она уходит;
- следовать инструкции проведения опыта;
- фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме;
Ход урока:
I. Оргмомент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- О чём это стихотворение?
- А что такое природа? - Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?
-А чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким?
II. Целеполагание и мотивация.
- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.
1.Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
2.– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Слайд 1)
- Уточним тему урока. Посмотрите на слайд, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.
- Что вы сами знаете по теме урока?
- Всё ли нам известно?
- Хотите узнать больше?
Слайд 2. Перечислить учебные задачи.
- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?
- Итак, что мы будем делать на уроке?
III. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на глобус.
- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)
-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)
-Почему?
-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?
Приглашаю двух учащихся к столу, для исследования
-Давайте попробуем воду на вкус. (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).
-Какой была вода в ваших стаканах?
-Где содержится солёная вода? ).
-Откуда вы это знаете?
- А как называется вода, которая была во втором стакане?
-Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?
- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?
IV. Первичное усвоение материала (блок первый).
-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома по схеме - модели.
Слайд 3.Путь воды
V. Осознание и осмысление учебного материала (блок первый)
1..- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом?
- Куда сначала поступает речная вода?
- Покажите станцию очистки.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки?
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет!
Я предлагаю это сделать. Сейчас я подключу микроскоп к экрану и то, что в него видно-могут увидеть все.
-Плавают, шевелятся, какие-то странные существа – микробы. Целый зоопарк. Микробы опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.
- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая?
-Куда мы используем воду в доме?
- Какой станет использованная вода?)
- Куда поступает использованная вода?
- Покажите путь использованной воды.
-Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?
- Куда потом поступает очищенная вода?
- Покажите.
2. Работа в парах.
–А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.
- Возьмите конверт №1. Покажите путь воды от реки до вашей квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.
Проверка знаний.
Слайд 4
Прием «Ловушка». (На экране картинки расположены неверно)
- У кого так? Какая картинка у вас первая? (показывают у доски)
-Вторая? (показывают у доски)
- Третья? (показывают у доски) Учитель передвигает картинки
-Ваши действия оценит Мудрая Черепаха? (Выплывает Мудрая Черепаха и оценивает работу детей.)
3. -В ваш дом поступает очищенная вода, а вытекает использованная вода, т.е. … (грязная)
<Электронное приложением к учебнику «Мир вокруг нас» Задание №1. >
-Докажите почему вы выбрали иллюстрацию под №3?
-Найдите на с. 61учебника рисунок очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.
-Отложите учебники и объясните, почему не выбрали 1 и 2 картинки?
Давайте сделаем вывод Использованную, грязную воду нельзя сливать в … …
потому что ней содержится много… Поэтому грязная вода должна пройти ….
-На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам найти ответ?
VI. Физминутка
Рыбки плавали, ныряли
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в воде.
VII. Первичное усвоение материала (блок второй).
Опыты по очистке и загрязнению воды.
1. Заморашка ( появляется рисунок)
Пока мы отдыхали, к нам пожаловала необычная героиня. В какой вода ей нравится жить? -Это Заморашка.
-Прочитайте послание(на слайде появляется послание)
- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?
-Давайте вспомним, что предлагала вам провести Мудрая Черепаха?
2. Опыты по загрязнению и очистке воды
-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.
Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.
1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -…
2 ряд - 2группа. Главный исследователь -…
3 ряд - 3 группа. Главный исследователь -
- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.
Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой).
-Какая вода должна быть в стаканчике сначала?
-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.
–Что вы пронаблюдали?
Вывод (Вода стала грязной)
1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)
2 группа, чем вы загрязнили? (песком)
3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений)
И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по - разному.
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.
-Посмотрите, что получилось.
Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).
-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.
- Сравним очищенную воду?
-У всех ли одинаково очистилась вода?
Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.
- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?
-Можно ли пить такую воду?
-Что нужно сделать?
3.–Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)
VIII . Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)
- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды?
- Как мы можем сохранить воду чистой?
IX. Первичное закрепление учебного материала.
1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?
-Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?
- Как нужно относиться к воде?
2. Парная работа
-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №2. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.
X. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?
-А давайте прочитаем какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( слайд с выводом)
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.
-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
Рефлексия по смайликам.
- У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.
-Если вы на все вопросы ответили правильно. Молодцы! ( Жёлтый)
-Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!
(Зелёный)
- Не ответили на вопросы. Придётся начать снова! (Красный)
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Создаёт положительный, деловой настрой на урок через улыбку и стихотворение. | Улыбкой приветствуют учителя, друг друга и гостей. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. |
2. Целеполагание и мотивация | Используя загадку, подводит учащихся к определению темы урока. | Определяют тему урока. |
Предлагает уточнить тему урока по учебнику и определить задачи урока. | Ставят учебные задачи, осознают предстоящую деятельность. | |
3. Актуализация опорных знаний | Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Вода» (подводящий диалог, опыт). | Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность. |
4.Первичное усвоение материала (блок первый) | Используя презентацию к уроку, создает условия для открытия детьми нового знания. | По схеме- модели прослеживают путь воды. |
5. Осознание и осмысление учебного материала (блок первый) | Организует работу по осмыслению нового знания: -через схему - модель; | Отвечают на вопросы учителя, наблюдают, работают со схемой-моделью. |
Организует учебное сотрудничество. Использует прием «Ловушка» для проверки знаний (диск, задание №3). | Работая в парах, показывают путь воды от реки до квартиры, расположив картинки в нужной последовательности. Проводят проверку (диск, задание №3). | |
Организует работу по учебнику и электронному приложению (диск, задание №2.) | Рассматривают рисунок очистных сооружений, Объясняют свой выбор на поставленный вопрос. | |
Работает над осознанием учащимися учебной задачи. | Возвращаются к задачам урока, делают вывод. | |
Создает условия для сохранения здоровья учащихся. | Выполняют упражнения для снятия напряжения и усталости. | |
6.Первичное усвоение материала (блок второй) | Используя нового героя, подводит учащихся к следующей учебной задаче. | Уточняют учебные задачи, осознают предстоящую деятельность. |
Организует учебное исследование через проведение опытов. | Разбиваются на группы, проводят опыты по загрязнению и очистке воды, делают выводы. | |
7. Осознание и осмысление учебного материала (блок второй) | Организует работу по осмыслению нового знания через эвристическую беседу. | Делают вывод о важности очистки воды. |
8. Первичное закрепление учебного материала | Используя мультфильм «Над нами не каплет», создает условия для закрепления учебного материала. | Смотрят мультфильм, дают оценку поведения героев, делают выводы. |
9. Итог урока. Рефлексия. | Предлагает вернуться к задачам урока, сравнить свои выводы с выводами учебника. Создает условия для самооценки деятельности на уроке. | Сопоставляют выводы. Оценивают свою деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...