Конспект урока по окружающему миру «Зачем строят самолёты» для 1 класса УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Навдаева Светлана Александровна

Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолётов.
Прогнозируемые результаты:

Предметные: дети должны познакомиться с видами самолётов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолёта.

Метапредметные УУД:

Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его
органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному
мнению: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной
деятельности и личностного смысла учения.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра
коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное
учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Познавательные:

Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание

в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.

Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следствен-ных связей, сравнение различных самолётов по их внешнему виду и назначению, классификация самолётов; формулирование выводов.

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов её достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру «Зачем строят самолёты?»

для 1 класса УМК «Школа России»

Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолётов.
Прогнозируемые результаты:

Предметные: дети должны познакомиться с видами самолётов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолёта.

Метапредметные УУД:

Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его
органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному
мнению: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной
деятельности и личностного смысла учения.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра
коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное
учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Познавательные:

Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание

в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.

Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следствен-ных связей, сравнение различных самолётов по их внешнему виду и назначению, классификация самолётов; формулирование выводов.

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов её достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.

Пропедевтика: географические термины «материк», «Южная Америка», «Евразия» (в виде
представления, без формулирования понятия).

Организация пространства:

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы
работы, работа в паре и группе.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А А.Плешакова (УМК «Школа России») ч.2. электронное
приложение к курсу, презентация, методическое пособие; запечатанный конверт с письмом, глобус, тексты с ошибочными утверждениями, маленькие фишки из картона красного и зелёного цветов, веер цифр.                                                

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок веселый        

                 Все готовы? Всё готово?

                 Мы сейчас не отдыхаем,

                 Мы работать начинаем.

Учитель: - И как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая
Черепаха.
Слайд 1.

2. Нестандартный вход в урок.

Учитель берёт с рабочего стола запечатанный конверт.

Учитель: -Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает
классу). Ещё в прошлом полугодии Вопросик написал письмо своему
троюродному брату Хосе в Мексику.

     Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик ещё не очень
быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.

     Хорошо читающий ученик читает письмо: «Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень рад
получить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том. как я живу. Приезжай ко
мне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы сможем поговорить обо всём. Я буду очень
ждать тебя. Твой Хосе.»

Учитель: -Я предлагаю вам посмотреть на карту. Итак, вот материк Северная Америка, где находится Мексика - родина Хосе. Вокруг океан. Слайд 3. 

-Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.

Дети: На корабле.

3. Актуализация опорных знаний:

Учитель:   Что такое корабль? ( Корабли (суда) это водный транспорт.)

 -  Какие бывают корабли? ( Военный корабль, исследовательское судно, шгрузовое судно, пассажирское судно, рыболовное судно, яхта)

Учитель: -Ребята,  Вопросик может добраться до
своего троюродного брата на корабле? (Да).

4. Возникновение проблемной ситуации.

 - Ребята,  Муровей вопросик однажды тоже хотел поплавать на корабле, но не смог. Он
ужасно себя чувствовал. Доктор сказал ему потом, что у него морская болезнь. Вряд ли он
сможет отправиться в гости на пассажирском судне. Что же делать?

Дети: Можно попасть в Мексику на самолёте.

5. Уточнение целей урока.

Учитель: -Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.

Дети: Зачем строят самолёты? Слайд 3.

Учитель: - Чему научимся на уроке?

- Какая цель урока?

Дети: Мы познакомимся с видами самолётов, узнаем, зачем они нужны.

6. Знакомство с новым материалом.

1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.

Учитель: - Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите
каждый самолёт и объясните его назначение
.

Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолётов.

- Пассажирский самолёт нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он
большой, в нём много мест для людей.
 Слайд 4

- Военный самолёт нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз. Слайд 5

- Грузовой самолёт нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек. Слайд 7

2. Беседа по обобщению жизненного опыта:

Учитель: - Приходилось ли вам летать на самолёте? Расскажите о своих впечатлениях.

                  Дети делятся своим жизненным опытом.

     Физминутка.

«Самолет»

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед.

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет.

 - А вам хотелось бы по-настоящему полетать? Человек так давно мечтал полетать, как птица, что воплотил свои мечты, но сначала в сказках. С какими волшебными летательными аппаратами вы сталкивались в сказках. (Ступа Бабы яги, крылатые сандалии, ковер – самолет).

- Существует древнегреческая легенда о том, что Деда́л и его сын Ика́р смастерили из воска и перьев крылья. Слайд 7,8,9.Послушайте часть легенды:
Первым взлетел Дедал. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
  - Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся близко к солнцу – жара может растопить воск, и разлетятся перья.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Быстрый полет забавлял Икара, все сильнее взмахивал он крыльями. Забыл Икар наставления отца и взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
-  Это только легенда. А теперь послушайте, как на самом деле человек учился создавать самолеты.
Слайд 10

Первыми поднялись в воздух на воздушном шаре братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года построенный ими воздушный шар поднялся над Парижем. В 1875 году два француза – Блоншар и Джефри – совершили перелет на воздушном шаре, наполненном водородом. Слайд 11

- В 1852 году появился первый дирижабль. Это тоже воздушный шар, но в форме веретена. Слово дирижабль означает «управляемый». Дирижабль был построен в 1900 году. Его использовали как транспортное средство. Но такие аппараты были громоздки и не могли соревноваться с аэропланами.

Слайд 12

Идея полетов с помощью крыльев впервые была высказана Леонардо да Винчи. Однако построить аппарат первым попытался англичанин Роберт Гук в 1660 году. Но на его модели так никто и не решился полететь. Только в 1882 году русский морской инженер А.Ф. Можайский построил первый самолет и совершил на нем полет, который продолжался несколько минут.

Слайд 13 Кстати, самый первый дирижабль был снабжён паровым двигателем.

3. Знакомство с устройством самолёта. Слайд 14
    Самостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.

Учитель: -На с.67 вы видите изображение устройства самолёта. Рассмотрите его и прочитайте
все подписи составных частей самолёта.

Дети читают.

- МЧ приготовила вам еще одну загадку. Отгадав загадку, мы узнаем еще об одном транспортом средстве. Слайд 15

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский...

( Вертолет).

 Вертолет – еще одно воздушное транспортное средство. Учитель показывает модель вертолета.

4. Работа в парах: взаимный контроль усвоения.

Учитель: - Найдите в конце учебника «Странички для самопроверки». Работаем в паре.
Проверим, как вы запомнили названия частей самолёта. Один из пары называет части
самолёта, второй его проверяет по учебнику. Затем меняются.

6. Закрепление изученного.
- Открыли рабочие тетради на стр. 46 задание 1 нужно нарисовать самолет

Игра «Лови ошибку».

Учитель: - А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На
слайде презентации я приготовила текст, который подведёт итог нашему занятию

Текст:         

Самолёты - это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров.
Военные самолёты нужны для нападения на другие страны.
Слайд 16

Дети работают в группах, подчёркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях.
Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.

Учитель: - Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях.
Внимание на
Слайд 17

Учитель: - Подведём итог, все ли ошибки мы нашли?

Дети: Да.

Учитель: - Молодцы, хорошо поработали!

7. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации.

Учитель: -Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолёты?

Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.

Учитель: - На каком из самолётов наш Вопросик сможет отправиться в гости к брату?

Дети: На пассажирском самолёте.

Учитель: - В какой части самолёта он сможет с комфортом расположиться?

Дети: В салоне для пассажиров.

Учитель: - Оцените урок и свою работу на уроке. Если вы узнали много нового, все поняли и
запомнили, то . Если материал был слишком
сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою
коробочку фишку красного цвета.
 

8. Рефлексия.на экране фразы , дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. Слайд 18

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Расскажу дома, что …

Учитель: - Спасибо за работу!

«Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень рад
получить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том. как я живу. Приезжай ко
мне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы сможем поговорить обо всём. Я буду очень
ждать тебя. Твой Хосе.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Все профессии важны" 2 класс УМК "Школа России"

Тема урока "Все профессии важны"2 класс УМК Школа РоссииЦели урока:·         Обогатить знания детей о различных профессиях. Обобщить знания об экономике, культу...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" 2 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающий мир 2 класс "Путешествие по Москве" УМК Школа России...

Конспект урока по Окружающему Миру Тема: «Проект - Родословная», 2 класс, УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩИМУ МИРУТема: «Проект - Родословная»...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое Бенилюкс?" 3 класс , УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Что такое Бенилюкс»Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с...

Конспект урока по окружающему миру "Зачем нам телефон и телевизор", УМК "Школа России" (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о средствах связи и средствах массовой информации; ознакомление с назначением газет, телевизора, интернета, телеграфаПланируемые результаты:Предме...