Конспект занятия "День Земли"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Данное занятие поднимает экологические проблемы нашей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zemli.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Истринского муниципального района Московской области
Открытое занятие:
«ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
Воспитатель: Майорова М.Ф.
Цель: закрепить понятие, природа - наш общий дом;
Задачи:
Расширять кругозор детей о природе.
Формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, представления об экологических проблемах в природе, основы экологического воспитания;
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы, животных, растений.
Развивать: память, мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, понимание важности охраны окружающей среды, сопричастности и сопереживания ко всему прекрасному, что нас окружает.
Словарная работа: экология
Оборудование и оформление: компьютер и проектор, выставка рисунков на темы: «Земля - наш общий дом», « Сохраним Землю».
Музыка. Стихи. Презентация.
Предварительная работа: экскурсия, наблюдение за растениями в природе, книги, загадки, викторины о природе, игры; рассматривание иллюстраций
« Земля - наш общий дом », музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель:
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай покажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Основная часть.
Воспитатель: У всех людей на земле бывает праздник! Сегодня мы собрались с вами на необычный праздник. А вот у кого сегодня праздник вы узнаете, разгадав загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все, и млад, и стар,
Что она огромный шар. (Земля)
Воспитатель: правильно – это наша планета Земля, на которой мы живём. И сегодня у неё праздник – День Земли. В праздник принято дарить подарки, говорить добрые слова, петь песни! Мы тоже с вами ребята приготовили подарки – эти замечательные рисунки. А также подарки в виде знаний о природе: животных и растениях, воде и воздухе.
1 слайд
22 апреля День Земли.
2 слайд
Праздник День Земли, отмечают люди во всех странах. В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, очищают реки, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Проводят экологические акции.
Воспитатель: ребята, что такое экология?
(ответы детей)
3 слайд «Экология»
Экология — наука о доме, в котором живут мышка и воробей, червячок и бабочка, сосна и ландыш. Вся Земля является домом животных, растений, людей.
- Наша планета покрыта лесами, лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери.
Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном красотой.
(ребёнок)
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли зовётся этот дом.
Посмотри, как он хорош, дом, в котором ты живёшь!
4 слайд
6,7,8,9,10,11,12,13,14
15 слайд «Планета - Земля, на которой мы живём,
так она выглядит из космоса»
День Земли – это напоминание о страшных экологических катастрофах и призыв спасти нашу планету. Наш земной шар. Такой огромный, но такой хрупкий.
К сожалению, человек своей деятельностью сильно загрязняет и губит окружающую природу.
16 слайд «Лес - одно из основных богатств нашей планеты »
- Что такое лес? (деревья, растения, ягоды, грибы…)
- В чём заключается его богатство? (древесина, ягоды…)
Воспитатель: Лес - называют лёгкими планеты. Растения дают нам кислород, очищают воздух, радуют нас своей красотой. Лес это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Лес кормит нас ягодами, грибами. Из деревьев человек делает мебель, бумагу, строит дома, согревает дровами жилище. Но порой своими действиями человек наносит вред лесу.
17 слайд «Большая экологическая проблема – вырубка леса».
За последние годы человек вырубил много леса, и если так будет и дальше, то скоро наша планета лишаться такого богатства как лес.
(ребёнок)
Не разжигай в лесу костер!
Огонь коварен и хитер,
Он уничтожит все кругом!
А лес – он для животных дом.
Стать может пеплом этот дом.
Не навреди игрой с огнем.
18 слайд «Лесные пожары»
Огромное количество деревьев гибнет от лесных пожаров.
Воспитатель: много животных, птиц, насекомых страдает и гибнет. И если мы не будем беречь лес, то Земля без растений будет мёртвой и безжизненной.
- Что можно сделать, чтобы помочь Земле?
(Не рубить деревья, не разводить костры, сажать молодые деревья)
Игра-викторина
Что растёт на земле? (деревья, кустарники, грибы, цветы т.д.)
Кто живет на земле? (животные, насекомые т.д.)
Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д.)
Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)
Когда на улице светло? (днем)
Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)
Что делают пчелы? (собирают нектар)
19 слайд
«Чистая вода необходима для жизни всему живому на планете»
- Почему нашу планету называют голубой?
(за цвет воды)
- Две трети поверхности нашей планеты покрыто водой океанов, морей, рек, озёр.
- Назовите, кому и зачем нужна вода?
(животным, растениям, людям…)
(ребёнок)
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
20 слайд «Большая экологическая проблема – загрязнение воды»
Воспитатель: Чистая вода – это богатство! Как жаль, что люди не берегут воду, в реки и ручьи выливают грязь, бросают мусор и бутылки, в моря и океаны вытекают тонны нефти и топлива. От этого страдают морские обитатели, рыбы, птицы, морские животные.
Воспитатель: А как этого можно избежать?
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята, бесценный дар – чистую воду на Земле надо беречь и разумно использовать, не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором. Пусть на Земле будет всегда голубая, чистая вода!
Игра «Исправь ошибку»
В чаще, голову задрав, воет с голоду … жираф
(волк).
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк
(медведь).
Дочерей и сыновей учит хрюкать … муравей
(свинья).
Кто любит по веткам носиться? Конечно рыжая … лисица
(белка).
Быстрее всех от страха несётся … черепаха
(заяц).
В тёплой лужице своей громко квакал …воробей
(лягушонок).
С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …корова
(обезьянка).
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это …цапля.
(ребёнок)
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Воздух нам необходим.
Что такое воздух? ( невидимый газ)
Как используют воздух животные и люди? (Дышат им)
21 слайд «Большая экологическая проблема – воздух»
Люди вокруг городов построили много фабрик и заводов проложили автомобильные дороги. Днём и ночью дымят трубы, грохочут и пылят грузовики, в воздухе полно пыли и выхлопных газов, копоти.
Ветер переносит загрязнённый воздух на тысячи километров, и многим людям приходиться вдыхать вредные вещества. От этого много болезней.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что надо сделать? (ответы)
- Правильно надо на трубы ставить специальные фильтры и ловушки, которые будут очищать выбросы, и ловить вредные вещества.
22 слайд «Большая экологическая проблема – исчезновение многих видов: животных, растений, птиц»
Воспитатель: Истребление животных приводит к их исчезновению. Сегодня идет охота на тигров, крокодилов, слонов, носорогов из-за рогов, кожи, бивней. Люди необдуманно уничтожают растения, огромными охапками рвут цветы, нанося огромный ущерб природе. Если так будет продолжаться, то:
23 слайд «Эти растения могут исчезнуть»
24 слайд «Этих животных мы можем не увидеть»
25 слайд «Этих птиц может не стать»
В нашей стране есть особенная книга, и называется она - Красная книга. В неё занесены растения и животные, которые находятся на грани исчезновения. И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они исчезнут, погибнут, и мы забудем, как выглядят они.
26 слайд «Красная книга»
Воспитатель: Почему книга имеет красный цвет, что он обозначает? (сигнал опасности)
Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы сохранить исчезновение?
(запретить охоту, охранять оставшихся животных в заповедниках, заботиться об их размножении)
(ребёнок)
О природе люди думать перестали.
И лесные жители обижаться стали.
На охоте люди птиц, зверей стреляют.
И деревья все подряд часто вырубают.
Реки засоряют, травы выжигают
И о жителях лесных ничего не знают.
Воспитатель: Ребята, а вы что знаете о жителях лесных? Что нельзя делать в лесу.
27 слайд «Этого не следует делать в лесу»
(ответы)
Воспитатель: Ребята, если мы не будем беречь природу, случится катастрофа. Люди вырубят все деревья, погибнут птицы и животные. Земля заполнится мусором, вода станет непригодна для питья. Не останется ни одного места, где можно было бы жить. Всё живое на земле погибнет.
Этого допустить нельзя!
28 слайд «Такая была Земля. Такой будет...»
Воспитатель: Ребята, а если вы с детства научитесь любить и беречь природу, то, не допустите ее загрязнения, а значит сохраните нашу планету Земля яркой, цветущей, красивой.
29 слайд «Такой красивой будет Земля»
- Красивой наша земля будет, потому, что на ней много разноцветных цветов. Угадайте каких?
Загадки
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь (Подснежник).
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек (Одуванчик).
У извилистой дорожки,
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек (Подсолнух).
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит (Колокольчик).
Красавица пахучая,
А хвост колючий (Роза).
Стоят в лугах сестрички,
Золотой у них глазок,
Белые реснички (Ромашка).
Физкультминутка "Станем мы деревьями"
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
Наше тело - прочный ствол.
Он чуть- чуть качается
И своей верхушкой
В небо упирается.
Наши руки - ветви
Крону образуют.
Вместе им не страшно,
Если ветры дуют.
Игра «Узнавай-ка»
(необходимо прочитать название птицы - наоборот).
Птицы
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крошки собирает ...
Догадайся скорей,
Кто же - это… (йеборов)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ... (ичарг)
Тук-тук-тук с утра весь день.
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
Тук-тук-тук, - в ответ нам ... (летяд)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее ... (акшукук)
(ребёнок)
Чтобы сияло ярко солнце,
И не померк наш день во мгле,
Немало сделать нам придется
Во имя жизни на Земле!
Все дело только в человеке,
Он может делать чудеса:
Спасти зверей, очистить реки,
Разбить сады, взрастить леса!
Воспитатель: Ребята берегите Землю, она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой Природы.
Итог:
Викторина «Знатоки природы»
- Какой праздник отмечают люди 22 апреля? ДЕНЬ ЗЕМЛИ
- Место, где берегут и охраняют редкие растения и животных. ЗАПОВЕДНИК
- Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения, нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ КНИГА
- Дерево с белой корой, символ России. БЕРЁЗА
- Красивое насекомое. БАБОЧКА
Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру. Если я буду поступать хорошо, то говорите «ДА», если плохо, то говорите «НЕТ».
«Если я приду в лесок»
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет).
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет).
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да).
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да).
- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет).
- Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет).
- Если мусор уберу, в землю закопаю? (да).
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да).
Воспитатель: давайте никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы.
Вывод: Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, взрослым или ребёнком.
Что мы можем сделать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой?
(Посадить дерево, собрать мусор, закрыть капающий кран и т д.)
А закончить наше занятие о родной планете Земля, хотелось бы словами писателя М.Пришвина: "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
30 слайд «Будем беречь природу!»
Т. Петухова Песня «Прекрасная планета»
31 слайд «Береги свою планету»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс.
Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс....
Конспект урока "Земля - кормилица"
Урок разработан на основе "Р/К"...
конспект занятия "Земля - наш общий дом"
Материал предназначен для проведения экологических праздников в школе....
План-конспект урока "Земля-кормилица"
На уроке применяются разнообразные формы работы. Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...
Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100
Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....
Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100
Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....
Конспект урока "Земля. Модель земли"
Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир. Тема – Земля. Модель Земли. Цель, задачи урока –Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Зем...