Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Опасные места"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Образовательные: создать условия для выявления опасных мест для человека; соблюдения правил безопасности при пользовании лифтом, при игре во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т. д.; обучения прогнозированию опасных ситуаций и их избеганию, приёмам работы с информационным текстом; способствовать формированию знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него.
Развивающие: способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе и в паре; развитию критичности мышления через чтение информационного текста, умения действовать решительно и четко в опасной ситуации.
Воспитательные: содействовать воспитанию ответственности учащихся за свою жизнь, умения внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.zip | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
«ОПАСНЫЕ МЕСТА»
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для выявления опасных мест для человека; соблюдения правил безопасности при пользовании лифтом, при игре во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т. д.; обучения прогнозированию опасных ситуаций и их избеганию, приёмам работы с информационным текстом; способствовать формированию знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него.
Развивающие: способствовать формированию коммуникативных навыков работы в группе и в паре; развитию критичности мышления через чтение информационного текста, умения действовать решительно и четко в опасной ситуации.
Воспитательные: содействовать воспитанию ответственности учащихся за свою жизнь, умения внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.
Оборудование: макеты дорожных знаков, карточки с названиями групп дорожных знаков: «Дорожные знаки», «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Указательные знаки», «Знаки сервиса»; картинки с изображениями балкона, подоконника, лифта, трансформаторной будки, пустыря, леса, ледяной горки, стройплощадки; карточки со словами: дорога, трансформаторная будка, пустырь, лес, лифт, подоконник, стройплощадка, гололед, сосульки; листочки для тестов; таблицы для заполнения.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Ну-ка проверь, дружок, Все ли правильно сидят?
Ты готов начать урок? Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: Пусть пойдет ребятам впрок
Ручка, книжка и тетрадка? Очень важный наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
– Вспомним, что проходили на прошлом уроке.
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим!
1. Человек, который ходит по улице пешком, а не едет. (Пешеход.)
2. Человек, который управляет машиной. (Водитель.)
3. Человек, находящийся в машине, кроме водителя. (Пассажир.)
4. Часть дороги для пешеходов. (Тротуар.)
5. Дорожка только для пешеходов. (Пешеходная дорожка.)
6. Часть дороги только для движения транспорта. (Проезжая часть дороги.)
7. Часть дороги для движения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина.)
8. Переход, на котором нарисованы белые широкие полоски. (Пешеходный переход или «зебра».)
9. Устройство, которое световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. (Светофор.)
10. Какие бывают светофоры? (Транспортные и пешеходные.)
На доске: дорожные знаки.
– Посмотрите, что изображено на доске? (Дорожные знаки.)
– Для чего служат дорожные знаки?
– Почему дорожные знаки в тёмное время суток освещаются? (Поверхность знаков покрывают светоотражающими красками.)
– Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые? Каково их назначение? (Чтобы не запутаться водителям и пешеходам в других странах. Они понятны без слов жителям всех стран. Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам безопасно двигаться по дорогам и улицам.)
– На какие группы делятся дорожные знаки? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.)
– Расскажите, о чём говорят знаки каждой группы. Распределите дорожные знаки по группам.
– Для чего важно знать правила дорожного движения и дорожные знаки?
Учащиеся делают вывод.
III. Сообщение темы и целей урока.
Демонстрируется картинка.
– Посмотрите на картинку.
– Что произойдет, если вдруг дорожные знаки поменять местами? (Опасная ситуация.)
– Какая ситуация возникнет на дороге? Произойдет авария.
Вывод: опасности нас ждут не только на дороге.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые опасные ситуации, не в тропическом лесу и не в пустыне, а в своём доме и вокруг него. Порой люди настолько убеждены в его неприступности и надежности, что считают свое жилище абсолютно безопасным. Но жизнь показывает – это не всегда так.
– Как вы думаете, о каких опасных местах пойдёт речь? (Ответы учащихся.)
– Мы совершим путешествие по опасным местам квартиры и двора. Посетив эти места, мы должны научиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и четко, а также отвечать за свою жизнь. Побывав в опасном месте и преодолев его, мы сделаем его безопасным.
– Основные положения этой формулы вывел из личного опыта известный путешественник Яцек Палкевич (зачитывает):
• Предвидеть опасность.
• По возможности избегать ее.
• При необходимости действовать – решительно и четко.
• Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
– С перекрестка мы возвращаемся в свой двор.
Физкультминутка
– Давайте поиграем в волейбол. (Имитация движений.)
– А теперь в футбол; попрыгаем на скакалке и в классики.
– Пройдемся по тонкому бревну, а в песочнице построим замок.
– Надуем шарики и пустим в небо. Увидели бумажного змея и помахали ему.
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа об опасных местах во дворе и на улице.
– Ребята, большую часть времени вы находитесь дома, за пределами школы и чаще всего сами решаете, как провести свободное время. Но часто можно слышать, что кто-то из ребят попал в опасную для жизни ситуацию. Различные неприятности могут произойти во дворе вашего дома и даже в вашей квартире. Для того чтобы не случилось несчастье, необходимо определить опасные места там, где вы чаще всего бываете, и выработать правила безопасного поведения.
– А какие опасные места могут быть во дворе и его окрестностях? (Трансформаторная будка, стройка, парк, лес, пустырь.)
– Расскажите, какие правила безопасности нужно соблюдать. (Нельзя играть на стройплощадке; трансформаторная будка может быть смертельно опасной; на пустыре, в лесу или парке нельзя ходить и играть одному.)
– Гулять во дворе – безопасно. Но не стоит и на детской площадке забывать о мерах безопасности, ведь и там можно попасть в беду. Какие же опасные ситуации могут возникнуть на детской площадке?
Как здрово залезть на крышу
И быть домов, деревьев выше,
Гулять по крыше, словно кошка,
Смотреть в чердачное окошко…
Но миг! – и можешь ты сорваться,
На высоте не удержаться…
Ходить по крыше вам опасно –
Так не рискуйте вы напрасно!
– Чем опасно гулять по крышам? Во дворе опасны лесенка, горка, качели – это места для развлечений, а не для баловства. Нарушил правила – упал, а это очень больно, можно даже сломать что-нибудь.
Опасное место – трансформаторная будка. Там высокое напряжение электрического тока. Нельзя подходить к ней, а тем более заглядывать в неё.
Если рядом есть парк, пустырь или лес, нельзя ходить в такие места. Это опасно тем, что тебя может похитить преступник или ты можешь заблудиться. Особенно не гуляй с наступлением темноты. Вечером можно гулять только со взрослыми.
– Незнакомые люди могут называть тебя по имени, обращаться к тебе от лица твоих мамы или папы, бабушки или дедушки с просьбой пойти куда-то. Тебе могут предложить конфету, поискать котёнка или щенка, покататься на машине. На любые просьбы ты должен отвечать отказом. Помни! Взрослые обращаются за помощью только ко взрослым, а не к детям!
Некоторые ребята любят играть на стройке в прятки. Но там бетонные плиты, глубокие ямы, кирпичи, трубы. Все эти предметы очень опасны. Любая неосторожность может привести к несчастью.
На стройке работают, а не играют.
Лишь глупые дети об этом не знают.
Хоть вам интересно играть в жмурки, прятки,
Там бегать и прыгать опасно, ребятки!
– Поиграв во дворе, мы возвращаемся домой. Угадайте: на чем? Отгадайте загадку:
• Без шофера, без колес, а домой меня привез? (Лифт.)
2. О правилах поведения в лифте.
Рассказ учителя.
– Чтобы не попасть в беду, нужно правильно вести себя в лифте. Лифт не любит детских шалостей. Нельзя прыгать и играть в кабине лифта; не надо ничего поджигать. Кабина может наполниться дымом, и тогда можно задохнуться.
Запрещено спускаться в шахту лифта и пробовать прокатиться на крыше кабины. Эта «игра» может закончиться трагически.
Нельзя входить в лифт с незнакомым человеком, даже если он будет тебя звать.
Если ты застрял в лифте, нужно нажать кнопку «Вызов» и сообщить диспетчеру об остановке. Не пытайтесь открыть лифт самостоятельно. Он может начать движение. Нельзя пользоваться лифтом во время пожара. При пожаре нужно спускаться только по лестнице.
– К сожалению, в лифте, тоже может случиться беда. Поэтому необходимо знать правила пользования лифтом. Табличка с правилами прикреплена к стене рядом с ним в каждом подъезде или в кабине лифта.
Работа с таблицей.
– Давайте все вместе заполним таблицу, что можно делать в лифте и чего нельзя. (Таблица у каждого ученика.)
Правила обращения с лифтом
Можно делать | Нельзя делать |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
7 | 7 |
Работа по учебнику (с. 21).
– Прочитаем правила безопасности при пользовании лифтом.
3. Рассказ с элементами беседы о балконе и окне.
– Что является самым опасным местом в квартире? Почему? (Карточки слов прикрепляются на доске.)
– Давайте рассмотрим картинки на доске (балкон, подоконник, лифт и др.).
– Ребята, расскажите, как нужно вести себя на балконе и около подоконника? (Ответы учащихся.)
– Из многих мест квартиры особо опасным может оказаться балкон. Нельзя сидеть на перилах, свешиваться через перила. Запрещено играть на балконе в подвижные игры, а также разжигать на балконе костёр. Огонь быстро распространяется в квартиры верхних этажей, и безопасность многих людей окажется под угрозой.
Окно и подоконник тоже опасное место. Если окно открыто, нельзя вставать, садиться или ложиться на подоконник. Не надо высовываться из окна, можно потерять равновесие и упасть. На закрытое окно не следует опираться. Стекло – хрупкий материал. Оно может треснуть и больно поранить.
– Вы пришли домой, а кто-то остался гулять. Безопасно ли гулять в одиночку с наступлением темноты?
Физкультминутка
Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
4. Беседа об опасных явлениях природы зимой.
– Ребята, отгадайте загадку:
• Его полным-полно зимой.
Так скользко – не дойдешь домой.
На речках и прудах встаёт
Прозрачный, хрупкий, чистый… (лёд).
– Опасное явление природы – гололёд. В холодное время года становится опасным всё, что покрыто льдом: горки, дороги, реки. Какие опасности угрожают детям зимой?
Нельзя ходить одному на реку.
Нельзя кататься на ногах с горки – можно упасть.
Ходить надо осторожно, по тротуару, посыпанному песком, наступая на всю подошву.
– Какую помощь мы можем оказать при гололеде? (Посыпать дорогу песком, оградить место под сосульками.)
– А как мы сможем обезопасить себя от падения? (Приклеить пластырь на подметки, выйти из дома пораньше, чтобы не торопиться.)
– Все ребята любят кататься зимой с горы. Но надо кататься только там, где нет дорог. Иначе санки могут вынести вас под колёса выехавшей машины. Также нельзя кататься с горы около рек. Лёд может оказаться непрочным, и вы рискуете провалиться в холодную воду. Да, кататься очень весело, но опасно!
– Отгадайте загадку:
• Белая морковка зимой растёт. (Сосулька).
– Сосульки тоже могут быть опасны. В каких ситуациях?
Сосульки образуются на выступающих участках фасада здания, на карнизах, отливах, козырьках балкона, краях крыши. При «благоприятном» стечении обстоятельств за одни сутки вес сосульки может увеличиться на несколько десятков килограммов. Вес некоторых из них может достигать 300 килограммов. Сосульки могут ломаться и падать вниз, повреждая все, что встречается им на пути. Падающие с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим, а иногда приводят и к летальным исходам. Особенную опасность представляет падение на голову человека, обычно такое явление может вызвать сильный ушиб или лёгкое сотрясение мозга. Под тяжестью сосулек могут обрываться электропровода, ломаться конструкции зданий и сооружений.
Причинами падения сосулек является повышение температуры и таяние льда, сильный ветер, большой вес сосульки с налипшим на нее снегом.
V. Закрепление изученного материала.
– Надо запомнить правило безопасности:
Выходя на улицу, приготовь заранее
Вежливость и сдержанность, а главное – внимание!
– Проверим ваши знания с помощью теста. Вам надо выбрать правильный ответ на данный вопрос.
1. Можно ли вставать на стул на балконе?
К) Можно. Я пробовал и не упал. М) Нет. Можно упасть.
2. Можно ли играть на стройке?
А) Не знаю, не пробовал. О) Нет. Это запрещено.
3. Чем может закончиться игра на стройплощадке?
Л) Можно получить травму. Б) Ничего страшного, даже интересно.
4. Чем опасно выглядывать в открытое окно?
О) Можно потерять равновесие и упасть. А) Ничем.
5. Можно ли играть на крыше?
Т) Да, там очень интересно. Д) Нет, это опасно.
6. Как достать воздушного змея с дерева?
В) Залезть на дерево, наступить на ветку и снять.
Ц) Позвать на помощь взрослых.
7. Что ты будешь делать, если тебе незнакомец предложит конфету?
А) Возьму её. Ы) Я откажусь и уйду.
– Какое слово получилось у вас? (МОЛОДЦЫ.)
– А сейчас подумайте и нарисуйте условные знаки к правилам безопасности, которые вы изучили на уроке.
Учащиеся рисуют знаки. Затем читают вопросы из раздела «Обсудим! (с. 23) и отвечают друг другу.
В конце урока – выставка нарисованных условных знаков.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Итак, какие же опасности могут вас подстерегать у себя дома, во дворе и в других местах?
– Правильно, ребята. Некоторые места в квартире и во дворе, на улице могут быть опасны: это балкон, окно, лифт, стройплощадка, пустырь, парк, лес, а зимой – места, покрытые льдом. Чтобы с вами не случилась беда – помните о безопасности всегда!
Вывод:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать!
– У вас на партах лежат звёздочки разного цвета. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
➢ Красная звёздочка: я работал хорошо, у меня всё получилось.
➢ Жёлтая звёздочка: я хорошо работал, но были трудности.
➢ Коричневая звёздочка: я мог бы работать лучше.
Домашнее задание: учебник, с. 20–24; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя!».
Тест
1. Что делать, если вы вызвали лифт, а в нём оказался незнакомый человек?
а) Нужно подождать другой свободный лифт.
б) Нужно самому зайти в лифт и попросить незнакомца выйти.
в) Нужно войти в лифт и познакомиться с ним.
2. Что делать, если вы возвращаетесь домой, а на лестничной площадке, где вы живёте, есть незнакомые люди?
а) Нужно спросить у этих людей, что они тут делают.
б) Быстро открыть дверь своей квартиры и зайти в неё.
в) Не подходить к дверям квартиры и не открывать их, пока эти люди не уйдут; можно позвонить родителям или соседям.
3. Что делать, если вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта?
а) Надо быстро войти в квартиру и посмотреть, что там происходит.
б) Надо позвать соседей, позвонить родителям и вызвать милицию.
в) Пойти гулять с друзьями, пока родители не вернутся домой.
4. Что делать, если ты один дома, а в дверь квартиры кто-то звонит?
а) Нужно спросить, кто там за дверью и что этим людям нужно, а потом открыть дверь.
б) Отойти подальше от двери и подождать. Если в дверь начинают ломиться, нужно вызвать милицию и позвонить родителям или соседям.
в) Спрятаться под кровать или в шкаф.
5. Какую грубую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
а) Открыла дверь незнакомцу.
б) Не предложила Волку чай.
в) Не спела Волку песню.
6. Если к тебе приближается собака без поводка и намордника, как ты поступишь?
а) Быстро побежишь.
б) Крикнешь: «Фас!»
в) Останешься стоять на месте и скомандуешь собаке: «Стоять!»
7. Продолжите фразу: «Если нас зовут купаться, в телевизоре сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твёрдо…».
а) Да. б) Нет. в) Подумаю.
8. Если ты увидел в транспорте оставленный кем-то пакет, что будешь делать?
а) Возьму себе. б) Подарю другу. в) Скажу контролёру или водителю.
Ответы: 1-а. 2-в. 3-б. 4-б. 5-а. 6-в. 7-б. 8-в.
Что нужно знать о гололеде и гололедице
Гололед – слой плотного льда на поверхности земли или на предметах, образовавшийся после замерзания капель дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности земли, близкой к 0 °С. Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается. Чаще всего при резком потеплении; когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью земли, возникает гололедица. Гололедица – слой льда на поверхности земли, образовавшийся после оттепели или дождя. В гололед замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало. Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу. При падении чаще страдают руки – лучевые кости от локтя до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье. Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому нередко способствует обувь на высоком каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. Необходимо помнить, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы. Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где дорожки посыпаны песком, где есть освещение. Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от земли.
Памятка. Как действовать во время гололеда (гололедицы):
1. Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).
2. Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться и, перекатившись, смягчить удар о землю. Особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта, района города о месте обрыва. При получении травмы обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи. Помните! Осторожность и осмотрительность – лучшая профилактика зимнего травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Опасные места"
Опасные места...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру на тему "По знаменитым местам мира" (УМК "ШКола России")
Цели деятельности учителя: знакомство со знаменитыми местами мира; формирование умения ориентироваться по карте; развитие познавательного интереса, кругозора.Планируемые результатыПредметные:- знать о...
Конспект урока по окружающему миру «Опасные места» 3 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Опасные места»Цели деятельности учителя: формирование знаний о опасных местах в квартире, жилых домах, во дворах; формировать представление о правильном безопасном поведе...
Конспект урока по окружающему миру «Заповедные места Курганской области» (УМК "Перспектива" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся понятие о заповедных местах родного края, формирование о растениях и животных охраняемых в заповедных местах Курганск...
Конспект урока по окружающему миру "По знаменитым местам мира" (УМК "Школа России") 3 класс
Цель: Познакомить с наиболее интересными достопримечательностями разных районов мира...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "По знаменитым местам мира"
Ознакомление с наиболее интересными достопримечательностями разных районов мира....