Конспект урока по окружающему миру "По знаменитым местам мира" (УМК "Школа России") 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Мещанкина Дарья Александровна

Цель: Познакомить с наиболее интересными достопримечательностями разных районов мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_tehnologicheskaya_karta.docx28.17 КБ
Файл konspekt.docx21.89 КБ
Файл viktorina.pptx150.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе (УМК «Школа России»)

Автор:

Мещанкина Д.А.

Тема:

«По знаменитым местам мира».

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Цель:

Познакомить с наиболее интересными достопримечательностями разных районов мира.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся ценить памятники истории и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Учебные задачи:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формировать чувство прекрасного на основе знакомства с мировой художественной культурой, развивать готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация.

№ п/п

Этап урока, его цели

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Цель:

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– Добрый день!

- Ребята, а куда бы вы хотели отправиться путешествовать?

- Давайте посмотрим на слайды и отгадаем название стран.

 Викторина «Угадай название страны»

— Отгадайте страну.

• Мельницы, тюльпаны, велосипеды — это символы... (Нидерландов).

• Спагетти, пицца, Венеция, Колизей — это ... (Италия).

• Сумо, дзюдо, карате, икебана — это ... (Япония).

• В какой стране изобрели велосипед, кинематограф, футбол? (В Англии.)

• В какой стране жил и работал Дж. Родари? (В Италии.)

• Самая «цветоводческая» страна мира. Ежегодно поставляет на мировой рынок 1 млрд роз. (Нидерланды.)

• Страна — родоначальница Олимпийских игр. (Греция.)

• «Страна-банкир». (Швейцария.)

• Какой стране принадлежит самый большой остров в мире — Гренландия? (Дании.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Угадывают страны.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

 Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация опорных знаний.

Цель:

Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.

- Посмотрите на слайд, что на нём изображено?

На слайде:

Статуя Свободы

Диснейленд

Эйфелева башня

Сиднейская опера

Тадж-Махал

Египетские пирамиды

- Что объединяет все эти названия?

-  Всё ли мы знаем об этих объектах? (Нет).

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

(Где находится Тадж – Махал? Какова высота Статуи Свободы? и т. д.)

- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами займёмся?

Проводит параллель с ранее изученным материалом и жизненным опытом обучающихся.

Используя жизненный опыт, рассказывают об объектах.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез объектов; выделение существенных признаков и их синтез.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёров высказывания

Познавательные:

Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

Формировать умение задавать вопросы, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

3

Выявление места и причины затруднения.

Цель: Выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения.

3

Постановка цели и учебной задачи.

Цель:

- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

- Согласовать цель и тему урока.

- Сформулируйте тему нашего урока.  (Знаменитые места мира).

- Какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться с объектами и узнать о них.)

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4

Реализация построенного проекта.

Цель:

Реализация построенного проекта в соответствии с планом; фиксирование нового знания в речи и знаках; организация устранения и фиксирование преодоления затруднения

- Ребята, сейчас мы отправимся с вами в путешествие по этим знаменитым местам. (слайд)

Тадж-Махал

Египетские пирамиды

Сиднейская опера

Озеро Байкал

Организует работу, обеспечивает текущий контроль за выполнением задания.

Выполняют задания, руководствуясь технологической картой.

Формулируют выводы наблюдений,

записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации; анализ объектов с выделением существенных признаков;

проводить классификацию по заданным критериям;

использовать модели и схемы для решения задач.

Личностные:

Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  мировой художественной культурой.

Регулятивные:

оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Цель: организация усвоения учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.

Выполнение заданий в рабочей тетради

 (с. 78).

Познавательные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

выстраивать речевое высказывание в устной форме.

 Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, контролировать действия партнёра.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

Фиксирование содержания урока, домашнего задания; организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

Домашнее задание

— Какие эмоции вы испытывали во время урока?

— Как вы думаете, почему тысячи людей отправляются в далекие путешествия в разные страны, хотя знаменитые места можно увидеть по телевизору или на фотографиях в книгах?

— Что из достопримечательностей вам хотелось бы увидеть?

— Что вам особенно запомнилось на уроке?

Итак, в разных странах есть достопримечательности, известные всему миру. Они входят в копилку культурного наследия человечества. Среди них Тадж-Махал в Индии, пирамида Хеопса в Египте, статуя Свободы в США, Сиднейская опера в Австралии, озеро Байкал в России.

1. Учебник: прочитать текст на с. 149—153, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 153.

2. Индивидуальные задания.

1) Приготовить сообщение о каком-либо замечательном месте на Земле.

2) Придумать и нарисовать какое-либо необычное здание или памятник, которые, на ваш взгляд, могли бы стать достопримечательностью. Приготовить защиту своего проекта.

Организует фиксирование содержания.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.

Даёт комментарий к домашнему заданию

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Обобщать на основе выделения существенной связи.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль.



Предварительный просмотр:

Конспект урока:

– Добрый день!

– Ребята, а куда бы вы хотели отправиться путешествовать?

– Давайте посмотрим на слайды и отгадаем название стран.

Викторина «Угадай страны» (слайды 1-19)

- Посмотрите на слайд, что на нём изображено? (слайд 20)

- Что объединяет все эти названия?

-  Всё ли мы знаем об этих объектах? (Нет).

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

(Где находится Тадж – Махал? Какова высота Статуи Свободы? и т. д.)

- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами займёмся?

- Сформулируйте тему нашего урока.  (Знаменитые места мира).

- Какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться с объектами и узнать о них.)

- Ребята, сейчас мы отправимся с вами в путешествие по этим знаменитым местам.

Тадж-Махал(слайд 21)

— Найдите Индию на политической карте.

- Какие города еще есть в Индии?

(слайд 22)

В 1612 г. принц Кхуррам встретил на базаре бедную девушку и, очарованный ее красотой, взял ее в жены. Позже жену принца стали звать Мумтаз Махал, что означало «украшение двора». Шах Джахан, так стали называть принца после восшествия на престол в 1628 г., никогда не расставался со своей любимой женой. Мумтаз Махал даже сопровождала мужа в военных походах. За 17 лет семейной жизни она родила ему 13 детей и умерла во время рождения 14-го ребенка. Восемь дней шах не выходил из комнаты, не ел и не пил. Когда он вышел, придворные увидели седого, сгорбленного старика.

На могиле своей жены шах решил воздвигнуть мавзолей, достойный любимой.

Строительство продолжалось 22 года. Более 20 тыс. человек строили Тадж-Махал. С трех сторон мавзолея расположен парк, в котором растут кипарисы — символ смерти — и плодовые деревья - символ жизни. Со стороны реки ничего не заслоняет величественной красоты.

Мавзолей очень красив. Он напоминает дворцы из восточных сказок. Стены его выложены полированным белым полупрозрачным мрамором и инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом и другими самоцветами. Эти камни привозили из разных стран, в том числе и из России (малахит). Мавзолей при ярком дневном свете выглядит белым, на заре — розовым, а в лунную ночь — серебристым.

После смерти шах Джахан был похоронен рядом с возлюбленной. На их надгробиях всегда лежат живые цветы — в память о великой и вечной любви.

Известный британский путешественник Эдвард Лир сказал: «Все люди в мире делятся на две группы — те, кто видел Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья».

Египетские пирамиды (слайд 23)

— Расскажите, кто был в Египте, какие достопримечательности вы видели.

Самые известные пирамиды находятся на окраине Каира в Гизе, три из которых до сих пор являются одними из крупнейших сооружений, когда-либо построенных человеком. Пирамида Хеопса является самой большой пирамидой в Египте и входит в число Семи чудес света.

- Давайте посмотрим на карте, какие моря омывают Египет?

(слайд 24)

«Все на свете боится времени, но время боится пирамид», — гласит восточная пословица о единственном из чудес света, дошедшем до наших дней. Это творение человеческого разума и умелых человеческих рук. Пирамиды, гробницы египетских царей — фараонов, — а их насчитывается сто, разбросаны по всей стране.

Самая большая пирамида — фараона Хеопса — построена около 4500 тыс. лет назад. Очень высокая и соседняя пирамида — Хефрена. Этому фараону показалась недостаточной гробница величиной с гору, и он поставил рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. Называется он сфинксом. Образ сфинкса, мудрого, как человек, и сильного, как лев, внушал суеверный ужас, и люди называли его «отцом трепета». Высота его 20 м, ширина 11 м, длина тела 57 м.

Для древнего египтянина фараон был богом, участие в строительстве гробницы было делом достойным и почетным. В конце июня тысячи египтян со всех уголков страны стекались к месту строительства. В каменоломнях вырубались и обтесывались каменные блоки. Когда блок был готов, его грузили в лодку и по Нилу переправляли через реку. Там одна из групп, обвязав блок веревками, за несколько дней перетаскивала его к подножию пирамиды, а потом по выстроенному из кирпичей пологому подъему затаскивала на верх пирамиды и укладывала на то место, которое указывали архитекторы. Каждый из таких кирпичей был вытесан из известняка и представлял собой куб со стороной больше метра. Всего два таких кирпича, поставленных один на другой, в обычной квартире едва уместятся между потолком и полом.

Это была тяжелая работа. И с каждым годом она становилась все тяжелее и сложнее — ведь пирамида росла, подъем, по которому блоки затаскивали наверх, становился все круче, а площадка, на которой укладывались блоки, — все меньше! Самая трудоемкая и опасная работа ожидала строителей в конце, когда пирамида была уже практически построена. На самом верху нужно было установить пирамидон — 9-метровую монолитную вершину пирамиды из серого, черного или красного гранита.

Интересные факты (слайд 25)

Статуя свободы (слайд 26)

Идея создания этого символа возникла у французского ученого, юриста Эдуарда Лефевра де Лабуле в конце 1860 г. Статуя задумывалась как подарок к столетнему юбилею принятия Декларации.

Статую сделали в Париже и официально передали послу. Она состоит из тонких листов меди, которые установлены на каркас.

Ее разобрали на детали и по морю перевезли в Нью-Йорк на борту французского фрегата «Изере». Место для статуи Свободы было выбрано в нью-йоркской гавани на острове Свободы. Здесь ее поставили внутри форта Вуд, построенного к войне 1812г., стены которого были выложены в форме звезды.

Высота статуи Свободы от земли до кончика факела 93 м.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Со смотровой площадки короны, на которую можно подняться по лестнице, открывается впечатляющий вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи.

Интересные факты (слайд 27)

• Настоящее название статуи — «Свобода, озаряющая мир».

• За ней закрепилось и нежное название «Леди Свобода».

• В самом начале статуя не была зеленой. Она позеленела вследствие атмосферных условий, основными из которых являются кислотные дожди.

• Считается, что корона с семью зубцами символизирует семь континентов или семь морей.

• Массивный стальной каркас был разработан Густавом Эйфелем, тем самым архитектором, который спроектировал парижскую Эйфелеву башню.

Сиднейская опера (слайд 28)

(Учитель показывает на карте Австралию.)

Это одно их известных зданий мира, крыша которого выполнена в виде парусов. Оно находится в гавани Сиднея на Беннелонг Пойнт. Это место получило название по имени австралийского аборигена, друга первого губернатора колонии белых переселенцев.

(слайд 29)

На создание проекта здания объявили конкурс, на который было прислано 223 работы. Трудность состояла в том, что надо было уместить два оперных театра на небольшом участке земли. Конкурс выиграл Йорн Уотсон, архитектор из Дании.

Планировалось, что строительство театра займет четыре года и будет стоить 7 млн. австралийских долларов, но опера строилась 14 лет и обошлась в 102 млн.

Сиднейский оперный театр был открыт в 1973 г. королевой Англии Елизаветой II. Первым представлением была опера С. Прокофьева «Война и мир».

Интересные факты (слайд 30)

• В помещении Оперного театра расположены концертный и оперный залы, драматический театр — всего 4 сцены, кинозал и два ресторана.

• Помещение способно вместить более 5000 человек.

• Интерьер здания выполнен из розового гранита, привезенного из Англии, дерева и фанеры.

• В Сиднейском оперном театре самый большой концертный занавес, сшитый во Франции. Орган, который находится в главном концертном зале, имеет 10 500 труб — это самый большой механический музыкальный инструмент в мире.

Озеро Байкал (слайд 31)

Богата достопримечательностями и наша страна. Одно из них — озеро Байкал.

Это самое глубокое в мире озеро. В некоторых местах глубина его достигает 1637 м. Если бы вы решили измерить эту глубину, вам бы понадобился шест длиной в три Останкинские телебашни. Байкал так велик и могуч, что местные рыбаки его называют морем. В старинной песне так и поется: «Славное море — священный Байкал!» Как и в настоящем море, здесь бывают и свирепые бури, и штормы. Как по настоящему морю, здесь ходят большие корабли с грузами и пассажирами.

По одной из версий, название «Байкал» значит «богатое озеро». Оно и впрямь богатое: в его водах много ценной рыбы, по берегам стоят дремучие леса, в глубине окружающих его гор — залежи полезных ископаемых. А вытекающая из Байкала Ангара вращает турбины электростанций.

Да и сама байкальская вода — великое богатство. Байкал — это самая большая в мире чаша с пресной, самой чистой и вкусной водой. Вода в Байкале такая прозрачная, что зачастую с лодки можно увидеть на тридцатиметровой глубине камни и песок.

Мы должны это чудо природы, богатое рыбой и вкусной холодной водой, сохранить таким навсегда.

Интересные факты (слайд 32)

• Возраст Байкала 20-25 тыс. лет. Это самое древнее озеро в мире.

• В древние времена около Байкала жили мамонты, шерстистые носороги.

• Байкал содержит 1/5 часть всех запасов пресной воды на Земле.

• Хотя Байкал — озеро, но высота волн в шторм достигает 4-5 м.

• Средняя температура воды летом холодная: в верхних слоях +8-10 °С.

• Вода прозрачная. На некоторых участках просматривается дно на глубине 30—40 м.

• В озеро впадают 336 рек, а вытекает одна — Ангара.

• Байкальский лед прозрачен, сквозь него проникают солнечные лучи.

• 27 видов рыб Байкала больше нигде не встречаются.

Физкультминутка

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 78)

— Какие эмоции вы испытывали во время урока, показать с помощью смайликов?

— Как вы думаете, почему тысячи людей отправляются в далекие путешествия в разные страны, хотя знаменитые места можно увидеть по телевизору или на фотографиях в книгах?

— Что из достопримечательностей вам хотелось бы увидеть?

— Что вам особенно запомнилось на уроке?

Итак, в разных странах есть достопримечательности, известные всему миру. Они входят в копилку культурного наследия человечества. Среди них Тадж-Махал в Индии, пирамида Хеопса в Египте, статуя Свободы в США, Сиднейская опера в Австралии, озеро Байкал в России.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 149—153, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 153.2. Индивидуальные задания.

1) Приготовить сообщение о каком-либо замечательном месте на Земле.

2) Придумать и нарисовать какое-либо необычное здание или памятник, которые, на ваш взгляд, могли бы стать достопримечательностью. Приготовить защиту своего проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По знаменитым местам мира

Слайд 2

Викторина «Угадай название страны» Мельницы, тюльпаны, велосипеды — это символы...

Слайд 3

Викторина «Угадай название страны» Мельницы, тюльпаны, велосипеды — это символы... (Нидерландов).

Слайд 4

Викторина «Угадай название страны» Спагетти, пицца, Венеция, Колизей — это ...

Слайд 5

Викторина «Угадай название страны» Спагетти, пицца, Венеция, Колизей — это ... (Италия).

Слайд 6

Викторина «Угадай название страны» Сумо, дзюдо, карате, икебана — это ...

Слайд 7

Викторина «Угадай название страны» Сумо, дзюдо, карате, икебана — это ... (Япония).

Слайд 8

Викторина «Угадай название страны» В какой стране изобрели велосипед, кинематограф, футбол?

Слайд 9

Викторина «Угадай название страны» В какой стране изобрели велосипед, кинематограф, футбол? (В Англии.)

Слайд 10

Викторина «Угадай название страны» В какой стране жил и работал Дж. Родари?

Слайд 11

Викторина «Угадай название страны» В какой стране жил и работал Дж. Родари? (В Италии.)

Слайд 12

Викторина «Угадай название страны» Самая «цветоводческая» страна мира. Ежегодно поставляет на мировой рынок 1 млрд роз.

Слайд 13

Викторина «Угадай название страны» Самая «цветоводческая» страна мира. Ежегодно поставляет на мировой рынок 1 млрд роз. (Нидерланды.)

Слайд 14

Викторина «Угадай название страны» Страна — родоначальница Олимпийских игр.

Слайд 15

Викторина «Угадай название страны» Страна — родоначальница Олимпийских игр. (Греция.)

Слайд 16

Викторина «Угадай название страны» «Страна-банкир».

Слайд 17

Викторина «Угадай название страны» «Страна-банкир». (Швейцария.)

Слайд 18

Викторина «Угадай название страны» Какой стране принадлежит самый большой остров в мире — Гренландия?

Слайд 19

Викторина «Угадай название страны» Какой стране принадлежит самый большой остров в мире — Гренландия? (Дании.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России (2-ой час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо России; города, к...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России. Фактологический диктант (3-ий час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо Росси...

Конспект урока по окружающему миру «Опасные места» 3 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Опасные места»Цели деятельности учителя: формирование знаний о опасных местах в квартире, жилых домах, во дворах; формировать представление о правильном безопасном поведе...