Технологическая карта урока "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок открытия новых знаний разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по программе "Школа России". Данный урок помимо основной образовательной цели позволяет ученикам развивать навыки исследовательской деятельности, открывать и осознавать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Органы чувств" | 46.87 КБ |
organy_chuvstv.pptx | 529.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 класс |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Урок-исследование |
Тема | Органы чувств |
Цель | Познакомить с органами чувств человека |
Основные термины, понятия | Орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания. |
Планируемый результат | |
Предметные умения: Учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья. | Личностные УУД: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье. Регулятивные УУД: развитие умений принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои учебные действия для решения учебно-познавательных задач; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников). Познавательные УУД: воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников, как способ получения информации; понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой; выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; представлять результаты учебной работы в разных формах. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию; принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Книгопечатная продукция: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс. Технические средства обучения: презентация. Оборудование: листы картона одинакового размера, но разных цветов; геометрический материал разной формы и величины; музыкальные игрушки, резиновый мяч; книги, журналы, репродукции картин, запись «Звуки леса»; ароматические вещества: духи, апельсин, кофе, стаканы с соленой, сладкой, кислой водой; дольки апельсина, яблока,; пуговица, рукавички, сок, корзина с накидкой. |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Формирование внутренней позиции школьника, умений соблюдать правила поведения на уроке. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Повторение ранее изученного материала. Поиск и выделение необходимой информации. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Развитие умений составлять план действий, формирование умений принимать и сохранять учебную задачу. |
5 | Реализация построенного проекта | Формирование умений работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями. Рассказывать об органах чувств по плану. |
6 | Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) | Строить логическое рассуждение, включающие причинно-следственные связи. Развитие памяти, мышления, внимания, речи. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Развитие интереса к способам решения учебной задачи. Развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Строить логическое рассуждение, включающие причинно-следственные связи. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивация к учебной деятельности | Метапредметные: регулятивные: формирование внутренней позиции школьника. | - Ребята, начнём наш урок со стихотворения: Как лететь с Земли до звезд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар,- Знает доктор наш Гаспар. _ Из какой сказки эта песенка? («Три толстяка».) - В повести-сказке Юрия Олеши «Три толстяка» доктор Гаспар Арнери изучил сто наук и прославился своими знаниями, что все пели про него эту песенку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. | |||
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Предметные: повторение ранее изученного материала; Метапредметные: регулятивные:преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с одноклассниками и учителем; познавательные:поиск и выделение необходимой информации; выполнение логических операций. Личностные: следование моральным нормам и этическим требованиям. |
- На месте пропусков вставьте нужные слова. …: головной и спинной мозг, нервы. (Нервная система.) Кровеносная система: …, кровеносные сосуды. (Сердце) Пищеварительная система - …, …, … . (Желудок, кишечник, печень) … : … (Дыхательная система, лёгкие.)
- Сколько наук нужно изучить, чтобы познать окружающий мир? (Очень много) - Какие это сто наук? (География, история, биология, анатомия, химия, физика, астрономия и многие другие) - Рассмотрите рисунок. Назовите предметы и науку, в которой они используются. (Телескоп – астрономия; колбы, пробирки – химия; глобус – география; скелет – анатомия) - Но это маленькая часть того, чтобы познать окружающий мир. Каждая наука изучает мир со своей стороны. Лишь только вместе они дают правильное представление о том, что нас окружает. Все науки может изучить только человек, с человека мы и начнем.
| Учащиеся отвечают на вопросы. | |||
- Сегодня мы продолжим изучать раздел «Мы и наше здоровье». Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем мини-исследования. Пять закрытых коробок с предметами Коробка 1. Не заглядывая в коробку, достать яблоко. (Апельсин, мяч, кубик, яблоко) - Какой орган позволил справиться с заданием? Коробка 2. Выбрать ручку синего цвета. (Набор из 6 ручек разного цвета) - Какой орган помогал? Задание 3. Определить по звуку предмет. (Будильник) - Какой орган помог выполнить задание? Коробка 4. В какой из упаковок сок апельсиновый? (Коробочки с соком - апельсин, персик, яблоко) – Как определили вкус сока? При помощи чего узнал? Коробка 5. В каком из мешочков кофе? (Мешочки: кофе, мята, чай) - При помощи чего узнал? Опиши ощущения. | Каждая группа получает коробочку с предметами. На ощупь выбирают круглый предмет. - Руки. Кожа. - Глаза. - Слушали. Нам помогли уши. - Пробовали. Пили. - При помощи языка. - По запаху. Нам помог нос. По мере угадывания детьми органов, на доске появляется их запись и изображение: глаз, ухо, нос, язык, кожа. | |||||
Выявление места и причины затруднения | Метапредметные: коммуникативные: умение выражать свои мысли; познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу. | - Какую роль играют эти органы в познании окружающего мира? - Назовите синонимы к слову распознавать. Какое общее название можно дать этим органам? На доске изображение человечка, но без лица. - Очень странный человечек. Что же в нем странного? – А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они вовсе? -А что из перечисленного для человека самое главное? Вы сегодня на уроке постарайтесь найти ответ на этот вопрос. –Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? –Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Человек) | - Помогают распознавать предметы по различным признакам. Узнавать, различать чувствовать… - Не знаем. (Кто-то догадывается: органы чувств). Органы чувств. -У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Он не может есть. И т.д. -Это люди, которые что-то изучают. Это ученые, которые что-нибудь рассматривают в микроскопы, а потом диссертации пишут. | |||
Построение проекта выхода из затруднения | Метапредметные: регулятивные: составлять план действий; коммуникативные: развитие умения формулировать свои мысли; | - На какие вопросы хотели бы получить ответ? | План: 1)познакомимся с органами чувств; 2)узнаем для чего нужны; 3)научимся беречь. | |||
Реализация построенного проекта | Предметные: знакомство с органами чувств; Метапредметные: регулятивные: развитие умений принимать и сохранять учебную задачу; работать по плану; коммуникативные: умение работать группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества; познавательные: формирование умений работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы. | - А сейчас поработаем в группах. (5 групп) По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека. I группа – глаза. II группа – уши. III группа – нос. IV группа – язык. V группа – кожа. Работа по алгоритму:
Повторение правил работы в группах. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. Одному ученику было дано домашнее задание – подготовить зрительную гимнастику. Она проводится после выступления I группы: | Хорошо читающий ученик работает с дополнительным материалом. I группа – «Как мы видим» II группа – «Как мы слышим» III группа – «Нос – орган обоняния» IV группа - «Язык – орган вкуса» V группа – «Мозг и органы чувств» Ученики называют правила. Учащиеся распределяют работу, готовятся. Защита работы групп. (Ученики других групп слушают, дополняют. Учитель при необходимости дополняет высказывания.) | |||
1. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз. Повторите 10 раз.
3. «Смотрим в окно». Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. 4. «Рисуем картинку». Закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. | Ученики выполняют гимнастику. | |||||
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) | Предметные: повторение правил гигиены органов чувств; Метапредметные: регулятивные: самоконтроль, самооценка; коммуникативные: умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; познавательные: строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи. Личностные: применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья. | Выполнение в рабочей тетради задания №3. Физкультминутка. - Немного отдохнем и посмотрим, как хорошо у вас развит слух. | Коллективно выполняют задание. (Дети выполняют танцевальные движения под музыку). | |||
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | Предметные: закрепление знаний об органах чувств; Метапредметные: регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности; познавательные: формирование умений находить информацию в учебнике; Личностные: оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. | Выполнение в рабочей тетради задания №2. | ||||
Включение в систему знаний и повторение | Предметные: закрепление знаний об органах чувств; Метапредметные: коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; познавательные: развитие умения строить логические рассуждения. Личностные: развитие личной ответственности. | Задание для работы в группах. (Каждая группа получает задание на карточках)
4. Когда придем в столовую, какие органы чувств нам помогут определить, что мы будем кушать? 5. Объясните. «Не только глаз видит, не только ухо слышит, не только нос ощущает, а еще мозг …» ? | - Создателям духов, вин, химикам, работающим с газами. - Поварам, селекционерам, выводящим новые сорта фруктов, ягод, овощей. - Музыкантам, охотникам, пограничникам. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Предметные: повторение изученного об органах чувств; Метапредметные: коммуникативные: развитие умения слушать собеседников; познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение. Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье. | Закончите предложения: «Я узнал…» «Я понял…» «На уроке я работал…» - Какой орган самый главный? - Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган? Почему? Урок хочу закончить словами мудрецов: Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава? Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам. | Ученики составляют высказывания. | |||
Домашнее задание | Задание по выбору: 1).учебник- с.126-129 читать, ответить на вопросы. 2). Cоставить кроссворд на тему: «Органы чувств – наши верные помощники» | Записывают домашнее задание. |
Лист оценивания Ф.И._________________________ Дата:________________________
Проверяемые умения | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
Определение предметов с помощью органов чувств. | |||
Изучение нового материала. Защита. | |||
Обобщение знаний об органах чувств (задание №2 в рабочей тетради). | |||
Моя работа в группе. |
Оценка командира группы: ____________________ Итоговая оценка:________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение зрения различать цвета предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны. Зрение помогает
Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Значение зрения
А знаете ли вы, что… ежедневно человек моргает примерно 11 500 раз; на каждом веке насчитывается по 80 ресниц; каждая ресница «живет» примерно 100 дней.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Правила Читай и списывай только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
Не читай лёжа. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. Правила
Гимнастика для глаз
Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка, обратись к врачу. Береги уши
Надо закаляться, беречь организм от простуды. Следить, чтобы нос не был заложен. Не засовывать в нос посторонние предметы. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей. Как сохранить обоняние?
Тест: « Органы чувств » Сколько органов ты знаешь? а) 7 б) 6 в) 5
Соедини линиями органы и их названия Глаза орган осязания Уши орган вкуса Нос орган зрения Кожа орган обоняния Язык орган слуха Тест: « Органы чувств »
В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека? а) сутулый, неуклюжий, высокий; б) горбатый, бледный, хилый, низкий; в) стройный, сильный, ловкий, крепкий. Тест: « Органы чувств »
Выводы: Органы чувств – наши верные помощники. Они показывают нам разные признаки и свойства предметов. Они помогают нам узнать, что происходит в окружающем мире.
Домашнее задание (по выбору ): Составить кроссворд на тему: «Органы чувств». Найти информацию об органах чувств у животных («Это интересно»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.
Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...
Технологическая карта урока "Органы чувств"
Урок направлен на знакомство детей с органами чувств и их значением для человека....
Технологическая карта урока "Наши помощники - органы чувств"
Технологическая карта урока окружающего мира, 1 класс "Школа 2100"...
Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".
· Упорядочить опыт учащихся.· Сформировать понятие «органы чувств».· Показ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Технологическая карта урока "Органы чувств. 3 класс Программа Гармония...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Органы чувств" 3 класс "Перспектива".
"Органы чувств"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Чувство Родины" (4 класс)
План-конспект урока ОРСКСЭ (4 класс)...