Открытый урок по окружающему миру " Надёжная защита организма" 3 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Паштыкова Юлия Фёдоровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

             МОУ « Ярополецкая СОШ»

    Открытый урок по окружающему миру.

Класс: 3

Учитель: Паштыкова Юлия Фёдоровна

Тема урока: «Надёжная защита организма»

Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями, выполнить практическую работу по теме «Исследуем кожу», познакомить с правилами гигиены и первой помощью при повреждениях кожи.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: технические средства обучения: телевизор, компьютер; учебно-лабораторное оборудование: лупа, стёкла, посуда с водой, губка; информационно-коммуникативные средства: мультфильм «Лечение Василия», учебные пособия: толковый словарь, учебник, рабочая тетрадь, карточки, картинки с изображением героев учебника: «Попугай Илья», «Собака Рыжик», «Мудрая Черепаха»; картинка с изображением человека.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать свойства кожи; знать свойства гигиены и ухода за кожей; знать меры по оказанию первой помощи при различных повреждениях кожи.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия,

Метапредметные:понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; выполнять практическую работу;

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению. Работать в парах, контролировать свои действия.

                              Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтоб окружающий мир познавать,

Нужно серьёзно всё изучать.

- Займите рабочее место, примите правильную посадку.

Психологический настрой

-Я улыбнулась вам, вы улыбнетесь, друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей.

-Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжим изучать наш с вами организм. На прошлом уроке мы говорили о том, как человек  воспринимает окружающий мир. Вы познакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.

- А теперь ответьте на мои вопросы:

- С помощью чего человек воспринимает окружающий мир?

-Сколько органов чувств у человека? (5)

-Назовите орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания.(Дети называют органы)

- Как нужно, относится ко всем органам? (Бережно)

-Ребята, если вы будете  пользоваться, теми правилами, о которых мы говорили на прошлом уроке, то ваши органы и ваш организм в целом будет здоровым!

3.Постановка учебной задачи

-Сегодня мы будем более подробно изучать один из органов чувств. Предположите, о чём будет идти речь на уроке?

Отгадайте загадку.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это…(кожа)

- Да, речь пойдёт о коже.На уроке мы будем говорить о коже как органе человеческого тела.

-С прошлого урока вы узнали, что кожа орган осязания. Но она выполняет в организме и другую работу. Главная «забота» кожи – защита внутренних частей тела. Наш давний друг Попугай Илья, узнав о теме урока, очень удивился: «Разве кожа человека может бытьнадёжной защитой организма? Посмотрите на мои плотные перья, на густую шерсть Рыжика, на твёрдый панцирь Черепахи. Вот надёжная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить?»

- Что вы думаете об этом? Прав ли наш друг? Выскажите свои предположения.

-Как вы думатее может ли кожа защитить наш организм, а если да, то от чего? (Дети высказывают свои предположения)

4. Новая тема

- На уроке нам предстоит разрешить эту проблему  и доказать нашему другу, что кожа является органом защиты.Чтобы разобраться в наших предположениях мы будем  исследователями. Нам помогут на уроке  толковый словарь русского языка, учебник, рабочаятетрадь,оборудование,  которое у вас лежит на парте.

-Откройте рабочую тетрадь на стр.75. Найдите задание №2. Прочитайте.

-Что будем выполнять? (практическую работу)

- Что будет объектом нашего исследования. (Кожа)

-Прочитайте цель  работы. ( Узнать о свойствах кожи)

-Оборудование (лупа, стекло).

-После проведённых нами исследований, вы заполните таблицу.

Будьте внимательны и наблюдательны!

-Прежде, чем приступить к практической работе обратимся к толковому словарю, выясним значение слова – кожа.

1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного.

2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).

-Человек в коже – все равно, что апельсин в кожуре. Но наша кожа другая, она куда лучше любой кожуры.Кожа равномерно покрывает всё тело человека. Кожа является самым большим органом человеческого тела. Если взмесить на весах кожу взрослого человека, то её вес составит более 4 кг.

5.Практическая работа. Исследование кожи.

Исследование №1

- Рассмотрите кожу, какого она цвета? (бледно-розового).

-Ребята, а вы знаете какого цвета бывает кожа у человека?

Она бывает чёрной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

А если вдруг замёрзнуть,

То станет сразу синей.

-Вот, какого цвета бывает кожа у людей.

-Потрогайте, потяните. Что вы можете сказать о коже? Какая она? (жёсткая или мягкая, дряблаяилиупругая, тонкаяили толстая, мы видим сосуды, значит она тонкая, легко растягивается, не рвётся-прочная).

 Сделаем вывод по данному исследованию: Кожа достаточна, прочна, чтобы защитить наш организм от повреждений и вредных воздействий окружающей среды

Исследование №2.

 Проведите пальцем по лбу, затем палец приложите к стеклу. Что осталось на стекле? (Жирное пятно)

-Как вы это объясните? (Это пятно жира, которое выделяет кожа)

-Дети, встаньте. Выполните 10 приседаний.Проведите по шеи и лбу. Что заметили? (Пот)

-Сделайте вывод (Кожа выделяет пот)

- Предположите, для чего кожа выделяет жир и пот?

-  За сведениями обратимся в учебник стр.130

 -Для чего кожа выделяет жир? (это делает кожу мягкой и упругой)

-Для чего кожа выделяет пот? (легче переносить жару и выделяются вредные вещества)

Исследование №3.

Рассмотрите кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайтесь увидеть маленькие отверствия - поры.

- Как вы, думаете, для чего они нужны? (кожа через них дышит).

-Через них в организм поступает воздух.

-Через поры кожа выделяет жир и пот. На руке мы видим маленькие волоски это тоже часть кожи. Волоски защищают кожу от одежды. Если их не было бы, то одежда стирала бы жир,  выделяемой кожей и кожа бы пересыхала.

Исследование №4

- Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Почему так происходит? В коже  находятся кровеносные сосуды, которые  контролируют расход тепла.  Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются  наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.

-Сделаем вывод по данному исследованию, от чего защищает кожа наш организм?

Вывод: Кожа защищает наш организм от жары и холода.

Исследование № 5

Возьми  губку отпусти в воду,  и мы видим, что она впитала в себя воду.

Я могу её отжать. А кожу я могу отжать?

Пот выходит через поры и смешивается с кожным салом, образуя защитную плёнку. Это делает кожу человека водонепроницаемой.  - ещё односвойство кожи.

Исследования наши закончились, перейдём  к работе в тетрадях.

Работа в рабочей тетради

- Пользуясь своими наблюдениями, выводами которые мы делали  в ходе исследований – заполните таблицу. Сравните свои наблюденияи выводы с данными утверждениями. Если вы согласны, обведите ответ «ДА», если не согласны, обведите ответ «НЕТ».

- Давайте, проверим.

-Ребята, вы всё сделали правильно!

ФИЗКУЛЬТПАУЗА.

Отдохнём с тобой дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо.

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядим тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

-Ребята, подумайте, хорошо или плохо, когда на коже скапливаются жир и пот?

- Плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной.  Вот где раздолье для бактерий, среди, которых немало болезнетворных, а чтобы эти бактерии не попали  глубоко в организм, не принесли бы вред внутренним органам. Скажите, что будет защитой для внутренних органов?

Сделаем вывод: Кожа защищает от болезнотворных бактерий.

- Ребята, подумайте и ответьте на такой вопрос – нужен ли уход за кожей? (Ответы детей)

-Если не следить за кожей. Не мыть её. Не принимать ванну и не ходить в баню, то возникнут кожные заболевания. Представьте себе, чтона 1см2 скапливается до 40.000 вредных микробов. Вот они то и являются причиной кожных заболеваний.

-Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Лечение Василия». А после просмотра вы мне расскажете, какой главный совет дал доктор Василию.

Просмотр мультфильма «Лечение Василия»

-Какой совет дал доктор Василию?

-Да, главное при уходе за кожей- мытьё.

-Кожа у человека должна быть чистой.

6. Уход за кожей

-Как нужно ухаживать за кожей? (Нашу кожу нужно мыть с мылом и мочалкой. Учёные доказали, что при мытье  с кожи удаляется до 1,5 млр. микробов лицо, шею, уши мыть 2 раза в день утром и перед сном, руки мой с мылом несколько раз в день перед едой. Не забывай вытирать их своим полотенцем. Если плохо вытирать, кожа становится обветренной: пересыхает и шелушится и даже трескается. Смажь её кремом, лучше всего детским.)

-Рассмотрите фотографию на стр.131. Назовите какими средствами ухода за кожей вы пользуетесь? (Ответы детей)

-Для чего нужен бинт и лейкопластырь? (Ответы детей)

7. Первая помощь при незначительных повреждениях кожи

-К сожалению, наша кожа не настолько крепкая, как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

-Работаем в группах. Каждая группа прочитает об одном из видов повреждения кожи. Потом постарайтесь, рассказать и показать, как, вы будете оказывать первую медицинскую помощь себе или товарищу.

1. Ранка (Вика и Сергей)

2. Ушиб (Оля и Марат)

3.  Ожог (Сергей и Виталий)

4. Обморожение (Сергей и Кирилл)

- Проверка. Дети рассказывают и демонстрируют оказание первой медицинской помощи.

8.Итог. Большую работу мы с вами провели на уроке. А теперь вспомните начало урока.Что мы ответим нашему другу, является ли кожа защитой нашего организма. От чего кожа защищает наш организм?

Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?

Как нужно ухаживать за кожей?

Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий.  Не забываем о том, что за кожей нужен постоянный уход, чтобы не заболеть.

9.Домашнее задание: Стр.130-133 читать, выполнить задания

10.Рефлексия:(приём незаконченные предложения)

Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Урок дал мне для жизни…

Понравился ли вам урок? Кому было спокойно, комфортно на уроке? С каким настроением уходите с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о  режиме питания.Рассказать о значении питания  для человека.Дать понятие полезная ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа

Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....

Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»

Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...