Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkpytyy_upok_po_okpuzhayushchemu_mipu_v_3.doc | 83.5 КБ |
potrebiteli.doc | 168 КБ |
proizvoditeli.doc | 540.5 КБ |
razrushiteli.doc | 53 КБ |
terminy.doc | 226.5 КБ |
informatsiya_v_gruppy.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
Цели:
Образовательные:
- Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
- Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
- Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
- Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
- Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к знаниям;
- Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.
Оборудование:
- А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100");
- А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");
- мультимедийная установка;
- видеофильм «Озеро Байкал»
- демонстрационные карточки (структура экосистемы),
- иллюстрации с изображением обитателей озера,
- раздаточный материал,
- выставка книг,
- доклады учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент. Настрой на урок.
– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? Интересным наш урок получится при совместной работе.
- Актуализация знаний
Прочитайте слова на доске.
Для какого определения они являются опорными?
(Это опорные слова для определения экосистемы)
Что такое экосистема?
(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:
«В глубоком котловане лежит зеркало»
«Стекло голубое, рама зеленая» (озеро)
- Значит, что будет темой нашего урока? (озеро)
- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня об озере? (Узнаем о его обитателях, о круговороте веществ. Кто и как живёт в озере.)
- Вы ответили правильно, посмотрим, кто здесь обитает, как живёт озеро. Я предлагаю вам творческую тему нашего урока «Озеро и его обитатели, или история загадочного превращения» А что же это за загадочное превращение?
- Что вы знаете об озере?
Продолжите фразу: «Я знаю…»
- Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.
- Озёра бывают пресные и солёные.
- Самое большое пресное озеро – Байкал, самое большое озеро в мире – Каспийское озеро - море.
- Озёра бывают сточные и бессточные.
Продолжите фразу: «Я хочу узнать…»
- Какие организмы живут в озере?
- Какова их роль?
- Можно ли считать озеро экосистемой?
- Почему озеро превращается в болото?
Посмотрите на фотографии. Это одно и то же место, только с разницей в несколько десятков лет. Чем отличаются эти фотографии? Как изменилось это место?
-Как такое могло произойти? (На второй озеро превратилось в болото, заросло травой.)
-Мы должны ответить сегодня и на этот вопрос и узнать, почему же так произошло, по какой причине? Это наша вторая задача.
- Открытие нового знания, работа в группах.
- Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно диалог между ними.
- Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?)
Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Так что же может произойти с озером, если разрушители не будут справляться со своей работой? Рано или поздно озеро превратится в болото.
учебник стр. 47. Рассмотрим рисунок.
- Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные.
На дне растут более крупные растения: элодея, хара.
Вблизи берегов видны кувшинки: белые - лилии и желтые - кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу.
Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки.
Чтобы ответить на 1 вопрос, мы поработаем в группах.
- Сейчас внимательно послушаем представителей каждой группы, а затем проверим, как вы запомнили обитателей озера. Итак, нужно рассказать о представителе, найти его место в озере. При этом прикрепляем картинку представителя той или иной группы , к тому месту, где обитает этот представитель (на доске магнитный плакат с изображением озера).
Задание для 1 группы: рассказать о производителях в озере и их роли.
К производителям озера относятся зеленые растения: элодея, кувшинка, рогоз и водоросли.
РОГОЗ
В высоту достигает 2 метров, образует обширные заросли по берегам водоемов, очень быстро разрастается. Стебли и листья используют как строительный материал, для плетения корзин; корневища, богатые крахмалом - пища для животных.
ЭЛОДЕЯ
Её называют “водяной чумой” за способность к быстрому размножению.
Всё растение погружено в воду. Цветёт очень редко, растёт везде, особенно ее много в стоячих водоёмах и в водоемах со слабым течением. Очень эффективно обогащает воду кислородом.
ВОДОРОСЛИ
Иногда летом видно зеленую гладь пруда. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она цветет. Если попробовать зачерпнуть ладонью цветущую воду, то окажется, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок. Во время цветения водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада. Она хорошо различима только под микроскопом. В водоемах также часто встречаются колонии водорослей, такие как вольвокс. Они похожи на ёлочные шарики. Водоросли поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Это источник питания некоторых потребителей озера.
КУВШИНКА
У кувшинки толстое корневище, которое лежит на дне, а крупные листья плавают на воде. Цветки белые, имеют приятный аромат. Цветок чем-то напоминает пышную белую розу. Цветки кувшинки всплывают на поверхность и раскрываются рано утром. К вечеру снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведёт себя иначе – цветки либо не показываются, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду.
Задание для 2 группы: рассказать о потребителях в озере и их роли.
Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: карась, плотва, линь, пескарь. Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: щука, окунь и др.
КАРАСЬ
Обыкновенный карась живет в заболоченных, заросших водоемах. Любит заилиные места. На зиму обыкновенные караси закапываются в ил (до глубины 70 см) и выживают даже тогда, когда в холодные зимы мелкие стоячие водоемы промерзают до самого дна. Такую стойкость караси проявляют и при летних засухах, когда озера и болота полностью пересыхают. Из-за этого часто обыкновенный карась является единственным представителем водоемов. Он питается растительными и животными организмами.
ЛЯГУШКА ОЗЁРНАЯ
Озерная лягушка всю жизнь проводит в воде или неподалеку от нее.
Дважды в сутки они совершают перемещение на сушу и обратно. Во время пребывания лягушек на берегу желудки их наполнены максимально. Прибрежные заросли оказываются для них главным местом охоты. В воде животные спокойно лежат на поверхности или лениво передвигаются. Питаются насекомыми. Может нападать на мелких птиц, сидящих у воды. Встречаются в желудках озерной лягушки и ужата, и головастики, и лягушата, в том числе и свои собственные.
ЩУКА
Отличаются большой головой с сильно вытянутым и сплющенным рылом. Самые крупные зубы расположены на нижней челюсти. Пища щуки разнообразна в зависимости от обстоятельств. Обычно она потребляет наиболее многочисленных рыб. В озерах ими будут плотва, окунь. Маленькие щуки, длиной в палец, глотают преимущественно водяных блох, которыми кишат озера. Весной щука охотно поедает лягушек. Крупные щуки способны напасть на плавающую утку, и их называют в таком случае «утятницами».
Известны случаи, когда щука утаскивала в глубину реки мышей, крыс, куликов.
ОКУНЬ
одна из самых распространенных рыб. Водится в речках, реках, озерах, в больших прудах - всюду, где достаточно свежая вода.
В молодости в его рационе главным образом личинки насекомых, черви, мелкие рачки, икра рыб. Взрослые питаются рыбой преимущественно, хотя не дают спуску и другим подводным животным: поедают все, что движется и съедобно, - червей, линяющих раков, моллюсков и т. д.
Задание для 3 группы: рассказать о разрушителях в озере и их роли;
- Какая же «профессия» у рака, беззубки, бактерий? (Разрушители) О них расскажут ребята из 3 группы.
На дне водоемов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров.
МИКРООРГАНИЗМЫ (микробы)
мельчайшие организмы, видимые только в микроскоп, например, бактерии. Играют большую роль в круговороте веществ в природе.
РАКИ
Тело ракообразных покрыто твёрдым хитином. Он служит животным в качестве наружного скелета и защищает их, но препятствует росту. Поэтому время от времени раки линяют. В этот период они быстро растут. Многие виды после линьки оказываются совершенно беспомощными и вынуждены укрываться от врагов в каких-нибудь убежищах. Они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очищение водоемов.
Беззубка
Моллюск. Тело животного заключено в двустворчатую раковину. Обе створки одинаковы, покрыты снаружи гладкой коричневой кожицей, изнутри слоем перламутра. Замочный край (место соединения обеих створок) без зубов. Отсюда название – беззубка. Она распространена по всему земному шару в пресных, стоячих или медленно текущих водах; ползает по илистому дну и зарывается в ил. Пищу ее составляют мельчайшие организмы или разлагающиеся органические вещества, которые приносятся пассивно к ротовому отверстию током воды.
Какая чудесная картина у нас получилась!
Так является ли озеро экосистемой? (Да)
Мы ответили на первый вопрос.
Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.
Физкультминутка.
Работа в тетради.
стр. 47 учебник, стр. 23 №1 в тетради
- Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. (Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).
- Обитатели озера соединены зелеными стрелками. Что они обозначают? (Цепи питания. Передачу органического вещества). Запишем ответ в рабочей тетради.
- От бактерий к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает? (Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). Запишем ответ в рабочей тетради.
Вывод: Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.
Постановка проблемы.
- Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)
- Перечитаем диалог Лены и Миши на странице 46. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).
- Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).
- Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).
- В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).
- Прочитаем вывод на странице 46 и сравним его с нашим выводом.
- Что сильнее боится загрязнения: озеро или река? Почему? (стр. 49 – учебник, вопрос №6)
- Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.
IV. Первичное закрепление.
- Почему живая природа в экосистеме разделена на три профессии? (Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой).
стр. 23 №2 в тетради
Дополнительные задания
- Надо определить профессии живых организмов. Назовите: I группа - производителей, II группа - потребителей, Ш группа - разрушителей.
- С какой профессии всегда начинается цепочка питания? (Производители)
водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии
- А теперь каждая группа составит цепочку питания. У вас на столах лежат карточки.
- Проверим. Какие цепи питания у вас получились?
Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль
- Вы хорошо справились с этим заданием.
- Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме).
V. Итог урока.
- Какую экосистему изучали на уроке?
- Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера?
- Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)
- Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.
Давайте посмотрим внимательно на вопрос 6 стр.49
Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!
Есть озеро красивое
У нас в родном селе,
Но летом там опасно
Купаться детворе.
Там летом гуси плавают,
Коровы воду пьют,
Приезжие туристы
Пустую тару бьют.
На озере вдоль берега,
Всё тиной заросло,
С горы потоки мусора
И грязи принесло.
Захочется днём жарким
По озеру проплыть,
А там дизентерия,
Холера может быть.
Там трубы, батареи,
Колёса могут быть…
Но надо это озеро
Нам как-то сохранить!
Давайте будем чистить
От грязи берега,
И уберём весь мусор
На свалки навсегда.
Не будем на озёрах
Заводы возводить,
Травить зверей и рыбу,
Птиц местных не губить.
Ведь наша мать- природа
Не сможет нам простить
Жестоких тех ошибок,
Что ей мешают жить.
VI. Рефлексия.
- С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух? Подвести итог урока, хочу, задав вам вопрос, понятно ли о каком загадочном превращении шла речь в начале урока.
VII. Домашнее задание.
- Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 49.
- Составить памятку об охране озер.
Предварительный просмотр:
№ 3 потребители
Расскажите о потребителях в озере
Карась
Лягушка
Щука
Окунь
Предварительный просмотр:
№ 3
Расскажите о производителях в озере
Элодея
Кувшинка
Рогоз
Водоросли
Предварительный просмотр:
№ 3 разрушители
Расскажите о разрушителях в озере
Микроорганизмы (бактерии, микробы)
Рак
Беззубка
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАРАСЬ
Обыкновенный карась живет в заболоченных, заросших водоемах. Любит заилиные места. На зиму обыкновенные караси закапываются в ил (до глубины 70 см) и выживают даже тогда, когда в холодные зимы мелкие стоячие водоемы промерзают до самого дна. Такую стойкость караси проявляют и при летних засухах, когда озера и болота полностью пересыхают. Из-за этого часто обыкновенный карась является единственным представителем водоемов. Он питается растительными и животными организмами.
ЛЯГУШКА ОЗЁРНАЯ
Озерная лягушка всю жизнь проводит в воде или неподалеку от нее.
Дважды в сутки они совершают перемещение на сушу и обратно. Во время пребывания лягушек на берегу желудки их наполнены максимально. Прибрежные заросли оказываются для них главным местом охоты. В воде животные спокойно лежат на поверхности или лениво передвигаются. Питаются насекомыми. Может нападать на мелких птиц, сидящих у воды. Встречаются в желудках озерной лягушки и ужата, и головастики, и лягушата, в том числе и свои собственные.
РОГОЗ
В высоту достигает 2 метров, образует обширные заросли по берегам водоемов, очень быстро разрастается. Стебли и листья используют как строительный материал, для плетения корзин; корневища, богатые крахмалом - пища для животных.
ЩУКА
Отличаются большой головой с сильно вытянутым и сплющенным рылом. Самые крупные зубы расположены на нижней челюсти. Пища щуки разнообразна в зависимости от обстоятельств. Обычно она потребляет наиболее многочисленных рыб. В озерах ими будут плотва, окунь. Маленькие щуки, длиной в палец, глотают преимущественно водяных блох, которыми кишат озера. Весной щука охотно поедает лягушек. Крупные щуки способны напасть на плавающую утку, и их называют в таком случае «утятницами».
Известны случаи, когда щука утаскивала в глубину реки мышей, крыс, куликов.
МИКРООРГАНИЗМЫ (микробы)
мельчайшие организмы, видимые только в микроскоп, например, бактерии. Играют большую роль в круговороте веществ в природе.
ЭЛОДЕЯ
Её называют “водяной чумой” за способность к быстрому размножению.
Всё растение погружено в воду. Цветёт очень редко, растёт везде, особенно ее много в стоячих водоёмах и в водоемах со слабым течением. Очень эффективно обогащает воду кислородом.
РАКИ
Тело ракообразных покрыто твёрдым хитином. Он служит животным в качестве наружного скелета и защищает их, но препятствует росту. Поэтому время от времени раки линяют. В этот период они быстро растут. Многие виды после линьки оказываются совершенно беспомощными и вынуждены укрываться от врагов в каких-нибудь убежищах. Они используют в пищу огромные массы погибших водных животных, обеспечивая таким образом очищение водоемов.
ОКУНЬ
одна из самых распространенных рыб. Водится в речках, реках, озерах, в больших прудах - всюду, где достаточно свежая вода.
В молодости в его рационе главным образом личинки насекомых, черви, мелкие рачки, икра рыб. Взрослые питаются рыбой преимущественно, хотя не дают спуску и другим подводным животным: поедают все, что движется и съедобно, - червей, линяющих раков, моллюсков и т. д.
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ВОДОРОСЛИ
Особенность одноклеточных водорослей определяется тем, что их организм состоит из одной клетки.
Иногда летом видно зеленую гладь пруда. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она цветет. Если попробовать зачерпнуть ладонью цветущую воду, то окажется, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок. Во время цветения водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада. Она хорошо различима только под микроскопом.
В водоемах также часто встречаются колонии водорослей, такие как вольвокс. Они похожи на ёлочные шарики.
Водоросли поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Это источник питания некоторых потребителей озера.
КУВШИНКА
У кувшинки толстое корневище, которое лежит на дне, а крупные листья плавают на воде. Цветки белые, имеют приятный аромат. Цветок чем-то напоминает пышную белую розу. Цветки кувшинки всплывают на поверхность и раскрываются рано утром. К вечеру снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведёт себя иначе – цветки либо не показываются, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду.
Беззубка
Моллюск. Тело животного заключено в двустворчатую раковину. Обе створки одинаковы, покрыты снаружи гладкой коричневой кожицей, изнутри слоем перламутра. Замочный край (место соединения обеих створок) без зубов. Отсюда название – беззубка. Она распространена по всему земному шару в пресных, стоячих или медленно текущих водах; ползает по илистому дну и зарывается в ил. Пищу ее составляют мельчайшие организмы или разлагающиеся органические вещества, которые приносятся пассивно к ротовому отверстию током воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе
Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о режиме питания.Рассказать о значении питания для человека.Дать понятие полезная ...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа
Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....
Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"
Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...