Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.docx | 66.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2016 №500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета "Окружающий мир"
для 3 класса
учителя Бондаренко Татьяны Владимировны
на 2016-2017 учебный год
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование
примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградовой (Программа к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования с использованием учебника Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» в 2 частях, 3 класс, Рабочей тетради «Окружающий мир» в 2 частях.
На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе в инвариантной части Учебного плана МБОУ «НШ №24» отводится 2 часов в неделю (68 часов в год).
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
- Содержание учебного предмета
Земля — наш общий дом (7часов)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю (4часа)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (27часов)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников
Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (11часов)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12часов)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Как трудились в старину (7 часов)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Курс «Окружающий мир» - это интегрированный предмет и изучается совместно с курсом «Мы – дети природы» (региональный компонент),
на который отводится 34 ч. Главная цель курса «Мы – дети природы» - воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.
Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты Мансийского автономного округа. Получая знания о территориальных разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края»,»География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Интегрированный курс краеведения «Мы — дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности,
патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Главная цель курса – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
- дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Задачи курса краеведения «Мы – дети природы» определяют его содержание и структуру.
Так, содержание курса в 3 классе составляют темы: «Природа югорского края», «Подземная кладовая Югры»», «Земля и люди югорского края», «Художники югорского края».
Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МЫ – ДЕТИ ПРИРОДЫ»
ПРИРОДА ЮГОРСКОГО КРАЯ
Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники, их отличительные признаки.
Ягоды нашего края.
Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; их приспособленность к условиям жизни Севера.
Нуждающиеся в охране растения родного края: зверобой пятнистый, кувшинка чисто-белая, пион Марьин корень и др.
Виды животных Югры, требующие особого внимания за сохранением популяции в природе: барсук, кабан, рысь, северный олень, черно-бурая обыкновенная лисица и др.
Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».
Практическая работа: нахождение на контуре карты нашего края заповедника «Малая Сосьва», практическое занятие по охране природы: подкормка птиц в разные времена года.
Экскурсия: в краеведческий музей для ознакомления с экспозициями различных видов растений и животных нашего края.
ПОДЗЕМНАЯ КЛАДОВАЯ ЮГРЫ
Многообразие полезных ископаемых родного края.
Мансийская легенда о происхождении нефти.
Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.
Использование песка и глины.
Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото и др.
Практическая работа: размещение полезных ископаемых на карте ХМАО.
Экскурсия: в краеведческий музей для ознакомления с полезными ископаемыми родного края.
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ ЮГОРСКОГО КРАЯ
Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.
Герб твоего города, его описание, форма; цвета, используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе?
Музей родного города. Ценность музеев для потомков, ценность исторических находок, бережное их сохранение.
Праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день; День оленевода, День рыбака и др.
Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- содержание основных понятий;
- биологическое разнотравье Югорского края;
- культуру народов, населяющих родной край.
Учащиеся должны понимать:
- взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в социальной среде края.
Учащиеся должны уметь:
- использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей в социальной среде;
- сохранять благоприятную социоприродную среду;
- улучшать социоприродную среду.
На изучение курса отводится 1 час в неделю.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Главное здесь – научить детей избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно.
Программа учитывает психологические и физиологические особенности учащихся, поэтому в начальной школе изучаются в основном правила дорожного движения, правила поведения на воде, безопасности в помещении и окружающей среде, а также основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | Дата проведения | Тема урока
| Основные виды учебной деятельности, оборудование | |
По плану | Фактически | |||
1 | Введение. Учебник с. 3-5 Р/т с.3 №1,2 | Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения. | ||
2 | Где и когда ты живёшь. МДП. Многообразие природы Учебник с. 8-10 Р/т с.3 №3 Урок вхождения в новую тему | Обсудить проблему существования человека в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени». Инфоурок 3 класс «Особенности планеты Земля» | ||
3 | Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. Учебник с. 11-15 Р/т с.4-5 | Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. Презентация | ||
4 | Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. МДП. Приспособленность животных к условиям Севера Учебник с. 16-17 Р/т с. 6-7 | Характеризовать Солнечную систему Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли. Презентация | ||
5 | Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника. Учебник: с. 18-22 Р/т с. 8 | Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Презентация | ||
6 | Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. МДП. Приспособленность животных к условиям Севера Учебник с. 23-26 Р/т с. 9-11 | Характеризовать условия жизни на Земле. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать и называть источники воды на Земле. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал». Презентация | ||
7 | Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение. Учебник с. 27-32 Р/т с. 12 Комбинированный урок. | Характеризовать условия жизни на Земле. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Записывать характеристики погоды в таблице, используя условные обозначения. Презентация | ||
8 | Изображение Земли. МДП. Растения нашего края, мхи, папоротники, лишайники, водоросли Учебник с. 34-36 Р/т с. 13-14 | Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели Земли (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. | ||
9 | План и карта. Практическая работа: работа с картой Учебник с. 37-44 Р/т с. 15-21 | Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего шк. участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты. Презентация | ||
10 | Бактерии. МДП. Земное тепло Югры (п/иск-ые) Учебник с. 46-48 Р/т с. 22 . | Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Читать и обсуждать текст. Делать вывод. | ||
11 | Грибы. Учебник с. 48-53 Р/т с. 23 | Рассказывать строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Презентация | ||
12 | Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия МДП. Мансийская легенда о происхождении нефти Учебник с. 54-58 Р/т с. 24-26 | Характеризовать значение растений для жизни; различать растения разных видов, описывать их. Работать в группах: составлять «паспорт» растения. Презентация | ||
13 | Разнообразие растений на Земле. Учебник с. 58-67 Р/т с. 27-28 | Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Презентация | ||
14 | Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с гербарием. Опыт «Содержание воды в листе». МДП. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва» Учебник с. 68-78 Р/т с. 29-30 | Строить схему «Части растения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения. Презентация Цифровой микроскоп | ||
15 | Размножение растений. Учебник с. 78-81 Р/т с. 31 | Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. | ||
16 | Распространение плодов и семян. МДП. Использование песка и глины Р/т с. 32-33 | Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян». Презентация Цифровой микроскоп | ||
17 | Проверь себя | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. | ||
18 | Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. МДП. Многообразие п/иск-ых на карте ХМАО Учебник с. 82-83 Р/т с. 34-36 | Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. Презентация | ||
19 | Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова. Учебник с. 84-87 | Приводить примеры культурных растений составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли». | ||
20 | Красная книга России. МДП. Драгоценные полезные ископаемые Учебник с. 88-94 | Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). Презентация | ||
21 | Животные – часть природы. Роль животных в природе. Р/т с.37 Учебник с. 95-97 | Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Работать с текстом учебника. Презентация | ||
22 | Животное – живой организм. Р/т с. 38 Учебник с. 98-99 | Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Презентация | ||
23 | Животное – живой организм. МДП. Разнообразие животных края Учебник с. 100-106 Р/т с. 39 | Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного. Презентация | ||
24 | Животное – живой организм. Р/т с. 40-41 Учебник с. 107-109 | Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» Презентация | ||
25 | Поведение животных. МДП. Растительноядные насекомоядные животные р/т с. 42 | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных. | ||
26 | Беспозвоночные животные. Учебник с. 110-116 | Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. Презентация | ||
27 | Позвоночные животные. МДП. Хищные животные Учебник с. 117-123 Р/т с. 43 | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение. Характеризовать особенности рыб и земноводных. | ||
28 | Позвоночные животные. Р/т с. 44 Учебник с. 124-133 | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. Презентация | ||
29 | Позвоночные животные. МДП. Ягоды нашего края Учебник с. 134-138 Р/т с. 45 | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Характеризовать их. Презентация | ||
30 | Природное сообщество. Р/т с. 46 Учебник с. 139-144 | Приводить примеры цепи питания. Составлять рассказ о животных. Выполнять парную работу «Пищевые цепи». Инфоурок 35 «Что такое природное сообщество» 3 класс | ||
31 | Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. МДП. Югорская Земля в глубине веков Учебник с. 145-146 Комбинированный | Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. | ||
32 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | Выполнять задания проверочной разноуровневой работы по изученным в первом полугодии темам. | ||
33 | Заповедники. Учебник с. 147-153 | Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. Инфоурок «44. Заповедники и национальные парки» 4 класс | ||
34 | Древняя Русь. Восточнославянские племена. Учебник с. 6-11 Р/т с. 3 | «Как мы узнаём о прошлом». Слушать рассказ о восточнославянских племенах. «Читать» историческую карту. Объяснять слова «потомки», «род», «княжества». Различать племена и государства. | ||
35 | Древнерусское государство. Великие князья в Древней РусиР/т с. 4 Учебник с. 12-17 | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. Инфоурок 27 «Первые русские князья» 3 класс | ||
36 | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси. МДП. Происхождение названия города, в котором ты живёшь Учебник с. 17-21 Р/т с. 5-6 | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. Презентация | ||
37 | Как Москва стала столицей. Иван Грозный. МДП. Современные Археологические памятники Юг.края Учебник с. 22-25 Р/т с. 7 | Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея». Инфоурок 39. «Возвышение Москвы» 3 класс | ||
38 | Пётр I Великий – император России. Р/т с. 7 Учебник с. 26-32 | Слушать рассказ учителя «Пётр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Инфоурок 20. «Петр I. Выход к морю» 4 класс | ||
39 | Екатерина II Великая. МДП. Современные Археологические памятники Юг.края Учебник с. 32-34 Р/т с. 8 | Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Презентация | ||
40 | Император Николай II. Учебник с. 34-36 Р/т с. 8 | Слушать рассказ учителя о Николае II. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве». | ||
41 | Советская Россия. МДП. Герб твоего города Учебник с. 37-38, Р/т с. 9 | Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. Инфоурок 38. «Образование СССР» 4 класс | ||
42 | Из истории имён. Учебник с. 40-45 Р/т с. 9-10 | Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. | ||
43 | Как выглядели наши предки. МДП. Флаг твоего города Р/т с. 10 Учебник с. 46-48 | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую | ||
44 | Как в старину трудились наши предки. Учебник с. 49-50 Р/т с. 11 | Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Инфоурок 24. «Как жили наши далекие предки» 3 класс | ||
45 | Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки. МДП. Гимн твоего города Учебник с. 50-55 Р/т с. 12 | Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. | ||
46 | Какие предметы окружали русских людей. Учебник с. 56-61 Р/т с. 13 | Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Инфоурок 30. «Древнерусская культура» 3 класс | ||
47 | Экскурсия в музей русского быта: Какие предметы окружали русских людей. МДП. История в названиях улиц твоего города Учебник с. 62-76 Р/т с. 14-15 | Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. | ||
48 | Русская трапеза. Учебник с. 77-83 Р/т с. 16 | Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка». | ||
49 | Во что верили наши предки. МДП. История в названиях улиц твоего города Учебник с. 84-89 Р/т с. 16-17 | Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Слушать рассказ учителя «Народные праздники». | ||
50 | Комплексная проверочная работа МДП. История в названиях улиц твоего города | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. | ||
51 | Принятие христианства на Руси. Учебник с. 90-96 Р/т с. 17-18 | Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. | ||
52 | Принятие христианства на Руси. Учебник с. 90-96 Р/т с. 17-18 | Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. Инфоурок 28. «Принятие Русью христианства» 3 класс | ||
53 | Что создавалось трудом крестьянина. Учебник с. 98-105 Р/т с. 18-19 | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Презентация | ||
54 | Труд крепостных крестьян. МДП. История в названиях площадей твоего города Учебник с. 106-108 Р/т с. 19-20 | Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Презентация | ||
55 | Что такое ремесло. Учебник с. 109-112 Р/т с. 20-21 | Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России. Презентация | ||
56 | Игрушечных дел мастера. МДП. Музеи твоего города Учебник с. 113-115 Р/т с. 21 | Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника. Презентация | ||
57 | Маленькие мастера. Учебник с. 116-117 | Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Презентация | ||
58 | О гончарном ремесле. МДП. Музеи твоего города Учебник с. 117-118 | Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя Организовать выставку гончарных изделий. Презентация | ||
59 | О труде ткачей. Учебник с. 119-121 | Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. Презентация | ||
60 | Русские оружейники. МДП. Ценность музеев для потомков Учебник с. 121-125 | Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Работать в группах. Презентация | ||
61 | Первые российские мануфактуры. Учебник с. 126-128 | Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя Организовать выставку гончарных изделий. Презентация | ||
62 | Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры. МДП. Ценность исторических находок, бережное их хранение Р/т с. 22-23 Учебник с. 126-128 | Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. Презентация | ||
63 | Железные дороги в России. Р/т с. 24-25 Учебник с. 128-130 | Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Работать в группах. Презентация | ||
64 | Первые пароходы и пароходство в России. МДП. Ценность исторических находок, бережное их хранение Учебник с. 131-135 Р/т с. 25 | Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Презентация | ||
65 | Автомобилестроение в России. Учебник с. 135-138 Р/т с. 26 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». Презентация | ||
66 | Самолётостроение в России. МДП. Художники и писатели о Югре Учебник с. 139-143 Р/т с. 26 | Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию. Презентация | ||
67 | Время космических полётов. Учебник с. 144-148 Р/т с. 27 | Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника. Презентация | ||
68 | Проверочная работа МДП. Что я узнал о крае за год Р/т с. 27-31 | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. |
- Учебно-методическое обеспечение
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия
Учебники:
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Часть 1. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013(Начальная школа XXI века).
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Часть 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013(Начальная школа XXI века).
Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2014г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.
Рабочие тетради для учащихся:
1.Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Виноградова, Н. Ф - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века).
2.Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Виноградова, Н. Ф - М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXI века).
Рабочие тетради соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Методические пособия для учителя:
1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012
2. Окружающий мир. 3 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2011.
3.Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.
Электронные образовательные ресурсы:
Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках:
- Окружающий мир.3 класс. Издательский центр "Вентана-Граф", 2014 (содержит интерактивные задания к каждой теме и дополнительные материалы)
- Окружающий мир.3 класс.Наглядно-иллюстративная основа к курсу. 2011год (2 тематических презентации)
- Окружающий мир.1-4 классы.Интерактивные карты для нач школы. Контрольные и тренажёрные задания
- Окружающий мир.3 класс. Интерактивные контрольные, тренировочные работы. Издательство "Планета", 2014
- Инфоурок info@infourok.ru 3-4 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС и рассматривает: планируемые результаты по математике, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, мате...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы ....
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века""
Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ УМК "Начальная школа XXI века...