Рабочая программа по курсу "Окружающий мир. 3 класс"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Дубакова Наталья Александровна

Рабочая  программа по окружающему  миру (человек, природа и общество) для  3 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Плешакова А.А., М., «Просвещение»  и соответствует ФГОС НОО  по окружающему миру.

УМК: Плешаков, А. А. Окружающий  мир. 3 класс : учебник: в 2 ч.– М. : Просвещение, 2016. Программа  рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3klass.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по окружающему  миру (человек, природа и общество) для  3 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Плешакова А.А., М., «Просвещение»  и соответствует ФГОС НОО  по окружающему миру. 

УМК: Плешаков, А. А. Окружающий  мир. 3 класс : учебник: в 2 ч.– М. : Просвещение, 2016. Программа  рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.

Цели и задачи учебного курса:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование следующих навыков:

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- интереса к изучению учебного предмета

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск и выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной) для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.;

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе, признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Обучающийся научится:

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека
  • классифицировать объекты природы
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей
  • различать тела, вещества, частицы
  • описывать изученные вещества
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы
  • моделировать круговорот воды в природе
  • классифицировать растения и животных
  • обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней
  • вырабатывать правильную осанку
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
  • различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям
  • понимать, что такое экологическая безопасность
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами стран
  • понимать, как ведется хозяйство семьи
  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов
  • находить на карте страны – соседи России и их столицы
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран

Обучающийся получит возможность научиться

  • самостоятельно оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма  человека для сохранения и укрепления своего здоровья
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила
  • пользоваться атласом – определителем для распознавания природных объектов
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны; предвидеть скрытую опасность и избегать её
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе
  • соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры
  • самостоятельно использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника)

Содержание учебного курса

Как устроен мир?(7 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (21 час)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье(10 часов) 
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
             
Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика? (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (10 часов)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир 3 класс (68 часов)

Тема урока

Дата

Как устроен мир (7 часов)

1

Природа. Значение природы для людей.

2

Человек

3

Общество

4

Мир глазами эколога

5

Природа в опасности. Охрана природы

6

Обобщение по разделу «Как устроен  мир»

7

Проверочная работа по разделу «Как устроен мир»

Эта удивительная природа (21 час)

8

Тела, вещества, частицы

9

Разнообразие веществ

10

Воздух и его охрана

11

Вода

12

Превращения и круговорот воды. Вода-путешественница

13

Берегите воду!

14

Как разрушаются камни

15

Что такое почва?

16

Разнообразие растений

17

Солнце, растения и мы с вами.

18

Размножение и развитие растений

19

Охрана растений

20

Разнообразие животных

21

Кто что ест?

22

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

23

Размножение и развитие животных

24

Охрана животных

25

В царстве грибов

26

Великий круговорот жизни

27

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

28

Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа»

Мы и наше здоровье (10 часов)

29

Организм человека

30

Органы чувств

31

Надежная защита организма

32

Опора тела и движение

33

Наше питание. Пищеварительная система

34

Дыхание и кровообращение

35

Умей предупреждать болезнь

36

Здоровый образ жизни

37

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

38

Проверочная работа  «Мы и наше здоровье»

Наша безопасность (8 часов)

39

Огонь, вода, газ.

40

Чтобы путь был счастливым

41

Дорожные знаки

42

Опасные места

43

О молниях, змеях, собаках и прочем.

44

Экологическая безопасность.

45

Обобщение по теме «Наша безопасность»

46

Проверочная работа по разделу «Наша безопасность»

Чему учит экономика (12 часов)

47

Для чего нужна экономика

48

Три кита экономики

49

Полезные ископаемые

50

Растениеводство

51

Животноводство

52

Какая бывает промышленность

53

Что такое деньги?

54

Государственный бюджет

55

Семейный бюджет

56

Экономика и экология

57

Обобщение по теме «Чему учит экономика»

58

Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика»

Путешествие по городам и странам (10 часов)

59

Золотое кольцо России

60

Наши ближайшие соседи

61

На севере Европы

62

Что такое Бенилюкс?

63

В центре Европы

64

Путешествие по Франции и Великобритании

65

На юге Европы

66

По знаменитым местам мира

67

Итоговая проверочная работа за курс 3 класса

68

Что мы узнали и чему научились за год? Обобщающий урок-игра КВН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....