Рабочая программа по курсу "Окружающий мир. 3 класс"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа и общество) для 3 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Плешакова А.А., М., «Просвещение» и соответствует ФГОС НОО по окружающему миру.
УМК: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учебник: в 2 ч.– М. : Просвещение, 2016. Программа рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3klass.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа и общество) для 3 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Плешакова А.А., М., «Просвещение» и соответствует ФГОС НОО по окружающему миру.
УМК: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учебник: в 2 ч.– М. : Просвещение, 2016. Программа рассчитана на 68 рабочих часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.
Цели и задачи учебного курса:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование следующих навыков:
1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- интереса к изучению учебного предмета
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно осуществлять поиск и выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной) для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе, признавать свои ошибки, озвучивать их;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся научится:
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека
- классифицировать объекты природы
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей
- различать тела, вещества, частицы
- описывать изученные вещества
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы
- моделировать круговорот воды в природе
- классифицировать растения и животных
- обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней
- вырабатывать правильную осанку
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
- различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям
- понимать, что такое экологическая безопасность
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами стран
- понимать, как ведется хозяйство семьи
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов
- находить на карте страны – соседи России и их столицы
- приводить примеры достопримечательностей разных стран
Обучающийся получит возможность научиться
- самостоятельно оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила
- пользоваться атласом – определителем для распознавания природных объектов
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны; предвидеть скрытую опасность и избегать её
- соблюдать правила безопасного поведения в природе
- соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни
- раскрывать роль экономики в нашей жизни
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры
- самостоятельно использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника)
Содержание учебного курса
Как устроен мир?(7 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (21 час)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье(10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика? (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (10 часов)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир 3 класс (68 часов)
№ | Тема урока | Дата | |
Как устроен мир (7 часов) | |||
1 | Природа. Значение природы для людей. | ||
2 | Человек | ||
3 | Общество | ||
4 | Мир глазами эколога | ||
5 | Природа в опасности. Охрана природы | ||
6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир» | ||
7 | Проверочная работа по разделу «Как устроен мир» | ||
Эта удивительная природа (21 час) | |||
8 | Тела, вещества, частицы | ||
9 | Разнообразие веществ | ||
10 | Воздух и его охрана | ||
11 | Вода | ||
12 | Превращения и круговорот воды. Вода-путешественница | ||
13 | Берегите воду! | ||
14 | Как разрушаются камни | ||
15 | Что такое почва? | ||
16 | Разнообразие растений | ||
17 | Солнце, растения и мы с вами. | ||
18 | Размножение и развитие растений | ||
19 | Охрана растений | ||
20 | Разнообразие животных | ||
21 | Кто что ест? | ||
22 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | ||
23 | Размножение и развитие животных | ||
24 | Охрана животных | ||
25 | В царстве грибов | ||
26 | Великий круговорот жизни | ||
27 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» | ||
28 | Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа» | ||
Мы и наше здоровье (10 часов) | |||
29 | Организм человека | ||
30 | Органы чувств | ||
31 | Надежная защита организма | ||
32 | Опора тела и движение | ||
33 | Наше питание. Пищеварительная система | ||
34 | Дыхание и кровообращение | ||
35 | Умей предупреждать болезнь | ||
36 | Здоровый образ жизни | ||
37 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» | ||
38 | Проверочная работа «Мы и наше здоровье» | ||
Наша безопасность (8 часов) | |||
39 | Огонь, вода, газ. | ||
40 | Чтобы путь был счастливым | ||
41 | Дорожные знаки | ||
42 | Опасные места | ||
43 | О молниях, змеях, собаках и прочем. | ||
44 | Экологическая безопасность. | ||
45 | Обобщение по теме «Наша безопасность» | ||
46 | Проверочная работа по разделу «Наша безопасность» | ||
Чему учит экономика (12 часов) | |||
47 | Для чего нужна экономика | ||
48 | Три кита экономики | ||
49 | Полезные ископаемые | ||
50 | Растениеводство | ||
51 | Животноводство | ||
52 | Какая бывает промышленность | ||
53 | Что такое деньги? | ||
54 | Государственный бюджет | ||
55 | Семейный бюджет | ||
56 | Экономика и экология | ||
57 | Обобщение по теме «Чему учит экономика» | ||
58 | Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика» | ||
Путешествие по городам и странам (10 часов) | |||
59 | Золотое кольцо России | ||
60 | Наши ближайшие соседи | ||
61 | На севере Европы | ||
62 | Что такое Бенилюкс? | ||
63 | В центре Европы | ||
64 | Путешествие по Франции и Великобритании | ||
65 | На юге Европы | ||
66 | По знаменитым местам мира | ||
67 | Итоговая проверочная работа за курс 3 класса | ||
68 | Что мы узнали и чему научились за год? Обобщающий урок-игра КВН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....