Окружающий мир. Вода и ее свойства
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир. Представлена технологическая карта для урока усвоения новых знаний. Рассмотриевает особенности построение учебного мтериала для детей учащихся во втором классе общеобразовательной школы. Подробно рассмотрены все дидиктические задачи, и каким способом их добиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vetchanova_t.v._tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение «Кемеровский областной центр образования»
«Центр дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области»
Вода и ее свойства
(технологическая карта урока Окружающий мир во 2-м классе)
Исполнитель:
Методист Ветчанова Татьяна Викторовна,
Кемерово 2019
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 2 |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Тема урока | Вода и ее свойства |
Цель урока | Ознакомление со свойствами воды, применение полученных знаний на практике. |
Оборудование | Окружающий мир: 2 класс - учебник; Лабораторное оборудование: соль, сахар, лимон, речной песок, цветные полоски, фломастеры, цветные карандаши, индикаторы (зеленый, желтый, красный). |
Планируемый результат | |
Предметные умения - определять последовательность действий при лабораторной работе; - производить наблюдения различного характера; - составлять обоснованные, логически завершенные выводы по проделанной работе. | Личностные УУД: - умение слушать педагога; - слушать других, проявлять уважение к мнению группы; - проявлять интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД: - формировать и формулировать учебную задачу; - искать пути решения поставленной задачи; - оценивать результаты своей деятельности и деятельности работы в группе; - планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; - формулировать групповые и личные выводы. Познавательные УУД: - анализировать полученную информацию; - уметь производить последовательные исследовательские действия; - умение обобщать. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью; - аргументировать свою точку зрения; - сотрудничать в паре, группе. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Эмоциональный настрой | Создать благоприятную атмосферу на уроке для организации исследовательской работы учеников |
Выявление исследовательского опыта учащихся | Вспомнить и перечислить изученные методы исследовательской работы, выявить перспективнее направления деятельности на предстоящий урок. |
Изучение нового материала урока | Учатся выявлять новые элементы знаний (лично для каждого учащегося, знания могут быть не равномерными) из прослушанного материала. |
Выявление первичного восприятия новой информации | Выявить впечатление от прослушанного, определить какая именно информация является ключевой для дальнейшей работы. |
Организация лабораторной работы | Включить учащихся в активный познавательный процесс, ознакомить с лабораторным оборудованием, выявить последовательность действий при выполнении данной работы. |
Выполнение лабораторной работы | Составить схематический план работы в тетради, выполнить задания и фиксировать результат в рабочей тетради. |
Итог урока. Обобщение | Обсуждение полученных результатов. Выводы о проделанной работе. |
Технология изучения
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат (УУД) |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. 2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока 3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия. 4. Физминутка 5. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. 6. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. 7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. 8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | -А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? - Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. - Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки: Без рук, без ног На гору ползет. Кто сильнее всех на свете? Что в руках не удержать? Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? -Молодцы! (Вывесить табличку на доску «ВОДА») - Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель. - Сделайте отметку в листе самооценке. - Как вы думаете, много ли воды на Земле? - Давайте посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. -Что изображено голубым цветом на глобусе? -Молодцы! -А сейчас давайте прослушаем небольшое выступление и попробуем определить цель нашего урока. -Ребята а мы с вами знакомы со свойствами воды? -Так значит какая тема и цель нашего урока? -Верно! – Молодцы! - А знакомиться с этими свойствами мы будем с помощью опытов. - Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах. (Приложение3) - Готовность группы показываем с помощью индикаторов. - О каких свойствах воды вы узнали. - С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали? - А мы часто используем воды в быту? -А вот о том как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства мы поговорим с вами на след уроке. - Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали! -Выполните в листе самооценке последние отметки. -А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде улыбки на ней, свое настроение от урока, тем цветом, который присутствует на наших индикаторах, соответственно. - А теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала). - Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо! | Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. Организую работу по прослушиванию загадок, формирую базу для начала изучения нового материала. Организует работу с детьми с помощью наводящих вопросов, выявляя имеющиеся знания по теме урока. Выясняет впечатления от прослушанного доклада Даёт целевую установку. - Организую работу в группах. Выявляю уровень усвоения материала с помощью лабораторной работы Подведение итогов, определение уровня знаний учащихся на конец урока с помощью проведения небольшого фронтального опроса. Пояснение домашнего задания | - Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. -Проверяют готовность и самоготовность к уроку. - Вода. -Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке - это ВОДА. - проводят самооценку в индивидуальном листе (Приложение 1) -Да. -Изображены моря, океаны нашей планеты. Доклад ученика, подготовленный заранее. (Приложение 2) -нет. -познакомиться со свойствами воды. - Тема занятия: «Вода и ее свойства». Цель занятия «Изучить свойства воды». - Работают в группах: распределяют обязанности (капитан, секретарь, лаборант, помощник), проводят опыт с водой в соответствии с заданием. -Фиксируют свои наблюдения на листах «Наблюдателя». Вывод о свойстве, оформляют на отдельном листе. Ответы детей. Капитаны от каждой группы по очереди выходят к доске, вывешивают листы с выводом и поясняют. - заполняют соответствующую графу в листе самооценки. Мы работали на уроке с водой, изучали ее свойства. - Да. -Заполняют последнюю графу. Дети рисуют улыбку – зеленным цветом, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно. (цвет улыбки, соответствует также и цвету в листах самооценки). Записывают домашнее задание | Личностные: умение слушать; самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: определяют учебную задачу. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью; уметь слушать и вступать в диалог. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Личностные: слушать других, проявлять уважение. Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: уметь слушать других, проявлять уважение. |
Лист самооценки | |||
Фамилия Имя класс | |||
Предмет | |||
Тема урока | |||
Зеленый 0 | Желтый 0 | Красный 0 | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Приложение 2
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.
Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.
Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.
- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами
Приложение 3
ОПЫТ 1. (Форма воды.)
Приготовьте разную посуду, например, стакан, пробирку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: какую форму приобретает вода? Вывод …
ОПЫТ 2. (Цвет воды. Прозрачность воды).
Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Какого же цвета вода?
Вывод…
Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды?
Вывод…
ОПЫТ 3. (Вкус воды )
Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой?
Вывод…
Опыт 4.(Запах воды)
Когда твоя мама печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.
Вывод…
ОПЫТ 5. (Текучесть воды.)
Приготовь плоскую тарелочку. Вылей на неё из пробирки немного воды. Что ты заметил? Наклони тарелочку. Что произошло с водой?
Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан. Подумай, какое свойство воды проявляется.
Сделай вывод…
ОПЫТ 6. (Вода – растворитель.)
Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Теперь обрати внимание на соль, сахар, мел, песок, которые ты опускал в воду.
Почему не видно соли и сахара?
Вывод…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Презентация к уроку окружающего мира "Вода и её свойства"
Презентация к уроку окружающего мира "Вода и её свойства"...
урок по окружающему миру "Вода и ее свойства"
урок по окружающему миру "Вода и её свойства" 2 класс...
Тест по окружающему миру - Вода и ее свойства
Тест по УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".
Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....
Открытый урок по окружающему миру "Вода и её свойства".( 2 класс)
Урок построен с использованием новых педтехнологий, имеет практическую часть, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы и лучше усвоить материал....
Урок окружающего мира Вода и ее свойства
Это практический урок. Дети сидят по группам, у каждой группы лабораторный набор для проведения опытов....