Урок окружающего мира Вода и ее свойства
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Распутина Татьяна Сергеевна

Это практический урок. Дети сидят по группам, у каждой группы лабораторный набор для проведения опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_i_ee_svoystva_12.11.14g_rasputina_ts.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира   ПНШ    2  класс

Учреждение: МАОУ города Иркутска гимназия № 2

Учитель: Распутина Татьяна Сергеевна

Тема:  «Вода и её свойства»

Цель: создать условия для формирования представлений о воде, ее свойствах и использовании этих свойств в жизни.

Задачи

Обучающие:- обобщить знания учащихся о воде как универсальном веществе на Земле и дополнить их новыми сведениями; 

- формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, устанавливать новые факты о воде;
- ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
- формировать знания о важности воды для всего живого на Земле;

Развивающие:создать условия - для личностного развития ученика,  - активизации самостоятельной деятельности;

Воспитательные:создать условия- для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в паре, группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки;

- для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств.

Формирование УУД:

через формирование личностных УУД способствовать становлению личностной позиции; 
посредством формирования регулятивных УУД осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
развивая коммуникативные умения и навыки, учить работать в паре, в группе;
через формирование познавательных УУД учить осуществлять поиск нужной информации из различных источников, развивать умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Планируемый результат

Предметные УУД

Учащиеся научатся:

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;

- устанавливать значение воды для всего живого;

- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- исследовать, выполнять простые опыты по определению физических и химических свойств воды. Способствовать формированию универсальных учебных действий.

Личностные:

- обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;

-  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

- развитие навыков сотрудничества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельной практической работы.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- принимать участие в работе парами и группами;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, технологические карты, цветные фишки – капельки  голубого, белого и синего цвета, стаканчики с водой, молоком, ложки, банки с крышками, сосуды разной формы, зеркала, пипетки, губки, сахар рафинад, трубочки.

Ход урока:

1. Организационный момент СЛАЙД 1

Учитель. -Поприветствуем друг друга. - Всем, всем доброе утро, всем, всем добрых дел!

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришли мои коллеги -  будущие учителя.

Повернитесь, улыбнитесь

И за парту все садитесь!


2. Сообщение темы и целей урока. СЛАЙД 2
Учитель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке….

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …. ВОДЫ

Учитель Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо.

-Сегодня на уроке мы  исследуем воду. А как вы думаете, зачем нам это нужно? (- Вода  нужна всему живому. Необходимо знать какая бывает вода, из чего она состоит, какими свойствами обладает, как эти свойства можно использовать в жизни)

Учитель         Итак, формулируем задачи на урок: СЛАЙД 3

  1. Какое значение имеет вода для человека?
  2. Какими свойствами она обладает?
  3. Какой может быть вода?

СЛАЙД 4  Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».


А теперь послушайте, что знает о воде наша Ксеша

«Волшебная вода» Н.Рыжова

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей, Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит, Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –  Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода.

Учитель: Спасибо, Ксеша!

3. Актуализация знаний.

Учитель         Какое же значение для всех живых организмов имеет вода? Ответим на этот вопрос. СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая.

Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! СЛАЙД 7

Учитель: Что изменилось? (Изменился цвет, нет голубого и зелёного.)

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло? (Ничто на свете не может жить без воды!)

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?

Ответы детей.

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Слайд 8. 

Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина? (Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.)

Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять. Слайд 9.
Без воды человек может прожить только 3 дня.

На Земле нет ни одного живого организма, даже самого примитивного, в теле которого не было бы воды.  В среднем, в организме растений и животных содержится более 50% воды.

В крови человека воды более 90% ; в мозге -75%; в костях -22%.

Вода для нас самое привычное и простое вещество. В тоже время вода таит в себе множество загадок. Учёные  до сих продолжают исследовать воду, находя всё больше интересных фактов.

4. Практическая работа.

Учитель         Что необычного вы сегодня видите на уроке? (на столах стаканы, пипетки, зеркала, ….)

Учитель         Как вы думаете, зачем всё это здесь? (Опыты проводить, рассматривать что-то…)

Учитель         Да, ребята, мы сегодня на уроке будем проводить исследование. А как называются люди, которые осуществляют исследование? (Исследователи.)

Учитель         Сегодня наш класс превращается в лабораторию, а вы будете группой настоящих исследователей.  Правила работы в группе вам хорошо известны.

Работа в лаборатории предполагает соблюдение техники безопасности. Будьте внимательны!

Учитель         Итак, у вас на столах кроме оборудования лежат технологические карты, которые вы будете использовать в работе. По итогам работы сделаете вывод о свойствах воды.

Практическая работа 
Вода - это вещество, выявляем основные свойства воды.

  1. Перед вами два стакана. При помощи органов чувств (Зрение, вкус, запах) определите, какие жидкости находятся в стаканах.
    В одном - ______________, в другом - ____________.

  1. Сравните их. Какого цвета молоко? А вода? (Вывод: вода __________________)

  1. Понюхайте воду. Чувствуете ли вы запах? (Вывод: вода ______________________)

  1. Вспомните, имеет ли вода вкус (Вывод: вода _______________________)

  1. Опустите в стаканы с водой и молоком ложку, понаблюдайте, видите ли вы ее?  (Вывод:  вода ___________________).

  1. При помощи пипетки капните каплю воды на зеркало. Наклоните его. Что произошло? (Вывод: вода ________________)

  1.  Имеет ли вода форму? Можно ли ее положить на стол? Налейте воду в разные сосуды (стакан, чашка) Какую форму принимает вода? (Вывод: вода _______________________)

  1. А чтобы доказать следующее свойство воды, я приглашу Гошу. Я вам по секрету расскажу, что нашему Гоше очень нравится делать фокусы. Один он приготовил для нас сегодня.

 (Ученик «облачается» в одежду фокусника. Пред ним 3 баночки с водой и платок) 
Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
(встряхивает баночку)


- Ребята, что же произошло?     ( Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды?(Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
-Так какое же свойство воды мы подтвердили фокусом?
(вода-растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? ( Когда утром  завариваем чай или кофе)

Учитель:        Итак, подведем итог опытов.  СЛАЙД 19 

Какими же свойствами обладает вода? Назовите восемь ключей к восьми свойствам воды.

(Дети перечисляют свойства)

Учитель:        А какой же восьмой ключ мы с вами еще не подобрали? Что умеет застывать, летать и бегать? (три состояния воды)

Просмотр слайд-шоу СЛАЙД 20 - 45

СЛАЙД 46

Учитель: Вода на Земле постоянно меняет своё состояние. Превращения воды происходят при изменении температуры воды. Но об этом поговорим на следующих уроках.

  1. Итог урока.

Учитель: Спасибо за активную работу на уроке. Какие знания вы сегодня унесете домой? Какую пользу человеку приносит вода?

Какой момент урока вам больше всего запомнился?

 Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении других тем, да и в жизни.

  1. Рефлексия.  СЛАЙД 47

«СОСУД ЗНАНИЙ» нарисован на доске.
(у каждого ученика «капельки» разного цвета- «справился с заданием» - голубая, «возникли некоторые затруднения» -зеленая, не справились с заданием – белая) Группа выходит к доске и крепит свою капельку)

7. Дифференцированное домашнее задание

1.Нарисовать рисунок о пользе воды для человека.

2. Составь коллекцию интересных фактов о воде. (пользуйся разными источниками)

3. Найди и докажи. Может ли вода склеивать предметы? Можно ли рисовать на воде?

Может ли вода в жидком состоянии подниматься вверх? (опыт в учебнике стр. 64)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Вода и её свойства"

Презентация к уроку окружающего мира "Вода и её свойства"...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира.Вода. Свойства воды.

Конспект и презентация к уроку....

Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды

Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока окружающего мира «Вода и ее свойства» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для выяснения основных свойств воды, а также ее значение в природе; заполнение «Исследовательского листа» Планируемые результатыПредметные:...