Урок по окружающему миру 3 класс "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Обучающие: создать условия для организации и проведения повторения с учащимися правил дорожного движения; закрепления умения правильно переходить дорогу; ознакомления с сигналами светофора, регулировщика, дорожными знаками.
Развивающие: способствовать формированию и развитию целостности восприятия дорожной среды; добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков; развивать речь учащихся, внимание, память.
Воспитательные: содействовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах; правильного поведения в общественных местах, желания прийти на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.zip | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру 3 класс.
ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ
Цели деятельности учителя:
Обучающие: создать условия для организации и проведения повторения с учащимися правил дорожного движения; закрепления умения правильно переходить дорогу; ознакомления с сигналами светофора, регулировщика, дорожными знаками.
Развивающие: способствовать формированию и развитию целостности восприятия дорожной среды; добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков; развивать речь учащихся, внимание, память.
Воспитательные: содействовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах; правильного поведения в общественных местах, желания прийти на помощь.
Оборудование: карточки с заданиями, с дорожными знаками, карточки красного, жёлтого, зелёного цветов; выставка детских работ.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– Здравствуйте! Я рада видеть вас. Мне хочется пожелать вам хорошего настроения, узнать что-то новое, поделиться своими знаниями, быть очень внимательными. Надеюсь, что сегодняшний урок вам обязательно запомнится. Ведь сегодня вы узнаете много интересного о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомитесь с некоторыми дорожными знаками.
– Проверим домашнее задание по изученному ранее материалу.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
– Как нужно действовать, если возник пожар?
– Как нужно действовать, если произошла авария водопровода?
– Как нужно действовать, если чувствуешь запах газа?
– Назовите номер телефона газовой службы.
– По какому телефону нужно вызвать пожарных?
– Назовите самые важные телефонные номера на случай опасности.
III. Сообщение темы урока.
Внимание, глядит в упор
На вас трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз,
Он каждому дает приказ.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся.) Правильно, мы вспомним всё, что знаем о правилах безопасного движения на дороге, поговорим о главных помощниках на дороге – светофоре и дорожных знаках. Я надеюсь, что вы будете внимательно слушать и запоминать.
Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня вам нужно быть очень внимательными.
– Тема нашего урока «Чтобы путь был счастливым».
IV. Актуализация опорных знаний.
– Проверим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения. Я буду читать утверждения по изучаемой теме, среди которых есть верные и неверные. Вы поднимаете зеленую карточку – если верно, красную – если неверно.
– Ходить разрешается по проезжей части.
– Переходить улицу только там, где положено.
– Переходить только на желтый сигнал светофора.
– Можно кататься там, где ездят автомобили.
– Садиться в автомобиль и выходить из него со стороны тротуара.
V. Изучение нового материала.
1. Если ты пешеход.
Беседа.
– Многие люди погибают на дорогах. Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Одна секунда – это много или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителей секунда – вещь серьезная. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза.
– Как называется человек, совершающий движение по улице? (Пешеход.)
– Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (Тротуар.)
– Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги? (Проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу.)
– Все должны соблюдать это правило. А как же найти пешеходный переход?
Твердо знайте вы, ребята: Там по ней идет народ,
Где дорога полосата, Потому что – переход.
– Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте? («Зебра».)
– «Зебра» обозначает место пешеходного перехода.
– Как правильно перейти улицу? (Нужно посмотреть налево; дойдя до середины, нужно посмотреть направо.)
– Это основное правило. Идти нужно быстро, но бежать нельзя. Ведь можно споткнуться и упасть прямо на проезжей части. Идти нужно спокойно.
– Когда человек куда-то собирается идти или ехать, ему всегда говорят «Счастливого пути!». Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо постараться. Ведь любая дорога таит в себе опасность. Подумай, как избежать опасности, если ты пешеход, велосипедист или пассажир.
2. Правила поведения на дороге пешехода, велосипедиста, в транспорте пассажира.
Правила пешехода:
1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
2. Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.
3. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.
Если ты велосипедист:
1. Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах.
2. Если нужно будет пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.
3. Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде не держась за руль.
4. Не катайте никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения.
Если ты пассажир:
1. Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара. И только после того, как автомобиль полностью остановится.
2. Не высовывай в окно руку, а тем более голову.
3. Если едешь на общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Ведь они открываются и закрываются автоматически.
4. Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.
– Знакомые и простые правила! Но как часто дети нарушают их.
– Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным.)
– Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты куда-нибудь уходишь из дома. Поэтому пусть эти правила станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным.
3. Светофор. Сигналы светофора.
Беседа.
– Отгадайте загадку:
• Он стоит на улицах, попеременно глаза закрывает – открывает, дорогой управляет. (Светофор.)
– Когда и где появился первый светофор? (Появился первый светофор в 1868 г. в Лондоне.)
– Знаете ли вы, что означает слово «светофор»? Слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).
– Он «носитель» трех цветов. Каких цветов? (Красный, желтый, зеленый.)
– Что означают эти сигналы?
Вот зажегся красный свет –
Всем известно – хода нет.
С вами так условимся:
Желтый – приготовимся,
А зеленый говорит:
«Путь открыт! Совсем открыт!»
– Знаете ли вы, что эти цвета светофора выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Красный цвет – тревожный. Увидев ярко-красную машину, люди останавливаются, расступаются. Что это за машина? (Пожарная машина.)
Желтый цвет – предупредительный. Он словно говорит: «Будь внимательным!» Машины, которые работают прямо на дорогах, – желтого цвета. Что это за машины? (Краны, бульдозеры, катки.) Водители издалека видят желтый цвет и сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И ты не спеши переходить дорогу. Подожди.
Зеленый цвет – спокойный, приятный, это цвет травы, листьев. Путь свободен для пешехода.
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый, (Ходьба на месте.)
Людям машет: не ходи! (Движения руками в стороны,
вверх, в стороны, вниз.)
Здесь машины едут прямо, (Руки перед собой.)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)
Посмотрите: улыбнулся, (Руки на пояс.)
Приглашает нас идти. (Ходьба на месте.)
Вы, машины, не спешите, (Хлопки руками.)
Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте.)
Работа с учебником (с. 9).
– Есть еще и другие правила, которые нужно соблюдать. Прочитайте в учебнике правила.
– Что вы для себя усвоили? (Ответы учащихся.)
Закрепление: самостоятельная работа в тетради (задания № 1, 2, с. 6).
– Рассмотрите рисунки. Все ли ребята поступают правильно? Объясните. Закрасьте кружки под правильными поступками детей зеленым цветом.
Проверка работы.
Игра на внимание «Да – нет».
– Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
– Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да.)
– Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
– Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
– Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
– Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
– Что хотите – говорите, на знаке «Здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет.)
– Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «Здесь запрет»? (Да.)
4. Знакомство с дорожными знаками.
Беседа.
– А что помогает безопасно двигаться по улице как транспорту, так и пешеходам? (Дорожные знаки и светофор.)
– А где устанавливают дорожные знаки? (Их устанавливают там, где этого требует обстановка, они дают много добрых советов, предупреждают об опасности.)
– Нужно ли знать дорожные знаки? (Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Но и для водителей тоже есть много знаков. Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места.)
– Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?
Один из учеников читает стихотворение:
Ученик и грузовик
Говорит беспечный Петя: Грузовик меня боится,
– Мне опасность не грозит, А не я – грузовика!
Как шофер меня заметит – Он смеется:
В тот же миг и тормозит. – Не пойму,
Что же может тут случиться? Отчего и почему
Ведь на улице пока Должен путь ученик
Уступить грузовику, Может рано или поздно
Если может грузовик Сам попасть под грузовик.
Уступить ученику? Вот поэтому всегда,
Каждый, кто машиной правит, Чтобы не стряслась беда,
Скажет вам наверняка, Должен путь ученик
Что, конечно, не задавит Уступать грузовику,
Ученик грузовика. На дороге каждый миг
Но, добавим мы серьезно, Должен быть он начеку!
Что растяпа-ученик (А. Дмоховский.)
– Современный пешеход должен быть собранным, внимательным, осторожным! А помогут вам в этом специальные знаки. Послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать:
• Нарисован пешеход.
Он вышагивает здесь, а не в сторонке,
Показав, что переход –
Для вас, для Мишки и Аленки!
(«Пешеходный переход».)
• Человечек красным кругом окружен,
Он кричит: «Вернись! Поплатишься за это!»
Никогда не лезьте на рожон,
Лучше перейдите там, где нет запрета!
(«Движение пешеходов запрещено».)
– Некоторые знаки вы уже знаете. Вспомните, как они называются. Расскажите о них.
Рассказы учеников о знаках, нарисованных ими дома.
– Предупреждающие знаки: скользкая дорога, дорожные работы, дикие животные, прочие опасности. Эти знаки предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги. Как видите, они представляют собой белые треугольники с красной каймой. (Показывает несколько знаков.)
– Запрещающие знаки: въезд запрещён, движение запрещено, обгон запрещён, подача звукового сигнала запрещена. Эти знаки что-либо запрещают водителю, они представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркнутая линия. (Показывает несколько знаков.)
– Предписывающие знаки: движение прямо, движение направо, движение налево. Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге. Они представляют собой синие круги с белым рисунком. (Показывает несколько знаков.)
– Информационно-указательные знаки: пешеходный переход, место остановки автобуса и троллейбуса, место остановки трамвая. Эти знаки указывают, где находятся пешеходный переход, остановка автобуса и т. д. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. (Показывает несколько знаков.)
– Знаки сервиса: автозаправочная станция, телефон, пункт питания, пункт первой медицинской помощи. Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т. д. (Показывает несколько знаков.)
5. Безопасный путь от дома до школы (маршрут).
– У каждого из вас есть схема маршрута «Безопасный путь от дома до школы».
– Кто из вас четко следует по составленному маршруту? Сейчас мы разделимся на группы (по месту жительства) и расскажем, как идем до школы по данному маршруту.
– Какие опасности подстерегают вас на вашем пути?
Рассказы учеников об опасностях на их пути (работа по группам).
– К сожалению, наши дороги (во многих местах) не имеют тротуаров. Дорога, которой пользуются пешеходы, является одновременно и проезжей частью для транспортных средств. Поэтому надо тщательно пронаблюдать, где транспортные средства появляются часто, где они пересекают ваш путь, и все это отметить на схеме.
По дороге в школу и обратно вы можете встретиться с приятелями, знакомыми, соседями и родителями. Чаще такие встречи происходят вблизи школы или дома. Они отвлекают ваше внимание, а это уже опасно. Поэтому ближайшие к школе и дому переходы надо тоже отметить.
Правила, которые надо помнить:
1. Никогда не зовите никого через дорогу: ни родных, ни знакомых, ни друзей. Это не только неприлично, но может быть и опасно, так как побуждает пересечь дорогу, позабыв про правила движения.
2. Не стесняйтесь об этом сказать своим товарищам и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.
3. На схеме нужно также отметить участки с ограниченным обзором, где дорогу загораживают заборы, сооружения, постройки, зеленые насаждения.
4. Никогда не переходите проезжую часть между припаркованными автомобилями, в каком бы месте они ни стояли.
5. Запомните: схема безопасного маршрута не составляется раз и навсегда. Во-первых, как только вы заметили, что на вашем пути произошли какие-либо изменения (поставили забор, вырыли яму…), сразу отметьте это на своем пути. Во-вторых, даже если все по-прежнему, следует не реже 2–3 раз в месяц сверять схему с дорогой в школу. Это не только освежит в вашей памяти опасное место, но и поможет избежать вам скрытой опасности, о которой вы не подозреваете.
– Что, если однажды там, где всегда спокойно, вдруг выскочит машина. Сумеете ли вы вовремя правильно отреагировать? Дело в том, что постоянно спокойная дорожная обстановка вызывает привыкание, притупляет бдительность. Это опасно тем, что неожиданное изменение ситуации может вызвать растерянность, скованность, притупить реакцию.
Физкультминутка «Светофор»
- Зелёный свет говорит: пешеходам путь открыт.
(Ходьба на месте.)
- Если красный свет зажёгся, значит, двигаться опасно.
(Стоят смирно.)
- Жёлтый свет – предупрежденье: жди сигнала для движения.
(Руки вверх, ноги вместе.)
VI. Закрепление изученного материала.
Игра «Всё о светофоре».
1) Что такое светофор?
Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении.
2) Для чего светофор устанавливают и где?
Светофоры служат для регулирования дорожного движения, их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения.
3) Какие виды светофоров вам известны?
Светофоры бывают транспортные и пешеходные.
4) Как располагаются сигналы светофора?
Сигналы располагаются в нём в строгой последовательности: красный, жёлтый, зелёный.
5) Что нужно делать, если ты подошёл к дороге, а зелёный сигнал светофора начал моргать?
Если ты подходишь к дороге, а зелёный сигнал начал моргать, подожди, когда включится немигающий зелёный сигнал.
6) Как выглядит светофор, предназначенный только для пешеходов?
Светофоры, предназначенные для пешеходов, имеют только две секции – красную и зелёную, с изображением красного неподвижного человечка – запрещающий сигнал, зелёного шагающего человечка – разрешающий движение.
7) Что обозначают сигналы светофора?
Красный – стой, жёлтый – внимание, зелёный – иди.
8) Какой перекресток называется регулируемым?
Где стоит светофор или регулировщик. Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в правой руке жезл) определенные жесты.
Ученик-постовой (регулировщик) демонстрирует жесты, а учитель поясняет их.
➢ Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.
➢ Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.
➢ Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
9) Как вы будете переходить дорогу, если светофора нет?
Если на участке дороги нет светофора, то переходить на другую сторону необходимо только в определённом месте – по пешеходному переходу. Прежде чем ступить на дорогу – осмотрись. Посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
– Молодцы! Вы верно ответили на все вопросы. Теперь я уверена, что вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения.
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог.
– Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасного поведения на улице и проезжей части дороги?
– Тот, кто считает, что во время урока хорошо изучил правила безопасного поведения на улицах и дорогах, прикрепите зеленый кружок. Тот, кто считает, что не очень, – желтый. А тот, кто совсем не изучил, – красный.
Домашнее задание: составить кроссворды для закрепления правил дорожного движения; учебник, с. 8–13; рабочая тетрадь, задание № 5,
с. 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. "Страна, открывшая путь в космос". УМК "Школа России". 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....
Урок окружающего мира в 3 классе "Чтобы путь был счастливым"
На уроке дети повторяли изученный материал и получали новые знания. Изучали правила пешехода и велосипедиста....
Урок окружающего мира в 3 классе "Чтобы путь был счастливым"
Урок соответствует ФГОС, прослеживаются все этапы, урок "Открытие новых знаний", рефлексия в виде графического диктанта с самопроверкой и самооценкой, организована работа в группах, оформляют памятки....
Анализ урока окружающего мира в 3 классе "Чтобы путь был счастливым" ФГОС
Анализ урока проводится по характеристикам в виде таблицы....
Тест по окружающему миру. Тема "Чтобы путь был счастливым".
Тест по окружающему миру.Тема "Чтобы путь был счастливым". А.А. Плешаков (3 класс).2 варианта (количественная и качественная обработка)....
Урок по окружающему миру в 3 классе "Чтобы путь был счастливым"
Урок повторения и расширения знаний обучающихся о правилах безопасного поведения на дорогах и на улице....