Урок окружающего мира во 2 классе "Строение тела человека"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, содержит конспект урока и мультимедийную презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: Строение тела человека
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: интерактивная доска, макет человека и внутренних органов человека, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть А.А.Плешаков, мультимедийная презентация.
Цели:
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о строении тела человека; дать представление о частях тела и внутренних органах в процессе работы с текстом и словом; учить детей классифицировать части тела и органы.
Воспитывающие: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - развитие умения работать с текстом; |
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - формировать умения оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога; - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения; |
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
– освоение знаний о строении человека;
- дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
- усвоить разницу понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
I | Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу | Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока Мы урок наш начинаем, Что учили – вспоминаем
| Проверяют готовность к уроку | Личностные Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II | Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии (3 мин) Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Вы увидите на доске картинки с силуэтами, и будете узнавать, кто изображен и называть. (Слайд 2) - Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам ? - По каким признакам вы определили человека? | Ответы детей - По внешнему строению тела . | Познавательные Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу Формируем умение составлять план и последовательность действий Личностные Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
III | Совместное открытие новых знаний (6 мин) Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу | На доске (слайд 3) изображены часы и часовой механизм. -Что вы можете сказать об этих двух картинках? - Для чего в часах нужен механизм? -Если мы сравним строение часов со строением тела человека, какой вывод вы можете сделать? - Вам всем хорошо известна сказка Ш. Перро «Красная Шапочка». Послушайте диалог между Красной Шапочкой и Волком-бабушкой: «- Бабушка, почему у вас такие большие руки? - Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие уши? - Чтобы лучше слышать, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие глаза? - Чтобы лучше видеть, дитя моё. - Бабушка, почему у вас такие большие зубы? - А это чтоб скорее съесть тебя, дитя моё.» - О чём спрашивала Красная Шапочка Волка-бабушку? (О частях тела.) - А что говорил Волк? (Он называл работу частей тела) - Части тела и органы выполняют работу. - Я называю часть тела или орган, а вы его работу. Рот – Нога – Сердце – - Желудок – - А хотите узнать? (Да.) | Ответы детей Приходят к выводу о внешнем и внутреннем строении человека Нам не хватает знаний | Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Регулятивные Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника |
IV | Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) | А что мы можем сделать, для того, чтобы это узнать? Давайте построим план выхода из данной проблемы. План записывается на доске. | Обратиться к другу, учебнику, справочнику, интернету. | Регулятивные Формируем умение составлять план и последовательность действий Познавательные Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме |
V | Реализация построенного проекта (10 мин) | Работа по плану. Спроси у друга, соседа. Знаний друга достаточно? Работа с презентацией (Слайд 4) «Строение тела человека» по плану:
- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (высказывания детей) (Слайд 4) - Тело человека внутри состоит из органов. Более подробно о них нам может рассказать наш учебник с.8-9. - Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку. - Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать. - Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. (дети читают вслух материал учебника) (учитель проводит опыты) - У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются. - Полтонны – это 500кг или 500 таких банок. (показ. литровую банку с водой) - В какой части тела расположены лёгкие? (в груди) - Скажите, как узнают, жив человек или умер? - Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. Где оно находится?(в груди в левой части) - Приложите ладонь к сердцу. Сердце — это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. У взрослых сердце бьётся немного медленнее. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. И ежедневно оно прогоняет три литра крови через все ткани и органы по три тысячи раз! Мы должны беречь своё сердце и заботиться о его состоянии. Вот несколько правил, соблюдая которые, ты сохранишь своё сердце здоровым.
Печень «трудится» гораздо больше, чем любой другой орган. Она накапливает белки, жиры и углеводы и выделяет их в кровь. Печень очищает кровь от вредных продуктов. Печень работает, как огромная химическая лаборатория.
3. Печень очищает кровь, избавляя её от вредных веществ. 4. Если в наш организм случайно попадает ядовитое вещество, Печень надо всячески оберегать и заботиться о её состоянии.
Справа под диафрагмой расположен желудок.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед? - Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни». - Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок. (опыт) Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. -Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами) - Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками? (дети читают материал учебника) - Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше? (дети читают материал учебника) (опыт) Кишечник тянется почти на 8 метров.(показ. верёвка длиной 8 метров) - Где расположен кишечник? | Нет. Работа с учебником, с презентацией | Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника Познавательные Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану |
VI | Физкульт-минутка (2 мин) | Выполняют заданные действия | Регулятивные | |
VII | Первичное закрепление (6 мин) | Выполнение задания «Третий лишний!» (Слайд 5) - Расшифруйте слова и найдите лишнее слово | Регулятивные Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |
VIII | Самостоятель-ная работа с самопроверкой (3 мин) | - Перед вами бумажные макеты фигуры человека и его внутренних органов. Ваша задача, указатель правильное положение органа, уложив его в соответствующее место на макете человека. (Слайд 6) | Работа в парах, один учащийся выполняет задние на интерактивной доске | Познавательные Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника |
IX | Включение в систему знаний и повторений (4 мин) | Наш урок подходит к концу. Усвоили ли вы этот материал, мы узнаем, разгадав кроссворд «Строение тела человека» (Слайд 7) | Отгадывают загадки | Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Познавательные Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы |
X | Рефлексия (2 мин) | Вот и подошёл наш урок к концу. Узнали ли что-то новое? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Дайте, пожалуйста, самооценку своей работы на уроке, закончив утверждения: (Слайд 8) - Мне запомнилось… Я хотел(а) бы узнать… Мне трудно… Домашнее задание: учебник, с. 6-9; .рабочая тетрадь, с. 4, задания 3,4. Все молодцы! Спасибо за урок. | Высказывания детей | Регулятивные Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Тест по окружающему миру на тему "Тело человека" (3 класс)
Данный тест состоит всего из пяти вопросов, что позволит провести его, не отнимая много времени от урока. В тесте 5 заданий, два из которых предполагают открытый ответ (т.е. учащиеся сами должны вписа...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...

Интегрированный урок по окружающему миру Тема: «Строение тела человека»
Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе. Тема "Строение тела человека" Программа "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Строение тела человека". Класс 2. УМК "Школа России".
Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока, в которой поэтапно представлены деятельность педагога и учащихся. Материалы урока дополняются презентацией. Данная методическая ...
Презентация по окружающему миру "Скелет - опора тела человека" 3 класс
Презентация по окружающему миру "Опора человека"...