Урок окружающего мира на тему "Как люди познают окружающий мир"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Королева Анна Владимировна

На уроке дети знакомятся сразличными способами познания мира. На уроке дети проводят исследовательскую работу, проводят опыты, практическую работу, учатся работать с различными источниками, с помощью наблюдения за природой делают выводы об изменениях в окружающей среде. Все это помогает им самостоятельно понять как люди изучают  мир вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как люди познают окружающий мир. Обобщение.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • обобщить  и систематизировать знания учащихся о познании окружающего мира разными способами.  
  • формировать представления учащихся о способах познания окружающего мира в ходе практической работы.  Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.  Уметь работать с книгой как источником информации;   

2. Развивающие:

  • развивать речь учащихся путем введения в активный словарь слов и понятий с помощью аргументации своих ответов.
  • развивать коммуникативные навыки учащихся через работу в  группах и диалог с учителем.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • воспитывать любовь к искусству.
  • способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.

Формирование общеучебных умений и навыков.

  • оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций.
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Формирование коммуникативной компетентности.

  • речевой компонент через монологические высказывания учащихся.
  • культурный компонент через выполнения правил поведения.
  • мотивационно-личностный компонент через способность работать в группах и способность к публичному выступлению. 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели.

-Дорогие ребята! Хочу начать наш необычный урок с высказывания французского писателя Анатоля Франса.

Любознательность создает ученых и поэтов.

Как вы его понимаете?

1 этап. Повторение и закрепление пройденного.

Давайте вспомним, какой раздел мы закончили изучать с вами на прошлых уроках?

-Кто и как изучает мир?

- правильно – это ученые.

-  А кто такой ученый? (ответы детей)

Ученый – специалист в какой-либо области, внёсший реальный вклад

в науку.

А что такое наука?

Правильно, наука – это знания, которые накопило человечество за всю свою историю.

А какие науки вы знаете?

Химия, физика, ботаника, психология.

А что изучает наука астрономия?

– Верно, звездное небо.

Давайте вспомним, что же людям помогает познать мир?

  • органы чувств
  • искусство
  • приборы и инструменты
  • справочники, энциклопедии, словари
  • всевозможные знаки и символы
  • изобретения человека
  • разные науки
  • путешествия

- Послушайте стихотворение Марка Меламеда.

Укоряла дочку мать:

— Взять и куклу поломать!

— Мама, я же знать должна,

Как устроена она!

- Каким способом узнавала новое девочка?

Часто маленькие дети, чтобы узнать, как устроена игрушка, ломают ее.

Мы с вами уже второклассники и будем получать новые знания научным способом.

А в конце урока мы должны будем  ответить на вопрос, для чего  люди изучают окружающий мир?  

4. Практическаяработа

– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и провести некоторые исследования, чтобы самим  доказать способы познания окружающего мира.

Давайте вспомним правила  работы в группах:

(Работаем дружно, не перебиваем друг друга, выслушиваем мнение всех участников группы. )

Пожелание друг другу (Возьмемся за руки).

– Я желаю тебе сегодня добра!

– Ты желаешь мне сегодня добра!

– Мы желаем друг другу добра!

Перед каждой группой своя  задача. У вас на столе есть алгоритм ответа.

1 группа

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

На столе сахар, кленовый лист, флакон духов.

  1. Назовите предмет
  2. Какой орган чувств помог вам?
  3. Составь правила охраны 1  любого органа  чувств.

2 группа

РАБОТА СО СПРАВОЧНИКОМ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ

  1. В словаре найди,  что означает слово информация?
  2. Тебе нужно узнать ,какие горы самые высокие. В каком томе детской энциклопедии ты будешь искать эту информацию? ( литература, история, география)
  3. Расскажите , что вы узнали об ученых из справочников.

3 группа

Приборы и инструменты

  1. Раздели эти предметы на 2 группы

Приборы и инструменты (Микроскоп, линейка, лупа, термометр, ножницы, фотоаппарат)

  1. Используя микроскоп,  рассмотрите напечатанный текст, муху, денежную купюру в 500 рублей, обсудите, что увидели.
  2. Скворцова Варя рассказывает об опыте (проращивание семян фасоли на свету и в темноте)

4 группа

Работа по дневнику наблюдений.

 1.Подсчитать ясных дней, пасмурных, облачных.

2.Сколько дней дождливых?

3. Сколько дней со снегом было в октябре?

4.Сделать вывод, как  меняется   природа осенью в зависимости от температуры воздуха.

5.группа

 Тест

1) Соедини стрелками

ГОЛУБЬ                  Символ  Знаний

ПАНДА                   Символ Мира     

КНИГА                    Символ Дружелюбия     

2) Что можно узнать только с помощью опытов

А) начало цветения одуванчиков

Б) что легче воды, а  что тяжелее

В) когда созревает вишня

3) Вспомни профессии людей искусства. Отметь лишнее.

А) Скульптор

Б) Водитель

В) Музыкант

Г) Актер

Расскажите о мини-проекте « Символ моей семьи»

Выступления групп.

6. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Что трудно было делать?

– Что понравилось больше всего?

7. Итог урока.

Сможем ли мы теперь ответить на контрольный вопрос нашего урока: Для чего человеку нужно познать окружающий мир?

8. Домашнее задание. (по выбору)

  1. Придумать правила  охраны для  органа слуха
  2. Продолжать наблюдать, исследовать окружающий мир и делиться своими знаниями .

– Урок я хочу закончить словами французского философа Ж..Ж. Руссо:

 «Вы – талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»

Скоро вы убедитесь в справедливости этих слов, ведь вас ждёт открытие новых знаний.

В конце нашего урока я хочу создать с вами осеннее дерево. Если вы на протяжении всего урока были активны, много отвечали, старались, помогали друг другу,  встаньте и  наклейте на дерево осенний листик, ну а если вас наша тема не затронула, то пусть он будет пока зеленый.

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира по теме"Люди и домашние животные"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"  с использованием ИКТ....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Люди и домашние животные"

Презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Люди и домашние животные"...

Конспект урока по окружающему миру «Жизнь древних людей»

Жизнь древних людей               Цель урока: дать учащимся представление о первобытных людях....

Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)

Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний  об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1.   Открыть и осознать богатство возмо...

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...