Тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс (УМК "Гармония")
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
тематическое планирование по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_._s_eor_4_kl.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое (поурочное) планирование по окружающему миру (68 ч; 2 ч в неделю).
№ и тема урока. | Страницы уче бника, рабочей тет ради и тестов | Решаемые на уроке проблемы | Формируемые | Экскурсии, наблюдения, практические и творческие работы | ЭОР | Коли чес тво уро ков | Дата | Коррек ция | ||
предметные знания и умения | личностные качества, метапредметные УУД | |||||||||
Ориентирование в пространстве и во времени – 7 ч. | ||||||||||
1. Путешествия – источник знаний | Учебник, ч. 1 – с. 4–10; Рабочая тетрадь № 1 – с. 2, 3, задания 1 - 3; | Какими способами можно познавать окружающий мир. Какими могут быть цели путешествийЧто изучает наука история. Как и где получают информацию о прошлом. Где можно увидеть находки археологов, какими они бывают, какие представления о прошлом они могут изменить. | Наблюдения – основной метод познания окружающего мира. Источники информации о прошлом: учебный, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты. Наука археология, её способы познания прошлого человечества. Вещественные, письменные, устные исторические источники. Исторический и краеведческий музеи, их экспонаты. Основные понятия: первооткрыватель, турист, археология, археологические раскопки, музейные экспонаты, Кунтскамера. | Познавательный интерес к изучению природы планеты Земля, прошлого человечества. Понимание важности знаний о прошлом своего государства и родного края. Умение оценивать своё знание и незнание, ставить учебно-познавательные задачи, выбирать способы их решения. Извлекать нужную информацию из учебного текста, иллюстрации, вещественных исторических источников. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам. | Экскурсии Экскурсия на пришкольный участок (в ближайший сквер, лес) с целью освоения навыков ориентирования на местности по компасу, Солнцу, местным признакам. Экскурсия в краеведческий музей, музей часов (по возможности).
Наблюдения Наблюдение смен фаз Луны в течение месяца; созвездий Большой и Малой Медведиц, Полярной звезды; наблюдение местных признаков для определения сторон горизонта. Наблюдение за движением и длиной тени от гномона.. Практические Работы Исследование (опытным путём), от чего зависит длина тени от предмета при его освещении. Определение времени наступления полдня и направления полуденной линии в своей местности (школьном дворе). Нахождение сторон горизонта с помощью компаса, по Солнцу, местным признакам. Возможные творческие работы Изготовление маятникового секундомера или модели водяных (песочных) часов. | 1 | ||||
2. Природ ные явления и счёт времени | Учебник – с. 11–17; Рабочая тетрадь – с. 3-5, задания 4-11. | Что люди взяли за основу счёта разных промежутков времени. Как считали сутки, месяцы, годы. Какова продолжительность суток для всех землян. Одновременно ли наступает день у всех жителей Земли. Чем определя ется его продол жительность. Какова причина смены сезонов на Земле. Как протекает смена времён года в Северном и Южном полушариях. Почему мы не замечаем ни вращения Земли вокруг оси, ни её обращения вокруг Солнца. | Периодически повторяющиеся природные явления - основа счёта времени (физического). Сутки, причина изменения длительности светового дня в течение суток в разных местах Земли. Год, високосный год, времена года, последовательность их смены. Астрономическое начало каждого сезона, дни равноденствий и солнцестояний. Изменения длительности светового дня в разные сезоны в одной и той же местности. Собственные наблюдения как источник информации о природе и обществе. Основные понятия: Сутки, световой день, неделя, месяц, год, високосный год. Умение проводить наблюдения за небесными телами. | Познавательный интерес к опыту наших предков. Умение извлекать нужную информацию из учебного и научно-популярного текстов, иллюстраций, из дополнительной литературы, Интернета для решения учебно-познавательных задач. Умение высказывать свои предположения, проверять их правильность, аргументировано отвечать на вопросы. Участвовать в обсуждении спорных мнений, принимать аргументы одноклассников, не совпадающие с собственными выводами. Умение работать с рисунками-схемами. | 1 | |||||
3. Устройства для счёта времени | Учебник – с. 18-21; Рабочая тетрадь – с. 6–8, задания 12-16. | Какие устройства изобрёл человек для счёта времени. Какие наблюдения легли в основу идеи создания солнечных часов. Как определить наступление полдня в местности, где живёшь. Всегда ли удобно пользоваться солнечными, огневыми, песочными, водяными часами. Как определяют точное время. | Устройства, созданные человеком с помощью которых можно определять небольшие промежутки времени. Представление о старинных солнечных, песочных, огневых, водяных часах. Современные часы, их точность. Основные понятия: гномон, солнечные часы, механические и электронные часы, полдень. Умение целенаправленно проводить наблюдения в естественных и искусственных условиях (опыт). | Интерес к исследовательской деятельности, наблюдательность, желание пополнять свои знания, работая с дополнительными источниками знаний. Умение ставить исследовательскую задачу, выбирать способ и планировать её решение, сотрудничая с одноклассниками. Умение обосновывать результаты своего исследования. | 1 | |||||
4. Историческое время. Лента времени | Учебник – с. 22–27; Рабочая тетрадь – с. 8–11, задания 17-20, задания для само контроля 1-4; Тес- товые задания - с. 3-8, тест №1, с. 9-14, раб. №1. | Как считают время в истории. Какие промежутки времени важны для историков. Что такое календарь. Какими бывают календари. Какая информация даётся в отрывном календаре. Как изображают течение времени историки. | Дата события, календарь счёта времени, солнечный и лунный календари. Информация, данная в отрывном календаре. Представление о счёте исторического времени и изображении его течения на «ленте времени». Основные понятия: событие, Дата, календарь, лента времени, век, тысячелетие, наша эра. Умение пользоваться отрывным календарём. Умение соотносить арабские и римские цифры, дату события с веком, в котором оно произошло. | Интерес к образу жизни своих предков. Наглядно-образное и логическое мышление. Сотрудничать с одноклассниками при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого участника беседы. | 1 | |||||
5. Ориентирование на местнос ти. Стороны горизонта | Учебник – с. 28–33; Рабочая тетрадь – с. 12-13, задания 21–24. | Что надо уметь, чтобы вернуться из путешествия домой. Что полезно замечать, чтобы найти нужную дорогу. Какими бывают ориентиры. Как определять стороны горизонта по небесным телам и местным признакам. | Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Основные и промежуточные стороны горизонта, их обозначение. Основные понятия: ориентир, горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, местный признак. Умение ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Умение определять и обозначать направление ветра в соответствии со сторонами горизонта. | Познавательный интерес, наблюдательность, желание овладеть практическими умениями, важными для безопасной жизнедеятельности. Умение выбирать нужную информацию из учебного текста, иллюстраций, рисунка-схемы, собственных наблюдений, применять знания для решения практических задач. Умение кодировать и декодировать условные знаки. | ЭОР №1,2 | 1 | ||||
6. Компас. Ориентирование по компасу | Учебник – с. 34-37; Рабочая тетрадь – с. 13-14, задания 25-29. | Всегда ли можно ориентироваться по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Что такое компас, из каких частей он состоит. Почему его основной частью является магнитная стрелка. Как с помощью компаса ориентируются на местности, определяют стороны горизонта. Какими бывают компасы. | Компас – прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса, последовательность действий при работе с ним. Обозначение основных и промежуточных сторон горизонта на циферблате компаса. Основные понятия: компас, магнит, намагниченная стрелка. Умение пользоваться компасом, определять стороны горизонта и местоположение предметов относительно сторон горизонта. | Наблюдательность, интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к их опыту. Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, использовать её для решения практических задач. | ЭОР №3 | 1 | ||||
7. Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа | Тестовые задания - с. 21-28, работа №2, задания 1-8. | Обобщение знаний и умений, полученных при изучении темы «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверка усвоения предметных и метапредметных знаний и умений. | Проверка понимания, как определяются временные отрезки, соответствующие понятиям сутки, месяц, год, век, тысячелетие, от чего зависит продолжительность светового дня. Знание природных явлений, наблюдение которых легли в основу счёта времени. Умение называть дату исторического события, записывать её арабскими и римскими цифрами, находить на ленте времени. Умение определять стороны горизонта по местным признакам, Солнцу, компасу. | Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при решении практических задач. Умение выполнять тестовые задания разных типов, оценивать свои знания, выявлять и восполнять пробелы. | ЭОР №4 | 1 | ||||
Способы изображения объектов окружающего мира - 9 ч. | ||||||||||
8. Способы изображения предме тов | Учебник – с. 38-39; Рабочая тетрадь – с. 15, задания 30, 31. | Какими способами можно изображать предметы окружающего мира. Какую информацию о предмете можно передать с помощью рисунка, разреза, плана. | Рисунок, план предмета и его разрез как способы передачи информации о его внешнем виде и внутреннем устройстве. Основные понятия: рисунок, план, разрез предмета. Умение различать рисунок предмета и его план. Умение чертить план предмета. | Познавательный интерес к способам передачи информации о наблюдаемых предметах окружающего мира. Настойчивость в овладении новыми способами действий, умение составлять их последовательность, аккуратность при их выполнении. | Экскурсии в планетарий (по возможности, в соответствии с местными условиями). Наблюдения Наблюдение восхода и захода Солнца, вида Луны, планеты Венера, 2-3 созвездий (по выбору). Практические Работы Составление плана классной комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности, физической и исторической карт; работа с глобусом и картой полушарий. Возможные творческие и проектные работы Составление аппликации «Солнечная система». Презентация планет Солнечной системы (по выбору). Подготовка сообщений на тему «Искусственные спутники Земли – наши помощники». | 1 | ||||
9. Масштаб и его использование | Учебник – с. 40-42; Рабочая тетрадь – с. 15-16, задания 32-37. | Что придумали люди, чтобы изображать большие предметы и большие расстояния. Что показывает численный масштаб, как его перевести в другие виды масштабов. Какие действия нужно выполнить, чтобы изобразить план предмета в определённом масштабе. | Масштабирование как способ изображения крупных объектов окружающего мира на бумаге. Численный, линейный, именованный масштабы, их обозначение. Основные понятия: Масштаб, масштабирование, численный, именованный, линейный масштабы. Умение чертить план предмета в масштабе. | Умение готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ. Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения. Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств. | 1 | |||||
10. План местнос ти. Топогра фические знаки | Учебник – с. 43-47; Рабочая тетрадь – с. 16 18, задание 38-42. | Какими способами можно изобразить местность. Как составляют план местности. Как изображаются на нём отдельные объекты. Как изображали местность в старину. | Информация, отображаемая на плане местности, топографические знаки. Последовательность действий при составлении плана местности. Основные понятия: План местности, топографические знаки, картинный план. Умение различать план местности и её изображение на рисунке. Умение читать план местности: декодировать топографические знаки, называть масштаб, определять положение объектов относительно сторон горизонта. | Развивать пространственное мышление. Умение декодировать условные знаки, преобразовывать условно-знаковую информацию в словесную. Умение применять полученные знания при решении практических задач. | ЭОР №5 | 1 | ||||
11. Географические и исторические карты | Учебник – с. 48–54; Рабочая тетрадь – с. 19, задания 43,44. | Чем карта отличается от плана местности. Какую информацию можно отразить на географической и исторической картах. Как изображают на физической карте рельеф суши, глубину водоёмов. Какими были старинные карты. | Географическая карта, её условные знаки (легенда карты), послойная раскраска. Историческая карта, её условные знаки. Карта полушарий, чем она отличается от других карт. Основные понятия: Географическая и историческая карта, условные знаки карт (их легенды), послойная раскраска карты, маршрут, остров, полуостров, низменность, возвышенность, горы. Умение читать географическую карту, декодировать её условные знаки. Умение показывать географические объекты, определять формы суши, относительную высоту гор, глубину водоёмов, называть истоки и устья рек. | Развитие воображения, познавательного интереса к способам изображения окружающего мира. Умение анализировать, сравнивать информацию, находить сходства и различия. Умение декодировать информацию, данную с помощью условных знаков. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение сотрудничать при выполнении практических работ. | 1 | |||||
12. Глобус – модель Земли | Учебник – с. 55–60; Рабочая тетрадь – с. 20-22, задания 45-51. | Какие сведения о земном шаре должны быть отражены на его модели. Какие условные линии и точки обозначены на глобусе. Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий Земли. | Глобус как модель земного шара, отражающая форму и вращение Земли вокруг своей оси. Основные линии и точки глобуса: полюсы, экватор, меридианы, параллели, ось Земли (её наклон). Деление земного шара на полушария: Северное и Южное, Западное и Восточное. Суша Земли, её основные части. Мировой океан, его основные части. Основные понятия: глобус, полюсы, параллели, меридианы, экватор, полушария Земли, карта полушарий Земли, материк, океан, Мировой океан. Умение читать физическую карту полушарий (декодировать её условные знаки), находить на карте объекты по описанию их географического положения. | Развитие пространственного мышления, познавательного интереса к извлечению информации, представленной в условно-знаковой и модельной форме, коммуникативных способностей. Умение декодировать (и кодировать) информацию, находить соответствие разных форм информации. Умение самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её. | 1 | |||||
13. Практическая работа | Рабочая тетрадь – с. 23-24, задания для само контроля 1-5; Тес товые задания - с. 15-28, тест № 2, работа №2, зада ния 9-14. | Обобщение знаний и умений, полученных при изучении темы «Способы изображения объектов окружающего мира». Проверка усвоения предметных и метапредметных знаний и умений. | Умение различать понятия горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план местности, карта, глобус. Знание условных знаков плана местности, карты, глобуса. Умение изображать план предмета, участок местности, пользоваться масштабом и условными знаками при изображении маршрута. Умение читать планы и карты. | Умение выполнять тестовые задания разных типов. Умение классифицировать объекты окружающего мира. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений, оценивать свои знания, вносить нужные коррективы, исправлять ошибки. | ЭОР №6 | 1 | ||||
14. Космическое пространство и его изображение | Учебник – с. 61–65; Рабочая тетрадь – с. 25, задания 1, 2; Тестовые задания - с. 39-40. | Какие объекты окружающего мира относятся к космическим телам. Что такое звёзды, почему они светят разным цветом. Как изображают на звёздных картах созвездия и звёзды. Для чего люди изучают звёзды. | Представление о космическом пространстве и его компонентах: звёздах, созвездиях, планетах, галактиках. Представление о Солнце и других звёздах, их размере, температуре, удалённости от Земли. Представление о звёздной карте, изображении на ней звёзд и созвездий. Основные понятия: космическое тело, звезда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика. | Наглядно-образное мышление, воображение, познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий. Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства. Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию, отличать научную информацию от бытовой. | ЭОР Тест | 1 | ||||
15. Земля – планета Солнеч ной системы | Учебник – с. 66–69; Рабочая тетрадь – с. 26-28, задания 3-6. | Чем планеты отличаются от звёзд. Какие тела называют спутниками планет. Какие космические тела входят в Солнечную систему. Какие космические явления могут наблюдать земляне, почему они происходят. | Представление о Солнечной системе как системе космических тел, обращающихся вокруг Солнца. Последовательность расположения планет в Солнечной системе. Представление о планетах-гигантах и планетах земной группы, о движении Луны вокруг Земли и связанных с ним явлениях. Основные понятия: планета, звезда, астероид, спутник, орбита, Солнечная система, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, миф, философ. | Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение. | ЭОР №1,2,3 | 1 | ||||
16. Способы изучения космических тел | Учебник – с. 70–74; Рабочая тетрадь – с. 29, задание 7, 8; Тестовые задания - с. 29-38, тест № 3, работа № 3. | Как зарождалась наука космонавтика. Какую пользу приносят землянам искусственные спутники Земли. Почему надо изучать Солнце, что важно знать о нём. Проверка знаний о космических телах. | Представление о первых полётах в космос космических аппаратов и человека, исследованиях Луны и Солнца, об использовании искусственных спутников Земли. Основные понятия: естественный и искусственный спутник Земли, космонавт, астронавт, космический корабль, солнечная активность. | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать выводы. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий. Творческие способности, желание участвовать в проектной деятельности. | ЭОР №4,5,6 | 1 | ||||
Природные богатства России - 8 ч. | ||||||||||
17, 18. Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России | Учебник – с. 77-81; Рабочая тетрадь – с. 30-33, задания 1-8; Тестовые задания с. 47, 48, 49, 51, 52, 53, работа № 4, задания 1-6. | Каково географическое положение России, какие моря омывают её территорию. Где находятся высочайшие горы, крупнейшие равнины, водоёмы России. Какие сведения о реке даются при её описании. Что и как изображают на контурной карте. Какой была первая карта России. | Географическое положение России, крупнейшие равнины и горные системы, расположенные на её территории. Океаны и моря, омывающие территорию России, её крупнейшие реки и озёра. Основные понятия: равнина, горы, горный хребет, река, озеро, море. Умение читать географическую карту, характеризовать географическое положение объектов (гор, равнин, рек, морей, озёр). | Познавательный интерес к изучению природы своей Родины, чувство гордости за её природные богатства. Пространственное мышление, воображение, эмоциональное, эстетическое восприятие просторов России, её рек и озёр. Умение извлекать и преобразовывать информацию, данную с помощью условных знаков. Коммуникативные способности, умение сотрудничать при выполнении совместных практических работ. | Экскурсии По родному краю, в минералогический музей. Наблюдения Наблюдение изучаемых объектов природы, залежей полезных ископаемых, способов их добычи и использования (согласно местным условиям). Практические работы Раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий. Составление по карте маршрута путешествия по территории России. Работа с коллекциями образцов горных пород и минералов, исследования их свойств. Возможные творческие и проектные работы Презентация знаменитых географических объектов, природных памятников, расположенных на территории России и родного края. Моделирование (из песка, глины, пластилина, гипса) рельефа местности (по желанию). | 2 | ||||
19. Горные породы и минералы, их образование. | Тестовые задания – с. 55-58. | Какими бывают горные породы, как они образуются. Какими свойствами различаются минералы. Что такое окаменелости, какую информацию можно извлечь, исследуя их. | Представление о разнообразии горных пород, из образовании. Представление о разнообразии свойств минералов, составляющих горные породы. Основные понятия: горные породы, минералы, шкала твёрдости минералов, окаменелости. Умение извлекать нужную информацию из научно-популярного текста. | Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями и желание попробовать себя в роли учёного. Умение выделять научную информацию, данную в научно-популярном тексте, иллюстрациях, материальных объектах. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. | 1 | |||||
20. Полезные ископаемые, их разведка и добыча | Учебник – с. 82–87; Рабочая тетрадь – с. 34-35, задания 9-13. | Какие горные породы называют полезными ископаемыми, какими они бывают. Где и как находят месторождения полезных ископаемых, кто занимается их разведкой. Какими способами добывают полезные ископаемые. Какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие из них добывают в родном краю. | Полезные ископаемые, твёрдые, жидкие и газообразные. Представление о работе геологов и горняков по разведке месторождений полезных ископаемых, о разных способах их добычи, о шахтах, карьерах, скважинах. Понимание экологических проблем, возникающих при добыче и перевозке полезных ископаемых. Основные понятия: полезное ископаемое, месторождение, разведка полезных ископаемых, карьер, шахта, скважина, товарный вагон, цистерна, танкер, рудовоз, баржа. Умение находить месторождения полезных ископаемых на физической карте России, пользуясь её условными знаками. | Умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, проведение опыта, практической работы по карте). Умение работать с разными источниками знаний: учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции, эксперимент. Умение представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме. | ЭОР №1 | 1 | ||||
21. Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве | Учебник – с. 88–93; Рабочая тетрадь – с. 35, задания 14-15, с. 36, 37, задание 16 (выборочно). | Какие полезные ископаемые используют в строительстве. Из каких горных пород выплавляют металлы, какими свойствами они обладают, как используются. | Строительные материалы. Свойства гранита, известняка, мрамора, песка, глины, их использование в народном хозяйстве, в искусстве, в быту. Металлические руды, свойства металлов, их использование. Основные понятия: Строительные материалы, металлические руды, теплопроводность, электропроводность, радиоактивность, магнетизм, ювелирные изделия, драгоценные металлы. Умение характеризовать свойства полезных ископаемых, приводить примеры их использования в народном хозяйстве и быту. | Интерес к исследовательской работе, понимание важности научных знаний. Наблюдательность, эмоциональное, эстетическое восприятие объектов окружающего мира. Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Умение демонстрировать простые опыты для одноклассников. | ЭОР №2 | 1 | ||||
22. Горючие полезные ископае мые, их использование | Учебник – с. 94-97; Рабочая тетрадь – с. 36-37, задание 16 (выборочно), с. 38, задания 17, 18. | Какими бывают горючие полезные ископаемые, как они образовались. Какие экологические проблемы связаны с добычей и транспортировкой нефти. | Представление об образовании в недрах Земли торфа, каменного угля, нефти. Свойства горючих полезных ископаемых, их использование. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой, использованием нефти, торфа, природного газа. Основные понятия: горючее полезное ископаемое, торф, нефть, природный газ, каменный уголь, бурый уголь, антрацит, угольная шахта, нефтяная скважина. Умение наблюдать, выполнять простые опыты и делать выводы по их результатам. Умение находить на карте залежи горючих ископаемых. | Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении и выполнении экспериментальной работы, составлении отчёта по её результатам. Умение проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. | ЭОР №3 | 1 | ||||
23. Альтернативные источники энергии | Учебник – с. 98-100; Рабочая тетрадь – с. 39, задание 19; Тестовые задания с. 49, 50, 53, 54, работа № 4, задания 7-12. | Какие проблемы стоят перед человечеством в связи с интенсивной добычей и использованием полезных ископаемых. Какие источники энергии называют восполняемыми. Проверка усвоения предметных знаний и умений по теме «Полезные ископаемые». | Понимание ограниченности запасов полезных ископаемых, необходимости их рационального использования, важности бережного отношения к ресурсам своей Родины. Представление о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии. Основные понятия: неисчерпаемые запасы, альтернативные источники, искусственные материалы, долговечные материалы, рациональное использование. | Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать полученную информацию. Умение представлять информацию с помощью диаграмм. Коммуникативные способности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбирать форму участия, находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт. | ЭОР №4 | 1 | ||||
24. Обобщающий урок. | Рабочая тетрадь – с. 40-41, задания 1-8; Тестовые задания – с. 41-46, тест № 4. | Проверка прочности усвоения предметных и метапредметных знаний и умений по изученным разделам. | Знание сторон горизонта и умение ориентироваться по ним. Знание условных обозначений на плане и карте, умение пользоваться ими при решении учебных задач. Умение классифицировать природные объекты по заданным основаниям. | Выполнять умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию. Умение выполнять проектную работу. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. | ЭОР №5,6 | 1 | ||||
Природные зоны и природные сообщества - 11 ч. | ||||||||||
25. Природ ные зоны России | Учебник – с. 101–105; Рабочая тетрадь – с. 42–43, задания 1, 2. | Одинаковы ли природные условия на территории России, от чего они зависят. Что такое природная зона, каков план её изучения. Какие пояса освещённости выделяются на Земле, чем они различаются. | Представление о природных зонах Земли, о поясах освещённости, о протекании времён года в разных местах Земли. Представление о полярных кругах, выделенных на картах полушарий. Основные понятия: природная зона, пояс освещённости, полярный круг. Умение находить на карте и называть природные зоны, которые есть на территории России. | Познавательный интерес к изучению природы своей Родины. Логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи. Коммуникативные способности – умение коллективно обсуждать и комментировать полученные сведения. Умение составлять план сбора информации, выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, схем, энциклопедий и применять её при решении учебно-познавательных задач. | Экскурсии В лес, к водоёму, в теплицу (по выбору). Наблюдения Наблюдение характерных для природного сообщества растений, животных, их взаимосвязей. Практические работы Работа с картой природных зон. России. Возможные творческие и проектные работы Оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ. Презентация природной зоны или природного сообщества (по выбору). Составление рекламного плаката «Родной край», с последующей его презентацией. | 1 | ||||
26. Суровая Арктика | Учебник – с. 106–113; Рабочая тетрадь – с. 43, задания 3–5. | Чем особенна природа зоны арктических пустынь. Какие растения и животные обитают в Арктике. Какие цепи питания характерны для этой зоны. Для чего в Арктике организуют полярные станции, чем занимаются полярники. | Географическое положение зоны арктических пустынь, её природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление об образе жизни коренного населения Арктики, работе полярников, экологических проблемах данной зоны. Основные понятия: зона арктических пустынь, полярный день, полярная ночь, полярное сияние, Северный морской путь, цепь питания. Умение находить на карте положение зоны арктических пустынь, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, наглядно-образное и логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи. Осознавать важность экологических знаний, Умение извлекать информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями. Умение осуществлять проектную деятельность, презентовать результаты своих исследований. | ЭОР №1 | 1 | ||||
27. Ранимая тундра | Учебник – с. 114–123; Рабочая тетрадь – с. 44-46, задания 6-12. | Каковы природные условия южнее зоны арктических пустынь. Что такое вечная мерзлота, как она влияет на природу зоны тундры. Что растёт и кто живёт в тундре, как приспособились к её суровым условиям растения и животные. Чем занимается коренное население тундры. Какие экологические проблемы возникают в тундре по вине людей. | Географическое положение зоны тундры, её природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление о растительном и животном мире тундры, об образе жизни её коренного населения, об экологических проблемах, связанных с деятельностью человека. Основные понятия: тундра, полярный круг, вечная мерзлота, карликовые растения, лишайники, мхи. Умение находить на карте зону тундры, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Делиться своими «открытиями» дома, с одноклассниками. Понимание важности экологических знаний для сохранения естественной природы. Умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с табличной информацией. Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам. | 1 | |||||
28. Зона лесов | Учебник – с. 124–133; Рабочая тетрадь – с. 46-51, задания 13-22. | Как изменяются природные условия южнее зоны тундры. Какие леса растут в России, каков их растительный и животный мир. Что даёт лес человеку. Какие беды несут лесу люди. | Географическое положение зоны лесов, её природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление о растительном и животном мире тайги, смешанных и широколиственных лесов. Значение леса в жизни человека, экологические проблемы, связанные с его деятельностью, экологически грамотное поведение в лесу. Основные понятия: лесотундра, тайга, смешанный и широколиственный леса, ярусы леса, лесная подстилка, заповедник, национальный парк. Умение находить на карте лесную зону, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, наглядно-образное и логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для её сохранения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Умение работать с блок-схемами и табличной информацией. Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам. | ЭОР №2,6 | 1 | ||||
29. Степные просторы | Учебник – с. 134 - 142; Рабочая тетрадь – с. 52-54, задания 23-30. | Как изменяются природные условия южнее лесной зоны. Чем различаются почвы тундры, лесной зоны и степей. Каков растительный и животный мир степей. Что является причиной её безлесья, как приспособились к её условиям травянистые растения. Чем занимаются жители степей, какие культуры выращивают, какие экологические проблемы им приходится решать. | Географическое положение зоны степей на территории России, их природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление о растительном и животном мире степей. Значение степей в жизни людей, экологические проблемы, связанные с их деятельностью, экологически грамотное поведение в степной зоне. Основные понятия: лесостепь, степь, защитная лесополоса, суховей, засухоустойчивое растение, заказник, питомник. Умение находить на карте зону степей, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, наглядно-образное и логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для её сохранения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать. | 1 | |||||
30. Жаркие пустыни | Учебник – с. 143 - 149; Рабочая тетрадь – с. 55-56, задания 31-35. | Чем пустыня отличается от степи. Каков растительный и животный мир пустыни, как приспособились растения и животные к её условиям. Чем занимаются жители пустынь, какие экологические проблемы им приходится решать. | Географическое положение зоны пустынь на территории России, их природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление о песчаной и глинистой пустынях, их растительном и животном мире. Приспособляемость растений и животных к жаркому климату и недостатку влаги. Чем занимаются жители пустынь, экологически грамотное поведение в пустыне. Основные понятия: песчаная и глинистая пустыни, барханы, оазис, бахча, каналы-арыки. Умение находить на карте зону пустынь, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, Жизнедеятельность людей. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для сохранения своего здоровья. Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, данную в разных формах, преобразовывать её, обобщать и систематизировать. Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам. | ЭОР №3 | 1 | ||||
31. Обобщающий урок | Тестовые задания – с. 59-68, тест № 5, работа № 5. | Обобщить и систематизировать знания о природных зонах. Проверить уровень предметных и метапредметных знаний и умений, наметить дальнейшие пути повышения качества знаний и умений. | Знания о природных условиях в разных природных зонах, о соотношении длительности дня и ночи в разные времена года. Знания о растительном и животном мире и их приспособляемости к природным условиям. Умение находить научные ошибки в тексте, работать с таблицами, классифицировать природные объекты, выполнять тестовые задания разных типов. | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. | ЭОР №4 | 1 | ||||
32. Природа гор | Учебник – с. 150 - 155; Рабочая тетрадь – с. 57, задания 36-37. | Чем особенна природа гор, какие климатические условия можно наблюдать, путешествуя от подножия горы к её вершине. Каков растительный и животный мир гор на разных её высотах. Какое значение имеют горы для человека, чем занимаются жители гор. | Географическое положение горных систем на территории России, их природные условия, особенности неживой и живой природы на разных высотах гор. Значение гор для здоровья человека, для науки, сельского хозяйства, промышленности, для спорта, для искусства. Умение находить на карте горные системы, характеризовать природные условия гор, растительный и животный мир, жизнедеятельность людей. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для сохранения своего здоровья. Умение выполнять проектные работы. | 1 | |||||
33. Природ ные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах. | Учебник – с. 156 - 163; Рабочая тетрадь – с. 58, задания 38-39. | Что такое природное сообщество, каков план его изучения. Каковы условия жизни в озере и какие связи живых существ характерны в этом природном сообществе. Каково значение озёр и рек для природы и жизни человека, какие экологические проблемы возникают по вине людей. | Представление о природных сообществах. Растительный и животный мир пресных водоёмов, взаимосвязи живых существ, цепи питания. Значение озёр, рек для жизни человека, негативное влияние людей на природное сообщество, возникающие экологические проблемы, пути их решения. Основные понятия: пресная вода, озеро, река, пруд, природное сообщество, Умение различать понятия природная зона, природное сообщество, характеризовать растения и животных пресных водоёмов, их взаимосвязи, составлять пищевые цепи. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимание важности экологических знаний, грамотного поведения в природе для сохранения её красоты и гармонии. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию. Умение моделировать природные объекты и взаимосвязи в живой природе. | 1 | |||||
34. Болота, их значение для природы и человека | Учебник – с. 164 - 168; Рабочая тетрадь – с. 59, задания 40-42. | Что растёт и кто живёт на болоте, каковы связи между живыми существами этого природного сообщества. Каково значение болот для природы и человека, какие экологические проблемы возникают в результате осушения болот. Чем опасны болота для здоровья человека. | Представление о природном сообществе болота, его растительном и животном мире, о взаимосвязях живых существ. Значение болот для рек, для жизни человека, для сохранения редких растений и животных. Правила безопасного поведения на болотах. Негативное влияние людей на природное сообщество болота, возникающие экологические проблемы при осушении и загрязнении болот. Основные понятия: болото, мох, малярийный комар, торфоразработки, заповедник. Умение различать понятия озеро, болото, составлять пищевые цепи, характерные для природного сообщества болота. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазию, логическое мышление - умение выявлять причинно-следственные связи. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Понимание важности экологических знаний, грамотного и безопасного поведения в природе. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию. Умение составлять план презентации (сообщения, представления) собранной информации одноклассникам. | 1 | |||||
35. Жизнь луга | Учебник – с. 169 - 171; Рабочая тетрадь – с. 60, задания 43-45; с. 61-62; Тестовые задания – с. 69-76, тест № 6, работа № 6. | Что такое луг, чем он отличается от леса, какая группа растений для него характерна. Кто живёт на лугу, каковы связи животных и растений луга. Как человек использует луга, какие экологические проблемы решает при этом. Проверить уровень предметных и метапредметных знаний и умений. | Представление о природном сообществе луга, его растительном и животном мире, о взаимосвязях живых существ. Значение лугов для природы и жизни человека, как сохранять луга. Основные понятия: луг, заливной луг, разнотравье, дёрн, поле, пустырь, кормовые травы, пасека, пастбище. Умение различать понятия луг и степь, составлять пищевые цепи, характерные для природного сообщества луга. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, желание сохранять чистоту, красоту и гармонию природы. Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. | ЭОР №5 | 1 | ||||
Важнейшие события в истории Отечества - 21ч. | ||||||||||
36. Восточные славяне, их соседи | Учебник (2 часть) – с. 4-9; Рабочая тетрадь №2 – с. 2-4, задания 1-8. | Какие науки изучают прошлое человечества, какими способами. Какие племена жили на территории современной России, чем занимались. Кто такие восточные славяне, каков был их образ жизни. Какой водный путь называют «из варяг в греки». | Географическое положение территорий, занятых племенами восточных славян. Представления об образе жизни восточных славян, их занятиях, о защите славянских поселений от набегов соседних племён. Основные понятия: восточные славяне, родовая община, племя, племенной союз, старейшина, князь, частокол, вал, ров, волок. Умение находить на карте территории славянских племён, путь «из варяг в греки». | Познавательный интерес к изучению образа жизни наших далёких предков. Умение осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально. Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, представленную в различной форме и преобразовывать её в схематическую форму. Умение представлять изученное в виде материальных моделей. | Экскурсии По историческим местам родного края; к памятникам погибших воинов, в краеведческий музей; в дом-музей выдающегося деятеля России (согласно местным условиям). Наблюдения рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников. Практические работы Работа с исторической картой. Возможные творческие и проектные работы Подготовка сообщений о древних городах Руси; о наиболее ярких событиях в истории Отечества, её государственных деятелях, выдающихся деятелях России. Ролевая игра, представление бытовых сценок из жизни наших предков разных периодов истории. Реконструкции важных событий из истории государства. Оформление страниц в тетради по истории родного края. Создание альбома «Исторические места родного края» Презентация национальных традиций (одежды, пищи, праздников и др.) народов, живущих в родном краю. Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов — одежда, макеты памятников архитектуры и др. | 1 | ||||
37. Образование Древнерусского государства | Учебник – с. 10-19; Рабочая тетрадь – с. 4-6, задания 9-16. | Когда и как образовалось Древнерусское государство. Какой была Русь при первых великих князьях. Каким было воинское снаряжение дружинников князя, чем они занимались. Какими были старинные города. | Представление о начале государственности на территории племенных союзов, о Древней Руси, её князьях, городах, княжеской дружине, о воинском снаряжении дружинников. Основные понятия: государство, великий князь, дружина, дань, полюдье, кремль, посад, торг, вече, доспехи, шлем, кольчуга, меч, щит. Даты: IX-X века – образование Древнерусского государства племенами восточных славян, 862 год – летописное предание о начале правления князя Рюрика, 882 год – считается годом начала Древнерусского государства. Умение находить на карте информацию об упомянутых в текстах племенах, городах, реках, о военных походах великих князей. Умение находить на рисунках части старинных городов, различать воинские доспехи. | Познавательный интерес к изучению истории своего Отечества. Логическое и историческое мышление - устанавливать причинно-следственные связи описанных исторических событий. Умение работать с разными источниками знаний, соотносить, представленную в них, информацию, находить ответы на вопросы. Пополнять словарный запас. Планировать сообщение (пересказ) полученной информации. | ЭОР №1 | 1 | ||||
38. Крещение Руси | Учебник – с. 20–25; Рабочая тетрадь – с. 8-9, задания 17-19. | Кто из великих князей объединил Русь единой христианской верой. Какие изменения произошли на Руси после её крещения. Каким было правление Ярослава Мудрого. | Представление о хронологической последовательности исторических событий IX-XI веков в Древней Руси: образование Древнерусского государства, крещение Руси при Владимире Красное Солнышко, правление Ярослава Мудрого. Представление о Киеве – столице Древнерусского государства. Основные понятия: летопись, былина, вера, христианство, крещение, церковь, икона, религия. Даты: 988 год – начало крещения Руси князем Владимиром. Умение находить и показывать на карте территорию Древней Руси, его столицу, характеризовать исторические события, исторических деятелей, соотносить дату с веком, отмечать события на ленте времени в хронологической последовательности. | Интерес к истории своего государства, наглядно-образное, историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры. Умение анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение характеризовать предметы материальной и духовной культуры. | 1 | |||||
39. Как распа лась Древняя Русь | Учебник – с. 26–33; Рабочая тетрадь – с. 10-11, задания 20-22; Тестовые задания – с. 77-82, тест № 7. | Какие изменения произошли на Руси в середине XII века. Почему распалась Русь, какие дела князей способствовали этому историческому процессу. Каким был Великий Новгород, чем занимались его жители. Чем славилась Владимиро-Суздальская земля, какие её города стали памятниками культуры Древней Руси. | Причины распада Киевской Руси, образование самостоятельных центров – Новгородской и Владимиро-Суздальской земель. Представление о природе этих земель, образе жизни и занятиях его жителей, о Великом Новгороде, Владимире, Суздале, как центров славянской культуры. Основные понятия: вечевая площадь, посадник, бояре, церковь, храм, зодчество, икона, берестяная грамота. Даты: 859 год – основание Новгорода (Великого), 1108 год – основание города Владимира на реке Клязьме, Середина 12 века – распад Древнерусского государства на отдельные княжества. Умение находить и показывать на карте территорию Новгородской и Владимиро-Суздальской земель, характеризовать памятники культуры Древней Руси. | Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей. Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Эмоциональное восприятие памятников культуры, желание сохранять их. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого. Представлять информацию в разной форме. | 1 | |||||
40. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке | Учебник – с. 34–41; Рабочая тетрадь – с. 11-12, задания 23-24. | Почему Русь подверглась в XIII веке нашествию врагов. Кто напал на Русь с юго-востока, сколько лет продолжалось монгольское иго. Кто пытался захватить Русь с запада. Какой полководец победил шведов и немецких рыцарей-крестоносцев. | Причины ослабления Руси к XIII веку. Нашествие ордынцев, установление монгольского ига. Невская битва, битва на Чудском озере. Александр Невский, его победы над захватчиками. Основные понятия: нашествие, осадные орудия, Золотая Орда, кочевники, монголо-татары, хан, иго, дань, рыцари, Даты: 1223 год – поражение в битве с монгольским войском на реке Калке, 1240 – Невская битва, победа над шведами, 1242 – ледовое побоище, победа над немецкими рыцарями-крестоносцами. Умение читать историческую карту, называть места важнейших сражений, направления походов войск монголов, немецких рыцарей, понимать, как обозначены даты поражений и побед. Умение соотносить событие, дату и век. | Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций, рисунков-схем. Умение осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе одноклассников. | ЭОР №2 | 1 | ||||
41. Объединение Руси вокруг Москвы Куликовская битва | Учебник – с. 42–47; Рабочая тетрадь – с. 12-14, задания 25-28. | Как Москва стала центром возрождения Руси. Когда и где произошла Куликовская битва, какое значение она имела для Руси. Кто из русских князей одержал победу над ордынцами. | Начало освобождения Руси от власти ордынцев. Усиление Московского княжества, прекращение выплаты дани Золотой Орде. Куликовская битва. Дмитрий Донской, его победа над монгольским войском Мамая. Основные понятия: калита, дань, битва, сражение. Даты: 1147 – первое упоминание в летописи о Москве, 8 сентября – Куликовская битва. Умение реконструировать события прошлого с помощью схем, иллюстраций, картин художников. Умение соотносить событие, дату и век. | Патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний. Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, извлекать нужную информацию из картин художников, рисунков-схем, условно-знаковых систем, планов и карт. | ЭОР №3 | 1 | ||||
42. Московс кое госу дарство. Правле ние Ивана III и Ивана Грозного | Учебник – с. 48–53; Рабочая тетрадь – с. 15-16, задания 29-32. | Какое значение для Московского государства было правление Ивана III. Каким было правление Ивана Грозного. Какими были символы Московского государства и его столицы. Какие памятники истории и культуры этого периода сохранились до наших дней. | Правление Ивана III. Освобождение от власти Золотой Орды. Первый герб Московского государства, герб Москвы, памятники культуры XV века. Основные понятия: ханство, царь, атаман, стрельцы, скипетр, держава, типография, азбука, собор. Даты: 1480 год – конец зависимости Руси от Золотой Орды, 1547 год – провозглашение первого русского царя (Ивана Грозного), Вторая половина 16 века – начало присоединения к Московскому государству Сибири. Умение реконструировать события прошлого с помощью схем, иллюстраций, картин художников. Умение соотносить событие, дату и век. | Интерес к истории своего государства. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение извлекать информацию из различных источников знаний, в том числе и условно-знаковых (исторической карты). Умение реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций. Умение осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений. | 1 | |||||
43. Обобщающий урок | Тестовые задания - с. 83–91, тест № 8, работа № 7. | Обобщить и систематизировать знания о событиях, произошедших на Руси в IX – XVI веках. Проверить уровень предметных и метапредметных знаний и умений, наметить дальнейшие пути повышения качества знаний и умений. | Знание основных событий в истории своего государства, происходивших в IX – XVI веках. Умение соотносить событие, дату и век. Умение восстанавливать хронологическую последовательность событий. Основные понятия: смута, ополчение, ремесленник, крестьянин, крепостные, налоги. Даты: 4 ноября (по нынешнему календарю) | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Умение работать с научно-популярным текстом как с источником информации. | 1 | |||||
44. Россия в XVII веке. Начало правле ния династии Романо вых | Учебник – с. 54-60; Рабочая тетрадь – с. 17-18, задания 33-35, с. 19-21, задания 1-6. | Почему начало XVII века называют смутным временем на Руси. Какое значение для нашего государства имели события 1612 года, кто в них участвовал. Какой стала Россия к концу XVII века. Какие памятники истории и культуры сохранили память о тех событиях. Золотое кольцо России. | Представление о смутном времени на Руси. Вторжение польских и шведских войск, ополчение князя Дмитрия Пожарского, победа над польским войском, освобождение Москвы. Начало правления Михаила Романова. Развитие Российского государства в течение XVII века. Представление о крепостничестве. Восстание Степана Разина, его казнь. Основные понятия: смута, ополчение, ремесленник, крестьянин, крепостные, налоги. Даты: 4 ноября (по нынешнему календарю) - освобождение Москвы от войска польского ополчением Д. Пожарского и К. Минина, 1613 год – начало правления боярина Михаила Романова. Умение работать с географической и исторической картами. | Патриотические чувства к своей Родине, интерес к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний. Участвовать в коллективном обсуждении исторических событий, оценивать действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Умение выбирать нужную информацию из текста, картин художников, карт. | 1 | |||||
45. Пётр Великий. Российская империя | Учебник – с. 61-68; Рабочая тетрадь с. 22, задания 36-37. | Каким был первый император России. Какие преобразования произошли в государстве и жизни россиян при его правлении. Где находилась и какой была столица Российской империи. Почему происходили народные восстания. | Представление о первом императоре России и его преобразованиях в государстве и жизни россиян. Война со Швецией за выход России в Атлантический океан через Балтийское море. Образное представление о столице Российской империи городе Санкт-Петербурге. Основные понятия: империя, император, флот, Кунсткамера, подъёмный мост, крепость. Даты: Конец XVII века – начало правления Петра Великого, 17о3 год – основание Санкт-Петербурга, 1721 год – государство стало именоваться Российской империей Умение находить и показывать на карте Санкт-Петербург, описывать его географическое положение. | Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. Умение составлять план краткого пересказа собранной информации. | 1 | |||||
46. Развитие Российс кой империи. Правле ние Екатери ны II. | Учебник – с. 69- 73; Рабочая тетрадь – с. 23, задание 39. Тестовые задания - с. 92–94, работа № 8. | Что дало России правление Екатерины Великой. Какие изменения произошли в жизни россиян. Кто был родоначальником российской науки. Какие памятники культуры XVIII века сохранились в России. | Представление о развитии России в XVIII веке, о правлении Екатерины Великой, о заслугах великих полководцев А. Суворова и Ф. Ушакова, о развитии науки и искусства, об образе жизни дворян и простых жителей. Война с Турцией за выход к Чёрному морю. Восстание Е. Пугачёва. Образное представление о памятниках культуры времён Екатерины II. Основные понятия: университет, академия, родоначальник. полководец, адмирал. Даты: 1711 год – год рождения М. Ломоносова, вторая половина XVIII века – правление Екатерины Великой, конец XVIII века восстание Пугачёва. Лето1812 года – Умение работать с исторической картой. | Познавательный интерес к изучению истории, эмоциональное и эстетическое восприятие памятников истории и культуры, желание сохранять их красоту и историческую ценность. Умение извлекать и представлять информацию, полученную в результате работы с разными источниками знаний, в том числе Интернета. Умение сотрудничать, работая в группе. | 1 | |||||
47. Нашест вие Наполео на. Бородинская битва, её значение для России. | Учебник – с. 74-81; Рабочая тетрадь – с. 24-26, задания 40-44. | Какое испытание выдержала Россия в 1812 году. Кто напал на Россию, кто и как победил Наполеона. Какие памятники поставлены в России героям Отечественной войны 1812 года. Что изменилось в Российской империи к концу XIX века. Какую историческую дату и как отметили в России в XIX веке. | Представление о том, что происходило в Европе в начале XIX века, о том, как началась война России с Наполеоном и как она закончилась. Михаил Кутузов, Бородинская битва, её значение для Российской империи. Памятники героям Отечественной войны 1812 года. Представление о развитии России в XIX веке, о деятельности Александра II, отмена крепостного права, тысячелетие России. Основные понятия: Отечественная война, партизаны. Даты: Лето1812 года – начало Отечественной войны, 1861 год – отмена крепостного права, 1862 год – открытие памятника «Тысячелетию России». | Желание участвовать в проектной деятельности, развивать свои творческие способности. Умение решать разные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме. Умение оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | 1 | |||||
48. Россия до 1917 года. Обобщающий урок | Рабочая тетрадь – с.27-29, задания 1-5; Тестовые задания – с. 95-100, тест № 9. | Обобщить и систематизировать знания о событиях, произошедших на Руси в XVI - XIX веках. Проверить уровень предметных и метапредметных знаний и умений, наметить дальнейшие пути повышения качества знаний и умений. | Знание основных событий в истории своего государства, происходивших в XVI - XIX веках. Умение соотносить событие, дату и век. Умение восстанавливать хронологическую последовательность событий. | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Осознание уровня усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности. | ЭОР №4 | 1 | ||||
49. Исторические события в России в начале XX века. | Учебник – с. 82-86; Рабочая тетрадь – с. 30, задания 45-46. | Какие революционные события произошли в России в начале XX века. Кто осуществил Октябрьскую революцию. Какие лозунги выдвигали большевики. Почему возникла Гражданская война в России. Чем она закончилась. Как образовался Советский Союз, какие республики вошли в него. | Война 1914 года - Первая мировая война, её роль в ослаблении России. Отречение императора Николая II. Конец Российской империи. Октябрьская революция, переход власти к большевикам под руководством В.И. Ленина. Гражданская война, её последствия для россиян. Образование СССР. И.В. Сталин. Основные понятия: Мировая и Гражданская война, революция, красные и белые, Советы, декреты. Даты: 1914 год – начало Первой Мировой войны, 25 октября – Октябрьская революция, 1918-20 годы- Гражданская война, 1922 год – Образование СССР. | Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. | 1 | |||||
50. Преобра зования, произошедшие в СССР в 20-30 гг. | Учебник – с. 87-92; Рабочая тетрадь – с. 30, задание 47. | Какие задачи стояли перед руководителями нового государства, как они решались, чему уделялось особое внимание. Как жилось людям в Советском Союзе. | Представление о восстановлении и развитии народного хозяйства, о колхозах, о строительстве новых заводов, электростанций, метрополитена и других достижениях нашей страны в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике. Развитие образования, ликбез, рабфак, пионерская и комсомольская организации молодёжи и школьников. Представление о том, как жилось людям в новом государстве, о положительных и отрицательных сторонах их жизни. Умение работать с политико-административной картой. Основные понятия колхоз, совхоз, пионер, комсомолец, рабфак, ликбез, репрессии. Даты: 1935 год – пуск первой линии метрополитена, 1937 год – открытие канала им. Москвы. | Интерес к недавнему прошлому своей страны, к жизни прабабушек и прадедушек, эмоциональное восприятие положительных и отрицательных сторон их жизни, интерес к жизни своих сверстников. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение. | 1 | |||||
51, 52. Великая Отечест венная война | Учебник – с. 93-104; Рабочая тетрадь – с. 31-32, задания 48-50. | Как началась Великая Отечественная война, кто напал на Советский Союз. Какие основные сражения с фашистскими захватчиками произошли на его территории. Что помогло россиянам одержать победу и отстоять свою независимость. Что происходило в родном краю во время войны 1941-1945 гг. Какой вклад внесли его жители в победу над врагом. | Представление об основных событиях Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме воинов многонациональной Советской армии, о партизанском движении, о вкладе работников тыла в победу над фашистами, о помощи детей старшему поколению в тяжёлые для страны годы войны. Умение работать с картой, находить линию фронта, определять направления главных ударов немецк0-фашистских и советских войск. Основнык понятия - Великая Отечественная война, фашисты, партизаны, блокада, фронт, тыл, контрнаступление, эвакуация, капитуляция. Даты: 1939 год – начало Второй Мировой войны, 22 июня 1941 года – Начало Великой Отечественной войны, Декабрь 1941 года – битва под Москвой, Осень 1942 года – битва под Сталинградом, Лето 1943 – танковое сражение под Прохоровкой, Конец 1944 года – освобождение территории СССР от немецко-фашистских войск. 8 мая 1945 года – капитуляция фашистской Германии, 9 мая – День Победы. | Патриотические чувства к Родине, ненависти к войне, к фашизму, чувства уважения и признательности к людям, выстоявшим в страшной войне, к памяти павших, бережное отношение к памятникам и могилам советских воинов. Умение извлекать информацию из разных источников знаний, составлять план её пересказа, презентовать в разной форме. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение выполнять проектную работу. | ЭОР №5 | 2 | ||||
53. Советс кий Союз в послевоенные годы | Учебник – с. 105-109; Рабочая тетрадь – с. 32-33, задания 51-53. | Какими были послевоенные годы в нашей стране, какие трудности пришлось преодолевать, что пришлось восстанавливать Как возникла угроза атомной войны. Каких мирных успехов добился СССР. | Представление о трудном послевоенном периоде в государстве и жизни россиян. Гонка вооружений и новые угрозы мирному существованию народов мира. Успехи государства в использовании атомной энергии в мирных целях, в освоении космоса, в науке и технике. Основные понятия - детский дом, разруха, реставратор, атомная бомба, гонка вооружений, атомная станция, лучевая болезнь, космонавт. Даты: 1954 год – построена первая атомная электростанция, 4 октября 1957 года – запуск первого искусственного спутника Земли, 12 апреля 1961 года – первый полёт человека в космос | Чувство гордости за своё Отечество, чувства уважения и признательности к людям науки, конструкторам, инженерам, людям разных профессий, которым за короткий срок удалось не только восстановить народное хозяйство, но и достичь успехов в его развитии. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. | 1 | |||||
54. Начало перестройки. Современная Россия | Учебник – с. 110-117; Рабочая тетрадь – с. 34, задания 54-56, с. 37-39, задания 1-10; Тестовые задания – с. 101-106, тест № 10. | Почему в Советском Союзе началась перестройка. Каким стало государственное управление. Какие права и обязанности граждан зафиксированы в современной Конституции Российской Федерации. Какие государственные праздники связаны с важнейшими событиями в новейшей истории нашей Родины. | Причины начала перестройки, представление о её ходе, о распаде СССР, о современном государственном устройстве и управлении. Современные знаки и символы Российской Федерации, её Конституция, основные законы, права и обязанности граждан, в том числе и детей. Государственные праздники и их значение для россиян. Представление о проблемах в жизни жителей России на современном этапе её развития. Основные понятия: перестройка, Российская Федерация, Конституция, закон, гражданин, Президент, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, выборы, права, обязанности, государственные праздники. Даты: 1991 год – распад СССР на отдельные государства, 12 декабря 1993 года – принятие Конституции, 12 июня – День России. | Интерес к важнейшим событиям в новейшей истории России, недавнему прошлому своей страны, к жизни бабушек и дедушек, родителей, эмоциональное восприятие положительных и отрицательных сторон их жизни. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать причины и последствия исторических событий, связи между ними. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение. Умение извлекать информацию из разных источников знаний, презентовать в разной форме. | 1 | |||||
55. Обобщающий урок | Учебник – с. 118-120; Рабочая тетрадь – с.35, задание 57; Тестовые задания – с. 107-114, работа № 9. | Обобщить и систематизировать знания об основных исторических событиях, произошедших в нашем государстве со времён Древней Руси, о выдающихся его деятелях. Проверить уровень предметных и метапредметных знаний и умений, наметить дальнейшие пути повышения качества знаний и умений. | Знание основных событий в тысячелетней истории своего государства. Умение соотносить событие, дату и век. Умение восстанавливать хронологическую последовательность исторических событий. | Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Осознание уровня усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности. | ЭОР №6,7 | 1 | ||||
56. Яркие события из истории родного края | Рабочая тетрадь – с.36, задание 58. | Сбор и систематизация информации о родном крае и подготовка к презентации своей исследовательской работы. | Информация о родном крае, об основных исторических событиях, происходивших на его территории, о памятниках истории и культуры, о знаменитых соотечественниках, живших и живущих на его территории. | Умение ставить исследовательские задачи, выбирать способы их решения, определять своё участие в проектной работе, сотрудничать с одноклассниками, обсуждать форму презентации, оказывать помощь, ответственно относиться к результатам общего труда. | 1 | |||||
Материки, океаны, страны и народы Земли - 12ч. | ||||||||||
57. Океаны Земли. Жизнь в море | Учебник – с. 122-134; Рабочая тетрадь - с. 40-41, задания 1-5. | Какое значение имеет Мировой океан для обитателей Земли. Чем отличаются океаны друг от друга. Чем они знамениты. Какие группы живых существ обитают в морях, как они взаимосвязаны. | Мировой океан, его океаны, их различия. Природные явления, наблюдаемые в океанах. Животный и растительный мир океанов. Значение океанов для жителей Земли. Море как часть океана и среда обитания живых существ. Природное сообщество моря. Основные понятия: Мировой океан, море, пролив, природное сообщество, планктон, цепь питания. Умение показывать с помощью круговой диаграммы соотношение суши и водной поверхности на Земле, находить на карте океаны, моря, проливы, крупные острова, характеризовать их особенности. Умение составлять цепи питания морских обитателей. | Интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологическую культуру. Умение оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи. Умение извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях. В дополнительной литературе, Интернете. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение. Умение сотрудничать, работая в группе. | Экскурсии В ботанический сад, оранжерею (по возможности). Практические работы Работа с картой полушарий и глобусом, показ материков и океанов Земли; сравнение размеров материков; прокладывание маршрутов путешествий. Показ на карте крупнейших стран мира, находящихся на разных материках Земли, стран СНГ. Возможные творческие и проектные работы изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» с последующей презентацией (по выбору). Презентация 2-3 государств мира (по выбору). Изготовление макетов жилищ коренных народов континентов (по желанию) | 1 | ||||
58-62. Откры тие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное населе ние. | Учебник – с. 135-162; Рабочая тетрадь – с. 42-55, задания 6-25, с. 60-61, задания 1-8. | Кто и когда открывал континенты Земли. Кто исследовал их природу, в чём её особенности. Каков растительный и животный мир материков, их приспособляемость к природным условиям. Как живёт, чем занимается коренное население. Какие экологические проблемы возникают по вине человека. | Великие географические открытия. Имена великих путешественников и исследователей, открывших человечеству материки Земли. Представление о природе материков, образе жизни коренного населения, экологических проблемах. Основные понятия: географическое открытие, материк, остров, полуостров, полярная станция, сумчатое животное, коренное население. Умение находить и показывать на карте полушарий, глобусе материки Земли, характеризовать растительный и животный мир. Умение работать с контурной картой. | Познавательный интерес к изучению географических открытий человечества, чувство гордости за вклад российских первооткрывателей. Наблюдательность, любознательность, воображение, экологическое мышление, осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к природе Земли. Умение извлекать информацию, представленную в разных формах. Умение: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать найденную информацию. Умение выполнять проектную работу. | ЭОР № 1-6 | 5 | ||||
63-64. Страны и народы мира | Учебник – с. 163-170; Рабочая тетрадь – с. 59, задание 30. | Сколько стран образовалось на Земле, какие из них самые крупные. Сколько народов живёт на Земле, какие из них самые многочисленные. С какими странами у России есть общие границы. Какие памятники культуры имеют мировое значение. | Представление о множестве стран и народов на Земле, их разнообразии. Представление о Китае и США. Умение находить на политической карте мира наиболее крупные страны мира, в том числе соседей России. Умение работать с политической картой мира, картосхемами. | Интерес к изучению стран мира, их культуры. Осознание важности мирного сосуществования народов мира, понимание важности бережного отношения к памятникам всемирного наследия. Умение слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Сотрудничать при выполнении проектной работы. | 2 | |||||
65. Обобщающий урок | Тестовые задания – с. 115-120, тест № 11, с. 121-128, работа № 10. | Обобщить знания по изученному разделу. Проверить усвоение основных предметных и метапредметных знаний и умений. | Знания о материках и океана Земли, странах и народах мира. | Умение выполнять тестовые задания разных типов, применять полученные знания, осуществлять самоконтроль и самооценку своих учебных успехов. | ЭОР №7 | 1 | ||||
66. Страны СНГ – ближай шие соседи России | Рабочая тетрадь – с. 59, задание 29. | Какие государства образовались после распада СССР, какое новое объединение появилось на его месте. Какие проблемы появились у бывших республик, как они взаимодействую между собой и с Россией. | Представление о странах СНГ, о ближайших соседях России, о взаимосвязях, культурном обмене, проблемах в новом сообществе. Умение работать с политико-административной картой, находить и показывать территории бывших республик СССР, называть их столицы. | Интерес к жизни ближайших соседей, понимание важности толерантного отношения к гостям, бывшим соотечественникам. Ненависть к войне, отрицательное отношение к экстремизму, уважительное отношение к другим народам. | 1 | |||||
67. Земля – планета жизни | Учебник – с. 171–173; Рабочая тетрадь – с. 56-58, задания 26-28. | В чём уникальность планеты Земля. Какие экологические проблемы предстоит решить человечеству, чтобы сохранить жизнь на Земле. | Обобщаются знания о Земле как уникальной планете Солнечной системы, на которой есть жизнь. Меры, которые предпринимают люди, чтобы сохранить жизнь на Земле. Правила экологически грамотного и безопасного поведения. | Наглядно-образное, логическое, экологическое мышление, эмоциональное, эстетическое восприятие окружающего мира, понимание важности сохранения его разнообразия, красоты и чистоты, важности участия в природоохранных мероприятиях. | 1 | |||||
68. Итоговая работа (административная) | Внешняя оценка результатов учебной деятельности по данному предмету за все годы обучения. | Проверка уровня усвоения основных (входящих в фундаментальное ядро содержания предметной линии) предметных знаний и умений по курсам 1-4 классов. | Умение применять знания при выполнении тестовых заданий разных типов, умение выбирать нужную информацию для решения учебных задач, осуществлять самоконтроль, фиксировать достигнутые результаты. Осознание уровня усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...