Разнообразие растений на Земле
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Навдаева Светлана Александровна

Урок разработан на основе технологии развития критического  мышления через чтение и письмо.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.

Задачи урока:

·                     формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

·                     развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;

·                     воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;

·                     реализовывать творческие способности школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_rasteniy_na_zemle.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Разнообразие растений на Земле

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Урок разработан на основе технологии развития критического  мышления через чтение и письмо.

Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками сравнения, по результатам  наблюдения формулировать выводы  в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Приемы: «кластер», «Верите ли вы?»

Формы работы:  групповая, индивидуальная

Оборудование урока: таблица растения, частей растения, таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, карточки с названием растений, фотографии, рисунки удивительных растений - (презентация), мультимедийный проектор, компьютер

Формируемые  УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  умение  формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической)  форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Познавательные УУД:  умение ориентироваться в собственной  системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Проверим нашу организацию, все ли у вас готово к уроку.(СЛАЙД  2)

- На столах у вас лежит смайлик, покажите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось! Спасибо! А это мое настроение. Я думаю, мы с вами готовы к продуктивной работе.

2. Повторение.

- Ребята, посмотрите, что у меня есть (достаю конверт), а знаете что там?

- Домашним заданием к уроку у вас было составить синквейны на тему «Почва». Все ваши синквейны находятся у меня в конверте, я сейчас зачитаю некоторые из них.

- Я вижу, что вы все хорошо постарались, все синквейны получились разные и интересные.

3. Актуализация имеющихся знаний учащихся.

Стадия вызова.

- Я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.(СЛАЙД 3)

 Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение) (СЛАЙД 4)

- Ребята, вы, наверное, слышали выражение «Растение – зеленая одежда Земли?» Как вы это понимаете? (ответы детей) (СЛАЙД 5)

 - Вспомните, что вы знаете о растениях. (Живой организм, без него невозможна жизнь и т.д.)

-Докажите, что растение живой организм.  (Дышит, растет, питается, умирает, размножается).

-Назовите, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами). (СЛАЙД 6)

- Молодцы ребята. Я вижу, что вы много знаете о растениях.

4. Новая тема.

1. Сообщение темы  урока

– Сейчас мы с вами посмотрим видео. Во время просмотра видео, попробуйте определить тему нашего урока. (Включаю видео) (СЛАЙД 7)

- Итак, вы посмотрели видео. О чем мы будем говорить на уроке? (О разнообразии растений)

- Какая цель нашего урока? (Познакомится с разнообразием растений)

- Сегодня тема нашего урока «Разнообразие растений», и цель нашего урока – познакомится на какие группы делятся растения, рассмотреть особенности каждой группы растений. (СЛАЙД 8)

2. Прием «Верите ли вы..?»

- Но прежде чем, мы начнем работать, ответьте на вопросы, записанные в таблице. Заполняем первую графу. (Таблица у каждого на столе)(СЛАЙД 9)

- Напоминаю: если верите, ставите знак «+», если нет знак «-» в графе до изучения темы.

п/п

Верите ли вы?

До изучения растений

После изучения растений

1

…что водоросли могут окрасить воду?

2

…что водоросли не имеют корней и стеблей?

3

…что у мха есть только стебель и листья?

4

…что мох может ожить после того, как его засушили?

5

…что папоротники когда-то были деревьями?

6

… что папоротники не имеют цветов?

7

…что хвойные растения размножаются семенами?

8

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?

9

…что на Земле больше всего цветковых растений?

10

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?

Физкультминутка. (СЛАЙД 10)

1. Стадия осмысление.

Работа с учебником.

(На слайде вопросы).

- Вы сегодня будете работать группами, давайте вспомним правила работы в группе. (СЛАЙД 11)

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

-Пользуясь материалом в учебнике на стр. 70, вам нужно ответить на вопросы, которые на слайде. (СЛАЙД 12)

1. Как называется наука о растениях? (Ботаника)

2. Сколько групп растений выделяют ученые?  Для этого составим кластер. Он у вас лежит на столе. В центре кластера записано Группы растений. Заполните пустые кружочки, вписав в них названия групп растений. (СЛАЙД 13)

- Давайте, проверим, что у вас получилось? Поднимите карточки. (СЛАЙД 14)

- Молодцы, все группы справились с заданием.

Работа в группах.

- Ученые – ботаники  делят царство растений на несколько групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

 - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников.

 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения,5-я – цветковые растения.

- На работу отводится 5 минут. По окончанию работы, мы заслушаем представителей групп.

- Как у настоящих ученых у вас на партах лежит все необходимое для получения новых знаний. На столах у вас лежат учебники,  материал,  план работы с текстом, по которому вы должны будете подготовить свой ответ, атласы -  определители, по которому вы должны определить гербарий, принадлежащий вашей группы. (СЛАЙД 15)

1-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

- Где встречаются водоросли?

- Какие части они имеют?

- Много ли их на свете?

- Выберите на демонстрационном столе растение – гербарий, представителя своей группы.

Водоросли

Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты). Известно более 45000 видов водорослей.

Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.

2-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

- Где встречаются мхи?

- Какие части они имеют?

- Много ли их на свете?

- Выберите на демонстрационном столе растение – гербарий, представителя своей группы.

Мхи.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете около 27 тысяч видов.

3-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где встречаются папоротники?

- Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

- Выберите на демонстрационном столе растение – гербарий, представителя своей группы.

Папоротники.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда- то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.

4-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где встречаются хвойные растения?

- Какие части у них есть?

-Много ли их на свете?

- Выберите на демонстрационном столе растение – гербарий, представителя своей группы.

Хвойные растения.

Хвойные растения – это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья.  Они растут почти по всей территории суши, но в основном в умеренном климатическом поясе. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов  у них шишки, в которых и созревают семена. С помощь. Этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это – мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.

5-группа.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

- Где встречаются цветковые растения?

- Какой вид они имеют?

- Много ли их на свете?

- Выберите на демонстрационном столе растение – гербарий, представителя своей группы.

Цветковые растения.

Цветковые растение – те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить и в лесу, и в воде. Их на Земле больше всего. Цветковых растений почти 250 тысяч видов.

2. Выступление учащихся по группам.

- Представители групп представьте результаты вашей работы.

- Пока группы отвечают, все остальные внимательно слушают, потом ответите на вопрос, какая группа растений наиболее богата видами?

Во время выступления (СЛАЙД 16,17,18,19,20)

- Вы все внимательно слушали, ответьте на вопросы:

1. Какая группа наиболее богата видами?

2. В какой группе меньше всего видов?

5. Первичное закрепление новой темы.

Прием «Верите ли вы?...» После изучения.

- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания.

- В табличку «Верите ли вы?» внесите свои ответы во вторую графу после изучения темы. (СЛАЙД 21)

- Сравните две графы таблицы, и оцените свою работу, нарисуйте смайлик внизу таблицы.

6. Закрепление знаний.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Если согласны,  хлопайте в ладоши, если нет молчите.

1. Ученые выделяют пять групп растений. (ДА)

2. Водоросли представители хвойных лесов. (НЕТ)

3. Мхи можно встретить во влажных лесах. (ДА)

4. У папоротников красивые листья похожи на перья. (ДА)

5. Представители цветковых растений: сосна, ель, кедр, можжевельник.(НЕТ)

6. Наиболее богата видами группа цветковых растений. (ДА)

7. Рефлексия.

 - Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно. (СЛАЙД 22)
      
  Продолжите высказывание: 
        - Сегодня на уроке я узнал…
      
  - Мне понравилось …
      
  - Я  могу использовать эти знания…

- Давайте оценим свою работу на уроке.

8. Домашнее задание. (СЛАЙД 23)

1. На странице 73 (учебника), выполнить задание для домашней работы.

2. По желанию нарисовать рисунки растений, подготовить загадки о растениях.

- Ребята, вы сегодня все работали очень хорошо, выполняли задания, рассуждали, делали выводы. Все молодцы. Спасибо за работу. Урок окончен. (СЛАЙД 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"

Урок по познанию мира  проводится в 3 экспериментальном классе по переходу  на модель 12-летнего образования....

Обобщающий урок "Как сохранить разнообразие растений на Земле"

Урок окружающего мира в 3 классе разработан по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с ФГОС. Урок построен на. К конспекту прилагается презентация, призванная осуществить проверку выполняемых н...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Разнообразие растений на Земле.

Презентация к внеклассому занятию о разнообразных растениях на нашей Планете Земля....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...