Урок по окружающему миру "Кто такие звери?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Еремкина Людмила Александровна

Конспект урока по окружающему миру  в 1 классе по  теме "Кто такие звери?". УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_kto_takie_zveri.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

1 класс УМК «Школа России».

Учитель: Еремкина Людмила Александровна.

Образовательное учреждение: МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»

Тема: Кто такие звери?

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, с тетрадью на печатной основе.

Образовательные ресурсы для обучающихся:  учебник, рабочая тетрадь, смайлики.

Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация «Как живут животные?»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:   научатся наблюдать за жизнью животных, рассказывать о  своих наблюдениях;

- узнавать зверя по описанию (загадке), называть его детеныша.

Получат возможность научиться:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

 - работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Регулятивные:  предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка);

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные:  общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;

логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.).

Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные результаты:   осознание необходимости бережного отношения к животным.


ТЕМА: «Кто такие звери?»

ЦЕЛИ:

- познакомить с отличительным признаком данной группы животных, многообразием зверей;

- развивать устную речь, внимание;

- воспитать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации животных, аудиозапись голосов животных.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок

Ведь заданья нелегки

Нам друзья нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II. Повторение пройденного.

- Работа на листочках. Показ слайдов.

  • Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с насекомыми.
  •  Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с рыбами. (I  вариант - морские рыбы,  II вариант - речные рыбы)

НАСЕКОМЫЕ

РЫБЫ

После того как дети выполнят задание - спросить: «Назовите отличительные признаки насекомых и рыб. На какие группы можно разделить рыб?»

  1. Актуализация знаний:

- Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Давайте вспомним, на какие вопросы Муравьишки мы нашли ответ.

На доске картинки: муха, комар, голубь, воробей, утка, окунь морской , окунь речной, камбала, летучая мышь, крот.

-Назовите насекомых.

(муха, комар  – у них 6 ног)

- Назовите рыб.

(окунь морской и речной, камбала)

- Камбала-это речная или морская рыба?

( морская)

Чем покрыто тело рыб?

-Какие еще животные остались? На какие группы их можно разбить?

(птицы и звери)

- Назовите только птиц.

(воробей, голубь, летучая мышь)

Что общего у всех птиц? (Ответы детей).

-Назовите зверей.

(крот, летучая мышь)

-Итак,  некоторые из вас думают, что летучая мышь - птица, а другие- зверь.

-Давайте, выясним кто же прав.

-Кто может назвать тему нашего урока?

( Чем отличаются птицы от зверей и т. п.)

- Итак,  тема нашего урока «Кто такие звери?»

- Кто может ответить на этот вопрос? (Ответы детей).

III. Работа по теме урока

- Звери предлагают вам сыграть с ними в прятки. Вы согласны? Вам потребуется внимание, смекалка и умение дружно работать.

Задание: - По разным признакам определить, о каком животном идёт речь. ( По мере отгадывания на доске появляются иллюстрации с изображением животных).

Белка. 

В качестве подсказки используется загадка:

Сидит на ветке, а не птица.

Есть рыжий хвост, а не лисица.

Выступление подготовленного учащегося.

- Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм. Летом они запасают корм на зиму и прячут во мху или дуплах, летом носят рыжую шубку, а осенью шубка становится серой, густой и тёплой.

Медведь.

Детям предлагается узнать след животного.

Подсказка-загадка:

Великан в бору живет.

Он сладкоежка - любит мёд,

Когда испортится погода,

Ложится спать - да на полгода.

Выступление учащегося.

Этот зверь прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям, очень хорошо слышит; у него прекрасный нюх, ест траву, орехи, ягоды, желуди, но может есть рыбу, задрать кабана или лося.

Волк.

Подсказка-загадка:               На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Выступление учащегося.

Это крупный хищник. У него интересная форма следа. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый идет в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных.

Лиса.

Подсказка-загадка:                   

Сама рыжеватая,

Мордочка плутоватая,

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка!

Рысь.

Детям предлагается загадка:

Меньше тигра, больше кошки,

На ушах кисточки – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.

Выступление учащегося.

- Рысь – крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей черные кисточки.

Заяц.

Подсказка - загадка:       

Обитатель леса шустрый,

Своровал листок капустный.

У него дрожат реснички,

Нет ли где-нибудь лисички?

ФИЗМИНУТКА  

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко

 

Вдруг мы видим : у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И  назад в гнездо кладём.

 

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

 

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

 

Как много мы увидели:

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы

IV. Закрепление изученного.

  1. Работа по учебнику стр.38,39.
  2. Отгадывание загадок про зверей.
  3. Практическая работа.

Работа с учебником

- Рассмотрите  строение тела жирафа на стр. 38

- Какие части тела есть у каждого из этих животных?

- Чем покрыто тело этих животных?

- Значит звери – это кто?

ВЫВОД: 

Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Звери выкармливают детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют – млекопитающими.

Знакомство со зверями, которые имеют необычное строение тела: крот, летучая мышь. стр.39

- Почему у крота передние лапы больше? (Ответы детей).

- Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.

- Что необычного в строении тела летучей мыши? (У нее вместо лап крылья).

- Летучая мышь – единственное летающее животное в группе зверей. Они питаются насекомыми, живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал, пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки, днем они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

- В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу.

А  теперь разгадайте кроссворд: отгадывают загадки, называют детеныша животного

Практическая работа.

-Положите перед собой кусочки меха(привлечь родителей).

-Кто узнал?

1. Сравните по цвету, форме, размеру(волоски)

2.Капните водой.

3.Проведите по лицу (заранее спросить у родителей, у кого есть аллергия на шерсть).

Вывод: разные, не намокает, мягкое.

Мех защищает зверей от холода, меняют окрас для лучшей маскировки от врагов.

Рефлексия учебной деятельности.

(Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. Показателем результатов станет адекватная самооценка обучающихся оценке учителя, а также открытость обучающихся в осмыслении своих действий.)

- Мы ответили на вопрос Муравьишки: «Кто такие звери?».

Сегодня на уроке мы не только ответили на вопрос, но и увидели, как красив и многообразен мир зверей. Но, к сожалению, не всегда люди относятся к животным бережно. Часто ребята ловят и губят бабочек, стрекоз, приносят из леса ежей и других зверьков, птиц, которые чаще всего погибают в неволе. Все это обедняет природу! Мы с вами сами должны сами бережно относиться ко всем, кто нас окружает, и учить этому других.

- Что необходимо животным для жизни?      (Пища, вода, воздух, тепло, свет).

- Где вам  в жизни могут пригодиться полученные знания?

Рекомендации для занятий в семье.

- Сколько лет могут жить животные? В дополнительной литературе или Интернете, с помощью взрослых попробуйте найти сведения о продолжительности жизни разных животных. Занесите их в таблицу задания 3 рабочей тетради.

V. Итог урока. 

 Оценивают собственную деятельность на уроке.Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке (смайлики).

 - Поднимите руку те, кто сегодня на уроке открыл для себя что-то новое. Я рада за вас. Спасибо всем за работу. Урок окончен.


Список литературы

  1. «Детские загадки» - http://mama.ladycity.ru/doc/183/
  2. «Загадки про животных» - http://www.forumchata.ru/zagadki/36-zagadki-o-jivotnyh.html

Приложение 1.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко

 

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И  назад в гнездо кладём.

 

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

 

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

 

Как много мы увидели:

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

 Приложение 2.

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...(Волк)

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(Лошадь)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его …?

(Индюк)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками за мышами.
(Еж)

Молоко пьет,
Песенки поет.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)

Ходит печка,
Вся в колечках.
(Овца)

Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья)

К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
(Собака)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру  "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"

Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.Планируемые результаты:Предметные: Знать: о главных праздниках России, их истории и чем они отл...