Урок решения проектной межпредметной задачи:«Осторожно - в лесу дети!»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
В результате выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создается итоговый "продукт" - иллюстрированный журнал "Правила поведения в лесу для детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок решения проектной межпредметной задачи:
«Осторожно - в лесу дети!»
(создание иллюстрированного журнала
«Правила поведения в лесу для детей»)
Брагина Елена Ильинична,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Предмет | Литературное чтение, русский язык, окружающий мир |
Класс | 2, 3 |
Вид задачи | Межпредметная разновозрастная проектная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
|
Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача | Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:
Общеучебные умения:
|
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися:
|
Способ и формат оценивания результатов работы | Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём наблюдения и оформляется в виде оценочного листа. Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями. |
ЭОР; программное обеспечение; ресурсы урока | Видеофильм; презентация «Правила поведения в лесу для детей»; Комплекты заданий для 4 групп; комплект «Оценочных листов работы групп № 1 и №2 - №3 и №4; листы ватмана для оформления страниц «журнала» (продукта), карандаши, фломастеры, клей-карандаш, подкладные листы для работы с клеем, клеёнки, сигналы для групповой работы: «Эврика (открытие)», «Мы запутались (просим помощи)», «прошу тишины»; |
Технологии | Технология развития критического мышления:
Деятельностная технология: сотрудничество учащихся в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи, «открытие нового знания», самооценка, взаимооценка (по установленным критериям) |
Замысел проектной задачи | В качестве сюжета для создания квазиреальной (модельной ситуации) взят отрывок из киножурнала «Ералаш» - «Самый дружный наш отряд», где дети нарушают правила поведения в лесу. Задания для её решения построены таким образом, чтобы при объединении их в единое целое получить иллюстрированный журнал: «Правила поведения в лесу для детей». |
Результат, который должны получить дети | В результате выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт» - иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов различных жанров, иллюстраций и опорных сигналов люди призываются к соблюдению правил поведения в лесу. |
Цель урока:
| |||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: Литературное чтение, русский язык, окружающий мир:
| Метапредметные: Регулятивные: ставят учебную задачу урока под руководством учителя, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной УЗ (учебной задачей); Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем; анализируют и понимают информацию, а не просто приобретают знания; умениют вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах; логические – осуществляют оценивание по заданным критериям; Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение; организация работы; распределение заданий между участниками группы; взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи; взаимоконтроль. | Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
| |||
- «Ребята, нам предстоит сегодня решить одну очень необычную задачу. А для её решения, сначала посмотрим отрывок из кинофильма. - Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь? - А теперь пришло время посмотреть и определить тему нашей задачи. - Правильные ли мы делали предположения? Почему? Кто герои фильма? Где происходят события? Какой совет вы бы дали этому «дружному отряду»? Прочтите запись на экране (Осторожно - дети). Почему такая надпись в финале фильма? - Прочтите тему нашего урока с правильной интонацией. - А вы, ребята, тоже в лесу так себя ведёте? - Тогда, я думаю, нам сегодня удастся создать иллюстрированный журнал, чтобы ознакомившись с его содержанием, другие ребята в лесу себя так не вели. - Выберите командира группы. Он будет выполнять важные обязанности. Поэтому мы будем называть их «Контролёрами». - «Контролёры» назовите предметы, по которым вы будете работать в группах. (Группы №1 и 2 – 3 класс, группы №3 и 4 – 2 класс). Ознакомьтесь со своими обязанностями на листочке. - Пока наши «контролёры» знакомятся со своими обязанностями, мы вспомним простые правила работы в группе - У вас на столах есть условные знаки: – прошу тишины; – запутались (просим помощи); – эврика (открытие). – мы готовы к защите работы (поднять руки вверх, взявшись за руки).
Встаньте, взявшись за руки, улыбнитесь друг другу. Давайте громко прочитаем на экране девиз урока: | Дети читают на экране название: «Самый дружный наш отряд». Дети высказывают свои предположения. Дети смотрят отрывок. Дети высказывают своё мнение. (Осторожно – в лесу дети!) (Нет) (Читают) Обязанности «контролёров»:
Читают с экрана по одному:
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» (читают хором) | ||
| |||
Задание для группы №1. (3 класс) Окружающий мир. Совет: Сначала расположите все картинки и надписи без клея, а после удачного оформления – приклейте. Следите за аккуратностью и культурой оформления страницы журнала. | Задание 1. Ознакомьтесь с текстами (Приложение 1) из пособия для учащихся: «Атлас-определитель «От земли до неба», А. А. Плешакова. Найдите и выделите маркером в текстах советы о способах правильного наблюдения за животными леса. Задание 2. Распределите данные в конверте опорные сигналы (иллюстрации) о правилах поведения в лесу на две группы:
Приклейте опорные сигналы на первую страницу журнала. Под ними приклейте соответствующие надписи. | ||
Задание для группы №2. (3 класс) Русский язык, литературное чтение. Совет: Сначала расположите пословицы и поговорки, соединив их без клея. Проверив правильность, можно смело клеить их на 2 страницу журнала. Следите за аккуратностью и культурой оформления страницы журнала. | Задание 1. Напишите два нерифмованных стихотворения из пяти строк на темы: «Лес»; «Дети». (Приложение 2) Задание 2. Соедините начало (конверт 1) и конец фраз (конверт 2), чтобы получить пословицы и поговорки о лесе. | ||
Задание для группы №3. (2 класс) Литературное чтение, русский язык. Посказка: В вашем сочинении – обращении к людям должны быть перечислены те чувства, которые испытывал медведь, когда его голова застряла в консервной банке. Начните сочинение так: Люди! Я прошу вас … Проверив правильность, можно смело клеить текст на 3 страницу журнала. Следите за аккуратностью и культурой оформления страницы журнала. | Задание 1. Прочтите рассказ «Не будь неряхой в лесу» (по Н. Надеждиной). Выделите маркером в тексте ответ на вопрос: «К чему привела неряшливость людей в лесу?» Задание 2. Подумайте, если бы вы оказались на месте главного героя – медведя, что бы вы чувствовали? Как бы вы хотели, чтобы люди, приходя в лес, обращались с тобой и твоими собратьями? Напишите обращение от лица медведя к людям. (Приложение 3) | ||
Задание для группы №4. (2 класс) Окружающий мир. Подсказка: «В заголовке отражается главная мысль, то есть то главное, о чём хотел сказать читателю автор». Подсказка: При составлении модели используйте иллюстрации к заданию из конверта. Наклейте получившуюся модель на страницу журнала. | Задание 1. Прочтите рассказ. Придумайте к нему заголовок. Запишите его над текстом. Задание 2. О каких невидимых нитях говорится в рассказе? Используя слова для справок, вставьте в текст пропущенные слова (Приложение 5) Задание 3. Составьте модель связи между человеком и живой природой, соблюдая последовательность событий в прочитанном рассказе. (Приложение 4) | ||
| |||
Возврат к анализу. |
|
Список используемой литературы:
- Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/14-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Работа с текстами. Развитие речи. Рабочие тетради: в 2 ч. – М.: Издательство РОСТ, 2015.
- Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня». 2 класс.
Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня».2 класс....
Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)
Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопостовля...
Проектная межпредметная задача «Конструируем мир»
Основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий, как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в р...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...