Проектная межпредметная задача «Конструируем мир»
методическая разработка на тему
Основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий, как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_konstruiruem_mir-1.doc | 67 КБ |
pz_konstruiruem_mir-2.doc | 33 КБ |
pz_konstruiruem_mir-3.doc | 64 КБ |
pz_konstruiruem_mir-4.doc | 51 КБ |
pz_konstruiruem_mir-5.doc | 2.28 МБ |
pz_konstruiruem_mir-6.doc | 104 КБ |
pz_konstruiruem_mir-7.doc | 2.03 МБ |
pz_konstruiruem_mir-8.doc | 28 КБ |
pz_konstruiruem_mir-9.doc | 48.5 КБ |
pz_konstruiruem_mir-10.doc | 35 КБ |
pz_konstruiruem_mir-11.doc | 37 КБ |
pz_konstruiruem_mir-12.doc | 30.5 КБ |
pz_konstruiruem_mir-13.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание проектной межпредметной задачи
«Конструируем мир»
Проектную задачу «Конструируем мир», рекомендуется проводить в первой четверти учебного года во 2-5 классах. Задача направлена на установление универсальных учебных действий учащихся в начале учебного года с целью дальнейшей их коррекции в течение учебного года.
В данной проектной задаче основной акцент делается на формирование у учащихся таких универсальных учебных действий, как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ. Особенностью задачи является то, что она задаёт общий формат проектных задач такого типа, который может наделяться другим предметным (задачным) содержанием.
Проектная задача построена на материале следующих предметных областей: 1) «Математика и окружающий мир»; 2) «Филология (русский и английский языки)»; 3) «Литературное чтение и изобразительное искусство».
Материал каждой предметной области представляет собой комплект заданий, включающий три блока. Каждый из блоков состоит из трёх тренировочных и одного итогового задания. Предлагаемые задания связаны, но не жёстко, общей сюжетной линией (народ, населяющий некую гипотетическую территорию), что задаёт определённые рамки при выполнении общего итогового задания.
Для тренировочных заданий принята двойная нумерация: первая цифра представляет собой номер блока (блоки соответствуют определённым разделам предметного содержания), вторая цифра — уровень задания (количество баллов, получаемое за выполнение этого задания). Например, задание 3.2 — это задание второго уровня из блока 3, содержание которого составляет работа с диаграммами. Итоговые задания предметных областей представляют собой создание отдельных элементов общего итогового продукта проектирования.
На завершающем третьем этапе учащиеся, ориентируясь на задания, выполненные на предыдущих этапах работы, создают и защищают итоговый продукт под условным названием «Свой мир».
Первый день решения проектной задачи
Обращение к учащимся
Дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам принять участие в необычных уроках.
Вам предстоит решить проектную задачу, работая в группах. Вы уже заметили, что группы состоят из учеников разного возраста и классов.
В таком составе вы будете работать 3 дня. Вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного продукта. Каким он будет и как его можно назвать, вы сами сформулируете в процессе работы.
Итак, за три дня вам нужно спроектировать свой объект. И не только спроектировать, но и прорекламировать его настолько интересно, чтобы выиграть публичный тендер (конкурс на его создание).
Чтобы вы успели всё выполнить в срок, предлагаем руководствоваться следующим планом действий:
1-й день — подготовка технической документации на предстоящее проектирование для утверждения экспертной комиссией.
2-й день — разработка элементов объекта вашего проектирования и их утверждение экспертной комиссией.
3-й день — создание описания объекта и его предъявление другим группам, работающим в одном классе с вами. Выдвижение одного проекта на финальный конкурс от класса.
Желаем удачи!
Этапы 1 дня
1. Знакомство с содержанием проектной задачи. Выбор заданий и распределение работы между учащимися группы
1) Учащиеся получают комплекты заданий на листах бумаги разного цвета без указаний, по какому принципу объединены задания одного цвета. Школьникам предлагается, прочитав задания, самим озаглавить каждый комплект, т. е. отнести задания к соответствующей предметной области.
2) Учащиеся (в группах по 6 человек разного возраста) самостоятельно разбиваются на пары, которые выбирают комплекты заданий — по одному заданию из каждого блока. Кроме того, они оценивают количество баллов, которое смогут получить при таком выборе (прогностическая самооценка). При этом есть такое условие: общее количество баллов, которое набирает группа при правильном выполнении заданий, должно быть не меньше заданного. Это пороговое значение задаётся так, чтобы для его достижения учащимся было недостаточно выполнить только самые простые задания (задания первого уровня) из каждого блока. В качестве порога может быть взято общее количество баллов, соответствующее всем заданиям второго уровня, т. е. 18 баллов. Это количество баллов может быть набрано либо путём выполнения большего числа заданий низкого уровня, либо меньшего числа заданий высокого уровня. Процедура выбора заданий для последующего выполнения представляет собой оригинальную задачу распределения ресурса, требующую прогностической оценки (возможно, с проведением соответствующих проб) с учётом необходимости достижения заданной цели — получения определённого количества баллов.
3) Свой выбор учащиеся оформляют, наклеивая на лист бумаги цветные (в соответствии с комплектами заданий) бумажные полоски разной ширины с написанными на них номерами выбранных заданий. В результате получается своеобразная диаграмма, демонстрирующая выбор, сделанный группой. Вот пример такой диаграммы.
6.3 |
5.2 |
4.3 |
9.2 |
8.3 |
7.1 |
3.1 |
2.2 |
1.2 |
4) На основании проведённой работы учащиеся также заполняют таблицу (табл. 3), в которой дают свои названия блокам заданий и формулировки итоговых заданий блоков, отмечают пары, которые будут работать с каждым блоком, и приводят предварительную формулировку итогового объекта проектирования.
Таблица 3
Распределение заданий между членами группы
Утверждаю
Экспертная комиссия
Группа участников № ___
Объект проектирования | ... | |
Блоки заданий | Формулировка итогового задания | Исполнители |
1. | ||
…… | ||
9. |
Эксперты дают рекомендации по доработке таблицы.
Кроме того, учащиеся заполняют опросный лист первого дня работы над проектной задачей, вопросы которого отражают главным образом самооценку учащимися хода своей работы, уровень командного взаимодействия и вклад каждого члена группы в общий результат дня.
2. Экспертиза
Результаты работы учащиеся представляют в экспертную комиссию, которая либо утверждает их и допускает группу к следующему этапу проектной задачи, либо направляет на доработку. (В состав экспертной комиссии могут входить учителя или учащиеся старших классов, знакомые с содержанием проектной задачи.)
3. Рефлексия дня
Проводится внутри групп с участием эксперта-взрослого группы. Основная цель рефлексии — обсудить ход работы над задачей в первый день, скорректировать организацию работы на следующий день.
Второй день решения проектной задачи
Основным содержанием работы второго дня является выполнение парами учащихся отобранных тренировочных заданий и итоговых заданий из соответствующих комплектов.
Группы, не успевшие устранить замечания экспертов по результатам первого дня, проводят необходимую доработку и повторно предъявляют свои материалы экспертам и только после их положительного заключения приступают к работе над заданиями.
Этапы 2 дня
1. Выполнение тренировочных заданий
Если у учащихся в ходе работы над тренировочными заданиями возникают вопросы, они могут обратиться в консультационный пункт (группа учителей или старшеклассников). Консультация даётся в случае, если вопрос носит конкретный, «точечный» характер. При этом консультант не даёт готового решения, а лишь помогает учащимся справиться с заданием.
Пара, выполнившая все три выбранных задания из своего комплекта, заполняет свою часть Оценочного листа по выполнению тренировочных заданий, давая самооценку результатов решения. По окончании решения тренировочных заданий всеми парами группа сдаёт решения и заполненный Оценочный лист в экспертную комиссию.
2. Экспертиза
Работу проверяют и комментируют в присутствии всей группы. Если все задания выполнены правильно, работу принимают, и пары приступают к выполнению итоговых заданий. В противном случае группе разрешают исправить ошибки, причём для этого пары могут объединиться.
При повторном предъявлении тренировочных заданий в экспертную комиссию работы не выдают учащимся. Если в них остались не устранённые ошибки, количество баллов, набранное группой, снижается.
3. Выполнение итоговых заданий
Итоговые задания выполняют те же пары, которые делали тренировочные задания. Итоговые задания также сдают в экспертную комиссию.
4. Рефлексия дня
Проводится внутри групп с участием эксперта-взрослого. Основная цель рефлексии — обсудить ход работы над задачей во второй день, спланировать необходимые изменения в работе следующего дня.
Второй день решения проектной задачи
Этапы 3 дня
Группы, не закончившие выполнение итоговых заданий тематических комплектов, проводят соответствующую доработку. Остальные группы сразу приступают к выполнению этапов третьего дня.
1. Подготовка рекламной статьи
Учащимся выдаются выполненные ими итоговые задания (9 заданий). По результатам этих заданий необходимо спроектировать свой объект («свой мир») и подготовить статью, рекламирующую проектируемый объект. Карта (схема) месторасположения проектируемого объекта должна сопровождать рекламную статью.
2. Конструирование фрагмента проектируемого объекта
Группы выполняют из конструктора LEGO1 макет интересного, на их взгляд, элемента спроектированного объекта. Макет фотографируют в различных ракурсах. Фотографии потребуются на следующих этапах, в том числе при презентации всей работы. Далее учащиеся составляют подробную инструкцию по сборке конструкции, так, чтобы другие группы смогли по этой инструкции построить аналогичный макет, после чего конструкция разбирается.
Группам предлагают обменяться инструкциями и по ним воспроизвести макеты. Сравнение макетов, построенных по инструкции, с фотографиями исходных макетов позволяет судить о качестве составления инструкции.
3. Презентация результатов проектирования и выбор групп-финалистов
На данном этапе определяются группы, которые будут представлять свои проекты в финале. Работа строится в зависимости от общего числа групп, участвующих в решении проектной задачи, и способов организации их работы на предыдущих этапах. Например, есть 25 разновозрастных групп (2—5 классы), распределённых по 6 кабинетам (по 4 группы в 5 кабинетах и 5 групп в одном кабинете); от каждого кабинета в результате обсуждения учащимися, работающими в нём, выдвигается одна группа для участия в финале.
4. Подготовка к финальной презентации работ
На этом этапе группы-финалисты работают отдельно от остальных групп и занимаются усовершенствованием своих презентаций. При необходимости консультанты, взрослые или старшеклассники, оказывают техническую помощь группам. Помощь может касаться работы с программными средствами и т. п., но не должна быть связана с содержанием презентации.
В это время остальные группы продолжают знакомиться с работами финалистов. От каждой группы, не вышедшей в финал, необходимо подготовить по одному вопросу каждой группе-финалисту. Вопросы распределяются заранее.
5. Финальная презентация работ
Презентация проводится в актовом зале. Для оценки работ выбирают экспертную группу (жюри) из педагогов и учащихся. Каждая группа-финалист выступает с презентацией своей работы (5—6 мин), сопровождаемой подготовленными видеоматериалами (очерёдность выступления групп определяют жеребьёвкой). После выступления группа отвечает на вопросы.
Предварительный просмотр:
Карта проектной межпредметной задачи
«Конструируем мир»
Название проектной задачи | «Конструируем мир» |
Предмет | Межпредметные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский и английский языки)», «Литературное чтение и изобразительное искусство» |
Класс, время | 2—5 классы, первая четверть учебного года (октябрь) |
Тип задачи | Межпредметная разновозрастная, обучающая |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы. 2.Самооценка (прогностическая и рефлексивная) и взаимооценка. 3.Освоение различных образовательных пространств: консультационный пункт, экспертная комиссия. 4.Организация разновозрастного сотрудничества учащихся. 5.Решение предметных и межпредметных задач. 6.Корректировка своих действий на основе внешней проверки. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях |
Планируемый педагогический результат | Освоение учащимися 2—5 классов коммуникативных навыков при работе в разновозрастной группе. Овладение способами прогностической оценки при планировании совместной работы. Умение представлять результаты своей работы в различных формах |
Способ и формат оценивания результатов работы | 1.Оценка решения заданий, выполненных группой. 2.Оценка коммуникативных умений младших школьников. 3.Оценка промежуточного и итогового продуктов экспертной комиссией и другими учащимися. |
Предварительный просмотр:
Порядок действий педагогов в решения проектной задачи
В организации и проведении образовательного модуля задействуется практически весь педагогический коллектив начальной школы, а также педагоги основной школы и старшеклассники, выполняющие разные функции: организатора, тьютора, эксперта, помощника. Для каждой функции созданы специальные инструкции. В данном разделе приведём примеры инструкций.
Инструкция для организаторов проектной задачи в первый день
1. Организатор и его помощники должны быть в классе за 45 мин до начала 2-го урока. До прихода учащихся должны быть выполнены следующие организационные моменты:
- на двери кабинета вывешивается список всех 4 или 5 групп, которые в этом помещении будут работать (список с внешней и внутренней стороны двери);
- расставлены парты для групповой работы (в группе — 6 детей). Необходимо поставить 4—5 дополнительных стульев (по одному в каждую группу) для групповых внешних экспертов. Внимание! Парты одной группы не должны стоять вплотную к партам другой группы;
- на партах должна быть табличка с номером группы учащихся;
- в группе должны быть следующие инструменты и материалы: ножницы (1—2 шт.), клей, линейка, простые и цветные карандаши; листы чистой бумаги 6—8 шт. (черновики), конверт с материалами проектной задачи (получены на инструктаже).
2. Организатор проектной задачи должен прийти на общий инструктаж в учительскую
в 9 ч. В это время его помощники содействуют пришедшим детям правильно занять свои места в кабинете (необходимо производить сверку фамилий детей по спискам, которые вывешены на дверях кабинетов). К 9 ч 25 мин все дети уже сидят по классам. Внимание! В группе должно быть 6 человек. Если кто-то отсутствует в той или иной группе, организатор вместе с помощниками могут переукомплектовать группы до 6 человек. Однако необходимо учитывать то, что группа разновозрастная, и поэтому не могут быть в одной группе все дети из одной параллели. Все изменения в составе групп фиксируются и впоследствии отражаются в списках групп, которые вывешены на дверях класса.
- В каждой группе находятся внешние эксперты (ими могут быть педагоги основной школы, старшеклассники, родители младших школьников), поэтому организатор в конкретном классе помогает экспертам занять свои места.
- Организатор начинает работу по решению проектной задачи в 9 ч 30 мин. Он представляется учащимся (не все могут знать организатора), а также знакомит их со своими помощниками; информирует о том, что в каждой группе будут работать взрослые-эксперты. Их цель — наблюдать за тем, как дети решают задачу. Вопросы учащихся и помощь от экспертов запрещены.
Организатор ставит общую задачу; «На этой неделе нам предстоит с вами заниматься в этих же группах, в которых вы сейчас находитесь. Вы будете решать общую задачу, используя знания и умения из разных учебных дисциплин, а также опыт ребят из разных классов. Для этого в каждую группу я даю описание задачи. Внимательно ознакомьтесь с текстом. Даю на это 5 мин (просьба чётко соблюдать время)».
- Организатор даёт возможность всем группам высказаться, сформулировать общую задачу. После этого необходимо либо на основе ответов учащихся, либо самому организатору чётко сформулировать задачу. Он сообщает о том, что школьникам предстоит спроектировать (создать и описать) за три дня какой-либо объект, пройти экспертизу и выставить его на конкурс (тендер); ответить на вопрос, что это за объект, они смогут в ходе решения задачи. Затем он предлагает приступить к работе. Ученики открывают конверты, которые лежат у них на столах. При необходимости учащиеся могут задавать вопросы организатору и его помощникам. Взрослые желают удачной работы учащимся.
- На выполнение пунктов 1—6 плана первого дня отводится два занятия. В конце второго занятия ученики убирают свои материалы в конверты и оставляют на столах.
Внимание! На этом этапе работы (первые два занятия) учащиеся начинают выполнять (решать) задания тогда, когда экспертная комиссия утвердит этап работы.
Основная роль организатора и его помощников — создавать условия для нормальной работы групп (обеспечивать дисциплину: обсуждать вопросы внутри группы тихо); отвечать на организационные, но не на содержательные вопросы; при отсутствии необходимых инструментов и материалов находить их; следить за временем.
- За 5 минут до окончания второго занятия вся работа должна быть закончена и материалы вложены в конверты. На доске висит таблица, распределяющая учащихся по творческим мастерским.
Дети записываются на мастерскую, запоминают, где эта мастерская будет проходить (кабинет), и затем идут на завтрак. После этого нужно помочь детям (привлекая всех свободных педагогов) разойтись на мастерские согласно списку. Внимание! Записаться в одну мастерскую могут только 4 человека от кабинета. Так как у нас 6 кабинетов, то всего в каждой мастерской будет 24 человека. (Исключение составляет только кабинет 5 класса, где должно быть 5 групп учеников; из этого класса могут записаться по 5 человек в каждую мастерскую.)
Организатор делает акцент на том, что эти мастерские будут работать три дня, чтобы не возникло проблем с записью учащихся по мастерским. Если ученик не попал на какую-либо мастерскую сегодня, он сможет сделать это завтра!
8. После мастерских и перемены между третьим и четвёртым уроками школьники вновь приходят в свои кабинеты по группам. Им напоминают перед уходом на мастерские, что через урок им нужно вернуться на свои места в этот кабинет. На четвёртом занятии часть учеников продолжает выполнять задания 1—6. Если все 6 заданий выполнены (заполнены 2 таблицы), организатор говорит: «Поднимите руки те группы, которые выполнили все шесть пунктов сегодняшнего плана работ (для этого посмотрите, заполнена ли у вас таблица 3 и построена ли диаграмма). Хорошо! Чтобы продолжить свою работу над проектом, вы должны утвердить свой план действий в специальной экспертной комиссии, которая находится на первом этаже в учительской. Вам необходимо сейчас туда пойти и отдать эти материалы на экспертизу».
Внимание! Если окажется, что все группы готовы идти в экспертную комиссию, то следует, организовать их поочерёдное посещение комиссии.
9. Учащиеся сдают в экспертную комиссию таблицу и диаграмму, а им выдают оценочный лист. По возвращении в кабинет они заполняют его (это своеобразная рефлексия дня).
Затем ученики вновь посещают экспертную комиссию, сдают оценочный лист, в обмен получают свои материалы. Здесь может быть два варианта событий.
1-й вариант: эксперт обнаруживает ошибки и возвращает работу с замечаниями. Учащиеся возвращаются в кабинет, исправляют их и, если успевают, вновь идут в экспертную комиссию. Если же не успевают, то работа переносится на следующий день. Работа продолжается до тех пор, пока эксперт не напишет «Утверждаю» и не поставит свою подпись.
2-й вариант: эксперт утверждает работу учеников первого дня с первого предъявления. Если у детей остаётся время, они возвращаются в кабинет и приступают ко второму этапу работы: начинают решать задачи, которые выбрали.
10. Учащиеся убирают в конверты свои материалы и сдают их помощникам организатора или организатору по окончании четвёртого урока. Надо проконтролировать, чтобы дети не потеряли материалы.
На этом первый день работы заканчивается. Ученики расходятся по своим классам. Везде пятыми уроками поставлены предметные мастерские для тех, кто желает их посетить.
Инструкция для организаторов проектной задачи во второй день
- Получить на группы план работы дня (3 экземпляра на
группу), оценочные листы (один лист на группу), чистые листы
бумаги (по 9 — на каждую группу) и взять обратно листы с
материалами первого дня, утверждёнными экспертной комиссией. До начала работы проверить наличие на столах папок тех групп, работа которых утверждена. - Вспомнить с учащимися, какую задачу они решают, и установить, кто на каком этапе работы находится:
1-й вариант — таблицы ещё не заполнены, в экспертной комиссии не были. При такой ситуации необходимо оперативно продолжить работу по плану вчерашнего дня. Заполнить таблицу и диаграмму, сдать их в экспертную комиссию и взять для заполнения оценочный лист. Заполнить его и сдать в экспертную комиссию;
2-й вариант — таблица, диаграмма и оценочный лист сданы в экспертную комиссию, но в работе есть ошибки, которые отмечены экспертами. Группа должна их исправить и отнести материалы в экспертную комиссию;
3-й вариант — сдан оценочный лист в экспертную комиссию, эксперты утвердили первый этап работы. В этом случае можно приступать к работе сегодняшнего дня.
- После этого необходимо раздать в каждую группу по
3 плана работы, чтобы можно было читать план в парах. Ученики знакомятся с планом работы и определяют свой порядок
действий. Внимание! Чистые листы и оценочные листы пока
не следует раздавать учащимся. - Основная работа дня содержит три этапа:
1-й этап — решение тренировочных заданий. Следует напомнить учащимся о том, что они работают в тех группах и выполняют те задания, которые выбрали вчера. Таких заданий должно быть три на каждую пару учеников. Все задания выполняют на обороте цветных листов, на которых напечатаны тексты заданий. Необходимо сказать учащимся о том, что если у них появятся содержательные вопросы по выполнению заданий, то они могут обратиться в консультативный пункт, который находится на первом этаже в учительской. Отпускать на консультацию следует по одной паре учащихся.
2-й этап — оценочный. Как только хотя бы одна пара выполнит все три свои задания, им можно дать оценочный лист, в котором они выбирают свои критерии и делают самооценку своей работы с помощью знаков «+», «±», «—». Так делают все три пары внутри группы. Как только оценочный лист будет заполнен, группу направляют в экспертную комиссию (с собой берут оценочный лист, выполненные тренировочные задания. Обратить внимание учеников на то, чтобы их задания были подписаны). В экспертной комиссии эксперты проверяют задания в присутствии детей. В оценочном листе эксперты ставят свою оценку. Если есть минусы или плюсы/минусы, то ученики имеют право ещё на одну попытку найти ошибку и исправить её. Они возвращаются в кабинет и делают это. На этом этапе пары могут помогать друг другу. После этого ученики вновь идут в экспертную комиссию, где эксперты проверяют, оценивают и возвращают ученикам материалы с теми результатами, которые у них получились.
3-й этап — выполнение итоговых заданий в тех же парах по своим направлениям. Обратить внимание школьников на то, что каждая пара должна выполнить ещё три задания. Эти задания изложены на цветных листах после трёх тренировочных заданий. Каждое итоговое задание выполняется на отдельном листе. К этому времени детям можно раздать белые листы бумаги. Обратите их внимание на то, чтобы каждый лист был подписан парой учеников. После окончания решения всех 9 итоговых заданий можно считать план второго дня выполненным. Внимание! Если какая-либо пара закончит итоговые задания раньше, то она может помочь другим парам.
Все итоговые задания, тренировочные задания и оценочные листы должны быть вложены в свой конверт!
Предварительный просмотр:
Первый день решения проектной задачи
План работы группы
1 этап
- Рассмотреть все материалы, находящиеся в конвертах, и объединить их в комплекты по цвету. (Сколько комплектов материалов у вас получилось? Придумайте название каждому комплекту.)
- Распределиться в пары для работы с материалами.
Внимание! В вашей паре не должно быть учеников из одной параллели, класса. Каждая пара выбирает один комплект (материалы, напечатанные на бумаге одного цвета).
- Каждый комплект состоит из трёх блоков заданий. Рассмотреть блоки заданий. Обратить внимание на то, что каждый блок состоит из трёх заданий. Изучить задания своего блока, для того чтобы выбрать из каждого блока только по одному заданию. Записать на отдельном листочке номера тех заданий, которые выбрала пара.
- Сопоставить свой выбор заданий с выбором заданий других двух пар из вашей группы. Посчитать общее количество баллов, которое можно набрать всей группой, при условии выполнения отобранных заданий. Обращаем ваше внимание на то, что общее количество баллов должно быть не менее 18. Если выбранные задания не отвечают этому условию, надо скорректировать свой выбор.
- Изобразить результаты выбора заданий в виде цветной таблицы (диаграммы). Для этого нужно вырезать из бумаги соответствующего цвета полоски длиной 5 см. Ширина полоски определяется по следующему правилу:
- 1 см, если выбрано задание, за которое даётся 1 балл;
- 2 см, если выбрано задание, за которое даётся 2 балла;
- 3 см, если выбрано задание, за которое даётся 3 балла.
Наклеить полоски в виде диаграммы. Например, пара, работающая с жёлтым комплектом, выбрала задания с номерами 1.2 (2 балла), 2.1 (1 балл) и 3.2 (2 балла). Этой паре нужно из жёлтой бумаги вырезать 1 полоску шириной 1 см и 2 полоски шириной 2 см и наклеить в виде столбика. Высота получившегося жёлтого столбика (5 см) показывает, сколько баллов получит группа, если будут правильно выполнены все выбранные задания из жёлтого комплекта.
- Сформулировать, какой объект вы собираетесь проектировать, и на основе итоговых заданий каждого блока составить план необходимых работ, которые вы должны выполнить в ходе своего проектирования. Заполнить таблицу 3.
- Необходимо утвердить ваш план работы и набор заданий в экспертной комиссии. В экспертную комиссию следует представить заполненную таблицу 3 и диаграмму выбранных заданий.
Только после утверждения плана действий экспертом можно переходить на следующий этап работы (второй день).
- этап
1. Приступить парами к выполнению тренировочных заданий, которые отобраны из комплектов.
Напомним, что каждая пара должна сделать три тренировочных задания, которые выполняются на листах (на оборотной стороне).
Внимание! Во время выполнения тренировочных заданий работает консультативный пункт. Здесь можно задать «умный» вопрос, который может возникнуть при выполнении задания. Поднять руку, спросить разрешения у организатора и вместе с заданием отправиться парой со своим вопросом в консультативный пункт.
- По окончании выполнения тренировочных заданий заполнить оценочный лист. Каждая пара заполняет в оценочном листе пункты, связанные со своими заданиями.
Внимание! Как только одна из пар группы закончит выполнение своих заданий, можно сразу приступать к заполнению оценочного листа (своей части).
- После того как все три пары выполнят свои тренировочные задания, группа заполняет оценочный лист (делает самооценку своей работы по заданным критериям). Затем группа относит выполненные задания и заполненный оценочный лист в экспертную комиссию.
Второй день решения проектной задачи
План работы группы
1. Начать работу с ответа па вопрос: выполнена ли работа за вчерашний день? Выбрать свой вариант:
1-й вариант — таблицы ещё не заполнены, в экспертной комиссии не были. При такой ситуации необходимо оперативно завершить работу вчерашнего дня. Заполнить таблицы, сдать их в экспертную комиссию, взять для заполнения Опросный лист. Заполнить его и принести в экспертную комиссию.
2-й вариант — таблицы и итоговый Опросный лист сданы в экспертную комиссию, но к работе есть замечания, которые указаны экспертами. Группа исправляет замечания и вновь подаёт работу на утверждение и экспертную комиссию.
3-й вариант — Опросный лист сдан в экспертную комиссию. Эксперты утвердили первый этап работы. Можно приступить к работе сегодняшнего дня.
- Приступить парами к выполнению тренировочных заданий, которые отобраны в первый день работы. Напомним, что каждая пара должна сделать три тренировочных задания, которые выполняются на цветных листах (на оборотной стороне).
Внимание! Во время выполнения тренировочных заданий работает консультативный пункт в учительской. Здесь можно задать «умный» вопрос, который может возникнуть при выполнении задания. Поднять руку, спросить разрешения у организатора и вместе с заданием отправиться парой со своим вопросом в консультативный пункт. - По окончании выполнения тренировочных заданий заполнить оценочный лист. Каждая пара заполняет в оценочном листе пункты, связанные со своими заданиями. Внимание! Как только одна из пар группы закончит выполнение своих заданий, можно сразу приступать к заполнению оценочного листа (своей части).
- После того как все три пары выполнят свои тренировочные задания, группа заполняет оценочный лист (делает самооценку своей работы по заданным критериям). Затем группа относит выполненные задания и заполненный оценочный лист в экспертную комиссию. Экспертная комиссия либо одобряет (если дети справились со всеми заданиями), либо направляет задания на доработку. Работа проверяется в присутствии группы. Внимание! Дорабатывать задания можно только один раз. При доработке одна пара может помогать другой.
После повторного прихода в экспертную комиссию работы обратно не выдаются.
- После утверждения выполненных тренировочных заданий или после повторного обращения в экспертную комиссию каждая пара возвращается в кабинет и приступает к выполнению итоговых заданий своего блока. Внимание! Каждая пара выполняет три итоговых задания. Всего группой должно быть выполнено 9 заданий.
Итоговые задания выполняются на отдельных чистых листах (на каждое задание отдельный лист) и по окончании работы скрепляются и вкладываются в конверт. Не следует забывать подписывать свои задания. На этом второй день работы заканчивается.
Третий день решения проектной задачи
План работы группы
1. Определить, что успели сделать за два дня. Просмотреть материалы в конверте. Есть два варианта действий:
1-й вариант — если не выполнены 9 итоговых заданий, то их необходимо доделать на отдельных листах и не забыть подписать их.
2-й вариант — если все 9 итоговых заданий сделаны, то можно приступать к дальнейшей работе.
2. Совершить ряд новых действий.
1-й этап — из результатов 9 итоговых заданий следует составить рекламную статью про конструируемый объект. Текст сопровождается картой (схемой) объекта.
2-й этап — с помощью конструктора LEGO сконструировать необходимый элемент объекта, который украсит и дополнит рекламную статью. По окончании сборки «продукт» следует сфотографировать. Если нет возможности,это сделать, надо дать запрос на фотоаппарат организатору.
3-й этап — после изготовления элемента из LEGO необходимо дать ему название и написать инструкцию для других о том, как его вновь собрать. Инструкция может быть иллюстрирована рисунками, схемами и текстом, состоящим из описания порядка действий по сборке такой же фигуры. Внимание! По инструкции другая группа должна будет собрать такой же объект.
4-й этап — представить рекламный текст группам одной классной комнаты (выразительно прочитать вслух) и воссоздать такой же LEGO-объект другой группой по инструкции. Одна лучшая группа от классной комнаты получит право на презентацию своей работы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание 4.1 (1 балл)
Ведущий специалист Института проблем языкознания Академии наук посетил остров. Там он записал несколько аборигенских слов. Один из жителей острова объяснил значение этих слов. Найдите английский перевод каждого слова и соедините стрелками аборигенские слова и их эквиваленты.
to sing ивнинг
to dance э пати
a party ту синг
jokes э прэзэнт
funny фан
Sunday ту дане
evening трикс
fun смайлз
a present фан ни
tricks Санди
smiles джоукс
Задание 4.2 (2 балла)
В Институт проблем языкознания с исследовательского судна поступили для расшифровки следующие письма на неизвестном языке. После предварительного анализа учёные пришли к выводу, что в текстах писем используются разные диалекты1 одного и того же языка, по всей вероятности, используемые разными племенами, населяющими остров. Вот эти тексты:
1.
Приветом из племенем Тумба-Юмба! В нашим племенем живут самыми ловкими и смелыми островитянами. Мы самыми удачливыми охотниками и умелыми земледельцами. У нас самыми уютными домами. У нашим людям очень веселыми праздниками и вкусной едой. Нашим вождём приглашает вас к нам на обедом. |
2.
Привета из племени Харамбамба! В нашего племени живут самых ловких и смелых островитян. Мы самых удачливых охотников и умелых земледельцев. У нас самых уютных домов. В нашего племени очень весёлых праздников и вкусной еды. Нашего вождя приглашает вас к нам на обеда. |
3.
Привет из плем Тут-Фрут! В наш плем жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У мы сам уютн дом. В наш плем очень весел праздник и вкусн ед. Принима приглашений на обед от наш вождь. |
4.
Привета из племя Прума-Тама! В нашей племе жила самая ловкая и смелая ост-ровитяна. Мы самая удачливая охотника и умелая земледелица. Мы строила самая уютная дома. В нашей племе очень весёлая праздника и вкусная еда. Принимала приглашению на обеду от наша вождя. |
Укажите основные особенности каждого из туземных диалектов.
Задание 4.3 (3 балла)
В институте Академии наук заметили, что аборигены не изменяют слова в своей речи. Англичане написали для аборигенов послание, но не знали их языка. Переведите письмо англичан на аборигенский язык.
My Island
I would like to tell you about an interesting place where I was born 20 years ago and still live there.
There is a place with a lot of flowers, trees and animals there. I call it "My Island". Every part of my island is beautiful and unusual. People who lives there with me had found about 74 examples of various birds. They sing very loudly and their songs like everybody around. A bird Tygyska is one of the biggest birds on the island. It has got colorful wings and can fly only at night.
Also my island has got two rivers with black and blue water. When you are tired you can swim in the blue water and it will give you energy again. I'm glad that I live there.
(Тот Теmbo)
Итоговое задание 4
Расскажите о своём мире, используя особенности языка аборигенов.
Задание 5.1 (1 балл)
Местные жители приглашают гостей на праздник. В их приглашении есть такие слова:
калямув, ралямвя, страраль, роль, калямувный, оправ;
праздник, песня, петь, праздничный, пропеть, запел.
Найдите русский перевод каждого слова и соедините стрелкой слово и его перевод.
Задание 5.2 (2 балла)
Жители острова отправили приглашение двум экспедициям. В нём сообщалось о празднике, а также о времени и дате его проведения.
Вот отрывок схемы приглашения для русской экспедиции:
А русские должны переслать своим английским коллегам следующую информацию:
DEAR FRIENDS,
WELCOME TO OUR CELEBRATION.
IT TAKES PART ON SUNDAY EVENING,
5 PM
CENTRAL SQUARE IN THE VILLAGE.
Как бы это сделали аборигены? Запишите.
Задание 5.3 (3 балла)
Американец написал статью о жизни аборигенов, которая была обнаружена путешественниками совсем недавно.
The aborigines like holidays very much. They have their parties and celebrations in an open place near the highest tree. When the sun goes down the aborigines get together to watch the sunset. The most favourite thing for aborigines is to dance when drums are played. They finish all the parties with the song. They make a circle singing a calm song all together.
Он отправил эту статью своим коллегам из России. Культурологи России воспользовались для перевода статьи переводчиком Google. Вот какой перевод учёные прочитали на экране монитора:
Аборигенов, как праздники, очень много. У них есть свои вечеринки и праздники в открытом месте вблизи на самое высокое дерево. Когда солнце садится, аборигенов собираются вместе, чтобы смотреть на закат. Самая любимая вещь для аборигенов, чтобы танцевать, когда барабаны играли. Они закончить все стороны с песней. Они делают круг пение спокойной песни все вместе.
Помогите учёным России отредактировать текст, исправив речевые ошибки.
Итоговое задание 5
Составьте приглашение в «Свой мир».
Задание 6.1 (1 балл)
Гости показывали аборигенам различные фильмы. Отдельные фразы они запомнили и стали использовать их в своей жизни. Как бы эти фразы звучали на русском языке?
1) Who visits his friends in the morning that person does a clever thing?
2) This is of what that someone eats a lot!
3) Where is my big spoon?
4) I'm not a magic, I'm just an apprentice.
5) And now, ride me, my big turtle.
6) Boys and girls, let's live friendly.
7) He flew away but he promised to come back.
Задание 6.2 (2 балла)
Путешественники рассказывали аборигенам о мудрости своих предков, отражённой в пословицах своих народов. Аборигены пытались найти их эквиваленты. Помогите им — покажите стрелкой, какие высказывания соответствуют друг другу.
A friend in need is a friend indeed. | Яблоко от яблони недалеко падает. |
Four eyes see more than two. | В гостях хорошо, а дома лучше. |
He laughs best who laughs last. | В своём доме как хочу, так и ворочу. |
Live and learn. | Учиться никогда не поздно. |
Rome was not built in a day. | Ум хорошо, а два лучше. |
Like teacher, like pupil. | Век живи, век учись. |
Like father, like son. | На вкус и цвет товарища нет. |
It is never too late to learn. | Одна голова хорошо, две лучше. |
Two heads are better than one. | Не сразу Москва строилась. |
The end crowns the work. | Мой дом — моя крепость. |
My house is my castle. | Истинный друг познаётся в беде. |
Tastes differ. | Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. |
There's no place like home. | Каков учитель, таков и ученик. |
An Englishman's home is his castle. | Конец — делу венец. |
Не вдруг всё делается. |
Задание 6.3 (3 балла)
Русский учёный учил аборигенов называть цвета радуги, используя фразу.
Каждый | Охотник | Желает | Знать | Где | Сидит | Фазан |
р | р | ё | е | о | и | и |
а | а | л | л | л | н | о |
с | н | т | ё | У | и | л |
н | ж | ы | н | б | й | е |
ы | е | й | ы | о | т | |
й | в | й | й | о | ||
ы | в | |||||
й | ы | |||||
й |
Англичанин смог дать только перевод слов и никак не мог придумать фразу, используя первые буквы названий цветов. Помогите ему.
r | o | y | g | l | b | v |
Итоговое задание 6
Выберите девиз для «Своего мира». Запишите его на русском и английском языках.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Экспертный лист первого дня решения проектной задачи (наблюдение за действиями группы учащихся)
Эксперт (Ф.И.О.) _______________________________________________ Группа № __________
Вопросы и задания | Развёрнутые ответы и комментарии | Оценка по 10б. шкале |
1. Познакомились ли ребята между собой (или они уже знакомы и свободно общаются друг с другом)? | ||
2. Укажите, с чего начала свою работу группа после прочтения общего текста. Определился ли в группе лидер или ещё пока нет? Если определился, то как (по своей инициативе, по предложению других участников и т. п.)? |
Предварительный просмотр:
Стартовая межпредметная разновозрастная проектная задача «Конструируем мир» (2-5 классы)
Экспертный лист первого дня решения проектной задачи
Эксперт ________________________________________ Группа _________
I. Универсальные учебные действия | Количество баллов | Комментарии экспертов |
1. Распределение материалов, названия для комплектов | ||
2. Распределение в пары | ||
3. Выбор заданий в парах | ||
4. Сопоставление выбора пар | ||
5. Составление диаграммы из заданий | ||
6. Формулировка итогового задания | ||
7. Утверждение плана работы и набора заданий | ||
II. Предметные результаты | ||
1. Выполнение тренировочных заданий | ||
III. Рефлексивные действия | ||
1. Обсуждение итогов дня |
Шкала оценивания:
0-2 – задание выполнено с большими трудностями с помощью экспертов
3-6– задание выполнено частично/практически самостоятельно, понадобилась незначительная помощь эксперта
7-10 – задание выполнено самостоятельно
Экспертный лист второго дня решения проектной задачи
Эксперт ________________________________________ Группа _________
I. Универсальные учебные действия | Количество баллов | Комментарии экспертов |
1. Обсуждение результатов первого дня | ||
2. Формулировка и фиксация вопросов от каждой пары | ||
3. Постановка задачи на день | ||
4. Распределение заданий в группе | ||
5. Конструирование мира | ||
6. Составление плана на следующий день | ||
II. Предметные результаты | ||
1. Выполнение итоговых заданий | ||
III. Рефлексивные действия | ||
1. Обсуждение итогов дня |
Шкала оценивания:
0-2 – задание выполнено с большими трудностями с помощью экспертов
3-6– задание выполнено частично/практически самостоятельно, понадобилась незначительная помощь эксперта
7-10 – задание выполнено самостоятельно
Экспертный лист третьего дня решения проектной задачи
Эксперт ________________________________________ Группа _________
I. Универсальные учебные действия | Количество баллов | Комментарии экспертов |
1. Взаимодействие в группе при работе над проектами (коммуникация, взаимопомощь, взаимоконтроль) | ||
2. Подготовка к презентации | ||
II. Рефлексивные действия | ||
1. Обсуждение итогов дня |
Шкала оценивания:
0-2 – задание выполнено с большими трудностями с помощью экспертов
3-6– задание выполнено частично/практически самостоятельно, понадобилась незначительная помощь эксперта
7-10 – задание выполнено самостоятельно
Предварительный просмотр:
Оценочный лист группы № _______
Вопросы и задания | Ваши действия (ответы) | Самооценка действий членов команды по 10-бальной шкале |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Предварительный просмотр:
Ф.И. детей группы, класс Умения | ||||||
1. Умеет осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместной работы | ||||||
2. Способен понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления | ||||||
3. Умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией | ||||||
4. Способен сознательно осуществлять выбор заданий разного уровня, выполнять их, при необходимости не переопределять поставленную перед собой задачу | ||||||
5. Способен критично и содержательно оценивать свой результат | ||||||
6. обладает способностью лидера, может организовать работу группы так, чтобы все были задействованы в работе | ||||||
7. Умеет презентировать свой продукт, отвечать на поставленные вопросы | ||||||
8. Может оказать помощь другим членам команды без всяких уговоров, видит сам, кому нужна помощь. | ||||||
9. Осуществляет инициативные действия при работе в группе, способен к самостоятельному решению и может взять на себя ответственность | ||||||
10. Обладает самостоятельностью суждений, критичностью по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям |
Сформированность метапредеметных образовательных результатов у участников группы
Шкала оценивания: 0 – 2 (0 – не обладает умением), 1 – обладает частично, 2 – обладает)
Предварительный просмотр:
Опросный лист второго дня работы группы №___
над проектной задачей
Вопросы и задания | Ваши действия (ответы) | Самооценка действий членов команды по 10-балльной шкале |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Предварительный просмотр:
Оценочный лист итогового выступления группы в финале
Группа № ______
Школа оценивания: 0 баллов, 1 балл, 2 балла, 3 балла
Критерии оценивания | группа № | группа № | группа № | группа № |
1. Отражены ли в выступлении все 9 итоговых заданий проектной задачи? | ||||
2. Получился ли связный текст описания объекта, который создала группа? Понятен ли он? | ||||
3. Как выступил тот, кто выходил с презентацией? (рассказывал сам, читал по тексту, был эмоционален, понимал то, о чем рассказывает, был ли рассказ интересен) | ||||
4. Как отвечала группа на вопросы? (давались полные ответы или от ответа уходили) | ||||
5. Оригинальность и уникальность проекта (оформление проекта, индивидуальность содержания) | ||||
Итого | ||||
Рейтинг |
Оценочный лист итогового выступления группы в финале
Группа №_______
Школа оценивания: 0 баллов, 1 балл, 2 балла, 3 балла
Критерии оценивания | группа № | группа № | группа № | группа № |
1. Отражены ли в выступлении все 9 итоговых заданий проектной задачи? | ||||
2. Получился ли связный текст описания объекта, который создала группа? Понятен ли он? | ||||
3. Как выступил тот, кто выходил с презентацией? (рассказывал сам, читал по тексту, был эмоционален, понимал то, о чем рассказывает, был ли рассказ интересен) | ||||
4. Как отвечала группа на вопросы? (давались полные ответы или от ответа уходили) | ||||
5. Оригинальность и уникальность проекта (оформление проекта, индивидуальность содержания) | ||||
Итого | ||||
Рейтинг |