рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Хайруллина   Аспет  Кадыровна

рабочая программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3klass.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

 на ШМО учителей начальных классов

Протокол №___ от

«___»___________ 2018г.

Руководитель ШМО

_________/О.Ш. Газизова /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Ямское

______________/М.А. Гладченко /

«___»___________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – СОШ

 с. Ямское

_____________/Л.П.Мякшева /

Приказ №___ от

«___»___________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

в 3 классе

МОУ – СОШ с. Ямское Краснокутского района

Саратовской области

Составил:  учитель начальных классов

Хайруллина  Аспет Кадыровна

2018– 2019 учебный год

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___ от «___» ______ 2018 г.

                                                  Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования на основе типовой примерной программы, разработанной авторской программой А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».

Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

На изучение предмета отводится  2 ч в неделю, в год 68 ч (34 учебных недель).

I четверть

16 часов

II четверть

13часов

III четверть

20   часов

IV четверть

17 часов

Итого:

68 часов

. 

Цели и задачи:

  • развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

        За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи:  сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.

     

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Обучающиеся должны знать:

- человек — часть природы и общества;

- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);

- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  съедобные и несъедобные грибы;

- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

- правила гигиены; основы здорового образа жизни;

- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила -  --  противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

- потребности людей; товары и услуги;

- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

 - владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

         

Планируемые  результаты

Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.                

2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                 

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Содержание программы

Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.

Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).

Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.

Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).

Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Радость познания.

10

2.

Мир как дом.

23

3.

Дом как мир.

23

4.

В поисках Всемирного наследия.

10

Итого:

68

                                                       

                                Календарно – тематический план

п/п

Тема

Кол-во ч.

Дата

План

Факт

1.

Свет знания. Вводный урок.

1

2.

Как изучают окружающий мир. 

1

3.

Книга – источник знаний..

1

4.

Отправимся на экскурсию. 

1

5.

О чём рассказывает план? 

1

6.

Планета на листе бумаги. Практическая работа

1

7.

Страны и народы на политической карте мира.

1

8.

Путешествуя, познаём мир.  

1

9.

Транспорт.

1

10.

Средства информации и связи. 

1

11.

Тест по разделу «Радость познания»

1

12.

Мир природы в народном творчестве. 

1

13.

Из чего состоит всё. 

1

14.

Мир небесных тел. 

1

15.

Невидимое сокровище. 

1

16,

17.

Самое главное вещество. 

2

18.

Природные стихии в народном творчестве. Урок изучения нового.

1

19.

Кладовые земли. Урок изучения нового.

1

20.

Чудо под ногами. Урок изучения нового.

1

21.

Проверочная работа по теме «Воздух и вода» 

1

22.

Мир растений. 

1

23.

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

24.

Мир животных. 

1

25.

Образы животных  в народном творчестве. 

1

26.

Невидимые нити в живой природе. 

1

27.

Тест «Мир растений и животных»

1

28.

Лес – волшебный дворец. 

1

29.

Луг – царство цветов и насекомых. 

1

30.

Водоём – дом из воды. 

1

31, 32.

Как сохранить богатства природы. 

2

33

34.

Охрана природы в культуре народов России и мира.

2

35.

Обобщающий урок по разделу «Мир как дом», тестирование.

1

36.

Родной дом – уголок Отчизны.

1

37.

Свой дом – свой простор. 

1

38.

В красном углу сесть – великая честь. 

1

39,

40.

Побываем в гостях. 

2

41.

На свет появился – с людьми породнился. 

1

42.

Родословное древо. 

1

43.

Муж и жена – одна душа. 

1

44.

Святость отцовства и материнства. 

1

45, 46.

Добрые дети – дому венец. 

2

47.

Детские игры – школа здоровья. 

1

48.

Проверочная работа на тему «Мой дом»

1

49.

Строение тела человека. 

1

50.

Как работает наш организм. 

1

51.

Что такое гигиена. 

1

52.

Наши органы чувств. 

1

53.

Школа первой помощи. 

1

54.

Здоровью цены нет. 

1

55.

Тест «Здоровье - главное богатство»

1

56.

Дом не велик, а стоять не велит. 

1

57.

Семейный бюджет. 

1

58.

Мудрость старости. 

1

59.

Путешествие к А.С. Пушкину. 

1

60.

Обобщение по разделу «Дом как мир» 

1

61.

Всемирное наследие. 

1

62.

Московский Кремль. 

1

63.

Озеро Байкал. 

1

64.

Путешествие в Египет. 

1

65.

Путешествие в Грецию. 

1

66.

Путешествие в Иерусалим. 

1

67.

Путешествие в Китай. 

1

68.

Всемирные духовные сокровища. 

1

Литература:

Учебные пособия:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; - М.: Просвещение, 2015.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; - М.: Просвещение, 2016.
  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...