Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа с тематическим планированием учебного предмета "Окружающий мир" 2 класс составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»: Издательский центр  «Просвещение». ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска

«Обсуждено»                                      «Рассмотрено»                               «Утверждаю»

на заседании МО        на заседании МС                         Директор школы

Протокол №1                                      Протокол №1

Плотникова О.В.                                  Чмыхова Я.Ю.                             Елозина О.И.

                                               

«__» сентября 2018 г.                        «__»сентября 2018 г .                 «__»сентября 2018 г .        

Рабочая программа

учебного предмета

«Окружающий мир»

Учитель:   Лялюшко Н.П.

Класс:  2 «В»

Учебный год 2018-2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 ( с изменениями от 29 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29 декабря 2014 года №1643);
  • основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Брянска; 
  • авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»: Издательский центр  «Просвещение»;
  • учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Брянска.

Цели изучения учебного предмета:

—  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основными задачами являются:

1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

На изучение учебного предмета отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов.

Проверочные работы -  6.

Практические работы – 8.            

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты :

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                          

                                     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                           2  КЛАСС (68 ч)

                                   Где мы живем?( 4 часа)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проверочная работа.

Природа( 20 часов) 

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями .

Тест.

Жизнь города и села (10часов)

Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села .

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного села, города.

Тест.

Здоровье и безопасность ( 9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Проверочная работа.

Общение (7 часов) 

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Тест.

Путешествия (18 часов )

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Творческий отчет.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живём.

4

2

Природа.

20

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Общение.

7

6

Путешествия.

18

ИТОГО:

68 часов

   

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Где мы живем?

4

1.

Родная страна

1

2.

Город и село.

1

3.

Природа и рукотворный мир.

1

4.

Проверим себя по разделу «Где мы живем?»

1

Природа

20 ч

5.

Неживая и живая природа

1

6.

Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры»

1

7.

Что такое погода

1

8

В гости к осени (экскурсия)

1

9

В гости к осени(урок)

1

10

Звездное небо.

1

11

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Горные породы».

1

12-13.

Про воздух и про воду

2

14.

Какие бывают растения. Практическая работа

Определение растений с помощью атласа-определителя

1

15.

Какие бывают животные.

1

16.

Невидимые нити..

1

17.

Дикорастущие и культурные растения

1

18.

Дикие и домашние животные.

1

19.

Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

1

20.

Животные живого уголка. Практическая работа «Уход за домашними животными»..

1

21.

Про кошек и собак

1

22.

Красная книга.

1

23.

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Жизнь города и села 

10ч

25.

Что такое экономика

1

26.

Из чего что сделано..

1

27.

Как построить дом.

1

28.

Какой бывает транспорт.

1

29.

Культура и образование

1

30.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

31.

В гости к зиме (экскурсия)

1

32.

В гости к зиме (урок)

1

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

34.

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

 

1

Здоровье и безопасность 

35.

Строение тела человека

1

36.

Если хочешь быть здоров.

1

37.

Берегись автомобиля!

1

38.

Школа пешехода. Практическая работа «Правила дорожного движения».

1

39.

Домашние опасности

1

40.

Пожар!

1

41.

На воде и в лесу

1

42.

Опасные незнакомцы.

1

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Общение

44.

Наша дружная семья.

1

45.

Проект «Родословная»

1

46.

В школе.Для самых любознательных.(Ледоход, половодье, паводок, ледостав).

1

47.

Правила вежливости

1

48.

Ты и твои друзья.

1

49.

Мы – зрители и пассажиры

1

50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Путешествия

18 ч

51.

Посмотри вокруг

1

52- 53

Ориентирование на местности. Практическая работа «Как пользоваться компасом».

2

54

Формы земной поверхности.

1

55.

Водные богатства

1

56.

В гости к весне (экскурсия)

1

57.

В гости к весне

1

58.

Россия на карте. Практическая работа «Как читать карту».

1

59.

Проект «Города России»

1

60.

Путешествие по Москве.

1

61.

Московский Кремль

1

62.

Город на Неве.

1

63.

Путешествие по планете

1

64.

Путешествие по материкам.

1

65.

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

66.

Впереди лето..

1

67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

68.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 ( с изменениями от 29 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29 декабря 2014 года №1643);
  • основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Брянска; 
  • авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»: Издательский центр  «Просвещение»;
  • учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Брянска.

Цели изучения учебного предмета:

—  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основными задачами являются:

1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

На изучение учебного предмета отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов.

Проверочные работы -  6. Практические работы – 8. Экскурсии -3.   

Разделы программы:

  1. Где мы живем (4 ч)
  2. Природа (20 ч)
  3. Жизнь города и села (10 ч)
  4. Здоровье и безопасность (9 ч)
  5.  Общение ( 7 ч)
  6. Путешествия (18 ч).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...