1. | Мотивационный
Словесн: слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята! Проверь дружок: Готов ли ты начать урок? Всё ли на парте в порядке Книжки, ручки и тетрадки? | Приветствовать;
Настраиваться на урок; | Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; |
2. | Актуализация знаний
Практич.: проверка д/з
Словесн.: ответы на вопросы; | 4 мин. | - Ребята, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (государственный бюджет). - Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства). - Как называются деньги, которые поступают в государственный бюджет? (доходы). - Как называются деньги, которые тратят? (расходы) - Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (налоги). | Проверять домашнее задание;
Отвечать на вопросы; | П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
3. | Постановка учебных задач | 5 мин. | - Ребята, Слышали ли вы такую пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»? Объясните смысл этой пословицы. (Учащиеся приводят свои объяснения к зарплате взрослых за работу). - Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет) - Какая же сегодня тема урока? «Семейный бюджет» - Какие цели поставим на урок? (узнать что такое семейный бюджет; как расходовать семейный бюджет). | Объяснять смысл пословицы;
Объяснять ситуацию;
Определять тему урока; Ставить цели урока; | К: участвовать в учебном диалоге;
Р: определять цель деятельности на уроке |
3. | Решение частных задач
Словесн.: ответы на вопросы;
Практич: работа в группах | 10 мин.
5 мин. | - Ребята, сейчас мы разделимся на 3 группы – это будет ваша семья. Придумайте фамилию вашей семьи, распределите роли. - Семейный бюджет пока у вас составляет 0 рублей. - Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (доходов и расходов). - На уроке мы должны заполнить таблицу (распечатка) и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы. - Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? Обсудите с семьёй и впишите. (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений). - Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц). - Ребята, а куда тратятся деньги из семейного бюджета? Что это? (расходы) Впишите ваши семейные расходы. - У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. И таблицы доходами вашей семьи кто сколько зарабатывает. Посчитайте свой семейный бюджет. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте галочкой. Лекарства Продукты Одежда Компьютер Игрушки Обувь Книги Диски | Транспорт Посещение театра, цирка Посещение боулинга Туристическая поездка.
| Велосипед Музыкальная (спортивная) школа Платежи и налоги Бытовая химия
|
- Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесём это Итак, сосчитайте ваш расход и доход. - Давайте подведём баланс. Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги? - Если остались, то это экономия бюджета. - А если нет, то это дефицит бюджета. | Делиться на группы; Придумывать фамилию;
Распределять роли;
Отвечать на вопросы;
Работать с карточками;
Отмечать необходимые продукты и услуги;
Подсчитывать доход и расход;
Узнавать новые понятия; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;
К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» отделять новое от известного; выделять главное;
П: устанавливать причинно-следственные связи; |
| Словесн.: ответы на вопросы;
Практич.: чтение текста; | 5 мин. | - Ребята, а если образовался дефицит бюджета, что нужно сделать? (экономить). - На чём? (беречь воду, электричество, доедать пищу, не выбрасывать её). - Если появилась экономия бюджета что можно сделать? (положить деньги в банк, получать банковские проценты). - Существуют ли виды доходов, которые не запланированные? (лотерея, выигрыш). - Существуют ли виды расходов, которые нельзя запланировать? (Болезнь) - Прочитайте текст на стр. 77. - О каких видах доходов вы узнали? - Что такое прибыль? Как вы понимаете? - Что такое гонорар? Объясните. - Что такое процент по вкладу, банковский процент? | Анализировать;
Отвечать на вопросы;
Читать;
Анализировать прочитанное;
Отвечать на вопросы; | Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; |
| Физминутка | 13.00. 13.01. | По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И на этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнём И домой пешком пойдём. | Выполнять движения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; |
| Практич.: работа в рабочей тетради | 1 мин.. | - А теперь поработаем в рабочих тетрадях. Упр. 1 стр. 41. Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу. - Соедините стрелками из чего складывается доход в вашей семье. - Покажите стрелками расход семьи. - Где стрелок получилось больше? Какой вывод можно сделать? - Что произойдёт если расходы превысят доходы? - Выполните упр. 2 стр. 42 - Объясните значение пословиц: - Копейка рубль бережёт;
- Был бы ум, будет и рубль;
- Не будет ума, не будет и рубля;
- Не горюй о деньгах, не они нас наживали, а мы их)
| Работать в рабочих тетрадях;
Соединять стрелками;
Делать выводы;
Выполнять упражнение; Работать в группе Объяснять пословицы; | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
К: умение работать в группе |