Конспект урока "Природа и её сезонные изменения" ("ПНШ", 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • формирование представлений о сезонных изменениях в природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.11.18                                                               ФИО учителя: Боярина Л.М.

Школа: № 148                                                              ФИ студента: Гурьянова А., 42 группа

Класс: 1 «З»                                                                  ФИО методиста: Боева С.З.

Кабинет: 223

Время: 9:55 – 10:35 (3)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Природа и её сезонные изменения»

Цели деятельности учителя:

  • формирование представлений о сезонных изменениях в природе.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать причины смены времен года;

- уметь определять время года по признакам.

Личностные: 

- развивать речевые умения, мышление, память;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова (ПНШ), карточки с заданиями, презентация, видеофрагмент.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

2 мин

 - Ребята, взгляните на экран.  Что необычного в этой фотографии?

Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает.

 - Верно. Отгадайте, о каком времени года идет речь?

 Дел у меня не мало – 
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …

- Что объединяет все слова - отгадки?

- Молодцы! Совершенно верно.

Рассматривают, анализируют иллюстрацию

- На этой фотографии изображены все 4 времени года

Отгадывают загадку: зима, весна, лето, осень

Внимательно слушают загадку

Анализируют

Называют отгадку: зима

Внимательно слушают загадку

Анализируют

Называют отгадку: весна

Внимательно слушают загадку

Анализируют

Называют отгадку: лето

Внимательно слушают загадку

Анализируют

Называют отгадку: осень

- Отгадки – это времена года

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

-  Ребята, как вы думаете, над какой темой мы с вами сегодня поработаем?

- А какие цели поставим на сегодняшний урок?.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года. Нам нужно вспомнить  их и доказать, что каждое из них прекрасно по-своему.

- Давайте начнём.

 Октябрь - это месяц какого времени года?  

- Скажите, какие вы знаете признаки осени?

– Итак, мы с вами повторили времена года и их месяца, сейчас будете работать в парах. Каждая пара будет описывать одно из времен года. Запомните, первый ряд, будет обсуждать и выявлять признаки «Зимы», второй ряд – «Весны»; третий ряд – «Лето».

Пара должна выявить не менее 3 сезонных явлений!

- Вы большие молодцы! Справились!

- Я думаю, тема нашего урока: «Природа и её сезонные изменения»

- Познакомиться с природой и ее изменениями; научиться распознавать природу по ее признакам

- Октябрь – это осенний месяц

Например. Осенние признаки:

- пожелтела листва;

- моросят дожди;

- птицы улетают в тёплые края.

Дети выполняют задание самостоятельно

Например. Зима:

1) идет снег;

2) вода замерзла на реке, превратилась в лед;

3) звери сменили «шубу».

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: работа по учебнику

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

7 мин

- Идем с вами дальше, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Когда это бывает?»

- Я вам читаю текст, а ваша задача вставить подходящие по смыслу слова-отгадки и сказать, в какое время года такое явление бывает:

1) Деревья сбросили наряд, обнажённые стоят.

А что за чудо?

Как цветок, на ветке маленький…

2) Появился из-под снега,        

Увидал кусочек неба.            

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький...  

3) Много снега намело.

Птичкам стало голодно.

Мастерю для них кормушку,

Дам им зёрен, дам ватрушку.

- А сейчас откройте учебники на стр.24-25. Посмотрите изображения, которые здесь есть.

- Что  объединяет  рисунки?

- Что  мы  видим  на  переднем  плане?  

- Что  мы  видим  вдалеке?  

- Чем  отличается  один  рисунок  от  другого?

- По  каким  признакам  определили  время  года?

- На  каком  рисунке  изображена  весна?

- По каким признакам вы определили?

- Покажите,  где  изображено  лето?

- По  каким  признакам  узнали  лето?

- Покажите  осень.

- Какие  приметы  осени  мы  видим  на  картинке?

- Покажите  зиму.

- По  каким  признакам  определили  зиму?

 

- А  теперь  обратите  внимание  на  Солнце.

- Как вы считаете, с чем связана температура на Земле?  

Просмотр видеофрагмента.

- Сейчас давайте с вами посмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос «Почему на Земле происходит смена времени года»?»

- Какой  из  рисунков  в  учебнике  ближе  к  тому,  что  мы  видим  в  природе  сегодня?

 - Назовите  месяцы  времен  года.

Играют в игру «Когда это бывает?»

Внимательно слушают инструкцию

Внимательно слушают загадку

Называют отгадку: листок, осень

Внимательно слушают загадку

Называют отгадку: подснежник, весна

Внимательно слушают загадку

Называют отгадку: синица, зима

Работа по учебнику

Рассматривают изображения на стр.24-25

-  На этих рисунках изображена  одна  и  та  же  местность

- На переднем плане мы видим речку,  поле,  березу,  кустарники,  зайца

- Вдалеке мы видим лес, солнце

- На этих рисунках изображено разное время года

- Грачи  на  пашне,  деревья  и  кустарники  только  одеваются  листвой,  маленький  зайчонок.  шутливый  разговор  грачей.

- Деревья  в  пышном  зеленом  наряде,  на  поле  зреет  урожай,  бурый  подросший  заяц.

- Пожелтевшая  листва,  листопад,  улетают  птицы,  уборка  урожая  на  поле,  серо-белый  заяц.

- Деревья  голые,  река  покрыта  льдом,  поле  запорошено  снегом,  заяц  в  белой  шубке.

- С вращением Земли вокруг Солнца; высота  Солнца  над  Землей  в  разное  время  года,  но  в  одно  и  то  же  время  суток.

Просмотр видеофрагмента

- Ближе к нам сейчас рисунок с осенью.

- Лето: июнь, июль, август

- Осень:сентябрь, октябрь, нояб.

- Зима: декабрь, январь, февр.

- Весна: март, апрель, май

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

5 мин

- Итак, ребята, на ваших столах вы можете увидеть карточки с признаками времени года. Ваша задача, определить какое это время года.

- Предлагаю  поработать в группе по 4 человека.  (Класс  делится  на  7  групп,  каждая  получает  задание).

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

Класс делится на группы

Слушают инструкцию

Зима – падает снег, животные поменяли свою шубку, птицы улетают, реки покрыты льдом.

Весна – тает снег, возвращаются перелетные птицы,  появляются подснежники,  на деревьях появляются почки, затем листочки.

Лето – можно ходить в легкой одежде, поспевают в садах плоды, солнце светит больше по времени.

Осень – сбор  урожая, чаще льют дожди,  листья на деревьях желтеют и опадают.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания

Словесный: учебный диалог

10 мин

- Для того, чтобы проверить,  как вы усвоили новую тему, предлагаю вам картинки.

- Вы должны раскрасить картинки  так, чтобы было понятно,  какое время года вы выбрали.

 - Давайте проверять, что у вас получилось.

- А как вы определяете время года?

-  Какие признаки вам помогли распознать какое это время года?

Слушают инструкцию

Выполняют задание

Раскрашивают картинки так, чтобы было понятно, какое время года им досталось

- Время года я определяю по признакам

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

3 мин

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Какие цели ставили на урок? Мы их достигли?

- Мы изучали тему: «Природа и её сезонные изменения»

- Да, мы достигли поставленных целей

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

- Сейчас каждый из вас оценит работу на уроке. http://festival.1september.ru/articles/584245/img1.jpg

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Оценивают свою работу на уроке

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....

Природа и ее сезонные изменения

Конспект урока по "Ознакомлению с окружающим миром" в 1 классе Умк " Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Природа и ее сезонные изменения» 1 класс

Место урока в теме: первый урок по теме «Природа и ее сезонные изменения» Тип урока: изучение нового. Цель: Сформировать представления о сезонных изменениях в природе. Задачи урока: Регулятивные ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Природа и ее сезонные изменения"

Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" (ПНШ)....

Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Природа и её сезонные изменения"

Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Природа и её сезонные изменения"...