Разнообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Разнообразие животных
Класс:2
УМК «Перспективная начальная школа»
Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать целостное представление о видовом разнообразии животного мира и умение классифицировать животных по группам.
Задачи урока:
1.Образовательные:
-систематизировать материал об известных видах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, паукообразные);
- познакомить с новыми видами (пресмыкающиеся, земноводные); - выделить существенные признаки животных разных видов.
2.Развивающие: формировать
регулятивные УУД:
- определять и формулировать задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); анализировать, классифицировать, сравнивать информацию о видах животных; выделять главное;
коммуникативные УУД:
- уметь участвовать в диалоге, строить устный монолог;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь договариваться, слушать друг друга, участвовать в групповом обсуждении.
3.Воспитательные:
- осознавать ценность природы, необходимость нести ответственность за её сохранение.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, разрезные картинки, задания для работы в парах и группах, статья «Животный мир степи» из книги М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревской «Природа и история родного края»
Сценарий урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой (психологическая готовность обучающихся к уроку)
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать!
- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.
-Скажем нашим гостям «Здравствуйте!»
- Повернитесь друг к другу, возьмите друг друга за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и своим одноклассникам удачи и хорошего рабочего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Прошу вас быть моими активными помощниками. Я желаю вам работать дружно.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? (Смайлики)
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Сели.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
На доске фотографии с изображением берёзы, грибов, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, сирени, голубя.
– Разделите все изображения на группы. ( Игра «Засели домики»)
– По каким признакам вы разделили эти картинки на группы?
Назовите признаки живой природы.
– Выделите отличительные признаки растений, грибов и животных.
– Приведите примеры о способах питания растений.
– Приведите примеры о способе питания животных.
– Приведите примеры о способе питания грибов.
3. Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Какие царства живой природы мы уже подробно изучили во 2 классе на уроках окружающего мира?
-Догадайтесь, о ком идёт речь в следующей загадке?
Они мычат, они рычат,
Они кричат и лают.
Всех нюхают, кусают, жалят
И, в общем, все их знают.
И вообще они нужны
На нашем белом свете
И точно так, как у людей,
У них бывают дети. ( - О животных.)
- Сформулируйте тему урока. (Животные)
- Да, ребята. Сегодня мы покидаем царство растений и грибов и переходим к изучению царства животных.
- Кто такие животные?
- Проверим это по словарю Ожегова.
- Кто из вас знает, как называется наука, изучающая жизнь животных? (Зоология)
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
- Сегодня урок открытия новых знаний. Чтобы познать новое, нужно вспомнить ранее изученное.
Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп (видов). Давайте вспомним, с какими группами животных мы знакомились в первом классе.
Составление кластера
(Дети называют группы животных: насекомые, рыбы, птицы и звери. А также называют их отличительные особенности)
-Проверим правильность определения по словарю в конце учебника. (стр. 123) (Дети читают определения по словарю в конце учебника. (стр. 123))
Распределите животных по группам (в конвертах) Игра «Не ошибись»
- Маша разделила животных на несколько групп (уч.с. 6). Получилась такая схема. Дополните Машину схему примерами животных, фото которых находятся в ваших конвертах. ( Дети сравнивают со схемой в учебнике с.6. Дополняют Машину схему картинками животных из конвертов.)
Если у вас возникнут какие-то вопросы, покажите красный свет светофоров.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Но у Миши возник очень серьёзный вопрос . (Включить голос-вопрос в записи) Проблемная ситуация
-Если эти животные по характерным признакам не соответствуют представленным группам, значит, какой вывод можно сделать? (Существуют новые группы)
- Какова цель нашего урока? ( Познакомиться с новыми группами животных.)
- Да вот это настоящая головоломка. Как тут быть? Что делать? Ваши предложения!
- Давайте не будем спорить и заглянем в учебник на страницы 7 и 8. (Работа по учебнику) «Зоологи и биологи»
Зоологи с. 7 «Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть - в воде. Поэтому их и назвали земноводными».
Биологи с. 8 «В отдельную группу животных учёные выделили змей, ящериц, черепах, крокодилов. Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем. Все они, без ног или с ногами, ползают по земле - «пресмыкаются». Вот почему их назвали пресмыкающимися».
Дети читают задание. Выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу и по отличительным признакам предполагают, что существует ещё две группы животных.
- Дополним Машину схему ещё двумя группами животных.
Земноводные и пресмыкающиеся
(Дети дополняют кластер ещё двумя группами животных. )
5. Физминутка
Вы отлично потрудились! Пора и отдохнуть!
Музыкальная физминутка «Звери»
Открытие нового знания (продолжение)
Проверьте по Оглавлению в учебнике, сколько групп животных должно быть в схеме. Сравнить с количеством групп в кластере.
Знакомство с паукообразными Работа в тетради для самостоятельной работы. (Упр. №1)
Текст упр.№1.Схема «Животные».
Паукообразные: скорпион,…….
Насекомые: бабочка,……….
Рыбы: карась,………
Земноводные: озёрная лягушка,……..
Пресмыкающиеся: уж,……..
Птицы: гусь,……..
Звери : корова,…….
-Определить ещё одну группу поможет задание в тетради.
Дети добавляют в кластер-вывод «Паукообразные»
6. Первичное закрепление.
1. Работа в группах «Кто из них кто?» Региональный компонент
Статья «Животный мир степи» из книги М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревской «Природа и история родного края» стр.45-48.
1-я группа. Во 2-м абзаце подчеркните слова, которые относятся к группе звери.
2-я группа. В 5-м абзаце подчеркните слова, которые относятся к группам насекомые и паукообразные.
3-я группа. В 6-м и 7-м абзацах подчеркните слова, которые относятся к группе птицы.
4-я группа. Из 7-го абзаца составьте цепи питания.
Критерии оценивания: 5б.- всё верно, 4б.-1ошибка, 3б.-2-3ошибки.
2. Экологическая минутка.
-Многие звери стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Красная книга, красная
Значит природа в опасности!
-Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных. В нашей Ростовской области тоже есть Красная книга. Туда занесены редкие животные. Чтобы больше узнать о редких животных, вы можете воспользоваться книгами, энциклопедиями, интернетом.
-Ребята, мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому. Делать всё, чтобы оберегать и спасать, защищать нашу природу.
- Послушайте стихотворение.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
-Если мы будем по-настоящему заботиться о природе, мы станем добрее!
-Песня «Просьба»- это гимн Природе и поэтому его нужно петь стоя. А наши гости нас поддержат, потому что этот гимн известен многим поколениям. Этот гимн навека. (Все исполняют песню «Просьба»).
7. Домашнее задание.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учебник с. 5-8, отвечать на вопросы. Работа в тетради для самостоятельной работы упр.№1:обучающиеся дополняют схему «Разнообразие животных» примерами животных своего края. Выполнить задание в тетради поможет дополнительный материал статьи «Животный мир степи» из книги М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревской «Природа и история родного края» стр.45-48.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Подведём итоги нашей работы.
-Кого бы вы поблагодарили за урок?
Самооценка. Дети устно дополняют предложения
- Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Разнообразие животных. Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».
Урок окружающий мир...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...