Урок окружающего мира 4-й класс "Водоемы нашего края "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Кейс-урок по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4-й класс. Авторы учебника Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.
Урок построен с использованием исследовательской работы и групповой формы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-urok_kolobova_i.p.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»
Кейс-урок
«Водоёмы нашего края»
(Урок окружающего мира 4 класс)
УМК «Планета знаний»
Составила и провела: учитель начальных классов Колобова Инна Петровна
Ромоданово 2017
Программа: УМК « Планета знаний».
Авторы: Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.
Тема: «Водоёмы нашего края ».
Цель: создать условия для знакомства учащихся с водоёмами Республики Мордовия.
Планируемые результаты:
предметные: знать естественные водоёмы Мордовии.
Метапредметные:
познавательные УУД: уметь находить информацию в различных источниках, анализировать и обобщать информацию.
коммуникативные : уметь слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме , умение работать в группе;
регулятивные : работать по предложенному плану в соответствии с поставленной задачей, сверять и контролировать свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников.
личностные: выражать свои эмоции, осознавать ценность дружбы , единства и взаимовыручки; проявлять к собеседнику внимание и терпение.
Оснащение:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Демонстрационный экран.
- Физическая карта Мордовии.
- Кейсы с заданиями для групп.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет нам всё узнать- наша любознательность.
2.Актуализация знаний.
-Отгадайте загадки.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается ..
Как это зеркало называется? (Озеро)
-Какова же тема нашего урока?
Реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной.
Реки играют огромную роль в жизни всех людей, населяющих планету. Издавна люди использовали воду рек в своих целях. Реки использовали для орошения земель, для перевозки грузов, именно по этой причине вдоль берегов многих рек поселялись племена, зарождались города ,по берегам полноводных рек возникали первые районы земледелия .
Озёра, как и реки, играют большую роль в природе и жизни человека. Прежде всего, они являются резервуарами пресной воды, источником рыбы и по ним проходят транспортные пути. Берега озёр издавна заселялись людьми. Реки и озера являются местообитанием живых организмов. Они
участвуют в круговороте воды .
Мы живём с вами в Мордовии . Природа нашей республики прекрасна. На её территории находятся красивейшие реки и озёра . В Республике Мордовии 1525 рек, их общая длина более 9 тысяч км. Реки типично равнинные, относятся к бассейну великой русской реки Волги. В Мордовии насчитывается около 500 озер.
Сегодня на карте республики отмечено 5 природных водоёмов, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. Чтобы наш урок прошёл интересно и плодотворно - вы разбиты на 5 групп. Каждая группа учёных подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой .
1 группа- Задача этой группы подготовить сообщение о реке Сура.
2 группа –Задача этой группы подготовить сообщение о реке Мокша.
3 группа- Задача этой группы рассказать о реке Инсар.
4 группа- Задача этой группы рассказать об озере Инорка.
5 группа - Задача этой группы рассказать об озере Инерка.
На столах у вас лежат несколько источников информации и карточки- «помогайки». Изучив источники, вы должны будете составить выступление. Результаты вашей работы будут оцениваться по 3 критериям:1)слаженность работы группы; 2)полнота информации; 3)презентация выступления.
Кейсы.
Кейс №1.Исследователи реки Сура.
Карточка-«помогайка»;
1.Река Сура и её местонахождение.
2.Предание мордвы о название реки.
3..Животные реки.
Источник 1.Физическая карта Мордовии.
http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133
Источник 2.
Река Сура правый приток Волги. Длина реки 841 км. Берёт начало у с. Сурские Вершины Барышского района Ульяновской области, протекает в Нижегородской, Пензенской областях, Мордовии и Чувашии.
http://hapok.ru/ponds/index?region_filter=54
Источник 3.
Река Сура протекает по восточной и юго-восточной окраине Мордовии, и является природной границей Мордовии с Ульяновской областью. По территории Мордовии она протекает на протяжении 120 км. Ширина русла реки Суры от 80 до 100 метров. Глубина его колеблется от 0,3м.на перекатах , до 3-5 метров на плёсах. Сура – равнинная река. Наиболее крупные мордовские притоки Сура принимает слева , это Алатырь, Инсар, Пьяна, Меня, Большая Кша, Штырма, Чеберчинка. На Суре в РМ расположены с. Большие Березники, с.Николаевка Большеберезниковского района.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1
Источник 4.
О происхождении названия существует мордовское предание: «В старинное время многие народы переселялись с места на место. Когда мордва пришла сюда, то на Волге уже жил какой-то народ. Мордва пришла к Волге, но те, которые там жили, не пустили её идти вниз по реке. Мордва вернулась назад, но сверху, с Волги; ходила туда-сюда, искала, где жить. Пришла на такое место, где в Волгу с юга течёт другая река. Старики вместе и стали советоваться: что делать, куда дальше идти? Один самый старый человек сказал: «Вот эта река, как палец, показывает, куда идти. Нам надо пойти по этой реке и там жить». Его послушались и пошли вверх по этой реке, там других народов тогда не было, никто не жил. А место было для охоты хорошее, лесов много. Так они и остались жить здесь. А реку стали называть Сур — она, как палец, им показала, где жить. Сур по-мордовски — «палец »».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
Источник 5.
В Суре водятся: сом, лещ, судак, жерех, щука, чехонь, карась, плотва, густера, белоглазка, окунь, ёрш, уклейка, налим, пескари. Из млекопитающих водятся: бобр обыкновенный, ондатра, норка. Рептилии: уж обыкновенный. Моллюски: беззубки, перловицы, прудовики. Встречаются раки. Иногда на водопой из окрестных лесов выходят кабаны.
В долине Суры на территории Чувашской республики Алатырского района расположена основная часть заповедника «Приссурский».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
Кейс №2.Исследователи реки Мокша.
Карточка-«помогайка»;
1.Река Мокша и её местонахождение.
3.Предание мордвы о название реки.
4.Животные реки.
Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133
Источник 2.
Наибольшей рекой Мордовии является река Мокша. Её длина — 656 км, на протяжении 320 км она течёт по территории нашей республики. Река Мокша, правый приток Оки, образуется южнее посёлка Мокшан в Пензенской области и впадает в Оку ниже города Касимов. Наибольшая глубина реки-11 метров. Ширина реки от 5метров в верховье ,до 150 метров в низовье. В Мокшу впадает большое количество притоков. Крупными правыми притоками Мокши являются Сивинь, Исса.Варма.Слева – река Вад.
https://otvet.mail.ru/question/45654783
Источник 3.
Исток Мокши находится на безлесном месте близ деревушки Елизаветино, немного выше городка Мокшан. Прямо из бугра бьет родник и образуется ручей. Здесь устроена смотровая беседка, а рядом установлена скульптура древней языческой богини по имени Мокошь. Ей поклонялись лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад, считали Мокошь покровительницей плодородия.
https://otvet.mail.ru/question/45654783
Источник 4.
На берегах реки раскинулись города Темников и Краснослободск. На реке расположен Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Там находится могила русскoго адмирала- флотоводца Ф. Ф. Ушакoва.
http://www.inpath.ru/nature/river/371
Источник 5.
По берегам реки Мокша раскинулись леса, вплотную к реке подходят заросли ивы. Можно увидеть дубовые рощи и сосновые боры. Из рыб в Мокше водятся: щука, окунь, лещ, судак, плотва . В междуречье Мокши и её правого притока Сатиса находится Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича.
Кейс №3.Исследователи реки Инсар.
Карточка-«помогайка»;
1. Река Инсар и её местонахождение.
2.Предание мордвы о название реки.
3.Животные реки.
Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133
Источник 2.
Какая гладкая река!
Чиста от ряби, словно льдина,
В ней бал справляют облака,
Для взора чудная картина.
http://ab36ru.narod.ru/reka.htm
Источник 3.
Инсар — река, правый приток Алатыря. Длина 168 км). Берёт начало у д. Александровки Инсарского района , течёт в центральной части Мордовии. Основные притоки: Карнай, Тавла, Пензятка, Аморда, Большая Атьма, Ладка.
Ширина русла в нижнем течении — до 20 м, глубина — до 2 м. На Инсаре расположены г. Рузаевка , столица Мордовии город Саранск , пос. Ромоданово и другие населённые пункты. Ниже села Баево Ичалковского района Инсар впадает в реку Алатырь напротив посёлка Смольный . Ширина реки у устья около 40 метров.
http://www.mordovia.info/wiki/%D0%E5%EA%E8
Источник 4.
Ниже города Рузаевки вдоль реки Инсар до устья и далее проложена железнодорожная ветка Рузаевка — Саранск — Красный Узел — Алатырь — Канаш. Дорога переходит с одного берега реки на другой: левый между Рузаевкой и Саранском, правый от Саранска до Ромоданово, затем снова левый от Ромоданово до устья Инсара.
https://ru.wikipedia.org/wiki
Источник 5.
Слово «Сар» в финском, карельском и мордовских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения не желтых пустынных песков, а болотистых, заболоченных мест.
Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Дальше, за линией железной дороги, начиналась другая река Сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар ( «инее»- большое )
Источник 6.Загадки.
1.Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша.(Щука)
2.Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
3. Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …(Утка)
4.Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …(Рак)
Кейс №4 .Исследователи озера Инорка.
Карточка-«помогайка»;
1.Что такое карстовое озеро.
2.Озеро Инорка и его местонахождение.
3.Животные озера.
Источник 1.
Физическая карта Мордовии
http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133
Источник 2.. Особый тип озера — карстовое. Карстовые озера — это озера, образованные в воронках, котловинах, пещерах и других формах карстового рельефа. Это озера, образовавшиеся в результате провала земли и затопления места провала водой.
http://svyato.info/2009/03/31/vodnye-resursy-mordovii.html
Источник 3.
Второе по величине озеро на территории Мордовии – Инорка . Озеро Инорка расположено в пойме реки Мокша , ниже города Темникова. Длина его 3300 метров , ширина в отдельных местах 100 метров, глубина 11 метров. Небольшими протоками озеро Инорка соединяется с озёрами Таманка и Казино.
Озеро Инорка самое крупное озеро Мордовского государственного заповедника им. П.Г.Смидовича.
Источник 4.
В озере водятся : окунь, уклейка, лещ, красноперка, линь, плотва, голавль, щука, рак, выдра ,ондатра, бобры.
Кейс №5 .Исследователи озера Инерка.
Карточка-«помогайка»;
1.Озеро Инерка и его местонахождение.
2.Растения озера.
Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133
Источник2.
Жемчужиной Мордовии по праву называется озеро Инерка, находящееся в семидесяти километрах от столицы Мордовии Саранска, в 4 км от села Пермеси Большеберезниковского района. Площадь одного из самых глубоких, карстовых озер в Мордовском крае составляет около 44 гектар, при длине в 3350 метров и максимальной ширине - двести метров. Великое озеро имеет продолговатую форму, вытянувшись вдоль реки Суры.
"Инерка" в переводе с мордовского языка – "Великое озеро" Оно бережно охраняемо и любимо местными жителями.
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=14874
Источник 3.
В озере Инерка вода чистая, прозрачная, голубовато-зеленого цвета. Вода просматривается на 2 метра вглубь.. По берегам озера произрастает много растений — кубышек, кувшинок, рдестов, осок, калужниц. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, очищают воду от загрязнения . служат пищей и убежищем для многих животных. Озеро богато рыбой.
Инерка является памятником природы республиканского значения и прекрасной достопримечательностью Мордовского края.
Источник 4.
Озеро светлое, озеро чистое,
Гладь, тишина и покой!
Солнце горячее, солнце лучистое
Над голубою волной!
http://rupoem.ru/kr/ozero-svetloe-ozero.aspx
Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем.
Справа от нас – зелёный луг.
Слева находится лес .
В таком лесу полно чудес.
В небе голубом плывут облака.
Слева озеро, справа река.
Презентация выступлений.
-Каждой группе было дано задание: подготовить рассказ о водоёме, которое находится на территории нашей Республики Мордовия. Послушаем одного представителя от каждой группы.
Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. Заполняем таблицу.
№ | Название группы | Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого |
- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чём вели разговор?
-Какие реки протекают по территории Мордовии?
-Какие озёра находятся в Мордовии?
- Понравилось ли вам работать в группе? Оцените работу своих товарищей.
Рефлексия.
Перед вами на парте лежат три капли воды. Прошу выбрать одну из них и прикрепить на доску, чтобы получилась водная гладь. Голубую, если урок понравился и вы во всем разобрались; тёмно-синюю, если урок понравился, но кое-что было непонятно; тёмно-коричневую, если урок не понравился или вы ничего не поняли.
Какая красивая получилась у нас голубая водная гладь! Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!
Домашнее задание .
Учащиеся 1 варианта- исследователи, 2 варианта -создатели.
Исследователям сделать сообщения о неизученных реках и озёрах Мордовии и Ромодановского района; создателям - нарисовать рисунки или сочинить сказки о водоёмах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Поверхность нашего края" (1 вариант)
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Поверхность нашего края". Программа "Школа России" 4 класс....
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"
Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...
Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс
Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....
Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс "Поверхность нашего края". (Республика Башкортостан, Белорецкий район). УМК "Школа России"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Поверхность нашего края" (Белорецкий район Республики Башкортостан)...