Урок окружающего мира 4-й класс "Водоемы нашего края "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Колобова Инна Петровна

Кейс-урок по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4-й класс. Авторы учебника Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.

Урок построен с использованием исследовательской работы и групповой формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_-urok_kolobova_i.p.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»

Кейс-урок

«Водоёмы нашего края»

(Урок окружающего мира 4 класс)

УМК «Планета знаний»

Составила и провела:                                                                                                                                  учитель начальных классов                                                                                               Колобова Инна Петровна

Ромоданово 2017

Программа: УМК « Планета знаний».

Авторы: Г.Г.Ивченкова , И.В.Потапов.

Тема: «Водоёмы нашего края ».

Цель: создать условия для знакомства учащихся с водоёмами Республики Мордовия.

Планируемые результаты:

предметные: знать естественные водоёмы Мордовии.

Метапредметные:

познавательные УУД: уметь находить  информацию в различных источниках, анализировать и обобщать информацию.

коммуникативные : уметь слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме , умение работать в группе;

регулятивные : работать по предложенному плану в соответствии с поставленной задачей, сверять и  контролировать свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки  с помощью учителя и одноклассников.

личностные: выражать свои эмоции, осознавать ценность дружбы , единства и взаимовыручки; проявлять к собеседнику внимание и терпение.

     Оснащение:

  1.  Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Демонстрационный экран.
  4. Физическая карта Мордовии.
  5. Кейсы с заданиями для групп.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет нам  всё узнать- наша любознательность.

2.Актуализация знаний.

-Отгадайте загадки.

Чуть дрожит на ветерке 
Лента на просторе, 
Узкий кончик в роднике, 
А широкий в море. (Река)

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается ..

Как это зеркало называется? (Озеро)

-Какова же тема нашего урока?

    Реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной.
   
Реки играют огромную роль в жизни всех людей, населяющих планету. Издавна люди использовали воду рек в своих целях. Реки использовали для орошения земель, для перевозки грузов, именно по этой причине вдоль берегов многих рек поселялись племена, зарождались города ,по берегам полноводных рек возникали первые районы земледелия .

   Озёра, как и реки, играют большую роль в природе и жизни человека. Прежде всего, они являются резервуарами пресной воды, источником рыбы и по ним проходят транспортные пути. Берега озёр издавна заселялись людьми.  Реки и озера являются местообитанием живых организмов. Они

 участвуют в круговороте воды .

   Мы живём с вами в Мордовии . Природа нашей республики прекрасна. На её территории находятся красивейшие реки и озёра . В Республике Мордовии 1525 рек, их общая длина более 9 тысяч км. Реки типично равнинные, относятся к бассейну великой русской реки Волги. В Мордовии насчитывается около 500 озер. 

   Сегодня на карте  республики отмечено 5 природных водоёмов, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. Чтобы наш урок прошёл интересно и плодотворно -  вы разбиты на 5 групп.  Каждая группа учёных подготовит  свое сообщение, связанное с  нашей темой .

1 группа- Задача этой группы подготовить сообщение о реке Сура.

2 группа –Задача этой группы подготовить сообщение о реке Мокша.

3 группа- Задача этой группы рассказать о реке Инсар.

4   группа-  Задача этой группы рассказать об озере Инорка.

5 группа - Задача этой группы рассказать об озере Инерка.

      На столах у вас лежат несколько источников информации и  карточки- «помогайки». Изучив источники, вы должны будете составить выступление. Результаты вашей работы  будут оцениваться по 3 критериям:1)слаженность работы группы;  2)полнота информации; 3)презентация выступления.

Кейсы.

Кейс №1.Исследователи реки Сура.

Карточка-«помогайка»;

1.Река Сура и её местонахождение.

2.Предание мордвы о название реки.

3..Животные реки.

Источник 1.Физическая карта Мордовии.

http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2. 

  Река Сура правый приток Волги. Длина реки 841 км. Берёт начало у с. Сурские Вершины Барышского района Ульяновской области, протекает в Нижегородской, Пензенской областях, Мордовии и Чувашии.

http://hapok.ru/ponds/index?region_filter=54

Источник 3. 

    Река  Сура протекает по восточной и юго-восточной окраине Мордовии, и является природной границей Мордовии с Ульяновской областью. По территории Мордовии она протекает на протяжении 120 км. Ширина  русла реки Суры от 80 до  100 метров. Глубина его колеблется от 0,3м.на  перекатах , до 3-5 метров на плёсах. Сура – равнинная река. Наиболее крупные мордовские притоки Сура принимает слева , это Алатырь, Инсар, Пьяна, Меня, Большая Кша, Штырма, Чеберчинка. На Суре в РМ расположены с. Большие Березники, с.Николаевка Большеберезниковского района.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1

Источник 4. 

        О происхождении названия существует мордовское предание: «В старинное время многие народы переселялись с места на место. Когда мордва пришла сюда, то на Волге уже жил какой-то народ. Мордва пришла к Волге, но те, которые там жили, не пустили её идти вниз по реке. Мордва вернулась назад, но сверху, с Волги; ходила туда-сюда, искала, где жить. Пришла на такое место, где в Волгу с юга течёт другая река. Старики вместе и стали советоваться: что делать, куда дальше идти? Один самый старый человек сказал: «Вот эта река, как палец, показывает, куда идти. Нам надо пойти по этой реке и там жить». Его послушались и пошли вверх по этой реке, там других народов тогда не было, никто не жил. А место было для охоты хорошее, лесов много. Так они и остались жить здесь. А реку стали называть Сур — она, как палец, им показала, где жить. Сур по-мордовски — «палец »».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

Источник 5.

   В Суре водятся: сом, лещ, судак, жерех, щука, чехонь, карась, плотва, густера, белоглазка, окунь, ёрш, уклейка, налим, пескари. Из млекопитающих водятся: бобр обыкновенный, ондатра, норка. Рептилии: уж обыкновенный. Моллюски: беззубки, перловицы, прудовики. Встречаются раки. Иногда на водопой из окрестных лесов выходят кабаны.
 
В долине Суры на территории Чувашской республики  Алатырского района расположена основная часть заповедника «Приссурский».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

Кейс №2.Исследователи реки Мокша.

Карточка-«помогайка»;

1.Река Мокша и её местонахождение.

3.Предание мордвы о название реки.

4.Животные реки.

Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2. 

    Наибольшей рекой Мордовии является река Мокша.  Её длина — 656 км, на протяжении 320 км она течёт по территории нашей республики. Река Мокша, правый приток Оки, образуется южнее посёлка Мокшан в Пензенской области и впадает в Оку ниже города Касимов. Наибольшая глубина реки-11 метров. Ширина реки от 5метров в верховье ,до 150 метров в низовье. В Мокшу впадает большое количество притоков. Крупными правыми притоками Мокши являются Сивинь, Исса.Варма.Слева – река Вад.

https://otvet.mail.ru/question/45654783

 Источник 3. 

  Исток Мокши находится на безлесном месте близ деревушки Елизаветино, немного выше городка Мокшан. Прямо из бугра бьет родник и образуется ручей. Здесь устроена смотровая беседка, а рядом установлена скульптура древней языческой богини по имени Мокошь. Ей поклонялись лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад, считали Мокошь покровительницей плодородия.
https://otvet.mail.ru/question/45654783

Источник 4. 

   На берегах реки раскинулись города Темников и Краснослободск. На  реке расположен Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь.  Там находится могила русскoго адмирала- флотоводца Ф. Ф. Ушакoва.

http://www.inpath.ru/nature/river/371

Источник 5. 

 По берегам реки Мокша раскинулись леса, вплотную к реке подходят заросли ивы. Можно увидеть дубовые рощи и сосновые боры. Из рыб в Мокше водятся:  щука, окунь, лещ, судак, плотва . В междуречье Мокши и её правого притока Сатиса находится Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича.

Кейс №3.Исследователи реки Инсар.

Карточка-«помогайка»;

1. Река Инсар и её местонахождение.

2.Предание мордвы о название реки.

3.Животные реки.

Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2.

Какая гладкая река!

Чиста от ряби, словно льдина,

В ней бал справляют облака,

Для взора чудная картина.

http://ab36ru.narod.ru/reka.htm

Источник 3.

    Инсар — река, правый приток Алатыря. Длина 168 км). Берёт начало у д. Александровки Инсарского района , течёт в центральной части Мордовии. Основные притоки: Карнай, Тавла, Пензятка, Аморда, Большая Атьма, Ладка.

     Ширина русла в нижнем течении — до 20 м, глубина — до 2 м. На Инсаре расположены г. Рузаевка , столица Мордовии город Саранск , пос. Ромоданово и другие населённые пункты. Ниже  села Баево Ичалковского района  Инсар впадает в реку Алатырь напротив посёлка Смольный . Ширина реки у устья около 40 метров.

http://www.mordovia.info/wiki/%D0%E5%EA%E8

Источник 4.

   Ниже  города Рузаевки вдоль реки Инсар до устья и далее проложена железнодорожная ветка Рузаевка — Саранск — Красный Узел — Алатырь — Канаш. Дорога переходит с одного берега реки на другой: левый между Рузаевкой и Саранском, правый от Саранска до Ромоданово, затем снова левый от Ромоданово до устья Инсара.

https://ru.wikipedia.org/wiki

Источник 5. 

     Слово «Сар» в финском, карельском и мордовских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения не желтых пустынных песков, а болотистых, заболоченных мест. 
Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Дальше,
 за линией железной дороги, начиналась другая река Сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар ( «инее»- большое )

Источник 6.Загадки.

1.Полосатая злодейка                                    
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша.(Щука)

2.Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)

3. Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …(Утка)

4.Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …(Рак)

Кейс №4 .Исследователи озера Инорка.

Карточка-«помогайка»;

1.Что такое карстовое  озеро.

2.Озеро Инорка и его местонахождение.

3.Животные  озера.

Источник 1.

Физическая карта Мордовии

http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник 2.. Особый тип озера — карстовое. Карстовые озера — это озера, образованные в воронках, котловинах, пещерах и других формах карстового рельефа. Это озера, образовавшиеся в результате провала земли и затопления места провала водой.

http://svyato.info/2009/03/31/vodnye-resursy-mordovii.html

Источник 3.

     Второе по величине озеро на территории Мордовии – Инорка . Озеро Инорка расположено  в пойме  реки  Мокша , ниже города Темникова. Длина его 3300 метров , ширина в отдельных местах 100 метров, глубина 11 метров. Небольшими протоками озеро Инорка соединяется с озёрами Таманка и Казино.

   Озеро Инорка самое крупное озеро Мордовского государственного заповедника им. П.Г.Смидовича.

Источник 4.

   В озере водятся :  окунь, уклейка, лещ, красноперка, линь, плотва, голавль, щука, рак, выдра ,ондатра, бобры.

Кейс №5 .Исследователи озера Инерка.

Карточка-«помогайка»;

1.Озеро Инерка и его местонахождение.

2.Растения озера.

Источник 1. Физическая карта Мордовии http://maps.at.ua/blog/geographical_card_of_mordovii/2009-06-05-133

Источник2.

   

     Жемчужиной Мордовии по праву называется озеро Инерка, находящееся в семидесяти километрах от столицы Мордовии Саранска, в 4 км от села Пермеси Большеберезниковского района. Площадь одного из самых глубоких, карстовых озер в Мордовском крае составляет около 44 гектар, при длине в 3350 метров и максимальной ширине - двести метров. Великое озеро имеет продолговатую форму, вытянувшись вдоль реки Суры.

    "Инерка" в переводе с мордовского языка – "Великое озеро" Оно бережно охраняемо и любимо местными жителями.

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=14874

Источник 3.

     В озере Инерка вода чистая, прозрачная, голубовато-зеленого цвета.  Вода просматривается на 2 метра вглубь.. По берегам озера произрастает много растений — кубышек, кувшинок, рдестов, осок, калужниц. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, очищают воду от загрязнения . служат пищей и убежищем для многих животных. Озеро  богато рыбой. 

      Инерка является памятником природы республиканского значения и прекрасной достопримечательностью Мордовского края.

Источник 4.

Озеро светлое, озеро чистое,

Гладь, тишина и покой!

Солнце горячее, солнце лучистое

Над голубою волной!

http://rupoem.ru/kr/ozero-svetloe-ozero.aspx

Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

Физминутка.

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас – зелёный луг.

Слева находится лес .

В таком лесу полно чудес.

В небе голубом плывут облака.

Слева озеро, справа река.

  Презентация выступлений.

   -Каждой группе было дано задание: подготовить рассказ о водоёме, которое находится на территории  нашей Республики Мордовия. Послушаем одного представителя от каждой группы.

Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы. Заполняем таблицу.

Название группы

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

   

- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чём вели разговор?

 -Какие реки протекают по территории Мордовии?

 -Какие озёра находятся в Мордовии?

- Понравилось ли вам  работать в группе? Оцените  работу  своих товарищей.

Рефлексия.

   Перед вами на парте лежат три  капли воды. Прошу выбрать одну из них и прикрепить на доску, чтобы получилась водная гладь. Голубую, если урок понравился и вы во всем разобрались; тёмно-синюю, если урок понравился, но кое-что было непонятно; тёмно-коричневую, если урок не понравился или вы ничего не поняли.

    Какая красивая получилась у нас голубая водная гладь! Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!

Домашнее задание .

Учащиеся 1 варианта- исследователи, 2 варианта -создатели.

    Исследователям сделать сообщения о неизученных реках  и озёрах Мордовии и Ромодановского района;  создателям - нарисовать рисунки или сочинить сказки о водоёмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Поверхность нашего края" (1 вариант)

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Поверхность нашего края". Программа "Школа России" 4 класс....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....

Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс "Поверхность нашего края". (Республика Башкортостан, Белорецкий район). УМК "Школа России"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Поверхность нашего края" (Белорецкий район Республики Башкортостан)...