Конспект урока по окружающему миру с применением технологии активного (проблемно-диалогического) обучения
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру на тему "Берегите воду" (для 3-го класса) с использованием групповых форм работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сиротенко Маргарита Валентиновна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №309
Центрального района Санкт – Петербурга
Конспект урока по окружающему мира в 3-м классе на тему: «Берегите воду»
Предмет : окружающий мир
Раздел: Эта удивительная природа
Тема: «Берегите воду»
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.
Время реализации занятия: 45 мин.
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить
бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;
2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1)развивать умения работать в парах, группах,
2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
формулировать тему урока;
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;
5)устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.
Формы обучения:
1) индивидуальная работа
2) групповая работа
3) фронтальная работа.
3) репродуктивный.
Технологии:
1)здоровьесберегающая
2)технология игровых методов обучения
3)проблемное обучение
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмѐмся,
И друг другу улыбнѐмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
2.Мотивация к учебной деятельности
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.
- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного
- Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
-Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям)
3. Актуализация знаний .
Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями
воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.
Тест (форма работы: индивидуальная)
1) Лед и снег-это вода..
А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
А) при нагревании вода сжимается;
Б) при нагревании вода расширяется;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода впиталась в поверхность пола;
Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
В) вода с поверхности пола испарилась;
4) Пар- это
А) вода в жидком состоянии
Б) вода в газообразном состоянии.
В) вода в твердом состоянии;
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?
А) вода, превращаясь в лед, расширяется;
Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
Работа со схемой «Круговорот воды в природе»
4.Самоопределение к деятельности. Целепологание.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете
определить сами, послушав мою сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.
Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?
(Воду нужно беречь, не загрязнять)
-Итак, тема урока: «Берегите воду!» (Интерактивная доска)
- Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности?
-А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?
- Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме.
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться объяснять, что такое опыление;
3) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду;
4) Научиться классифицировать растения;
5) Научиться моделировать изучаемое содержание.
У.- Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера.
Вопросы:
1.Где на планете встречается вода?
2.Для чего человеку нужна вода?
3.Почему чистой воды становится меньше?
4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
6.Что значит «экономно расходовать воду»?
-Еще Капелька приготовила плакат. Что вы видите?
-Что вы можете сказать про эту речку?
- Поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения?
-Сегодня работаем в группах. А как нужно работать в группах? Назовите правила.
- Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
5.Физкультминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
6.Работа по теме урока
-Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления
динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды.
Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле.
- А вам интересно, какие вопросы приготовила Капелька?
- Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос.
Вопрос 1: Где на планете встречается вода?
(Обсуждение в группах, прослушивание отчетов)
-Покажите, что группа готова..
-Да. Она встречается везде. Если посмотрим на глобус(модель Земли) воды
много в морях и океанах.
Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для
нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.
- Мы сделали первый шаг по очистке воды в реке. (Убирается первый
источник загрязнения).
Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода?
У. - А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо
израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно
250 тонн бумаги.
-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)
Н-р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.
- Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Убирается второй
источник загрязнения).
- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.
На доске:
"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий
Михайлович Песков.
- Вы согласны с его словами?
-А сколько пословиц о воде?
Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы).
- Не забывайте, что работаем в группах.
Тише воды, не суйся в воду.
Под лежачий камень молодецкая еда
В марте вода, ниже травы
Хлеб да вода — в апреле трава .
Не зная броду, вода не течет.
(Ответы)
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет.
В марте вода, в апреле трава.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
-Капелька благодарит вас за ответы.
- Работаем дальше по очистке реки.
Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше?
- Покажите, что группа готова.
-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
- Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третий
источник загрязнения).
Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,
морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
-Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда?
(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)
Знаете, что …
- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;
-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.
- Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертый
источник загрязнения).
- Капелька благодарит вас за ответы.
Работа в группах. Решение экологических задач (слайд)
1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет
воды за половину суток?
2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько
литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
- Продолжаем работу по очистке реки
Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в
водоемах?
- Покажите, что группа готова.
У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
- А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?
- Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источник
загрязнения).
Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?
- Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке. (Убирается шестой
источник загрязнения).
-На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке
быть всегда чистой.
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
1.Беседа.
– Наш урок подходит к концу.
- Вспомним наши задачи. Все ли выполнили?
2.Тест
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2.Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм
в) от использования воды на производстве
4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) фильтры
б) пластиковые трубы
в) кислоты
-Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду, ее становится меньше)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)
У.- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
8. Самоанализ и самооценка ученика
«Живая капелька»
-Я все понял, могу объяснить – голубая капелька
- Я понял – синяя капелька
- Я не все понял – серая капелька.
9. Домашнее задание (на выбор)
1. Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
2. Придумать экологические задачи. 3.Сочинить сказку на тему: « Живая капелька»
4. «Проверь себя» стр.63 в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру с применением ЭОР "Осень", умк "Планета знаний", 1 класс.
Данный план-конспект разработан мною на курсах повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в начальной школе....
Урок по окружающему миру с применением технологии кейс-метода.
4 класс. Программа "2100". Тема урока: "Как выйти из сложной ситуации не нарушая прав челоаека"...
Конспект урока с применением технологии активного (проблемно-диалогического) обучения
Урок направлен на реализацию следующих целей:Воспитание экологической культуры учащихся, предполагающего:Расширение знаний детей о природе, о взаимосвязях «человек – животное – растение», усвоение сущ...
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Полное описание урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Из истории Древней Руси. Как жили наши предки"...
Урок по окружающему миру с применением технологии РКМ
2017г. Паспорт урока ______Окружающий мир____________ в __3 «г»___ классеФИО учителя, название ОО Егорова Ольга Васильевна МБОУ школа № 17Целевой компонентТема урока:Воздух и его свой...
Конспект урока по окружающему миру с применением кейс-технологии в 3 классе «Школа XXI века» Тема: «Заповедники».
Кейс-технологии применяемые на уроках окружающего мира формирует и развивает у младших школьников следующие умения и навыки:- оценка поведения людей, выбор целевых установок для принятия решений, пред...
Конспекта урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения...